Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

Список разделов Главное Точка зрения

Описание: Здесь вы можете высказать и обсудить свое несогласие с ДК, религиями, вероучениями по тем или иным аспектам.

  • 1

#1 Лесник » Сб, 1 февраля 2014, 13:13

тема восстановлена из архива.


Здравствуйте!

Уважаемый Владимир Б, согласуясь с нынешним (2011г) уровнем понимания темы С.Н.Лазаревым, написал недавно:

«..А представители ортодоксального православия исходят из того, что человек изначально грешен, - значит, они не могут помочь ему подняться дальше, выше определенной ступени, - а задержка на одной из них - это гибель, - значит, нужно откатиться назад. Вот потому представители православия и критикуют систему Лазарева, видя в ней отдельные, "опасные для себя" аспекты. ..»


Хотелось бы заметить (дабы молчанием не способствовать соблазнению малознакомых с православием), что этот упрёк безоснователен и внутренне совершенно противоречив.

Посмотрим, считает ли православие человека грешным изначально (в смысле, с самого момента сотворения Богом Адама)?: нет.:


«Как и все творение Божие, человек был создан совершенным:
"И я нашел, что Бог сотворил человека правым" (Еккл. 7, 29).

Спойлер
Это значит, что человек со всеми силами и способностями своего естества вполне
соответствовал назначению, которое было предначертано ему Творцом. Однако если и
говорится, что человек был создан совершенным, отсюда не следует, что
первозданное состояние человека совпадало с его конечным назначением. По словам
св. Иоанна Дамаскина, человек был создан "превращающимся в Бога по причастию к
божественному озарению", то есть обоживающимся, а не совершенно обоженным.
Божественная благодать, "дыхание жизни", изначально присутствовавшая в человеке,
сообщала ему способность к дальнейшему усвоению обоживающей энергии. Силы души
человека - разум, воля и сердце - находились на высокой степени совершенства,
несоизмеримой с состоянием этих способностей после падения. Человек любил добро
и стремился к нему, не зная внутренних колебаний между добром и злом; сердце
человека не знало порочных движений и не волновалось действием страстей. И по
душе, и по телу человек пребывал в благодатном состоянии. Тело человека
представляло собой совершенное и послушное орудие духа, свободное от болезней,
немощей и разрушительного воздействия внешних стихий. Отношения человека с
Богом были отношениями всецелого и радостного послушания, в основе которого
лежала любовь человека к своему Создателю.»
http://www.pravlib.ru/david1.html

Да, после грехопадения праотцы стали грешными и передали это свойство каждому своему потомку (первородный грех):

Спойлер
«Православное богословие не допускает мысли‚ что потомки первых людей несут
персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их
личный грех‚ который был предметом их покаяния. Однако очевидно‚ что все люди
наследуют последствия греха прародителей‚ те изменения‚ которые произошли после
падения в природе человека, - прежде всего смертность.
"… одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во
всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12).

"Пространный Катихизис" объясняет это тем‚
"что все родились от Адама‚ зараженного грехом, и сами грешат. Как от
зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника‚
зараженного грехом и потому смертного‚ естественно происходит зараженное грехом
и потому смертное потомство" …
«Однако определить‚ что собственно есть первородный грех в природе человека,
достаточно сложно. В естестве падшего человека невозможно отыскать такой части‚
такого природного свойства или качества‚ которое можно было бы определить как
первородный грех. Дело в том‚ что первородный грех вообще не есть "нечто"‚ ибо
представляет собой реальность, отвечающую не на вопрос "что?"‚ а на вопрос
"как?". Иными словами‚ первородный грех является характеристикой не природы‚ а
образа‚ способа ее существования. …» (там же).

Однако, после Искупительной Жертвы Бога-Слова Христа, в таинстве Крещения совершаемом в созданной Им Церкви, человеческая душа обретает семя бессмертия, освобождается от абсолютного насилия первородного греха, прощаются грехи, совершенные взрослым до Крещения. Полагается новое начало жизни.

Таким образом, ничто, кроме его личной свободной воли, которая может противоречить воле Бога, не мешает крещёному человеку достичь полного единения с Богом (обожения - /viewtopic.php?f=21&t=54569 ) , выше и лучше чего быть уже ничего не может (факты наличия которого у православных святых СНЛ пока упрямо и безаргументированно отрицает)..

Кстати, вот ещё 1, на мой взгляд, красивое, описание православного видения темы:

«..Мы равнодушны к греху, пока не сознаем, что он нас лишает счастья. Мы считаем грех своей природой. "Я, мол, такой и такой и не могу быть иным". "Такой у меня характер". Но ведь характер совсем не есть нечто такое, с чем нельзя бороться. В момент решения начать противостояние греху надо мнить, что грех не сроден нам, а приразился нам. Прародители наши были созданы без греха. Грех есть нечто прившедшее в нашу природу, приражающееся к нам и восстающее на те состояния души, которые природны для нее как созданной по образу Божию. Грех берет нас в плен, привходит в наш естественный состав как чуждое начало, но потом все идет сорастворенное с грехом. Осознание, что грех не есть наше, чрезвычайно важно, так как помогает бороться с грехом. Момент прозрения от Господа, когда мы осознаем нашу греховность, прежде всего связан с волей, так как грех вселяется в волю человека, и "слабость воли" от лукавого. Но если мое, идущее от меня, сорастворено с грехом, то как же я буду бороться с собой? Для того чтобы у меня явилась воля к борьбе с грехом, во мне необходимо знание, что грех не есть мое. Это знание укрепляет волю к противодействию греху.»

И

«Надо осознать, что пребывание в грехе нарушает мое благо, мою радость бытия, и это сознание поведет к желанию освободиться от греха. Надо осознать, что одержание нас страстями не есть наша сущность, что грех не есть мое, а что-то прираженное ко мне, что приносит мне несчастье. Тогда у меня явится желание освободиться от чуждого мне элемента. Греша, мы выявляем себя не в подлинном виде. Грех-зло есть не подлинное наше состояние, мираж, не сущее. Подлинная реальность только добро и Бог. Мираж, принятый за подлинное, то есть тьма, несет нам несчастье и мешает нам обладать минутами радости и света, данных нам на каждый день…»

©арх. Сергий Королев («Духовная жизнь в миру»)
http://prav-biblioteka.narod.ru/1a.html

…………………………………….

Вывод: я отнюдь не навязываю Владимиру Б и СНЛ прямо сразу принять православные догматы, но очень бы хотелось, чтобы вы с ними хотя бы ознакомились, чтобы не попадать впредь впросак, как вот, например, в этом случае..
Впрочем, помолитесь, пожалуйста, и обо мне, грешном, т.к. имею многие иные проблемы, взамен непонимания того, каким православие считает человека изначально…

Спасибо!
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца


  • 1

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#3 Марк » Пн, 3 февраля 2014, 7:04

Лесник писал(а):Мы равнодушны к греху, пока не сознаем, что он нас лишает счастья. Мы считаем грех своей природой. "Я, мол, такой и такой и не могу быть иным". "Такой у меня характер". Но ведь характер совсем не есть нечто такое, с чем нельзя бороться. В момент решения начать противостояние греху надо мнить, что грех не сроден нам, а приразился нам. Прародители наши были созданы без греха. Грех есть нечто прившедшее в нашу природу, приражающееся к нам и восстающее на те состояния души, которые природны для нее как созданной по образу Божию. Грех берет нас в плен, привходит в наш естественный состав как чуждое начало, но потом все идет сорастворенное с грехом. Осознание, что грех не есть наше, ч

Максим! А если бы не было грехов и человеку не нужно было их преодолевать, то кем бы были люди?
Не безвольными ли дураками, всем довольные. Эдакий счастливый слабохарактерный потребитель божьей благодати. Идиоты всем довольны и счастливы.
Как и сумасшедшие. И роботы ни о чем не переживают.
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#4 Лесник » Ср, 5 февраля 2014, 17:05

Марк писал(а):А если бы не было грехов и человеку не нужно было их преодолевать, то кем бы были люди?
Не безвольными ли дураками, всем довольные. Эдакий счастливый слабохарактерный потребитель божьей благодати. Идиоты всем довольны и счастливы.
Как и сумасшедшие. И роботы ни о чем не переживают.

были бы абсолютно счастливыми людьми, так как жили бы в соответствии с желанием Бога об их жизни.

Нет, не безвольными: воля-то была бы при них, просто они эту волю подчиняли бы воле (желанию) Бога о них. И характер у них не становился слабым.

Поэтому аналогия с роботами совершенно некорректна: у тех нет свободы выбора. А у людей она всегда была и всегда есть..

в кои-то веки соглашусь с Ошо, который радующихся идиотов ставил по противоположную сторону по отношению к средним людям , а напротив - святые. Т.е. это совсем иные состояния, хотя внешне кому-то в чем-то они кажутся похожими.

Святые люди переживали бы, все их чувства были бы максимально интенсивны и ярки, но без страстей (болезней души).
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#5 Марк » Чт, 6 февраля 2014, 8:56

Лесник писал(а):были бы абсолютно счастливыми людьми, так как жили бы в соответствии с желанием Бога об их жизни.
А что мешало Богу создать такую жизнь для них? Он ведь ВСЕМОГУЩИЙ? И ничего на земле не происходит не по Его воле?
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#6 SibircevSD » Чт, 6 февраля 2014, 10:50

Лесник, предлагаю ознакомиться вот с этим рассказом /memberlist.php?mode=viewprofile&u=17927
SibircevSD M
Аватара
Откуда: Россия, Архангельск
Сообщения: 1378
Темы: 36
Зарегистрирован: Сб, 27 октября 2007
С нами: 16 лет 6 месяцев

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#7 Лесник » Пт, 7 февраля 2014, 17:03

Марк писал(а):Он ведь ВСЕМОГУЩИЙ?
но не всехотящий!
Он всемогущ лишь на то, чего хочет, а хочет Он отнюдь не всего подряд.

Марк писал(а):А что мешало Богу создать такую жизнь для них?
Нежелание (нехотение) лишать их свободного выбора, свободы воли, превращать их в роботов - Вы в этом с Ним сходитесь.

Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:
SibircevSD писал(а):предлагаю ознакомиться вот с этим рассказом /memberlist.php?mode=viewprofile&u=17927
не вижу рассказа.. там Ваш профиль.
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#8 Марк » Пт, 7 февраля 2014, 17:57

Лесник писал(а):Нежелание (нехотение) лишать их свободного выбора, свободы воли, превращать их в роботов - Вы в этом с Ним сходитесь.
Получается Бог создал людей бесцельно? Болтайтесь в миру как хотите, словно г...о в проруби? Никакого плана, программы для человечества у Него не было?
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#9 Лесник » Вс, 9 февраля 2014, 9:25

Марк писал(а):Получается Бог создал людей бесцельно? Болтайтесь в миру как хотите, словно г...о в проруби? Никакого плана, программы для человечества у Него не было?
Нет, не бесцельно. но без программы (программа как раз и подразумевает отсутствие свободы выбора).

а насчет цели - вот:
Спойлер
Назначение человека.
Возвысив человека над всем земным миром, даровав ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым указал ему и его особое высокое назначение. Перед духовным взором человека – Бог и духовный мир. Перед телесным взором – мир вещественный.

А) Первое назначение человека – слава Божия. Человек призван пребывать верным союзу с Богом, стремиться душой к Нему, познавать своего Создателя, прославлять Его, радоваться единению с Ним, жить в Нем. "Исполнил их проницательностью разума," говорит премудрый сын Сирахов о дарах Божиих людям: "Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих" (Сир. 17:6-10). Ибо если все творения призваны по своей способности к прославлению Творца, как об этом, напр., говорит псалом 148, – то, конечно, человек, как венец созданий, назначен быть сознательным, разумным, постоянным, совершеннейшим на земле орудием славы Божией.

Б) А для этого ему надлежит быть достойным своего Первообраза. Иначе говоря, он призван совершенствоваться, оберегать свое подобие Богу, восстанавливать его, укреплять; призван развивать и совершенствовать нравственные силы свои путем добрых дел. Этого требует забота человека о своем собственном благе. Истинное его благо заключается в блаженстве в Боге. И потому должно сказать, что блаженство в Боге составляет цель бытия человека.

В) Непосредственный физический взор человека обращен на мир. Человек поставлен быть венцом земных созданий и царем природы, как указано в первой главе книги Бытия. В чем это должно проявляться? Об этом так говорит митр. Макарий в "Православном Догматическом Богословии": "Как образ Божий, как Сын и наследник в доме Небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и земной тварью: в частности, предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом провозвещать в ней волю Божию; ее первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы о благодарении Богу и низводить на землю благословения небесные; главою и царем, чтобы, сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединить через себя все с Богом и таким образом всю цель земных творений содержать в стройном союзе и порядке."

Таким и был создан первый человек, создан способным выполнять свое назначение, притом свободно, добровольно, радостно, по влечению души, а не по принуждению.
Так размышление о царственном положении человека на земле приводит Псалмопевца к восторженному славословию Творца: "Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!.. Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, – то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... Господи, Господь наш! Как величественно имя Твое по всей земле!" (Пс. 8, 1-2,4-7,10).

http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_12_all.shtml


как когда-то где-то прочел: цель человека - из могущего не грешить стать не могущим грешить (как Сам Бог, т.е. стать богом по благодати, по причастию Божественному Естеству). - собственно, это цель как Адама до падения, так и наша сейчас.

есть еще более масштабное описание цели: Соединять относительно разобщенные сферы бытия человек должен был в последовательности, обратной той, в которой перечислены разделения. : http://azbyka.ru/library/novikov_uchenie_o_cheloveke_03-all.shtml
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#10 Brittany » Вс, 9 февраля 2014, 10:00

Лесник, спасибо!
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Миф СНЛ об "изначальной грешности" в православии

#11 Feuer » Вт, 11 февраля 2014, 9:41

Лесник писал(а):Да, после грехопадения праотцы стали грешными и передали это свойство каждому своему потомку (первородный грех):
Скорее не свойство, а понятие о грехе и путь избавления от греха. Иисус даже молитву Свою оставил. Через нее обращаться к Себе велел. Грехи с себя нею велел. Есть все основания. за жизнь выпросить свои грехи и грехи рода своего.
Feuer F
Аватара
Откуда: Norilsk
Сообщения: 3548
Темы: 16
Зарегистрирован: Пт, 14 июля 2006
С нами: 17 лет 9 месяцев


Вернуться в Точка зрения

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 12 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php