Ода к радости

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум drovosek. Лесоповал

Модератор: drovosek

#1 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 2:26

Спойлер
Так же о системных понятиях:

Величие
Совесть как функциональное отношение
Принятие
Грех и искупление

ОДА К РАДОСТИ
Не в смысле обсуждения музыки, а в смысле интереса:

ЧТО ТАКОЕ "РАДОСТЬ"?

Заглянул вечёр в пару другую тем в "дальних" разделах ФДК и увидел: идёт тема "радости", но саму "радость" народ по-разному толкует или наоборот - совсем не толкует, а идёт от последовательности: следал нечто - возрадовался. Значит "радость" - делать именно это.

А если попытаться понять собственно причину ...

Ведь когда мы радуемся? Тогда, когда что-то получаем.
были голодны - насытились;
были одиноки - встретились;
были бедны - обогатились (хоть деньгами, хоть умом, хоть чем)

Т.е. были НЕПОЛНЫ - ЗАПОЛНИЛИСЬ

Не так ли?

Даже когда мы радуемся тому, что нечто прекращается (боль, например), мы радуемся прекращению ПОТЕРИ, потери энергии, жизненных сил, что утекали. Что равносильно началу накопления/заполнения
****
Уточнения: см стр. 7.
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев


#3 Ворона » Пт, 23 марта 2012, 7:19

Спойлер
http://www.apn.ru/publications/article23927.htm

2011-03-29 Александр Жучковский
«Всегда радуйтесь». К началу Великого поста
Православие

Со светлым и радостным предчувствием весны мы входим во время Великого поста, - время, как это «положено» в нашем «русском Православии», «скорби великой» и «сокрушения сердечного». Беру эти слова в кавычки, разумеется, не из иронии, а чтобы, так сказать, «выделить направление» следующих ниже рассуждений. Так вот, входим мы во время ВП и следуем общецерковной временной «закономерности»: печалимся и скорбим, дабы полноценно, в веселии и радости, встретить светлый праздник Пасхи. И, видит Бог, и я - добровольный «заложник» это «закономерности», - убежден, что определяет она, в том числе, устойчивость здания Церкви Православной, членом которой я являюсь и являться буду, покуда не угодно будет Всевышнему приобщить меня к Вечности. Ну а пока пребываю я в лоне «грешной земли», то и с началом ВП призван, помимо «душеспасительного», помнить и радеть о «человеческом, слишком человеческом», и «человеческий фактор» в церковно-религиозной жизни, и фактор прямо политический вынуждает меня погрузиться не столько в великопостные переживания, сколько в «политическое православие». Так уж сложилось в нашем королевстве, что политика неумолимо вторгается и в Церковь и даже в частную религиозную жизнь русского христианина (русского, это подчеркиваю). И, как русский христианин, следуя известной формулировке, я не желаю становиться объектом «занятости политики», ибо, как член РПЦ, с чрезвычайным прискорбием зрю, как политика уже давно занялась нашим русским церковным народом, и, что самое скверное, занялась с позиций не собственно политических (когда священник, например, агитирует за ЕР), а именно с религиозных, что я и попробую ниже разъяснить.

Может кто-то углядит в изложенном ниже нечто «протестантское», «еретическое», крамольное с точки зрения церковной ортодоксии и, как любят говорить особо ревностные ревнители, «чистого Православия», однако излагаю из совершенной своей убежденности в своей правоте и даже настаиваю на объективности своего изложения, как объективны наши общие «русские» проблемы, в разрезе которых я хочу говорить о Православии и Церкви. И говорить я об этом хочу именно сейчас, потому как «наболело», особо к Великому посту, который (да простит меня мой православный собрат), право, видится мне порой карикатурно, как «масло масленое» - т.е. имею в виду соблюдение великого поста в великий пост, подразумевая то, что у нас великий пост, - не церковный, а как «перманентный голодомор» для русских, - уж так затянулся, что меня прямо-таки возмущают иногда поповские наезды (и запугивания «муками вечными») на перманентно постящихся русских за то, что они «не постятся».

Конечно, я буду в этом тексте сильно утрировать и вообще «все сложнее», но вещи эти нужно проговаривать в деталях и разъяснять, разъяснять нашему церковному брату. Конечно, говорили об этом и ранее, но больше с нецерковных и неправославных, а то и с антицерковных и антиправославных позиций, преследуя целью не пользу, а скорее дискредитацию Православия и Церкви. Я же говорю с болью и тревогой, как член РПЦ и православный, также, как говорю о «русских» проблемах в негативном ключе, но именно как русский и с заботой, наезжая при этом на критиков-русофобов, говорящих, может быть, те же вещи, но с презрением, а то и с ненавистью к русским. При этом предвижу, как начнет меня топтать наша православная братия за «отступление от истины в пользу колбасы», а я еще до сих пор не оправился от «православных» пинков, которыми меня обильно награждали «соратники» за мою давнишнюю статью «Национализм и с чем его едят». Но… «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?»

У апостола Павла в Посланиях есть замечательный месседж: «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). Можно вспомнить еще и Давида: «Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него» (Пс. 63:11). У нас в Церкви и вообще в «русском Православии» об этом как-то забывают. У русского православного человека христианство окрашено, по преимуществу, не в пасхальный цвет радости, а в мрачные апокалиптические тона. Западный человек приспособил христианство под свои государственные, национальные и даже бытовые нужды, уйдя, быть может, в другую крайность (хотя ничего прямо-таки антихристианского в этом нет, а проблема именно в крайности). Русский же человек довел христианство до полного самоотречения, в том числе до самоотречения национального. Это я говорю, конечно, не о «вообще» и «всегда», а о современной тенденции, главным образом в среде «простого церковного народа», коего, тем не менее, в Русской Церкви большинство.

Мне скажут мои товарищи по «православной партии», что христианство и есть это самоотречение и самопожертвование, ибо Сам Христос жертвовал собой ради человечества. Но я и не отрицаю сего, а призываю «разобраться». Во-первых, если мы действительно идем за Христом, давайте самоотрекаться, давайте жертвовать, но давайте не будем заставлять самоотрекаться и жертвовать своего ближнего и народ свой как «совокупность ближних» (я еще давно писал на АПН, что суть христианства – в служении ближнему, нежели себе, и даже нежели «спасению себя», и даже, не побоюсь сказать, нежели в служении Богу, - потому как Христос-Бог и есть в твоем ближнем, как собственно и заповедано в Евангелии). И, во-вторых, при всей так сказать событийной центральности Искупительной жертвы Христовой, главное событие Евангелия (и, шире, для христианина, мировой истории) – это Воскресенье Христово. Именно пасхальное торжество и радость во Христе становится центром, «генеральной линией» христианства, и пасхальный огонь сжигает дотла «плачь и рыдание, егда помышляю смерть».

Так вот об этом-то и забывают, и это-то и заслоняется «апокалиптизмом» и ориентацией на Христа распятого, а не воскресшего, и в православно-патриотической тусовке часто делают акцент на поражении христианства и Пришествие Антихриста, а не на окончательном торжестве христианства после поражения, как окончательно восторжествовал Христос, «смертью смерть поправ».

В этой связи я люблю приводить в пример о.Андрея Кураева, который сетовал на то, что выпускается альманах «Антихрист в Москве», тогда как на самом деле надо говорить «Христос в Москве».

Проиллюстрирую этот сюжет примером из прекрасного романа Сенкевича «Камо грядеши» (ценностное содержание которого точно укладывается в удачное определение Льюиса «просто христианство»).

Священник Крисп, очень похожий своим поведением на авторов «Антихриста в Москве», говорит в тюрьме христианам, которых скоро поведут на смерть: «Скорбите о грехах ваших, ибо наступает час возмездия. Но тот из вас, кто думает, что одной лишь смертью искупил вины свои, тот совершает новый грех и будет ввергнут в вечный огонь... Горе вам! Клыки львов раздерут тела ваши, но не уничтожат ни вины вашей, ни вашего счета с Богом... Итак, вы, полагающие, будто муками загладите грехи ваши, вы кощунственно оскорбляете справедливость Божию и тем глубже будете низвергнуты... Скорбите о грехах ваших, ибо разверзлась пасть адова, горе вам, мужи и жены, горе вам, родители и дети!»

Однако апостол Павел, явившийся к ожидавшим смерти христианам, решительно возражает суровому Криспу: «Нет, не день гнева, но день милосердия, день спасения и блаженства! Я говорю вам: Христос вас обнимет, утешит и посадит одесную. Уповайте, чада мои, перед вами отворяется небо!».

Тут как говорится «комментарии излишни».

В Прощенное воскресенье мы всех прощали и у всех просили прощения «по традиции», понимая, конечно, что перед кем-то мы абсолютно не виноваты. Но все равно это весьма замечательно, «традиция». Но я-то говорю сейчас про вопрос политический. Все мы знаем о том чувстве вины, которое нам, русским, вечно навязывают, о том, что всегда перед всеми русские выходят виноваты и должны просить прощения – друг у друга, у начальства, у «других народов», и каяться, каяться, каяться за все – за то, что «богоносец поднасрал» (Розанов), за коммунизм и репрессии, за «фашизм», потом за Ельцина и «демократию», потом снова за фашизм, уже «русский» и т.д. и т.д. Скажут мне – ты, парень, все в кучу смешал - то политика, которая «грязь», а это мы просим друг у друга прощения из глубокого религиозного чувства и пр. Так-то оно так, да только вот, я повторяю, и здесь «политика». Русская церковная система так устроена сегодня, что такие вещи играют отчасти не на духовную пользу человека, не на религиозное его самоочищение, а на то же чувство вины, у которого ничего общего нет с подлинным всепрощением и самопрощением, покаянием как переменой ума («метанойя»). Может, и есть тут преувеличение, но небольшое. Вот если бы жили мы в сытости, силе и достатке, в «благорастворении воздухов и изобилии плодов земных и временех мирных», о чем мы молимся каждый раз на Литургии, то можно было бы и заняться «сокрушением сердечным», и Достоевским зачитываться (никакого выпада против писателя не делаю, просто он, простите, не во всем актуален сейчас, скорее даже наоборот).

То же касается и добродетелей терпения и смирения. Только православный участник «националистического дискурса» поймет, чем отличается настоящее терпение от, извините, терпильства. И такая высокая добродетель как смирение воспринимается русскими христианами не как пребывание души в мире, с миром, а подчас как это терпильство, когда надо «смириться» перед своей «тяжелой долей» и своими мучителями (и отсюда гнусные трактовки христианского «всякая власть от Бога», «доставший меч от меча и погибнет», «не суди, да не судим будешь» и мн. др.). Нет ничего более гнусного, когда всякая начальственная или «эскпертная» сволочь (развелось их, знаете ли, в последнее время, честным людям проходу не дают) выдает ложное смирение и терпение за «положительную черту русского характера» и хвалит, хвалит, поглаживая по головушке, русского человека, приговаривая: «претерпевый до конца спасен будет». («Много проблем у нас в церкви и государстве, тяжко живется в расеюшке, зато духовность у нас есть, и ты терпи, до конца терпи, и спасен будешь, только ты РПЦ не смей критиковать, и государству российскому бабло пилить не мешай, а не то мы тебя живо определим куда следует, будешь знать, холоп, как священноначалие (у которого «апостольская преемственность») и "Богом установленные" власти критиковать»).

Действительно, столько русский человек уже вытерпел, что даже христианство – религия Свободы и Радости – играет с ним подчас злую шутку, хотя точнее будет сказать, что и не христианство это вовсе, его просто так трактуют и наш люд церковный так его воспринимает. И, натерпевшись всяких гадостей и мерзостей, русский человек должен понять теперь, что коли он Христа исповедует и христианский образ мыслей и жизни имеет, то следует делать это «позитивно», так сказать, для души и тела. Покаяние, смирение и терпение, той формы, о которой я говорил, русскому человеку сегодня категорически противопоказаны. С отрицательным историческим багажом и при наличии существующей кровопийственной власти в России, эти добродетели могут не сослужить русскому добрую службу, а совсем наоборот.

Недавно Константин Крылов дал хорошее видеоинтервью, где особо подчеркнул одно из самых отрицательных качеств русского человека – это чрезвычайно низкая самооценка, самобичевание, «самокозление», как говорил один поэт. Вот при всем при этом некоторые рекомендации наших попов прямо-таки возмущают (которые укладываются в «молиться, поститься и слушать радио Радонеж», а не «выступать»). Может быть, прихожанам какого-нибудь протестантского прихода в Америке, - людям, преисполненным чувства собственного достоинства, в хороших костюмах, упитанным, состоятельным, оставляющим за церковной оградой хорошие красивые автомобили, и полезно было бы «посмиряться». Русским же именно сегодня нужно во что бы то ни стало – воспрянуть духом, возрадоваться и возгордиться - и в личностном («я крут и я могу», а не «вы хуже, чем я»), и гражданственном («эти парни с юга или это трепло в пиджаке мне не указ») и даже, если хотите (почему нет?), в религиозном плане - идея «народа-богоносца»-то никуда не девается, только сейчас ее, кажется, американцы застолбили,- так давайте для начала ее «догоним и перегоним по производству и потреблению мяса и молока», а потом напомним янки, что «чья власть - того и вера» и кто круче в христианстве…

И для этого нам, русским, нужно не лжесмирение и терпильство пропагандировать, не посты во избежание «вечных мук» солюдать, а нужна война за место под солнцем, - за вкусную колбасу, за священную и неприкосновенную частную собственность, за национальную свободу, под лозунгом ап. Павла - «всегда радуйтесь»» («духовность» - приложится). А если кто мешает или не дает радоваться - тому в морду. Поэтому, когда я слышу из РПЦ, которая все больше (в лице иерархов, оторвавшихся от масс) присоединяется к «пиру победителей», призывы к строгому посту (а в церкви народ по большей части самый простой, недоедающий, и их миллионы), мне хочется спросить – к чему это, граждане?

Разные взгляды на этот вопрос хорошо отражены в одном опросе на сайте «Правый взгляд». На вопрос «Намерены ли Вы соблюдать Великий пост?» даются три варианта ответа. 1) «Намерен: русские люди должны строго следовать религиозным традициям и каноническим предписаниям Церкви», 2)«Намерен, но с некоторыми послаблениями: телесная слабость и тяжелая жизнь не позволяют полноценно поститься», 3) «Не намерен: большинство русских сегодня голодает и прозябает в бедности, а церковный пост "актуален" лишь для сытых людей». Интересно, что первый и третий опрос набирает примерно одинаковое количество голосов, а второй идет с некоторым отрывом, несмотря на то, что читательская аудитория у сайта в большинстве именно православно-патриотическая.

Слова в последнем вопросе о том, что «церковный пост "актуален" лишь для сытых людей» тут очень важны. Самое время процитировать статью Холмогорова «Государство и колбаса» (выделено мной): «… голод и пост являются противоположными вещами. Постится может только тот, кто не голодает. Голодающий не может и не должен поститься … Пост - это добровольный выбор свободного и имеющего набитый холодильник человека».

Православный человек может сказать: это же так очевидно. Да, ведь, по сути, и святоотеческое учение на таком понимании христианства основывается (про такие «брутальные» пассажи из Святых Отцов как «Бог прогневается, накажет» и пр. даже Отцы говорили – это нужно для тех, кто не понимает добровольного принципа отказа от греха и может только быть устрашен). Но при всей «очевидности» этого, «на выходе» мы имеем то, что имеем. Так что повторюсь в заключение еще раз. Терпи, проявляй терпение там, где это жизненно необходимо (и в духовном смысле), но - не жизненно убийственно. Смиряйся перед Богом, т.е. пребывай с миром, а не в войне с самим собой, но - не «смиряйся» со своими земными мучителями, и тем паче перед мучителями ближнего твоего и народа твоего. Кайся, но кайся в прегрешениях собственных, но не в прегрешениях ближнего и не в «прегрешениях» народа, чаще всего мнимых и навязанных, и беги от чувства вины, на которой кто-то сколачивает свой капитал. Постись и скорби – и в Великий и во всякий другой пост, но не давай скорби и печали, кажущейся иногда «духовной», всегда довлеть над тобой (у наших прихожан в церквях в большинстве очень печальные глаза...) и - «всегда радуйся!».
Ворона

#4 leon » Пт, 23 марта 2012, 7:40

drovosek писал(а):Ведь когда мы радуемся? Тогда, когда что-то получаем.
drovosek писал(а):Не так ли?

А отдающий не радуется? Радость, удел лишь эгоиста? :smile:
leon
Аватара
Сообщения: 6625
Темы: 91
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 2 месяца

Re: Ода к радости

#5 Laaaaaaa » Пт, 23 марта 2012, 15:22

drovosek писал(а):Т.е. были НЕПОЛНЫ - ЗАПОЛНИЛИСЬ

Не так ли?
Нет, не так
Вы говорите об удовлетворении потребностей. Это скорее животная радость.
И голодным можно радоваться, и у сытого радости может не быть.
Радость присутствует когда нет зависимости от чего-либо. Когда нет зависимости от неисполненных желаний. Когда нет желаний в конце концов :-D
Laaaaaaa
Сообщения: 478
Темы: 3
Зарегистрирован: Ср, 8 февраля 2012
С нами: 12 лет 1 месяц

#6 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 15:22

Ворона, :yes:
Хорошая статья. Но не совсем в тему. Потому как не понятно - что есть "Радость", как и почему возникает ...
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#7 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 15:25

leon писал(а):А отдающий не радуется?
дааа
отличный вопрос ... :approve:
вот человек пошёл в городской парк и собрал мешок мусора. Никто и не заметил,а челу - радость. Пользу принёс.
Т.е. некую полноту прирастил, но как бы не в себе? - в чём-то внешнем
А что с ним самим в этот момент происходит?

надо подумать ...
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#8 Ворона » Пт, 23 марта 2012, 15:26

drovosek писал(а):что есть "Радость", как и почему возникает ...
Тут дело в том, что Вы к радости пытаетесь идти озознанным путём, через рассудок. "Вот было плохо, а теперь мне хорошо - и мне можно порадоваться". А радость - она чувство, её можно и в обход рассудка ощущать. :) Просто. Как в детстве. :)
Ворона

#9 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 15:29

Laaaaaaa писал(а):Радость присутствует когда нет зависимости от чего-либо.

А вот это как раз пример восполнения :grin:
"Зависимость", она ведь что? - она есть потребление энергии, УТЕЧКА. А тут раз - крантик закрылся. Пошло наполняться :smile:

У leon, вопрос позаковырестей ...
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#10 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 15:30

Ворона писал(а):Вы к радости пытаетесь идти озознанным путём,
не . не . не

я никуда не иду :grin:
я сижу и смотрю на других: что с НИМИ происходит. И пытаюсь это "что" понять и описать :smile:
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

Re: Ода к радости

#11 Laaaaaaa » Пт, 23 марта 2012, 15:40

drovosek писал(а):У leon, вопрос позаковырестей ...
:-D

К вопросу о заковыритости...
Элементарно Ватсон. Радость дает расход энергии. Не получение ее, а отдача
Вот кажется как раз в тему попалось, я еще не успела просмотреть целиком, но кусочки понравились
Присоединяйтесь к просмотру :grin:
http://www.mosescode.ru/movie.html
там внизу 2 фильма "Код Моисея"
Там есть такая идея - Важно не то, что вы хотите получить, а то что вы готовы отдать
Laaaaaaa
Сообщения: 478
Темы: 3
Зарегистрирован: Ср, 8 февраля 2012
С нами: 12 лет 1 месяц

#12 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 15:52

Laaaaaaa писал(а):Важно не то, что вы хотите получить, а то что вы готовы отдать
ага, это вы скупому рыцарю расскажите.

Т.е. "отдача" как радость - такой феномен есть, но если механизм радости-получения понятен, механизм (энергетический) радости-отдачи пока не вырисовывается ...

может уселение ПРОТОКА энергии ???
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#13 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 16:47

Заглянул посмотреть политику, а тут как раз в тему, тему радости ... и тебе радость, и тебе Бетховен и тебе гоголь-моголь ...

Спойлер
http://booknik.ru/publications/all/takoyi-vot-gogol-mogol/

Такой вот гоголь-моголь
Мириам Гурова 30 июня 2011
гитлер израиль судьбы холокост эссе юмор

Когда тяжело на душе, когда тоска не дает дышать, когда приходит понимание безнадежности всего этого предприятия под названием жизнь… Что тогда спасает нас, евреев? Cпособность смеяться над собой. Смеяться наперекор всему. Или наоборот – посреди безудержного хохота смахнуть слезу от внезапной мысли: над чем смеемся, идн?! Видно, такими нас создал Господь, такой он себе избрал народ. Зато с нами не соскучишься, даже восседая в окружении непорочных ангелов…

За длинную историю европейской цивилизации природа смешного вообще сильно изменилась. Если бы мы с вами сегодня попали на карнавальное представление средневекового балагана где-нибудь в Западной Европе – сильно бы удивились. Даже те из нас, кто знает наизусть теорию смеховой культуры Бахтина, вряд ли сочли бы смешным представление средневековых уличных артистов. Оно бы показалось нам тупым, плоским и грубым. С другой стороны, современный черный юмор не вызвал бы даже тени улыбки у посетителя, скажем, парижского кафешантана 40-х гг. XIX века.

К чему я об этом? К тому, что евреи, проникнув во все жанры искусств, значительно повлияли на европейский юмор. Я убеждена, что юмор Чарли Чаплина (в период Великого немого, когда он был "маской") – это очень еврейский способ шутить. И до Чарли были грустные клоуны, которые падали, их колошматили, и всё у них было не как у людей. Но Чаплин внес в этот жанр трогательную человечность, лукавство и иронию – поверх трюков.

До сих пор никто не доказал, что Чарльз Спенсер Чаплин был евреем, а если и был – то на какую часть. Его родители – цирковые акробаты, специфическая порода бродяг-космополитов. Законных браков они не заключали, исповедуя свободную любовь, и дети у них получались самых причудливых кровей – воистину «дети разных народов». На сакраментальное: "Еврей ли вы?" в разные периоды жизни сам артист отвечал то да, то нет. А когда снимал «Великого диктатора», дал героине фильма – еврейской девушке – имя Ханна. В интервью потом сообщал, что это имя его матери, а фильм посвящен ей. К ней же обращены последние слова в картине: "Ты слышишь меня, Ханна?!" Но можно ли верить всему, что этот гений лицедейства говорил в интервью? Например, на вопрос какого-то журналиста, почему он ненавидит фашизм, Чаплин ответил: "Я ненавижу Гитлера за то, что он украл мои усики!"

Этот ответ выдает его с головой. Только еврей может отомстить обидчику, сняв такой фильм, как "Великий диктатор". И только еврей может так посмеяться над собой.

Много лет живу в Израиле, где не раз и не два довелось встречать пожилых европейских евреев, выживших в Холокосте. Среди них и бывшие узники концлагерей и гетто, и подпольщики Сопротивления, и герои-партизаны, и военнопленные, бежавшие из плена – опять-таки через партизанские отряды.
Разные люди. И встречалась я с ними при разных обстоятельствах. Некоторых можно было назвать мизантропами, они были угрюмые, со странностями и неудачно сложившейся личной жизнью, как например, мама одной моей сотрудницы – Иланы. Она никогда и ничего не рассказывала своей единственной дочери о войне. Только под конец жизни, уже в больнице, попросила позвать кого-то, кто запишет ее свидетельство. Илана пригласила сотрудников Фонда Спилберга, те пришли с видеокамерами и несколько дней записывали ее маму. Все показания потом подтвердились документами и письмами, спрятанными на чердаке их дома. Так вот, эта женщина никогда не шутила.

Но большинство переживших ад Катастрофы поражают своей витальной силой, невероятным юмором, тягой ко всему радостному. Они, чья юность или детство были прерваны войной, в старости постоянно тянулись к удовольствиям жизни. И часто шутили над самыми страшными вещами. В одном из рассказов я хотела процитировать несколько таких шуток и анекдотов. Но потом испугалась, что меня неправильно поймут. С другой стороны, люди уходят, они уже последние из этого героического поколения. И с ними уходит их невероятный юмор. Может быть, если сейчас не записать, то потом свидетельства силы их духа будут утрачены. Уже и так многое забылось. Но когда мне особенно тяжело, я закрываю глаза и мне чудится, что они еще здесь…

…На Тель-Авивской набережной в кафе сидит компания старушек и старичков, неспешно беседуя на идише. Порой переходят на польский, иной раз на русский. Один старичок – в инвалидном кресле, приехал на встречу к друзьям в сопровождении сиделки-филиппинки, – все время в центре внимания. Он просит эту сиделку заказать себе самой что-нибудь сладкое. И пока она послушно идет к витрине выбрать пирожное, он говорит:
- Мало того, что эта девица не понимает по-русски, так она еще все время забывает, что я люблю, а что нет. Можете себе представить, вчера она опять купила мне немецкое мыло!
- Ну так что же, Мойше? – спрашивает его подружка-старушка с подсиненными кудельками кудряшек.
- Как это что?! А вдруг это мыло – из моего папы?..

И они – уму непостижимо – хохочут. А когда затихают, то другой старичок, которого все называют Кушнир, тихо говорит:
- Они тогда много наварили…
Но вдруг его глаза вспыхивают искрами:
- О! А вы знаете, почему Гитлер застрелился?..
Теперь все внимание подруг – на этого Кушнира. Потянув подольше паузу, он выдает ответ:
- Да потому, что он понял, что совершенно разорен. Американцы с русскими прислали ему такие счета за газ!..

Разговор переходит на другие темы: дети, внуки, политика. Словом, со стороны поглядеть – обыкновенные «пикейные жилеты». Вот только из-за жары на них – рубашки с короткими рукавами. И на руках почти у всех видны лагерные номера. Балагур Мойше рассказывает новый анекдот:

- Попал Гитлер в ад. Его там начали по полной программе мучить. Год мучений, два, тридцать. И он стал думать, как спастись, и решил выслужиться. У меня, говорит чертям, есть доклад к начальству – на очень важную тему. Ну, черти посовещались – к Ангелу смерти ведут. А Гитлер нет, ни в какую: Хочу предстать перед самим Б-гом! Расскажу только самому – и все тут. Ну, привели. Поставили пред Престолом. Оттуда, из облака-сияния – Голос: "Говори, злодей!". Гитлер говорит: "Я придумал, как решить ближневосточную проблему…" – "Да?! И как же?" – "А вы меня обратно на Землю отправьте. Я там быстренько разберусь – теперь уже на стороне евреев. Понастрою газовых камер – и всех арабов…" Тут Вс-вышний и говорит: «Ну ты даешь! Ты че, фашист, что ли?!»

Одна моя старшая коллега (мы с ней преподавали в колледже) вспоминала, как ее муж, прошедший гетто и партизанские леса, рассказывал:
- В госпитале я оказался вместе с освобожденными из лагерей. Они были настолько истощены, что еле говорили. Но как только силы к ним стали возвращаться, тут же начали придумывать и рассказывать сами про себя анекдоты – про дистрофиков. Например:
Лежит дистрофик в госпитале и зовет сестричку:
- Товарищ медсестра! Пожалуйста, покрутите мне яйца. Это тоже приятно… Но я просил гоголь-моголь...

Недавно я была на концерте молодого музыканта, выпускника Гнесинки, долго жившего в Швеции, а ныне – нового репатрианта и гражданина Израиля. Талантливый тромбонист Элиас (Илья) Файнгерш играет на тромбоне соло и с джазовым составом, импровизирует с электроникой, а еще читает стихи и рассказывает истории. Одна его история про бабушку запала мне в душу, потому что нечто похожее я слышала от старенькой Захавы – бабушки моей израильской подруги. Только у Захавы был один лагерный номер.

А у бабушки Файнгерша два номера – по одному на каждой руке. Потому что она, так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. Так вот, друзья ее внука – шведские юнцы – как-то спросили:

- Что это, фру Файнгерш, у вас за наколки такие?
На что бабушка им ответила:
- Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки!
На концертах зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.

А вот один еврейский дедушка благодаря интернету произвел настоящий фурор, потому что лихо отплясывал возле печей крематория и перед воротами Аушвица (Освенцима). Прямо под знаменитой железной надписью «Работа делает свободным». Бывший узник этого концлагеря Адолек Кон решил таким экстравагантным способом отметить свой 90-й день рождения. Привез в Польшу своих взрослых внуков, показал им места, где умирал и чудом выжил. И сплясал со своими потомками под драйвовую песню Глории Гейнор
"I will survive". При этом на его белой майке красовалась надпись «Я выжил!» Дочь Адолека Кона – австралийская художница Джейн Кон – запечатлела этот танец на видео и выложила ролик на youtube.

Взбеленились все – и антисемиты, и поборники «правильного» изучения Холокоста. Ролик потребовали удалить из Сети под предлогом охраны авторских прав создателей песни, которым, дескать, и в голову бы не пришла столь спорная интерпретация. На некоторое время ролик исчез, но потом опять появился. При внимательном просмотре бросается в глаза, как бережно внуки поддерживают своего дедушку, как они гордятся его силой, смелостью и жизнелюбием. А если вы приглядитесь пристальней, то увидите: Адолек Кон смеется и плачет одновременно.
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#14 Ворона » Пт, 23 марта 2012, 17:00

drovosek писал(а): Мало того, что эта девица не понимает по-русски, так она еще все время забывает, что я люблю, а что нет. Можете себе представить, вчера она опять купила мне немецкое мыло!
- Ну так что же, Мойше? – спрашивает его подружка-старушка с подсиненными кудельками кудряшек.
- Как это что?! А вдруг это мыло – из моего папы?..
Правильно, лучший способ пережить в себе травмирующую ситуацию - посмеяться над ней. Только это не радость, это смех, он и сквозь слёзы бывает.
Ворона

#15 Ашикирахо » Пт, 23 марта 2012, 18:18

имхо название темы какое то нездоровое
Ашикирахо

#16 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 18:39

Анарион писал(а):название темы какое то нездоровое
все вопросы к Бетховену :obida:
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#17 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 18:41

Ворона писал(а):Только это не радость, это смех, он и сквозь слёзы бывает.
так и радость со слезами тоже бывает ...
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#18 Ворона » Пт, 23 марта 2012, 19:38

drovosek писал(а):так и радость со слезами тоже бывает ...
Эмоции другие. Механизм другой.
Смех сквозь слёзы: горе/отчаяние/печаль; и смех, как "доведение до эмоционально комфортной нормы";
Радость со слезами: волнение, переполненность радостью, слёзы , как освобождение от черезчур сильной эмоции, фактически, тоже доведение до эмоционально комфортной нормы, только в первом случае как бы движение "снизу - вверх" , а во втором - "сверху - вниз".
Если условно считать состояние горя и подавленности - низом, а радости и счастья - верхом.
Ворона

#19 марта » Пт, 23 марта 2012, 21:17

...
марта

#20 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 21:23

Ворона писал(а):доведение до эмоционально комфортной нормы, только в первом случае как бы движение "снизу - вверх" , а во втором - "сверху - вниз".
:approve:
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

#21 drovosek » Пт, 23 марта 2012, 21:27

марта писал(а):радость - это физическое ощущение присутствия энергии...
полагаю не совсем так... связано - безусловно, но скорее ПРИРОСТ, увеличение энергии - вот что вызывает на эмоциональном плане "радость"
Будь просто - состояние - тогда радость была бы имено состоянием. А она приходит и уходит.
состояние умиротворения - такое да, а радость - накатила, и ушла :dont_knou:
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

След.

Вернуться в Форум drovosek. Лесоповал

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php