я скачал последние в 11-м году выступления снл. живу заграницей, качаю, смотрю по несколько раз - хорошо!
в последних выступлениях он особенно настаивает на нескольких важных опорных точках тех, кто стремится двигаться по пути любви.
меня зацепила идея о том, что добро и зло - от бога. не в том дело, что я зацеплен за добро. нет, просто вспомнил институтский курс истории религий. тема - ТЕОДИЦЕЯ (из словаря сайта словопедия)
(греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие Т. введено Лейбницем, посвятившем "оправданию Бога" трактат "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла" (1710). Лейбниц утверждал, что поскольку мир сотворен премудрым Богом, то он совершенен, является "лучшим из возможных миров", в котором все, включая и зло - "к лучшему". А само зло Лейбниц считает неизбежным спутником и необходимым условием добра для блага человека. В ряде философских трактатов по Т. зло выступает как ниспосланное Богом испытание для людей, служащее укреплению их духа и веры. Идея Т... Полемику с идеями Т. начал еще Эпикур. По его мнению, или боги желают избавить мир от несчастий, но не могут; или могут, но не желают; или не могут и не желают; или и могут и желают. Первые три модуса, по Эпикуру, не отвечают представлениям о богах, а последний не согласуется с наличием зла в мире. "Т." Лейбница резко высмеял Вольтер в сатирическом философском романе "Кандид" (1759). Подвергал критике аргументы Т. и Гольбах в "Системе природы". Идеи Т. используются в различных целях и контекстах и в наши дни. (См. также: Теизм).
любопытно, что зацепка за добро появилась в европе с лейбницем, точнее - несколько раньше, а в его эпоху (начало 18-го века) отождествление бога и "добра" дошло уже до уровня философского осмысления. и хотя сам лейбниц еще выступал за единство "добра" и "зла", более поздние (или - просто другие) мыслители высмеивали его и надежно разделили добро и зло. с тех пор европа так и катится к самоубийству (через сплошное добро, которое выросло до религиозной истины).
представляется, что время появления этой важнейшей проблемы увязано с реальной историей европы. а точнее - европы и руси.
по новой хронологии в 16-17-м веках европейские княжества отделились от метрополии (москвы) и начали свое суверенное существование.
представляется, что отпадение от москвы должно было быть обосновано. предполагаю, что одним из аргументов самостийности было благополучие.
напомню, что одновременно с отделением политическим и экономическим (дань) произошло отделение и религиозное. еще до отделения западные епархии единого тогда христианства начали за деньги продавать отпущение грехов. нам известен самый крайний случай - продажое прощение грехов заранее, индульгенции. и только во время войн за независимость произошло образование современного католицизма.
так вот, проблема "оправдания бога" - чисто западное явления в религиозной жизни.
отрадно, что снл вскрыл, как та же проблема выглядит у нас.
очевидно, что для нас нет вопроса об оправдании бога. у нас какое-то более правильное отношение к беде (перед которой - отворяй ворота). тем не менее, проблема есть и сейчас - слава богу! - мы ее осознали и уже вовсю начали разгребать.
дай, бог, доброго здоровья снл"у!