#1 Мир » Пт, 25 января 2013, 20:30
На Московском семинаре 2012 Лазарев сказал о том, что "православие считает (из слов протоерея Смирнова), что справедливость важнее любви". И что "справедливость каждый понимает по-своему". Да, я согласен с тем, что каждый по-своему. Но с православной точки зрения, думаю, этот деликатный момент, как раз, имеет понимание того, что справедливость без любви быть не должна, иначе это будет фарисейство или все то, что противоречит христианству.
Теперь о том, как я это понял из слов Смирнова. Если человек руководствуется в жизни миропониманием христианства, тогда в его понимании будет иметь место мера к которой он будет прибегать всякий раз, когда решится на помощь, на отношение с точки зрения прощения и снисходительности. Этой мерой является - справедливость. Например, я хочу помочь кому-то и одновременно считаю справедливым для этого человека моя оказываемая помощь. Если моя воля соединена с Волей Бога, значит мое желание помочь и сама помощь является и высшей справедливостью по отношению к нему. А также по отношению ко мне. Потому что, "любовь покрывает много грехов". Но любовь не на словах, а именно на деле. Слова остаются словами и не более того.
Или такой пример. Человек мне помешал, досадил, что-то натворил непотребное и у меня внутри возникает не только протест, как стремление остановить безнравственность, но и осуждение. Если я знаю, что только Бог ему судья и "не судите, да не судимы будете", то я считаю справедливым для себя и Бога то, что "человеку воздастся по его же грехам" и поэтому не поддерживаю в себе осуждение. А если я не поддерживаю в себе осуждение и спокоен, значит я спокойно, без эмоций (которые это осуждение выдают), буду разрешать конфликт, предлагая варианты его решения. Любовь - не любовь, это только слова. Главное - это осознанные действия в общении с миром и понимание того, что справедливость также может быть соединена с любовью, но не на словах, а в действии. А вот в действии в этот конфликтный момент мы можем САМУ любовь и не почувствовать к человеку, обидевшему нас или сделавшему нам пакость, но можем осознанно, понимая Божью справедливость и по отношению к нам ("Да не судимы будете") и по отношению к "обидчику" ( "Бог судья" и "воздастся по грехам"), претворять в жизнь саму любовь, которая именно так и "выглядит" - исходя из меры справедливости, которую человек "отмеривает" каждому в духе верности христианским принципам о добродетели.
Воин убивает врага своего, а Христос говорит "возлюби врага своего". Что же делать? Конечно же, защищать Отчизну по-справедливости, а именно в той мере в которой и этот враг пришел на нашу землю. Поэтому, само "возлюби" здесь имеет двоякий характер. Внутри - "Бог ему судья", а внешне, не боясь за свою жизнь - защищать жизнь своих соотечественников, храня в душе нравственность, которая справедливо и наказывает.
Поэтому, по-моему Лазарев снова не то сказал про православие. Или все таки "то"?