Апории догматического христианства

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум drovosek. Лесоповал

Модератор: drovosek

#1 drovosek » Ср, 15 февраля 2012, 23:52

Спойлер
На эту же тему:
Уловки теизма


АПОРИИ ДОГМАТИЧЕСКОГО ХРИСТИАНСТВА

Что-то так получилось, что рассматривая основные темы ДК, неизбежно зацепляются и основные темы христианства. Причём не в его толковании в стиле "новой волны", а догматического. Не говорю, что христианствующая "новая волна" - это плохо. По мне так вовсе наоборот. Но идёт повсеместное устремление на восстановление религии. Честное и искреннее. В ней ищут опоры в неспокойное время. И чем неспокойнее будет - тем сильнее будут искать опору.

В теме Грех и искупление Лесник дал ссылку на авторитетного богослова. Из современных, но профессионально оперирующего материалом тех, кого называют "отцами церкви". Так что можно считать, что приведённые по ходу текста цитаты есть официальная позиция Православия.

Поскольку исходная тема про "грех", то про "грех" и данный отрывок:

Спойлер
Бог не может быть в единении с тем, кто грешит ( и тем самым делать грех вместе с ним), - такое единение очевидно противоречит святости Божества.[3] И это разлучение было одновременно и справедливым воздаянием за грех, поскольку, как писал преп. авва Дорофей, «у Бога ничего не бывает без суда и неправедно» (37, поуч. 13). (Аналогичная мысль и у св.Иоанна Златоуста: «Бог совершает все по правосудию» (45, беседа на пс. 110)).

... «не единение», «разлучение» - это интересно
А как это совершается? – Надо ли понимать так, что есть некое пространство, в котором Бог в единении с праведниками., но отдельно – в «разъединении», с не праведниками (грешниками, отпавшими)? Т.е. Бог ВНТУРИ чего-то, что не есть этот «Бог»…

Видимая и называемая нами смерть, в сущности, только разлучение души с телом, прежде того умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога"( "Слово о чувственном и о духовном видении духов" - 13).

Надо ли это понимать как РАЗДЕЛЕНИЕ МИРА? Вот, мол, мир божественный (Небеса), а вот – плотский. А у плотского мира Князь известен. И получается, что живет человек во плоти в мире «Князя мира сего» (это что ж – уже «Ад» получается?). И «Бог» сюда не ходок. – Опять получается, что мир разделён на две части …
И после этого наезжают на Олди. За что???

При согрешении праотцев смерть немедленно поразила душу; немедленно отступил от души Святой Дух,

Неувязочка получается … Когда тело немоществует – душа борется и НЕ ОСТАВЛЯЕТ тела, ибо НАД ним. А тут как только душу поразила «немощь» - грехоупала, – так и Дух сбежал!!!
Что за брезгливость такая?!?

так умирает весь человек, и телом и душею, в отношении к истинной жизни, к Богу, когда оставит его Святый Дух"

Вот те на … Т.е. всякий человек после грехопадения прачеловеков, УЖЕ МЁРТВ? И не просто по животной природе, а по сути своей, ибо отступил от него/неё Дух, и прервалась тем связь с Богом. И христиане отныне и вовек по разные стороны пропасти! (А как кроме как «пропастью» именовать разницу между Божественным миром и миром Князя сего?)
Да, тут: «Кричи» - не кричи!, а кричи «совершенно секретно» …. Да что толку – кто «оживить" может упокойника … Он?
По каким-то признакам или по собственной воле? Критерий отбора?

душа, будучи отделена от Бога, не только становится инертной в отношении благой деятельности, но и сама по себе, несчастная, становится деятельной в дурном отношении, живя до такой степени беспорядочно, (а затем так же продолжая жить и в разделении с телом), что наконец во время Суда вместе с телом в неразрушимой и невыносимой связи, будет предана вечному мучению, уготованному диаволу и ангелам его, потому что все они - мертвы, хотя и деятельны на зло, ибо справедливо были отвержены от Бога, Который есть Сама Жизнь"

Слов нет. Все христиане – это не жизнь или того хлеще - нЕжить ...
Всякому, кто хоть чуток знаком с ДК, от такого вывода действительно станет плохо. Плохо от сострадания к пребывающим под таким самоуничтожением …

Человек не может быть без деятельности, таково свойство человеческого естества. Эта деятельность, являющаяся проявлением нашей свободы, может быть безгрешной (т.е. святой) только при соединении с Богом, поскольку Он - всесовершенный и поэтому есть источник всякого блага. В противном случае, если бы человек был способен свободно осуществлять добро автономно, без Бога, Бог перестал бы обладать упомянутым свойством - быть причиной и источником всякого добра. Поэтому, будучи отделенным от Бога, человек неизбежно грешит[4].

Не понятно, как духовно мёртвый, обособленный по природе, стоящий по иную сторону Небес, и сможет «соединиться с Богом»? Бог, значит не может(или не хочет), а человек может!

А дальше очень значимая фраза.
С одной стороны человек даже добро, оказывается, не способен совершать сам. По своей природе. Т.е. он уравнивается с воплощённым злом. Но при том может быть спасаем, а сами "демоны» - нет …
Второе интереснее. Ибо по сути своей есть прямая «оговорка по Фрейду»:
если бы человек был способен свободно осуществлять добро автономно, без Бога, Бог перестал бы обладать упомянутым свойством –
Которую полагаю вполне логично толковать как прямую констатацию: признание за человеком права и возможности творить добро по СОБСТВЕННОЙ воле означает исчезновение определяющей роли «Бога» в ПРИНЦИПЕ! Что имеет своим следствием ЗАВИСИМОСТЬ такого "Бога" от человека!

Св.Игнатий Брянчанинов, опираясь на творения других св.Отцов, так писал об ответственности человека за всякий грех: «Грех всякой ограниченной твари пред ея Творцем, бесконечно совершенным, есть грех безконечный; а такой грех требует безконечного наказания " (13, "Слово о смерти")[7].

Нет, тут уж вообще, полный … эээ … упадок самоволия. - Мало того, что покойник, труп ходячий, зло творящий, так и за то зло – бесконечно наказуемый …
Эй, г-да ФДКашники – как вам перспектива выживания – ну там слои, потомки, шансы – при искреннем принятии такой картины мира ????

А вот довесочек к «картине маслом»:
Бог покидает человека тут же в момент согрешения (и в этом существо духовной смерти), покидает его по необходимости и справедливо
Т.е. именно тогда, когда Бог более всего необходим, Он оказывается и «покидает». В коллективах менее духовных это называется «кинуть», а по-литературному – «предать». Понимаю, что круто загнул, а как иначе?
"Расплата за грех, смерть", и телесная весьма часто, и душевная всегда
Мы-то по своей греховной еретичности полагаем, что находящееся иерархически выше, имеет и более нетленную природу. Т.е. тленное тело, но душа, его одушевляющая ЖИВЕЕ. И силой этого возможна телесная реанимация. Значит и Дух, пребывая выше души (говорю в терминах православия, а не СНЛ), живее, и душа, будучи повреждена оживотворяется Духом. Реанимируется. Ан, оказывается, ошибка была: тело живее всех живых. (про Дух не говорю, ибо его у христиан и вовсе нет).

К сказанному присовокупим верёвочку и мыльца кусочек (последнее, за особые старания):
Во-первых, вина греха, как мы уже выяснили, бесконечно большая, а человек ограничен в своих возможностях. Поэтому совершить бесконечно большое добро он в принципе не может, а только такое добро могло бы перевесить "чашу весов" (на противоположной "чаше" лежит бесконечное зло греха или грехов)[9]. Во-вторых, в силу отравленности грехом Адам и Ева полностью потеряли возможность делать какие-либо подлинно богоугодные дела, даже при наличии искренних желаний творить таковые.

Богоугодным делом (или добродетелью) следует, по учению Православной Церкви, называть только такое дело, через которое не только совершаются какая-либо заповедь Божия (например, прославление Бога, как в твоем примере), но и вся человеческая деятельность при совершении таких дел осуществляется исключительно по любви к Богу [10]. Состояние же подлинной любви к Богу - это состояние, свободное от страстей и всякого греха (см. толкования бл.Феофилакта на 14 и 15 главы Евангелия от Иоанна (9)).
Праотцы, как мы видели, потеряли это состояние в результате духовной смерти, поэтому все, что они совершали (в том числе и внешне добрые дела), стало причастно греху и страстям, стало отравлено ими. По­этому их состояние, при совершении внешне добрых дел, как состояние непрерывно греховное - непрерывно по правосудию Божию подлежало казни духовной смертью, которая является справедливым наказанием за грех.

Что-то мне все не смешнее и не смешнее ...
Извини Лесник, дальше не смог … Кто интересуется, пожалуйста:
http://slovotech.narod.ru/dispute_06.htm#_ftnref8

А я, … осилил только одну из «101 рассказки». По ходу вспомнилось:
«чем больше слёз, тем больше облегченья
В слезах и заключается леченье…»

***

Тем, кто смог прочитать хотя бы приведённые здесь цитаты, попробуйте сопоставить их с тем, что вам известно из опыта СНЛ, вашего опыта, и задайтесь вопросом: а могло ли западное общество ( и мы, как его часть), выросшее из иудаизма и имеющее вид христианства, иметь иной исход, чем оно имеет сейчас? Причём я не про лицемеров, а про ИСКРЕННИХ верующих, тех, кто вложили СМЫСЛЫ, часть которых перечислена выше, в своё основание, в свою Картину мира, поставили их мерилом ПРИНЯТИЯ, сделали ИХ «главою угла» и путеуказчиками Любви?

Вот как всего лишь ОДИН постулат – ТВОРЕНИЕ (а значит РАЗДЕЛЬНОСТЬ ПРИРОД) – порождает цепь неразрешимых проблем...

Или я не прав?
:(
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев


#421 Ярогор » Пт, 23 марта 2012, 16:49

Ира писал(а):Тот смысл термина, который ближе всего к обсуждаемой теме, появился в 1993 году, введен Герардом Хоофтом
Этот: голографический принцип, открытый в 90-е годы Герардом Хоофтом, который гласит, что вся информация, содержащаяся в некоторой области, может быть получена через уравнения на границе этой области.
???
Во-первых, этимология... - первоначальный смысл понятия.
Во-вторых - это достаточно абстрактное понятие, типа прямой линии. Как абстракция - она существует, но реального объекта "линия" днём с огнём не сыщешь..., в отличие от понятия голографичности Табора.
Ярогор
Откуда: Украина
Сообщения: 10472
Темы: 19
Зарегистрирован: Вс, 1 июля 2007
С нами: 16 лет 9 месяцев

#422 Miris » Пт, 23 марта 2012, 16:58

не надо об этимологии, прошу Вас. Слово приобретает свой особый смысл при использовании в определенных кругах. Видимо, это не Ваши круги. Я не собираюсь давать Вам ускоренный курс квантовой физики. и закончим эту тему.
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#423 Ярогор » Пт, 23 марта 2012, 18:40

Ира писал(а):Я не собираюсь давать Вам ускоренный курс квантовой физики. и закончим эту тему.
Встречная просьба :smile:
Не переносить некорректно понятия из одной области в другую.
Ярогор
Откуда: Украина
Сообщения: 10472
Темы: 19
Зарегистрирован: Вс, 1 июля 2007
С нами: 16 лет 9 месяцев

#424 Valery » Сб, 24 марта 2012, 0:04

Ира писал(а):Нелепая мудрость терзает меня. Сомненья сжигают сильнее огня. Пошли мне, Творец, оглупление верой. Иначе вопросы погубят меня. Пытливый ум легко найдёт изъяны там, где услышат все благую весть. :wub:
Нелепее человеческой мудрости наверное ничего нет. И еще нелепее пытаться познать ей Творца и Его благую весть. Про людей, желающих все понять своим человеческим умом Христос сказал " они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите".
:smile:
Valery
Аватара
Сообщения: 2433
Темы: 4
Зарегистрирован: Вт, 13 января 2009
С нами: 15 лет 3 месяца

#425 Valery » Сб, 24 марта 2012, 0:15

drovosek писал(а):менее всего ставил себе целью осуждение. Выявить внутренние противоречия - да. Поскольку я не нахожусь внутри системы ценностей христианства я не могу "осуждать".
И выявите вы их предостаточно. Для меня же внешние противоречия Писания - доказательство его боговдохновленности. Человек написал бы логично, складно. А ваше нахождение "вне" христианства - одна из причин, по которой оно недоступно вашему пониманию. Потому что Христос сторонним наблюдателям не открывается. Он открывается тем, кто Его ищет, кто в Нем нуждается. Вера - это ключ, которым открывается Библия. Без нее будете смотреть - и не видеть, слышать - и не разуметь.
Valery
Аватара
Сообщения: 2433
Темы: 4
Зарегистрирован: Вт, 13 января 2009
С нами: 15 лет 3 месяца

Re: Апории догматического христианства

#426 drovosek » Сб, 24 марта 2012, 1:04

Yella писал(а):реальные бодхи
ты чего нас палишь??? :you_are_crasy:

Спойлер
:-D :-D :-D
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#427 ивн » Сб, 24 марта 2012, 5:08

Valery писал(а):Вера - это ключ, которым открывается Библия. Без нее будете смотреть - и не видеть, слышать - и не разуметь.
Вера, КОМУ? ИИСУСУ - то почему не верите?
ивн
Аватара
Откуда: Новосибирск.
Сообщения: 3147
Темы: 4
Зарегистрирован: Пн, 14 марта 2011
С нами: 13 лет 1 месяц

#428 Miris » Сб, 24 марта 2012, 8:02

ku_ka_re_ku писал(а): и не права выдавать-а хочешь?..приходи на завод..собирай себе..и ездей..
а на НЕТ и суда НЕТ..ходи пешком...или буксуй автостопом......
вот только при сборке на заводе придется пользоваться технологией и деталями, изготовленными на заводе. :wink:
ps. тема про мыслеформы - очень интересная. жаль мне, что не получается много времени уделять форуму.
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#429 Miris » Сб, 24 марта 2012, 8:14

oldsatana писал(а): - агрессор НЕ во внешнем мире, Т.е. он внутри? Или его вовсе нет?
Конечно, внутри. Потребность называется.
по поводу потребностей. :smile:
Упрощенный вариант (три слоя): 1.когда есть потребность утихомирить соседей, шумящих после 23 часов. 2.потребность утихомирить соседей, шумящих среди белого дня в своей квартире. 3.потребность заставить замолчать шумную компанию (свадебную, например) во время их торжества просто потому, что человек проходит мимо и ему это не нравится. Как вы думаете какого рода потребность у автора темы?
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#430 Valery » Сб, 24 марта 2012, 8:30

Yella писал(а):вообще-то, сторонние наблюдатели - реальные бодхи.
Да хоть кто. Те кто хотят найти, находят. Желающие понять - стараются. А если его нет, непонятно зачем огород городить.
Valery
Аватара
Сообщения: 2433
Темы: 4
Зарегистрирован: Вт, 13 января 2009
С нами: 15 лет 3 месяца

#431 Miris » Сб, 24 марта 2012, 8:46

drovosek писал(а):
Ира писал(а):не осуждайте христианское течение.

менее всего ставил себе целью осуждение.
Выявить внутренние противоречия - да. Но "осуждать" - значит давать оцеку чему-либо в рамках ОДНОЙ системы ценностей. Поскольку я не нахожусь внутри системы ценностей христианства я не могу "осуждать".
Выбор системы ценностей есть личный путь, и каждый вынужден пройти его самостоятельно.
мне кажется, что не совсем так. Находясь ВНЕ системы вообще (и ценностей тоже ) человек не может объективно рассуждать о ней. Ибо, находясь во вне, он не может понять всё адекватно находящееся внутри. Он может в себе иметь иллюзию, что понимает.... вследствие гордыни. А любые рассуждения человека горделивого сводятся к осуждению.
Можно рассуждать, понимая, что объективности в этих рассуждениях нет. Это называется - ПОЗНАВАТЬ. Для этого нужно осознать своё несовершенство. Есть ли это осознание у Вас? я не увидела :unsure: увидела жесткость стереотипа и чувство превосходства перед миллионами дурачков-христиан, которые не понимают вещей таких очевидных для drovoseka. имхо
Спойлер
без духовной практики человек так и будет крутиться в круге мыслеформ. и фантазий о 15 веке. но не продвинется дальше.
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#432 Miris » Сб, 24 марта 2012, 9:07

Ярогор писал(а): Встречная просьба :smile:
Не переносить некорректно понятия из одной области в другую.
Эту просьбу нужно адресовать Сергею Николаевичу. Если Вы знаете, то он использует это понятие на своих семинарах и лекциях.
И я считаю, что использование этого слова вполне приемлемо для понимания того, о чем я писала: о рекурсивном обращении Всего ко Всему, которое разрушает линейность мышления. Иначе не понять "Вселенных откровенья".
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#433 Miris » Сб, 24 марта 2012, 9:24

Valery писал(а): Те кто хотят найти, находят. Желающие понять - стараются. А если его нет, непонятно зачем огород городить.
вот и я о том же :approve:
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#434 Ярогор » Сб, 24 марта 2012, 9:43

Ира писал(а):Эту просьбу нужно адресовать Сергею Николаевичу. Если Вы знаете, то он использует это понятие на своих семинарах и лекциях.
Адресовал. На ННФ. Через Вову Б. :hi-hi:
Не дошло...
Ира писал(а):И я считаю, что использование этого слова вполне приемлемо для понимания того, о чем я писала: о рекурсивном обращении Всего ко Всему, которое разрушает линейность мышления.
Тогда всегда нужно писать, в чьей интерпретации (Хоофта или Табора, или СНЛа) оно используется, если сталкиваешься с многообразием толкования одного слова. Или писать о рекурсивном обращении Всего ко Всему без употребления этого термина.
Иначе не понять "Вселенных откровенья".
:-D
Неужели?
Вот ты согласилась с определениеми Левашова об информации и знании. А это - принципиально другой подход, отличающийся от абстрагирования и абсолютизации понятий. И его практика подтверждает то, что им осознано. Тем более, очень хорошо согласуется со многими дисциплинами, выявляющими закономерности познания и влияния познанного на сущность человека.
И увы, рекурсивное обращение Всего ко Всему как абсолютное представление, не подтверждается, а чётко показывается, что это - апория....
Ярогор
Откуда: Украина
Сообщения: 10472
Темы: 19
Зарегистрирован: Вс, 1 июля 2007
С нами: 16 лет 9 месяцев

#435 Miris » Сб, 24 марта 2012, 10:42

Ярогор писал(а):Тогда всегда нужно писать, в чьей интерпретации (Хоофта или Табора, или СНЛа) оно используется, если сталкиваешься с многообразием толкования одного слова. Или писать о рекурсивном обращении Всего ко Всему без употребления этого термина.
вообще-то, мы на форуме Лазарева сейчас беседуем. Не забыл? :-D
Есть у лингвистов такое понятие - динамика языка. Язык находится в постоянном развитии. слова наполняются смыслом и оттенками смысла в зависимости от групп людей, в которых используются эти слова. Не думала, что ты столь далёк от этих кругов.
Читай платоновскую легенду о пещере под спойлером. и будет тебе счастье :wub:

Вот ты согласилась с определениеми Левашова об информации и знании. А это - принципиально другой подход, отличающийся от абстрагирования и абсолютизации понятий. И его практика подтверждает то, что им осознано. Тем более, очень хорошо согласуется со многими дисциплинами, выявляющими закономерности познания и влияния познанного на сущность человека.
И увы, рекурсивное обращение Всего ко Всему как абсолютное представление, не подтверждается, а чётко показывается, что это - апория....
то, что я согласилась, не значит, что я сразу же оставлю своё направление размышлений. Я его приняла и не вижу никаких расхождений со своей точкой зрения. Если ты видишь принципиально иной подход, то это твои проблемы понимания того, что пишу я и, что пишет Левашов. Я уже устала повторять, что умственный подход, это только часть процесса познания. да это апория. Но всю прелесть этой апории я вижу в том, что она позволяет достичь определенного состояния сознания, которое дает непротиворечивое разрешение того, что непонятно Уму.
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#436 Ярогор » Сб, 24 марта 2012, 10:54

Ира писал(а):вообще-то, мы на форуме Лазарева сейчас беседуем. Не забыл? :-D
На котором СНЛом уже давно не пахнет :-D
Ира писал(а):Есть у лингвистов
У них много чего есть...
А динамику не каждый знает.
Ира писал(а):Читай платоновскую легенду о пещере под спойлером. и будет тебе счастье :wub:
Да читал я её, и не только под спойлером :smile:
Ира писал(а):Я уже устала повторять, что
Повторение - мать учения :-D
А там глядишь, так наповторяешься, что начинаешь понимать - а так ли это на самом деле...
Вот и с "плоским умом", "рекурсивным обращением Всего ко Всему" и т.д. стоит задаться вопросом: а как на самом деле это происходит.
Ярогор
Откуда: Украина
Сообщения: 10472
Темы: 19
Зарегистрирован: Вс, 1 июля 2007
С нами: 16 лет 9 месяцев

#437 Miris » Сб, 24 марта 2012, 11:05

Valery писал(а): Про людей, желающих все понять своим человеческим умом Христос сказал " они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите".
читаю сейчас http://www.reshma.nov.ru/texts/mitr_antony_duhovn_zhizn_chto.htm
Захотелось поделиться. :heart:

Ярогор писал(а):Да читал я её, и не только под спойлером
Ярогор писал(а):Повторение - мать учения
:approve: :-D
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

#438 Ярогор » Сб, 24 марта 2012, 11:55

Ира писал(а):читаю сейчас
Сравни с Игорь Калинаускас. "Духовное сообщество"
Спойлер
Мы выросли в ситуации, в которой духовные традиции практически отсутствуют. Знания о духовных традициях пришли к нам в основном из книг, но и они стали доступны недавно. Только некоторые из нас имели возможность встретиться и общаться с живыми носителями традиции, поэтому и возник большой перекос в понимании того, что есть духовное сообщество и что есть сами духовные традиции.
Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рассматривать любой вариант совокупности данных под названием "духовная традиция", - это сравнение предлагаемых моделей жизни по уровню сложности. Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд "убежища".
Использование знаний духовной традиции или специально заново организованной системы знаний для создания модели жизни, структурно более простой, однозначной, не имеющей внутренних противоречий, указывает на то, что человек не справляется со сложностью внешнего или сложностью внутреннего мира. И как показывает практика, большинство людей, произнося слово "духовность", имеют в виду именно такую ситуацию.
Это очень важно. Использование духовной традиции, духовной культуры в качестве убежища и является наиболее распространенным вариантом.
Оформляются эти варианты обычно с помощью самой разнообразной мотивации: стремление к самосовершенствованию, восхождение "к чему-то там небесному" или, наоборот, нисхождение "к чему-то там сатанинскому".
Независимо от мотивационного оформления, от того, во имя чего и зачем, - при анализе обнаруживается, что человек пытается создать себе или психологическое, или практическое жизненное убежище. Он упрощает свою внешнюю ситуацию за счет специально организованного внешнего мира (например, секта, община) или свою внутреннюю организацию за счет создания внутренне непротиворечивого, структурно простого мира, тем самым уходя от напряжения, сложностей и противоречий, и в любом случае оказывается в убежище. Чаще всего оправданием такого "ухода" служит такой мотив, как самосовершенствование.
Давайте спросим любого человека, который объявил себя духовным искателем, - что такое жизнь в духовности? Как он себе это представляет? И большинство нарисует очень простую картинку, организованную по очень простым правилам, и чаще всего это будут правила самоограничения или правила канонической формы. Все. Реального конкретного содержания, которое любой человек передает, когда рассказывает о своей жизни, вы не услышите. А поскольку нужно как-то построить аксиоматику, т.е. ценностную структуру этого упрощенного мира, то создается сверхценностная идея. Сверхценностью, как правило, становятся переживания. Все содержание духовности как убежища сводится к переживаниям, "особым переживаниям", которые объявляются сверхценностными, или же к переживаниям общения, к простой, ясной структуре общения по принципу: все мы хорошие, все мы любим друг друга, все мы мирные, тихие. Необходимость убежища осознается как со стороны рационального знания, так и со стороны духовной традиции. Существует целая категория людей, которые нуждаются время от времени в такого рода убежищах, и поэтому эти убежища существуют, существовали и будут существовать. Но когда человек, претендующий на серьезное отношение к традиции, к духовному сообществу, пытается свести к убежищу всю задачу духовной традиции - это просто выдает его незнание. Если бы это было так, т.е. если бы столь структурно упрощенная духовная жизнь была возможна, то духовное сообщество давно бы перестало существовать. Оно бы сохранилось просто как абстрактная идея или в виде отдельных общин, которым большее или меньшее время удавалось бы существовать, но производить ту продукцию, которую человечество получает от духовного сообщества, они бы не смогли. Прежде всего разграничением между духовным убежищем и духовной традицией как таковой является понятие работы и пути. Подлинным содержанием духовной традиции, естественно, является движение к истине. Любая духовная традиция, в какой бы форме она ни представала перед нами, прежде всего является предложением пути к истине. Основной ценностью любой духовной традиции является истина в том качестве, в котором она в соответствии с принципом времени, места и людей определяется. Любая живая духовная традиция содержит в себе рефлексию о том, что достижение истины есть самая сложная из всех сложных задач, которые человек может поставить перед собой. Естественно, что сам путь и жизнь в этом пути содержит огромное количество деталей, конкретного содержания, конкретных противоречий, опасностей, соблазнов, спадов, подъемов. Описание этого пути содержит не меньшее количество подробностей, эмоций и т.д., чем описание любой жизни вне традиции. Это первый разделительный рубеж. Если в убежище истина как достижение только декларируется, а основными ценностями являются моменты переживания, то в духовной традиции как таковой, на Пути, существует лишь единственная ценность - истина. Все остальное обесценивается. Иногда это обесценивание, при не правильном понимании технологии, отсутствии достаточно полного знания, приводит к таким срывам, как глубинный цинизм, деструктивные влияния на человека и т.д. и т.п. Путь полон опасностей.
Эти опасности и эти препятствия, преодоление их, а также сопутствующие переживания и сопутствующее открытие в себе каких-то способностей, возможностей - все это обесценено тем, что единственная ценность, осознаваемая как смысл, к которому все устремлено, собрано, сконцентрировано , - это истина, в той формулировке, которая принадлежит данному духовному учению. Поскольку путь продолжителен, то существует огромный разброс между людьми: одни находятся в этом месте, другие в том, есть остановившиеся, движущиеся, движущиеся назад, непрошедшие, погибшие, живущие - это огромный мир со всеми признаками живого, конкретного, а не абстрактное "вообще". Этот мир не переносится в книгу, книги учений духовных традиций, как правило, содержат в себе выжимку, кристалл, т.е. формулировку истины, как она формулируется в данной традиции, иногда более или менее полно излагается структура пути (т.е. основные этапы) и некоторое количество технологических знаний, которые данная традиция считает возможными для передачи в тексте или через текст. Чаще всего текст предназначен для работы с ним, а не просто для "познавательного" прочтения. Когда вы сталкиваетесь с материалом, который по всем своим признакам не принадлежит к этой жизни (т.е. к жизни Великого Среднего), то прежде всего следует сориентироваться - что вы сами ищете и что вам предлагают: убежище, где первый признак - это простота, структурная обедненность, отсутствие конкретики, максимальная абстрагированность, или Путь. Путь - это ключевое слово, он изначально подразумевает протяженность во времени, отсутствие гарантий того, что цель будет обязательно достигнута, а также всякие сопутствующие сложности, требующие работы, руководства инструкторов, учителей, проводников и т.д., требующие для своего осуществления огромной структуры под названием духовное сообщество, сообщество живых носителей традиции.
Второй критерий. Он очень интересен, на мой взгляд. Он состоит в том, что наличие такой мотивации, как самосовершенствование показывает на непричастность предлагаемого знания к реальной духовной традиции. Из предыдущего ясно, что духовная традиция как Путь не может предложить идею самосовершенствования - она может предложить идею постижения истины, слияния с истиной, т.е. когда бытие субъекта и бытие истины становится тождественным, становления истины, но она не может предложить идею самосовершенствования как таковую. Это очень важно.
Правда, возможен вариант, когда людей заманивают, понимая, что другая мотивация им просто недоступна, и поэтому предлагается некая система самосовершенствования с расчетом на то, что некоторая часть людей, вовлекаемая в идею совершенствования, потом обнаружит в себе более глубокую мотивацию. Или же дело действительно в том, что в предлагаемом знании от духовного сообщества осталась только внешняя оболочка - словесная или формальная. По существу дела, к духовной традиции это не имеет отношения.
Между идеей постижения и идеей самосовершенствования лежит пропасть. Это совершенно разные вещи. Если мы встречаемся с материалом, опирающимся на идею самосовершенствования, то в лучшем случае перед нами продукт, созданный в духовной традиции и отданный на всеобщее пользование. Вот один из последних свежих примеров: сейчас в психотерапии у нас и у американцев в особенности стала модной "самая современная и прогрессивная" методика под названием "нейролингвистическое программирование". Эта методика - часть одного из буддийских путей. Когда-то этот материал был секретным и сугубо эзотерическим, сейчас он оформлен в приемлемой форме и существует в психотерапии. Всем известна аутогенная тренировка. Это материал, сделанный в Раджа-йоге. Хатха-йога, которую печатают в наших журналах, имеет отношение к живой традиции Хатха-йоги только как продукт, произведенный этой традицией. Потому что если Хатха-йога путь действительно духовный, в чем у нас нет оснований сомневаться (хотя нет и особых оснований утверждать), то он не может предложить идею самосовершенствования. А если мы покопаемся, через кого пришла эта "наша" Хатха-йога и что там написано в этих книжечках, то мы увидим, что в них изначально заложена только столь популярная идея самосовершенствования. Каков смысл этого продукта? Первое - это помощь, товар, которым в соответствии с законом "время, место, люди" духовное сообщество обменивается с Великим Средним, внутри которого оно находится. Это результаты исследования, результаты работы. В духовном сообществе существует свое понимание работы, свое понимание продукции. Здесь все сосредоточено на человеке, на человеческом бытии и на взаимоотношении между человеком и реальностью, между человеком и истиной. А поскольку духовное сообщество тоже часть человечества, то продукты усовершенствованных технологий, поисков, знаний поступают контролируемо или иногда неконтролируемо в Великое Среднее и входят в оборот общей жизни.
Таким образом, мотивация указывает на то, что же конкретно предлагается: убежище или путь. Мотивация, сформулированная как идея некоего самосовершенствования, явно указывает нам на технологический продукт.
Это важно помнить. Никакого совершенствования в духовной традиции нет.
Происходящие изменения могут для постороннего наблюдателя выглядеть как совершенствование, но внутри самой традиции нет ни такой формулировки, ни рефлексии, поскольку единственная цель-постижение. Трансформации, которые происходят при этом, необходимы для того, чтобы произошло постижение, они побочный продукт, следствие прохождения определенных этапов и не являются даже временной целью, потому что совершенна только истина.
Третий критерий. Следующий критерий связан с полным отсутствием у нас непосредственного соприкосновения с живыми носителями традиции. Мы выросли в обстановке гонения и искоренения любых проявлений деятельности духовного сообщества, поэтому наше представление о живом носителе традиции - это лубочная картинка или в лучшем случае художественный образ, очищенный от своей конкретности. Ну, скажем, скульптура Будды. И то, если внимательно порасспрашивать людей, как они себе представляют Будду, то выяснится, что даже скульптуру они видят не полностью. Масса людей совершенно не помнит, что Будда на большинстве скульптур полный. А по некоторым пониманиям даже, страшно сказать, толстый. А Лао Цзы так просто пузатый, толстячок. Привычка относиться к живому носителю традиции как к памятнику, как к неживому, напоминает мне ситуацию, которая произошла с Роденом. Роден хотел поставить памятник обнаженному Бальзаку, считая, что этим он передаст суть Бальзака, его гения. Однако ему не удалось это доказать заказчикам, пришлось одеть Бальзака в балахон, и исчез замысел, исчез живой конкретный Бальзак Родена, и остался Бальзак "вообще". Так и мы с вами можем пройти мимо живого носителя традиции, он для нас неопознаваем. Если же он опознаваем, т.е. он полностью соответствует нашему художественному образу, то это, как правило, шарлатан. Это естественно, потому что шарлатан знает, в каком виде надо предстать. Очень редко это человек, который специально работает над образом, как, скажем, Раджниш, который во втором этапе своей работы стал использовать особые костюмы, театр, создав такой образ, который помог ему еще больше спрятаться, спрятаться за опознаваемость. В принципе, живой носитель для нас неопознаваем. Поэтому мы бросаемся из крайности в крайность. Те из нас, кто столкнулся с суфийской традицией, готовы видеть суфиев в каждом сумасшедшем, в каждом пьяном. Потому что - а черт его знает? Когда ты уже понимаешь, что у тебя нуль знаний, тогда ты готов на все. Оборотная сторона незнания - или памятник, или уже кругом кишмя кишит... Подлинные же носители традиции, независимо от того, к какой конкретно традиции они принадлежат, опознают друг друга совершенно свободно. Наше незнание плюс существование внутри общества, в котором просто нет возможности получить навык опознавания таких людей, привело нас к совершенно иллюзорному представлению о том, как выглядит живой носитель традиции. А вариантов - миллион. Насколько по-разному выглядят люди, настолько по-разному выглядят и носители традиции. В силу незнания в нашей культуре, в нашем сообществе, как нигде, распространена шизофренизация духовной идеи. Поиск абстрактных наставников чаще всего приводит к тому, что начинаются "глюки", появляются "небесные женихи", "учителя небесные" в экстазах, во снах, в так называемых медитациях. Естественно, мы не можем отбросить факт, что один раз на тысячу или на десять тысяч действительно может произойти такое проявление реальности. Но в большинстве случаев это элементарный процесс шизофренизации личности, и обычно он заканчивается если не в психушке, то постановкой на учет в ней же. Какой же выход из этой ситуации? Прежде всего выход, как всегда, в том, чтобы признаться в своем незнании. Прежде всего. Признаться в том, что мы не имеем ориентиров для этого. Если мы попытаемся создать какой-то совокупный образ, то, во-первых, он будет усредненный, во-вторых, идеализированно абстрагированный и лишенный своей конкретности. Абстрактные люди не живут. Абстрактные люди - это памятники или плод воображения. Поэтому люди с огромной легкостью ловятся в сети шарлатанов и совершенно с той же легкостью проходят мимо истинных носителей традиции. Человек, живущий в глубинке Средней Азии и сталкивающийся всю жизнь с детства с различными проявлениями духовного сообщества, - отличит пира от суфийского мастера.
Он знает, что пир будет ходить в благородных одеждах, а суфийский мастер валяться под забором, эпатировать публику или представляться простым сапожником. Он ориентируется, он видел разные варианты. Мы с вами не видели их, поэтому мы опираемся на то, что слышали, читали, в основном опираясь на сохранившуюся в минимальной степени религиозность культуры - то есть на классические религиозно-церковные образы, в основном. Это третий источник грандиозной путаницы.
Напомню:
I критерий - разница между убежищем как структурно-упрощенным вариантом жизни и путем реальной духовной традиции, который всегда труден, долог и так же полон всевозможных конкретностей, как и любая жизнь. В убежище - смещение ценностей на переживание, а в пути - одна сверхценность - это истина.
II критерий - мотивационная разница. В истинной духовной традиции не может быть такой мотивации, как самосовершенствование, и всякий материал, в котором самосовершенствование выступает в качестве ведущей идеи, есть, в лучшем случае, продукт какой-либо духовной традиции.
III критерий - наше абсолютное незнание того, в какой форме может выступить живой носитель традиции. Отсюда попытка искать канонический образ, абстрактный образ и, самое страшное, - бестелесный образ. Для нас это самое страшное. Для индуса, йога искать внетелесного гуру логично, он с телесными общался очень много. Его внетелесный гуру - это или идея, или абсолютно конкретное существо. Если вам повезет и вы прочитаете подробное описание визуализаций этого самого гуру, то вы увидите такое огромное количество всевозможных конкретностей, что только для разучивания того, что должно увидеть, нужно несколько лет. Это движется, это живое, а чтобы вызвать "глюк", ничего знать не нужно, "глюк" - он и есть "глюк" .

Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд "убежища".

Догматическое христианство претендует на таковое "убежище".
Ярогор
Откуда: Украина
Сообщения: 10472
Темы: 19
Зарегистрирован: Вс, 1 июля 2007
С нами: 16 лет 9 месяцев

#439 drovosek » Сб, 24 марта 2012, 16:18

Ира писал(а):Находясь ВНЕ системы вообще

drovosek писал(а):я не нахожусь внутри системы ценностей христианства
Вы разницы не видите в приведённых словах?

1. Из Вашего утверждения следует, что система описания (множество) имярека "А" не пересекается с системой описания (множеством) имярека "Б". Я же говорю, что моя система описания (множество) не находится ВНУТРИ системы описания (множества) догматического христианства. Моя формулировака включает в себя вариант, при котором моя система ШИРЕ системы, которую я описываю. Но вероятно само допущение того, что чья-то система описания может быть шире христианских догматов для Вас лично априори полагается либо нереальной (и не допускается в обсуждение), либо "гордыней" и тоже выносится за сферу предметного разговора.

2. В связи со спором о месте нахождении наблюдателя, возникает вопрос: как можно выносить суждения о множестве (системе описания) находясь ВНУТРИ оного? - Ответ: сугубо ограниченно. Потому как часть множества остаётся ВНЕ описания и не учитывается. Поэтому Ваша позиция - позиционирования себя ВНУТРИ и при этом высказывание суждений о системе В ЦЕЛОМ как раз и оказывается, тем, что Вы характеризовали как:
Ира писал(а):может в себе иметь иллюзию, что понимает.... вследствие гордыни. А любые рассуждения человека горделивого сводятся к осуждению.

В связи с этим интересно Ваше замечание:
Ира писал(а):увидела ... чувство превосходства перед миллионами дурачков-христиан,
Насколько я могу судить, в моих текстах не было оценочных суждений. Следовательно, пассаж о "дурачках" - есть Ваше личная оценка положения христиан в рамках обсуждаемой проблемы. Ну, а посколько, Вы себя тоже относите к христианам, то это и оценка своего положения. Однако - это Ваше оценка, а не моя.

В этом смысле позиция Valery куда точнее, причём имено с христианской точки зрения.
drovosek
Автор темы
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#440 Miris » Пн, 26 марта 2012, 16:35

Ярогор писал(а):Сравни с Игорь Калинаускас. "Духовное сообщество"
читала. В общем-то человек пишет правильные вещи. Но опять же.... это лишь слова - ментал... слова о духовном. Жизнь человека - еще и мирские дела физического мира.
И не думаю, что Христианство (в том числе и догматическое) претендует на роль убежища. Соблюдение Правила для христианина не есть граница, которая защитит его от искушений.
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

Пред.След.

Вернуться в Форум drovosek. Лесоповал

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php