mimo, чувство любви познаётся, распознаётся умом, мировоззрением, в котором мировоззренческие диалектические противоположности объединяются в точке зрения, обобщающей любые процессы и явления. Плюс не может быть без минуса, это же понятно. Поэтому всё, что мы в себе имеем, как "минус", слабость, становится потенциалом, возможностью расти, развиваться в "плюс". Одни чувства тянут, условно говоря, вниз, другие - вверх. Инстинкты, если над ними нет контроля, делают человека деспотичным в получении наслаждения. Потому что даже, если человеку дать всё, он не удовлетворится достигнутым. Поэтому чувства "питаются" за счёт наслаждения. Это как покушал и этим удовлетворил потребность. У богатых свои на сей счёт "причуды", лишь бы поинтереснее жилось.
Чтобы была гармония, необходимо уравновешивать материальные и духовные потребности. Потребность есть чувства. Уравновешивает разум, который формируется в процессе философско-религиозного постижения мира. Если рассматривать в этом смысле "ДК" (тема об этом), то именно намерение идти в русле чувства любви, даёт силу преодолевать чувство боли из-за отрыва от "человеческого". И во вторых, уравновешивает (диалектика) приоритеты в удовлетворении потребностей. А это уже именно чувствуется - где "перебор" в стремлении управлять миром или иметь сексуальное наслаждение. Этот "перебор" чувствует именно разум, в котором сформировалось чувство, позволяющее сделать вывод о "плюсах" и "минусах" в процессе чувствования мира, а также и себя, своих потребностей. Вы же понимаете что значит "чревоугодие"? Это когда сыт, но продолжаешь есть. Потому что вкусно. А раз вкусно, то вроде и "хочется". Вот это чувство недостаточности и толкает на поглощение новых порций вкусового наслаждения. Вы же чувствуете, когда возникает зависть? Вы же чувствуете, когда возникает гнев? Если чувствуете и можете эти чувства делать как бы "топливом" для чувства любви, т.е., правильно, разумно ориентируя чувство любви, делая чувство любви религиозно направленным, тогда эгоизм постепенно будет вытеснен за счёт уравновешенного, сбалансированного чувства (диалектика), в котором границы допустимого будут иметь свою определённую точку отсчёта исходящую из чувства разумного. Конфликт интересов и желаний в себе должен быть упорядочен за счёт мировоззрения, которое чувствуется и принимается, как помощь в разрешении этого внутреннего конфликта. Убеждения, принципы на этом и основаны. Ты ТАК чувствуешь и знаешь, что значит "правильно". И другие знают, что значит "правильно" в силу своих личных интересов. Так личные интересы должны быть уравновешены интересами, выходящими за пределы "личного" и одной жизни. Это и есть постижение чувства, которое не зависит от временных ценностей, в том числе от временной физической оболочки, которая считается временной оболочкой души - сутью нашей жизни и чувствования жизни. Ум - это лишь средство в распознавании чувств. Ум может называть чувства, давая им определения. С точки зрения ума-разума чувство любви познаётся через чувственную жизнь в её "плюсах" и "минусах".
И ещё немного, чтобы прояснить.
- Спойлер
"ДК" 7
Я всю жизнь считал, что высшее удовольствие — это наслаждение с любимым человеком, это появление детей на свет и продолжение рода, это стабильность и защищенность в жизни. И, когда я пришел к тому, что любовь к Богу гораздо большее наслаждение и счастье, мои чувства отказывались в это верить. Но сейчас я оглядываюсь назад и не вижу ни потерь, ни приобретений. Вернее, это все как легкий фон, как дымка. Главное, это мои попытки ощутить свое Божественное «я» все более реальным.
Медленно и постепенно, но у меня это получается. Любая ситуация становится не целью, а поводом для ощущения Божественного в своей душе. Воспитание чувств всегда идет мучительно. Но когда знаешь, куда идти, рядом с мучением появляется наслаждение, которое постепенно затмевает его. Я уже несколько по-другому объясняю пациентам суть проблемы. — Вот смотрите, — говорю я, — все ценности сводятся к самому человеку. Что такое сам человек? Это тело, дух и душа. С телом связан материальный аспект отношения, способности, интеллект. Зависимость от отношений рождает ревность, от способностей и интеллекта — гордыню.
Материя рождается пространством. Тело рождается духом. Будущий ребенок не одну жизнь формируется на полевом уровне. Принципы мечты, надежды и идеалы связывают нас с будущим. Духовный слой более тонкий и масштабный и он определяет физическое состояние. Так же как материя рождается пространством, так пространство рождается временем. Душа еще более тонка и масштабна, чем дух. Душа — это наши чувства, желания. Поскольку материя и пространство есть функции времени, ее составляющая, то тело и дух также являются частью души, т. е. не столько сознание или мысль. Человек — это в первую очередь чувства. Процесс абстрагирования развития есть процесс мучительного чувственного отрыва от того, к чему мы привязаны.
Сначала мы мучительно учимся уменьшать зависимость от материального счастья. Затем, считая, что мы победили окружающий мир и себя, мы постепенно осознаем, что нужно преодолевать зависимость от нашего духа. И понимаем, что здесь нужно гораздо больше любви, чем раньше. Достаточно легко научиться не отождествлять себя с деньгами, со своим домом и положением в обществе. Гораздо тяжелее не отождествлять себя со способностями, интеллектом, планами и надеждами. Еще тяжелее не отождествлять себя с планами и чувствами. Истинное «я» Божественно. Оно состоит только из любви. И, когда разрушаются чувства и желания, оно продолжает существовать. Когда рушатся способности, интеллект, планы, надежды, когда рушится сознание, на нашу любовь это повлиять не может. Сохранить любовь, когда потеряны деньги, достаточно тяжело. Сохранить любовь, когда разрушились надежды, развеялись идеалы, гораздо тяжелее. Сохранить любовь, когда оскорблены и унижены чувства, — это возможно тогда, когда есть реальное устремление к Божественному. Тогда человек живет уже не деньгами, мечтами или принципами, а любовью.
Я раньше не представлял, как мучительно происходит отслоение от человеческого, когда стремится к Божественному. Ткань, которая приросла к ране, не дает боли. Боль начинается потом, в момент отрыва. То, что мы называем привычками, это и есть наши чувства. И, проходя по жизни, мы привыкаем обижаться и ненавидеть, сожалеть о прошлом и бояться будущего. Мы привыкаем считать, что главное счастье приходит к нам через тело. И когда мы пытаемся изменить свои привычки, многим это оказывается не под силу. И только те, кто понял, что назад дороги нет, начинают воспитывать у себя новые привычки. И постепенно появляется привычка прощать, привычка не мстить, привычка не сожалеть и не бояться, привычка любить без условий и требований, привычка жить любовью. Когда идешь к Богу, середины не бывает.