#16 Solar wind » Сб, 20 февраля 2010, 15:24
Предназначение поста. Пост как духовное врачевание.
Святые отцы говорят о важности поста, но не считают его чем-то достаточным для спасения. Пост нужен для того чтобы дать духу торжествовать над плотию. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело.
Блудный сын, упоминаемый в Евангелие, лишенный пищи, пришел в себя и покаялся (Лк. 15,17-28).
В жизни преп. Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который между прочем сказал: «Все что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю…»
Действительно, как мы знаем из святоотеческого учения, самый строгий пост не принесет пользы, если ему сопутствует гордыня и осуждения других. Без смирения невозможно спастись.
Пост не есть какая-то самостоятельная добродетель. Он не есть смирение, но способствует приобретению смирения. Пост не есть целомудрие и чистота, но способствует достижению этих добродетелей. Пост - это делание, причем делание телесное.
Так и следует понимать слова преп. Иоанна Кассиана "Мы не полагаем надежды на один пост. Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа".
Нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет "изнурять себя заботами" о пище и питье (И. Златоуст), тогда ему в Царстве Божием нечего будет делать. Таких людей конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его(Фил. 3,19-21).
Особенно важной представляется тайна, открытая Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.
Спаситель объяснил, что с дьяволом можно бороться с помощью поста и молитвы. Сей (то есть бесовский) родне не выйти иначе, как от молитвы и поста.(Мк. 9,29)
Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество. Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом.
Установление поста Господом в раю.
Пост для людей установил сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя (Быт. 1,29); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды «древа познания добра и зла». Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17). Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех.
Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь дал людям в мире, - и вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы, должен был подчиняться ее законам. Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.
Пост в Ветхом Завете.
Св. Библия показывает нам, что все ветхозаветные великие праведники и все, вообще, люди постились. Постились, когда испрашивали у Господа милости; постились, когда каялись во грехах; постились, когда вразумлял их Бог. Пророк Моисей постился, когда принимал на горе Синае наставления от Господа Бога: Моисей вступил в средину облака и взошел на гору: и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх. 24,18).
И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил(Исх. 34,28).
Постился и царь Давид, напр., в день погребения своего союзника Авенира: Клялся Давид говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь(2Цар. 3, 35) и, вообще, при начальных или тяжких обстоятельствах (Пс.34,13; Пс.108,24).
В древности само слово "пост" не означало, как сейчас, перехода с мясной пищи на растительную. Телесный пост понимался, тогда как совершенное воздержание человека от пищи. Постящиеся подвижники позволяли себе поесть только вечером и лишь для того, чтобы подкрепить свои силы.