Величие

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум drovosek. Лесоповал

Модератор: drovosek

#1 drovosek » Вс, 14 октября 2012, 5:32

Спойлер
Так же о системных понятиях:
Ода к радости
Совесть как функциональное отношение
Принятие
Грех и искупление

ВЕЛИЧИЕ

От избытка скромности и в спорах с отдельными форумчанами надумалось всяко разно. Предлагаю обсудить :grin:

СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ – Это хорошо или плохо?

Ожегов: Наличие в ком-чём-н. выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: ВЕЛИЧИЕ величия, мн. нет, ср. (книжн.). Свойство великого. Величие подвига. Величие труда. || Великое во внешности, то, что внушает преклонение, глубокое чувство, необыкновенное уважение.

Корифеи ..., однако ж, сдаётся мне, что в этих определениях есть некая скрытая ограниченность толкования. С одной стороны, понятно, что «величие», как свойство, не самосущее. Оно свойство какой-то сущности. Но с другой стороны, подспудно сквозит толкование величия как того, что есть само по себе, что можно оценить как ОТДЕЛЬНОЕ. Но правомерно ли такое утверждение? Не правильнее ли говорить: Величие перед кем- чем? Т.е. исходить из того, что «величие» есть ОТНОСИТЕЛЬНОЕ понятие. Велик ПО СРАВНЕНИЮ с …? Что «величие» не существует вне СРАВНЕНИЯ!

А коли так, то становится под сомнение благость устремление к величию, обладание им. Ведь всегда будет кто-то (что-то) БОЛЬШИЙ по мере выраженности данного качества (свойства).

Представьте себе страдания того, кто попрал миллионы людей, залил кровью поля и города, обременил душу злодеяниями – и всё ради «ВЕЛИЧИЯ». Но средь ночи он просыпается в холодном поту, ибо понимает: есть некто, кто всё равно выше! «И прекрасней, и белее…» И поднимают слуг, и бежит воля великая: "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его…» Если «более великий» обнаружен в прошлом – то горят архивы и пишутся ложные свитки. Если «более великий» обнаружен сейчас – готовятся тайные убийцы и снаряжаются армии.

«Величие» ли это? – нет, это «суета и томление духа». И нет в том счастья. Ибо, что ж это за «величие», от которого нет счастья?
Спойлер
А коли невозможно ТАКОЕ «величие», то возникает закономерное побуждение – осудить и отвергнуть «величие». Вообще! Ведь если «величие» зло, то благо – это нечто обратное величию: уничижение, умаление, низвержение … ! Вот, мол, в чём сила!

Сила чего может быть в уничижении и умалении? Уж точно не того, что уничижается и умаляется.

В подвигах веры? В стоянии на камнях, истязании и прочем подобном? Так позвольте – это же опять путь к «величию»? Только величию истязания и стояния! И опять всегда будут те, кто истязает себя более и стоит долее…

Значит и это отвергнуть! Что же остаётся - Дух? Отвергнуть дух, отвергнуть волю, и через то обрести «величие»? Но величие рождается именно в духе. В воле СТАТЬ великим, превзойти, опередить, возвыситься …

Возвыситься … что значит «возвыситься? Что значит «стать выше»? Выше ЧЕГО/КОГО?
Тут и второй вопрос: КТО «возвышается» и «возвеличивается»?

Ответ, казалось бы, прост: – «Я». Но если отвергать «величие» как принцип, то получается, что то, ЧТО «возвеличивается», то и надо изничтожить. Т.е. изничтожить «я», дабы не обременить себя тягой к величию, соблазном силы, воли …

Логично. Беда в том, что сей путь только вниз. Путь УСЕЧЕНИЯ. Скопчество.

ТАКОЙ отказ от воли, отказ от «я», отказ от … всё это ни что иное, как отказ от ЖИЗНИ.
«Я в Боге!» -- кто это «Я», если отказался?
«Я – раб». Воля, как говориться ваша. Только откуда эта «воля» берётся, и как может породить то «величие», что «свойство великого», например, веры? Отказался же! «Не моя, но Твоя!» припоминают. И не к месту. Сын и Отец ОДНО. А коли не одно (как полагают некоторые), то???

Что же, везде тупик: либо отказ от пути обретения величия и тогда рабство, отказ от жизни как таковой. Либо утопление себя в бременах греха и кармы? И нахождение ложного величия. Даже если сопоставлять видимость превосходства?

К счастию нашему, тупик сей лишь частность. Поскольку в «величии» есть изначально определяющая его зависимость – оценка. Величие перед кем/чем. Невозможно «величие» иначе, чем в сопоставление с «иными».

«Иные» … - вот ответ!

Пока в системе ценностей есть «иные» -- есть проблема «величия» (или «ничтожества»). Величие и ничтожество равны, потому как проблема ищущего величия – есть проблема сравнения. Проблема ищущего «ничтожества» есть такая же проблема сравнения. В этом парадокс самоуничижающихся христиан: мня себя червями и грязью, они точно также накачивают своё «Я», как и зацикленный на личном величии тиран. Отличие лишь в знаке перед этим «я»: плюс или минус.

Решим задачу «иных» - решим задачу «величия».

Проблема «иных» скрыта в понимании, того, что «иные» бывают разные. Одни «иные» - снаружи. А другие – ВНУТРИ! Это «инаковость» Единого. Ну, или попроще – единоприродность. Где «иное» - это ипостаси ОДНОГО.  Иными словами, на мой взгляд, решение задачи «величия», как сравнения с «иным», возможно исключительно в рамках принятия «единоприродности» - т.е. понимания, что Единое (высшая цель) не снаружи, а именно внутри сущности, в её собственной иерархии. Если присутствие Единого в сущности отрицается – отрицается внутренний путь. И тогда действительно – выходом мниться самоуничижение. Попытка затоптать и сгнобить своё «Я». Но чем больше его топчут – тем ему больнее, и тем оно больше. Это как больной зуб – чем сильнее давишь – тем больнее становится. И может настать момент, когда весь мир – это одна «боль». В нашем случае – одно «Я», выползающее из всех щелей, напирающее из всех дверей и торчащее за всеми окнами.

(Правда практикуют и другой вариант - выбить все зубы, и провозгласить: «я – раб»).

Скажут – вверение, вот выход! И я соглашусь. Только уточню. - А что есть «вверение»? Передача своего «я» под внешнее управление? Это значит отказ от «я». Но нельзя просто отказаться – «я» это не ботинки, что снял и поставил в угол. Если оно в углу, то оно ЕСТЬ. А если есть, то растёт. Значит цель «отказа» – исчезновение «я».

Такое действительно возможно: вверение, как растворение … Растворение … но раствориться можно только в том, что сродно друг другу. Тогда, да. А коли нет единства природ, то нет и «растворения». Только рядом постоять. А коли так, то без единства природ оказывается невозможным и подлинное «вверение» - Лишь «тьма и скрежет зубовный»!

Растворение … Очевидно, что нет разницы, растворение в Безличном или запредельном Личном (что тождественно «Я»). Так и идёт: я – обезличенность в «высшем Я». Потом «высшее Я» опять растворяется – обезличивается, в большем ему. То – далее. И за каждым «Я» стоит обезличенность. А там, где обезличенность, там нет сравнения. Нет сравнения – нет и величия, как сравнения. Т.е. «величие» – как полнота есть, а как сравнения – нет. Это путь Будды. Одно «но» - на этом пути нет и воли к величию  Т.е. это уже НЕ ПУТЬ, это состояние достигшего величия. Парадокс, но уже буддизма. Решается посредством осознания тождества сансары и нирваны. Но сейчас не про это. Сейчас про ДОСТИЖЕНИЕ «величия». Т.е. про устремление.

Устремление к чему порождает подлинное «величие»? К тому, что только что было указано – к ПОЛНОТЕ!

«Полнота» - откуда она берётся? - От сравнения. Но только не с внешними «Я» - «иными», а с собой – с состояниями своей иерархии. Сравнение своего сущего с должным. Чем больше должного – тем больше полноты, и тем больше внутреннего «величия». Причём, это величие не порождает карму. Оно имеет обратное свойство: чем выше – тем меньше кармы. Чем ниже – тем кармы больше.

Спор о том, что лучше: «Я или обезличенность», формально не разрешим. Но в практическом аспекте имеет вполне конкретное решение: что порождает меньше проблем в личном развитии – то и лучше. А меньше проблем при концепции «завершающего безличного» - «величие» накапливается, но как внутреннее. Через «величие» идёт путь к полноте и единству. Но т.к. это «величие» внутреннее, то оно лишь во благо. Было бы внешнее – привело бы к противопоставлению, «отпадению» и прочему, что известно по истории с отпадшим ангелом.

Подлинное величие – полнота себя. Где полнота – там безупречность. Потому безупречный воин тождественно великий воин. Равно и наоборот. Даже когда он убивает, он это делает как ступень своего внутреннего развития. Не для внешнего сравнения. И наступает момент, когда этот воин осознаёт – его внутренняя безупречность неотделима от внешней, от безупречности Мира. Так воин-асур превращается в будду.

Великий праведник или великий святой велик исключительно перед собой - перед своим «Я». Он может сколько угодно отрицать своё Я», и говорить про «Бога», которому он вверяется и служит. Но даже если он при этом искренен, он искренне в своём заблуждении. Ибо если бы он вынес свой объект сравнения во ВНЕШНЮЮ среду, он превратил бы его в кумира. На чём всякая «праведность» и «святость» для него и закончилась бы.

Иное дело, что для большинства (особенно воспитанных в теизме) «я» есть средоточие низменного и грязного, центр эгоизма и отречения от «Бога». И это так и есть – В ИХ Картине мира. Картине, где иерархия ВНЕШНЯЯ. Но для осознающего ВНУТРЕННЮЮ иерархию, «Бог» внутри него. И это то «внутри», что обнимает его как старшие матрёшки «обнимают» младших: одна поверх одной, а в центре – самая маленькая, – это физическое тело, на которое обычно указывают пальцем – «Я». Так на то есть ответ: у КАЖДОЙ матрёшки своё «Я» - одно поверх другого. И все они внутри идеального (дОлжного) состояния сущности. Того, что задано Кармой (или, как удобнее иным – «Богом»). И все есть ОДНО.

:smile: Получается так, что устремление к величию естественно, как устремление к здоровью. Те, кто отказывается от величия, делают это лишь после того, как потерпели поражение на своих путях к нему. Но они решили, что виновато в этом «величие», а не тот путь, что был избран. Либо отказываются те, кто уже достигли его, и потому исчерпали своё устремление.

И ещё о «величии»

«Величие» оно как бы одним корнем со словом «велеть» (повелевать; приказывать) Велеть = волить. Проявлять волю. Великий тот, у кого велика Воля. Какое уж тут «самоуничижение». А праведники? А так, что их величие обряжалось в форму «изничтожения Я», но, по сути, изничтожали только низшее проявление этого «я», низшее «я». То «я», что «подлинное», настоящее», - то, что есть «инаковость» Единого, то как раз укреплялось. Только праведники полагали, что это «подлинное я» находится во вне их. За что и страдали.

:grin: :dont_knou:
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев


  • 1

Re: Величие

#301 drovosek » Ср, 12 ноября 2014, 22:45

Водолей писал(а):надо сначала приобрети опыт зла, а потом , прочувствовав его механизм на своем опыте , преодолеть зло в себе.
Всё так. Только Вы замкнулись в ОДНОМ воплощении, а это опыт всей СОВОКУПНОСТИ воплощений.

Потому вывод:
Водолей писал(а):любые сиддхи это ЗЛО.
противоречит вашим же утверждениям - без опыта ОБЛАДАНИЯ сидхами невозможно обрести опыт преодоления соблазна их "нецелевого" использования.
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

Re: Величие

#302 Водолей » Ср, 12 ноября 2014, 23:53

drovosek писал(а):Всё так. Только Вы замкнулись в ОДНОМ воплощении, а это опыт всей СОВОКУПНОСТИ воплощений.
В одном воплощении невозможно приобрести опыт всего зла, которое может порождать психика человека.
И уж тем более, одного воплощения не хватит, чтобы это зло в себе преодолеть...
drovosek писал(а):Потому вывод:
Водолей писал(а):
любые сиддхи это ЗЛО.
противоречит вашим же утверждениям - без опыта ОБЛАДАНИЯ сидхами невозможно обрести опыт преодоления соблазна их "нецелевого" использования
Отчего же ?
Зло , которое совершает человек, не становится добром (как бы его опыт не был необходим для человека).
Убийство другого человека навсегда оставит тяжелый след в душе...
И потом... как показал реальный опыт, сиддхи осуществляет в человеке НЕ ЧЕЛОВЕК (а Учитель)...
Т,е. Учитель использует Ученика для того, чтобы с его помощью сотворить зло...
А расплачиваться за это будет все равно Ученик. (это так, к слову)...
rita123 писал(а):И факт - ваш..гм.. чувственный опыт не дотягивает до умопостроений Предчина. Это делает вас абсолютно не интересным оппонентом.
Кто бы спорил, что фантастика на много интереснее скучной реальности... :dont_knou:
Куда интересней водить руками, культивируя в себе величие, и думать, что этим можно сотворить чудо...
Водолей F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 5323
Темы: 3
Зарегистрирован: Пт, 18 февраля 2011
С нами: 13 лет 1 месяц

  • 1

Re: Величие

#303 drovosek » Пт, 14 ноября 2014, 0:54

Водолей писал(а):Учитель использует Ученика для того, чтобы с его помощью сотворить зло...
Тяжёлая у вас картина мира ... Расщеплённая ... И человек у Вас "плоский" - одноуровневый. Но это ВАША Картина и я не претендую на попытки её изменить :)
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

Re: Величие

#304 Водолей » Пт, 14 ноября 2014, 11:16

drovosek писал(а):Тяжёлая у вас картина мира ..
По факту невозможно определить картину мира.
Это к тому, что о картине мира речи, вообще, не вела...
Просто констатировала один РЕАЛЬНЫЙ факт.
drovosek писал(а):И человек у Вас "плоский" - одноуровневый.
Плоскость это ментал...
И сколько бы ментальных уровней не придумывал бы этот ментал, он не может выйти за плоскость...
"Неплоскость" это уже "объем"...
А объем это элемент реальности...
Объемной картина мира становится, когда к менталу присоединяется чувственное восприятие...
Именно поэтому много раз писала, что смысл слову придает реальный чувственный опыт, который человек получает с помощью органов чувств.
Таким образом, чем больше чувственный реальный опыт, тем ГЛУБЖЕ (и полнее) смысл каждого ментального слова... в сознании человека.
Это означает, что сколько ни читай - умнее не станешь...
Или иначе, "лучше один раз увидеть (почувствовать, попереживать - получить реальный опыт), чем 100 раз услышать"... :bye:
Водолей F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 5323
Темы: 3
Зарегистрирован: Пт, 18 февраля 2011
С нами: 13 лет 1 месяц

Пред.

Вернуться в Форум drovosek. Лесоповал

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php