гуру

Список разделов Главное Точка зрения

Описание: Здесь вы можете высказать и обсудить свое несогласие с ДК, религиями, вероучениями по тем или иным аспектам.

#1 Herzigov » Вт, 29 ноября 2011, 21:25

Старцев нет - только маразм старческий остался. Это относится не только к православным, а вообще ко всем "учителям духовности". Всех полов, возрастов, конфессий и вероисповеданий. Объединим их одним общим названием "гуру". Кому нравится может называть их старцами, учителями жизни, психологами, учащих через интроверсию и практики вставать на путь Истины. Название не важно. Важна суть. Просто "гуру" короче. А дальше предлагаю вашему вниманию 10 признаков по которым этого гуру определить можно. А дальше уж каждый должен решать сам - принимать ли свободу, дарованную нам Богом, или хлебать щи египетские с закваской фарисейской, приправленные суфийскими притчами с ароматом дао дэ дзына, помётом козы Хейдрун, когтей Кетсаткоаля, влитые в упаковку интраспективных онтологических детерминант.

Итак. Признаки гуру. Великого Всезнающего и Прекрасного.

Спойлер
1. Он точно знает как жить и что нужно делать.
Он приобрёл это знание многолетним опытом (молитвы, обучения, общения с людьми, боли и разочарований и т.п.) (ненужное зачеркнуть).

2. Таинственность и загадочность.
Чем непонятней, таинственней, загадочней образ гуру - тем он круче. Это относится ко всему - начиная от погоняла необычного имени ( например - Мария Деви Христос, монах Иерофант), до моментов личной жизни - этого простым смертным знать нельзя - дабы не обхаяли "святыньку". Даже если что-то из "биографии" и выносится на люди, то лишь некие кусочки, для того, чтобы подчеркнуть загадочность формирования образа.
Правда гуру все эти как правило не отличаются особо изысканным вкусом и часто их "самоназвания" отдают пошлятиной - "слепенькая", "кристалл", "гарафина".

3. Чёткое разделение людей на "учеников" и "не-учеников"
Для каждого гуру очень важно выделить эти два круга общения, поделить людей на "внешних" и "внутренних", на "осознающих" и "неосознающих". И вполне естественно, что учение то не для всех доступно, не каждый может его вместить, не у каждого сознание настолько "расширено", чтобы достичь "осознания". "Внешние" противятся истине они - враги, иногда просто "бесы". Злые, поливающие грязью настоящего и бескорыстнейшего учителя, который и им то хочет искренне помочь.

4. Ущербность.
Проявляться она может по-разному, но всегда. Про отсутствие вкуса я уже упоминал, хотя чаще всего эта ущербность не переваривает даже малейшего намёка на собственные недостатки и противоречия. Малейшее указание на это моментально карается анафемой, а в виртуальном общении баном.
Это ущербность непомерной гордыни, спеси, что рождает комплексы. Никто не имеет права называть гуру ущербным. Никто не вправе говорить о его несостоятельности. И самое главное - "осознающие", т.е. адепты, обязательно должны осудить всех, кто хоть как то смеет неуважительно отзываться про гуру. Даже невинные шутки по отношению к нему неуместны.

5.Умелые манипуляции словами.
Современные гуру сплошь и рядом используют НЛП для достижения своих целей. И говорят много. Очень много. Не всегда понятно. При этом формальная логика часто безупречна. И любые попытки противоречить разбиваются о многоглаголание. При этом говориться в первую очередь о "рассуждении", "различении", углублении в "суть вещей", хотя на самом деле это всегда просто попытки напустить тумана и замутить воду.

6. Цитирование различной мудрости.
Цитируется всё. От анекдотов, классики литературы и всяких аюрвед до Библии. (Спектр цитирования конечно же зависит от образованности и начитанности гуру). Особенно любимы всякие неоднозначные притчи. Часто подчёркивается связь учения гуру с "мудростью древних" - и не суть важно кто эти "древние" - св. отцы, суфии, Гермес Трисмегист или бабки-колдуньи. Для гуру важно показать, что, приходя к нему, вы не просто к нему приходите, а, становитесь на древний путь, где сумеете обрести истину и познаете глубочайшие тайны.

7. Обязательно наличие "практик".
Это могут быть различные "духовные" или физические упражнения, погружение в "инсайты" и т.п..
Чаще всего это физические упражнения, помогающие обрести внутренний покой и ведущие через интроспекцию к самосовершенствованию. При этом делается упор на необходимость поступательного развития и прохождения различных уровней для достижения поставленных целей.

8. Умелое использование бабской дурости и прочей экзальтации.
Гуру часто привлекают людей с не очень стабильной психикой, ибо гуру - это ведь единственный остров стабильности среди бурного житейского моря. И когда вдруг кто-то теряет опору под ногами великий учитель тут как тут. Он обязательно найдёт нужные таинственные практики или молитвы чтобы экзальтированную особу привести в чувство и она, обретя покой, будет век ему верна...

9. "Альтруизм"
Ведь всё, что он делает - это чтобы помочь людям. Никакой личной выгоды его наставления, поучения, пророчества не подразумевают. Лишь бы ближним хорошо было! И если даже он берёт деньги, или ещё чего там, - то лишь потому, что не может отказать невероятно благодарным адептам. Вот только молчит гуру, что если своей "мудрости" он народу не отвалит, то его самого "покровители" так отмочат этой "мудростью", что аж совсем по самое не могу.
Просто если мелкий бес не будет поставлять кушанья к столу бесов покрупнее, то его самого на ужин подадут.

10."Универсальность" учения.
Все гуры, особенно не христианские, говорят, что духовность - это очень важно и совершенно безразлично каков будет твой путь к Богу - через Христа, буддизм или древо Иггдрасиль. Истина универсальна и великий учитель просто помогает постичь каждому свой путь. Христианам - ко Христу, буддистам в нирвану, язычникам в Вальхаллу. Вот только гуры почему-то забывают о том, что духовность она биполярна. И полюс духовности ой как важен. А ещё не нужно забывать, что на небо и в ад ведёт одна и та же дорога, да только векторы движения различны.

И, пожалуй, самое главное, плоды этих учений всегда очень и очень горькие. Разочарование наступает, депрессия, апатия, раздражение, злость, кстати часто очень человек материться начинает, потерянность... Так или иначе человек, нашедший для себя идола, получает все эти "подарочки". Без вариантов.
Так что каждый для себя должен выбирать сам - либо путь свободы, дарованной нам Богом, либо за кем-то, кто эту свободу незаметно, но настойчиво крадёт, и ведёт в бездну погибели. А свободу красть не позволено никому. Она, как и любовь, категория Божественная.
Herzigov
Автор темы
Аватара
Откуда: Собяниновка
Сообщения: 643
Темы: 24
Зарегистрирован: Сб, 16 октября 2010
С нами: 13 лет 5 месяцев
О себе: штурмбанфлудер


Re: гуру

#81 Sergi » Вт, 6 декабря 2011, 18:38

Herzigov писал(а):да какие уж тут "принципиальные отличия" между распятым Христом и ...
Я имел в виду не внешнюю форму, а принцип действия. И в Христианстве и в Вайшнавизме человек достигает духовного совершенства по милости Божьей. От Бога нисходит милость(благодать). Эта милость изливается на все живые существа в равной степени. Но не все могут принять эту милость. Чтобы принять эту милость по максимуму, нужно служить Богу, выполнять Божью волю. Божью волю мы узнаём через священное писание и через святых.
Sergi
Аватара
Откуда: Н.Новгород
Сообщения: 2769
Темы: 28
Зарегистрирован: Вт, 20 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#82 Sergi » Вт, 6 декабря 2011, 18:51

Водолей писал(а):Потому что ЕСТЬ только один мир - мир проявленный. Все остальные миры это миры в нашем сознании... непроявленные миры, а потому миры мистические - несуществующие ...
Сознание такой мастер строить иллюзии - только успевай увертываться :-D
Понимаете, все эти астральные тела, ментальные, атманические. ауры и т.п. - это не более, чем попытка объяснить ТО, с чем у человека нет ассоциаций.
Они не существуют в действительности.
Попробую объяснить, что же такое мир духовный.
Это не более, чем условность. Обозначение уровня развития человеческого сознания.
Люди, которые находятся в мире духовном, имеют иное от социума мировоззрение, которое мотивирует их поступки.
Единственной мотивацией их поступков является совершение Добрых дел для других людей. При этом Добрым делом считается такой поступок, который способствует духовному (в социуме морально-нравственному ) росту того, ради кого этот поступок совершается.
Религия как вы понимаете не принадлежит к миру духовному в полном объеме, так как она учит жить только для Бога. Конечно, они не живут для себя, но еще и не живут для людей их окружающих. Поэтому и сказала, что это только первый уровень духовности.
Мир духовный пока несовместим с социумом и имеет свои законы, которые каждый принадлежащий к этому миру выполняет ДОБРОВОЛЬНО, так как сам их СОТВОРИЛ.
Как ни странно у каждого из нас эти законы совпадают с кармическими законами и 3 заповедями... Много путей ведет к одной цели, но ЦЕЛЬ то одна :smile:
О, чёрт! Это какой-то ядрёный атеизм-материализм. Похоже, нам с Вами вообще не о чем разговаривать.
Вы это всё сами придумали или где-нибудь прочитали?
Sergi
Аватара
Откуда: Н.Новгород
Сообщения: 2769
Темы: 28
Зарегистрирован: Вт, 20 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#83 Herzigov » Вт, 6 декабря 2011, 18:56

Sergi писал(а):Я имел в виду не внешнюю форму

распяться со Христом необходимо, а потом (уж если особо неймётся!) иметь что-то ввиду :wink:
ШП и др. гуру просто сдохли либо пали как харикеша, иди на крест и почувствуй разницу :ok:
Herzigov
Автор темы
Аватара
Откуда: Собяниновка
Сообщения: 643
Темы: 24
Зарегистрирован: Сб, 16 октября 2010
С нами: 13 лет 5 месяцев
О себе: штурмбанфлудер

Re: гуру

#84 Sergi » Вт, 6 декабря 2011, 19:02

Herzigov писал(а):а я не всепривлекающий и украшающий :wink:
например, если человек верит в святость коровы или макаки, и я ему укажу на его скотовозношение то это будет оскорбление по Вашему :huh:
по моему - ничуть, пущай задумается кого он лобызает :vom:
Оскорбление религиозных чувств верующих связано с тем, как вы высказываетесь о религиозных убеждениях других верующих, а не с тем, что вы об этих религиозных убеждениях думаете. Думать можно всё, что угодно, но говорить нужно так, чтобы не ранить религиозные чувства собеседника. ИМХО, если человек причиняет окружающим людям страдания и не перестаёт это делать даже тогда, когда ему прямо об этом говорят, это уже ненормально.
Sergi
Аватара
Откуда: Н.Новгород
Сообщения: 2769
Темы: 28
Зарегистрирован: Вт, 20 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#85 Водолей » Вт, 6 декабря 2011, 20:19

Вы это всё сами придумали или где-нибудь прочитали?
Я в этом живу...
Водолей F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 5323
Темы: 3
Зарегистрирован: Пт, 18 февраля 2011
С нами: 13 лет 1 месяц

Re: гуру

#86 Steel1 » Вт, 6 декабря 2011, 20:44

Герцигов, я, конечно же, никакую отдельную тему заводить не буду. зачем мне этот геморр? мне просто интересно стало. я вижу, что вы как минимум знакомы с вайшнавской терминологией и философией.
повторюсь -стало интересно -- почему такой негатив то? :smile:
совершенно не собираюсь никого защищать. я знаю, что проблемы есть в любой религии. :smile:
Steel1
Сообщения: 5001
Темы: 76
Зарегистрирован: Вс, 23 мая 2010
С нами: 13 лет 10 месяцев

Re: гуру

#87 марта » Вт, 6 декабря 2011, 21:00

Sergi писал(а): марта писал(а):с 4-го слоя ауры начинается астральный план со всеми сущностями,которые там обитают...
и у тех,кто работает с аурой с 4-го слоя начинается нематериальный уровень,так они пишут


Они неправильно пишут. Астральное тело, ментальное тело и т.д. - это тонкие материальные тела. Нематериальный уровень - это вечная духовная душа, джива-атма. У этой души есть три качества(сат-чит-ананда). Восстановление связи с Богом подразумевает осознание этих трёх качеств.

...да не спорю,потому как сама выше 3-го не была :grin:
марта
Сообщения: 1765
Темы: 3
Зарегистрирован: Вс, 11 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#88 марта » Вт, 6 декабря 2011, 21:04

Steel1 писал(а):марта, ты же экстрасенс, верно?

ты штоооо! :huh:
...экстрасенс-тот кто применяет свои возможности,
я нахожусь на стадии офигевания от увиденного
марта
Сообщения: 1765
Темы: 3
Зарегистрирован: Вс, 11 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#89 Herzigov » Ср, 7 декабря 2011, 2:00

Sergi писал(а):если человек причиняет окружающим людям страдания и не перестаёт это делать

Сергей, не разводите в теме боливудских страстей, соблюдайте ахимсу и будет вам моя апарадха :wink:

Sergi писал(а):это уже ненормально.

чтобы так заявлять - самому необходимо быть нормальным и обладать общепризнанными (а не узкогрупповыми!) критериями нормальности.

Steel1 писал(а):почему такой негатив то?

Матаджи, а о каком позитиве может идти речь если гуру занимаются поеданием людей :vom:
... в угоду человекам любить людоедов?
Herzigov
Автор темы
Аватара
Откуда: Собяниновка
Сообщения: 643
Темы: 24
Зарегистрирован: Сб, 16 октября 2010
С нами: 13 лет 5 месяцев
О себе: штурмбанфлудер

Re: гуру

#90 ku_ka_re_ku » Ср, 7 декабря 2011, 11:55

ku_ka_re_ku
Откуда: Киев-Майдан
Сообщения: 29659
Темы: 367
Зарегистрирован: Вт, 5 июня 2007
С нами: 16 лет 9 месяцев
О себе: психотерапевт Творец

Re: гуру

#91 Sergi » Ср, 7 декабря 2011, 13:03

Herzigov писал(а):
Sergi писал(а):это уже ненормально.
чтобы так заявлять - самому необходимо быть нормальным и обладать общепризнанными (а не узкогрупповыми!) критериями нормальности.
Я тебе напомню о том, что считается нормальным в той группе людей, к которой ты принадлежишь:
"Итак, во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с Вами." (Матфей, 7:12, Евангелие)
Sergi
Аватара
Откуда: Н.Новгород
Сообщения: 2769
Темы: 28
Зарегистрирован: Вт, 20 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#92 Змей Горыныч » Ср, 7 декабря 2011, 13:59

Sergi писал(а):О, чёрт! Это какой-то ядрёный атеизм-материализм. Похоже, нам с Вами вообще не о чем разговаривать.
Вы это всё сами придумали или где-нибудь прочитали?
Интересно это замечание относится к вышеизложенному?
Змей Горыныч
Аватара
Откуда: Нюркина бабушка
Сообщения: 578
Темы: 8
Зарегистрирован: Сб, 31 июля 2010
С нами: 13 лет 7 месяцев

Re: гуру

#93 Herzigov » Ср, 7 декабря 2011, 16:15

Sergi, я от своих зануд пытающихся уесть ближнего цитаткой мало что воспринимаю, а уж от несущих послушание индийским коровам и всяких выкрестов, и подавно ... так то, прабху :tongue:
Herzigov
Автор темы
Аватара
Откуда: Собяниновка
Сообщения: 643
Темы: 24
Зарегистрирован: Сб, 16 октября 2010
С нами: 13 лет 5 месяцев
О себе: штурмбанфлудер

Re: гуру

#94 Sergi » Ср, 7 декабря 2011, 19:35

Herzigov писал(а):я от своих зануд пытающихся уесть ближнего цитаткой мало что воспринимаю, а уж от несущих послушание
Ясно. Значит тебе лучше приводить высказывания твоих единоверцев.
Статья об успехах Православного Христианства в нашей стране: Пора прекращать жить «по совести»
Sergi
Аватара
Откуда: Н.Новгород
Сообщения: 2769
Темы: 28
Зарегистрирован: Вт, 20 ноября 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: гуру

#95 Herzigov » Ср, 7 декабря 2011, 22:25

Sergi писал(а):Ясно.

:-D конечно, - что ты, как и все абхайчаранцы американского розлива, работаешь на публику :wink:
ясно у него, горьковский вайшнав :hi-hi:
Herzigov
Автор темы
Аватара
Откуда: Собяниновка
Сообщения: 643
Темы: 24
Зарегистрирован: Сб, 16 октября 2010
С нами: 13 лет 5 месяцев
О себе: штурмбанфлудер

Re: гуру

#96 Herzigov » Сб, 17 декабря 2011, 12:24

"Маски авторитарности: Очерки о гуру" Джоэл Крамер и Диана Олстед

"Большинство культов в своем развитии неминуемо проходят две хорошо различимые стадии, что свидетельствует о том, что это расчленение определяется механизмами функционирования любых авторитарных структур, а не учением конкретного "гуру". Похожесть этих стадий у различных групп демонстрирует также, что лидер любого культа вступает на определенный путь, свернуть с которого крайне трудно, а скорее всего — просто невозможно.

Спойлер
"Мессианское обращение"

Все культы, в сущности, выполняют одну и ту же миссию, хотя каждый заявляет о своей исключительности. И лидер, и члены группы утверждают, что находятся на пике осознания истины, духовности, эволюции — чего угодно. Подразумевается, что они являются предвестниками Нового века, который оздоровит жизнь и разрешит все мировые проблемы. Пока какое-либо движение набирает силу и число его приверженцев растет, растет и вера в конечную цель и идеалы учения, при этом лидер излучает оптимизм и удовлетворенность, а лица участников группы светятся счастьем. По отношению ко всем остальным они испытывают и демонстрируют чувство превосходства, выражая уверенность, что только присоединившиеся к их движению смогут, когда настанет время, увидеть свет.

Эту первую стадию можно назвать мессианской, поскольку проповедники учения, как правило, заявляют, что все труды организации, включая труды гуру, направлены к высшей цели, выходящей далеко за пределы группы, и эта цель — спасение человечества. Во время первой фазы; гуру уверен, что в конце концов его признают одним из тех, кто выведет, мир из тьмы. Основная, задача в это время — вовлечение в свои ряды все новых и новых обращенных. Паства растет, а с ней растет и власть гуру, и потоки изливаемой на него лести. Все это укрепляет уверенность гуру в том, что ему суждено стать признанным глашатаем нового порядка, и делает его счастливым и относительно милостивым ко всем, кто ему подчинился.

До тех пор, пока гуру все еще видит возможность реализации своих амбиций, он поддерживает власть, поощряя энтузиазм учеников похвалами и наградами, к числу которых относится и положение в иерархии. Пробуждая в своих адептах острое желание, достичь духовного совершенства, гуру легко манипулирует ими, используя в качестве приманки обещания, что благодаря ему все непременно осуществится — возможно, даже в этой жизни. Атмосфера, царящая внутри группы, отражает настроение учителя — все предельно дружелюбны, участливо и активно помогают друг другу, испытывая чувство взаимной близости и единения. Все кажется совершенным, каждый уверенно продвигается по своему духовному пути. Гуру относительно доступен, очарователен, даже забавен. Все мечты представляются реальными — даже самые невероятные и, казалось бы, неосуществимые.

Если ряды общины растут, новообращенные восторженны и энергичны, а внимание публики и прессы возбуждено, — следовательно, культ является жизнеспособным и процветающим. Подтверждением тому, что культы являются источником истинной духовности на планете, должен служить непрекращающийся приток новых и потенциальных членов. Прозелитов привлекает соблазнительная возможность творить добро и вера в то, что лучше делать это вместе с единоверцами. Ощущение себя в авангарде питает чувство морального превосходства над окружающими и эмоционально отсекает своих от чужих, что еще глубже связывает членов общины друг с другом. Такая обособленность культовых общин от внешнего мира превращает их, по сути, в закрытые системы, куда можно попасть только через "новообращение". В конце концов, новообращенные — это приток как свежих духовных сил, так и материальных ресурсов.

Все наиболее известные культовые организации действуют сходным образом — они стараются, чтобы их активность по вербовке новых сторонников не слишком бросалась в глаза. Само новообращение обычно проводится под знаком оказания помощи или благодеяния. Членам общины внушается, что поскольку сами они находятся на вершине эволюции, забота о других — их святая обязанность Миссионеры уговаривают потенциальных новобранцев посетить вместе с ними показательные собрания общины, где также проповедуются соответствующие идеи. При этом с гостями обращаются с подчеркнутым и весьма лестным вниманием, всячески поощряя их интерес, а затем их обычно заставляют "делиться своими переживаниями" с другими

Такой "обмен опытом", будучи более завуалированным способом обращения, весьма эффективен, поскольку позволяет привлечь в группу большее число новичков. Менее очевидно, но не менее важно другое: чем активнее новые или потенциальные члены делятся своими переживаниями, с посторонними, пытаясь объяснить, в чем состоит привлекательность их группы, и защитить ее, тем сильнее они сами отождествляют себя с группой. Новообращенные, как правило, обладают большим энтузиазмом, но часто еще недостаточно привязаны к группе эмоционально. В этой ситуации само их участие в процедуре вербовки является своеобразной разновидностью "посвящения" в полноценные члены общины.

Приемы, используемые приверженцами культа для привлечения свежих сил,, весьма напоминают флирт и любовное обольщение Группа изливает на потенциальных новых членов огромное количество сфокусированной энергии и внимания, пока они не покорятся ее авторитету, за которым, разумеется, стоит авторитет гуру и система его убеждений. Когда вербуемый наконец капитулирует, все начинают поздравлять его с этим радостным событием. Все это слегка напоминает свадьбу и медовый месяц, который длится до тех пор, пока группа не переключается на что-либо другое. (То же самое и в романтической любви — после завоевания объекта желания интерес обольстителя к нему угасает.) По завершении стадии "медового месяца" новообращенных ждет новая роль — из обольщаемых они должны превратиться в обольстителей.

Незаметно коварные приемы обольщения, завоевания и подчинения, используемые для привлечения неофитов, все глубже затягивают и самих вербовщиков. Чем более сильными они ощущают себя во взаимодействии с чужими, представая перед ними в роли обладателей тайного знания, тем больше они верят в собственную избранность. Чем больше они преуспевают в пробуждении у слушателя любопытства и желания приобщиться к новой вере, тем больше обретают уверенность в себе. Эти чувства усиливают их убежденность, что они находятся на правильном пути. Обретенный неиссякаемый источник положительных чувственно-эмоциональных ощущений используется в качестве доказательства того, что они действительно нашли истину.

Власть имущие и верующие несомненно чувствуют себя лучше, чем слабые и лишенные моральной опоры. К сожалению, стремление к душевному комфорту слишком часто ведет к самообману. Сама по себе убежденность уже дает человеку преимущество перед сомневающимся, а чем глубже эта убежденность, тем более сильным он себя ощущает. Это, безусловно, привлекает окружающих, что, в свою очередь, усиливает его убежденность, — так возникает характерный замкнутый круг. Отказаться от убеждений, которые способствуют усилению власти, чрезвычайно трудно. Для того чтобы успешно торговать чем-либо, очень важно верить в то, что ты торгуешь чем-то действительно стоящим, а поверить в это гораздо легче, если ты заинтересован в успешности сделки.

"Апокалиптическая паранойя"

Неизбежно приходит время, когда популярность и власть группы достигают своего апогея, а затем постепенно начинают убывать. В конце концов становится очевидным, что гуру вовсе и не собирается принимать на себя руководство миром, по крайней мере в ближайшем будущем. Когда приходит осознание того прискорбного факта, что человечество слишком глупо и слепо, чтобы оказаться способным признать высший авторитет и мудрость гуру, наступает апокалиптическая фаза, и праздник кончается.

Затем события обычно начинают развиваться по одному из двух сценариев. В соответствии с первым, проповедь гуру становится все более пессимистической, в ней начинают звучать апокалиптические нотки, например: "Скоро цивилизация начнет рушиться, ее ждут страшные бедствия, и только мы сможем их избегнуть, если сумеем отстраниться ото всего происходящего, дабы защитить себя и сохранить свою чистоту. Наша группа выживет, подобно лучу света во тьме; а когда катастрофа минует, мы возглавим Новый век".

Другой вариант таков: для привлечения еще большего числа людей гуру делает эксцентричные заявления — например, о подвластности ему оккультных сил — и дает все более и более невероятные обещания — вроде скорого просветления или даже осуществления мирских желаний, касающихся богатства, любви и власти. Один гуру, как мы уже отмечали, зашел так далеко, что обещал обучить приемам левитации и тому, как стать невидимым. А лидер другой группы заявлял, что посредством соответствующего ежедневного песнопения можно добиться выполнения любого желания и получить все, что заблагорассудится. Такое потакание алчности оправдывалось утверждением, что осуществление всех желаний — это быстрейший путь к отказу от них. На деле ни одна из этих стратегий — ни предсказания грядущих бедствий, ни обещания неимоверных благ — не оказывается в конечном итоге достаточно действенной, поскольку большинство людей предпочли бы настроиться на оптимистическую точку зрения, а неистовые заявления их просто ошеломляют.

При переходе к апокалиптической стадии политика милостивого превосходства по отношению к посторонним, характерная для предыдущей фазы мессианского обращения, принципиально меняется. Теперь внешний мир — это главный объект, который должен пострадать от апокалиптической катастрофы, а потому всякое общение с теми, кто еще не ступил на путь очищения, считается опасным. Кардинальный переход от идеи спасения мира к идее его неизбежной гибели на самом деле направлен на выживание и защиту группы. Любой отступник несет в себе угрозу ее сплоченности и жизнеспособности. Впрочем, растущее недоверие к внешнему миру нельзя назвать абсолютно параноидальным — оно в какой-то мере оправдано, поскольку по мере того, как группа становится более закрытой и эксцентричной, окружающие начинают реагировать на нее более негативно. При этом внутри культовой структуры ее члены начинают под руководством гуру заниматься уже не деятельностью, связанной с духовным очищением, а отвлеченным тяжким физическим трудом, боевыми единоборствами, военной подготовкой и даже строительством бомбоубежищ, что объясняется как необходимая временная мера для сохранения внутренней "просвещенности"- от посягательств погрязшего в смертных грехах мира. Таким образом, от привлечения новых членов группа переходит к самообороне. Страх за будущее становится важнейшим механизмом обеспечения власти гуру и целостности группы.

Неудивительно, что с переходом от оптимистической экспансии к параноидальному апокалипсическому образу мышления в группе начинается разброд и шатание, наименее истовые приверженцы уходят, а у остальных начинают закрадываться сомнения в могуществе и мудрости учителя. В попытках противостоять распаду группа становится более воинственной, и требования к повиновению возрастают. Но даже когда культ переживает не лучшие времена, происходит некоторая вербовка новых членов, призванная восполнить потери. Однако теперь, во времена упадка, "продать" себя гораздо труднее — культ уже не выглядит столь привлекательным или исключительным. Однако наиболее стойкие его приверженцы все еще ухитряются чувствовать себя избранными, поскольку убеждены, что именно им суждено выжить.

Таким образом, на данной стадии развития культа и гуру, и его последователи становятся замкнутыми, сосредоточенными на своей внутренней жизни, изолированным от окружающего мира. Внешние завоевания сменяются междоусобными перебранками и борьбой за власть. Когда гуру осознает, что большинство членов группы не намерены больше признавать его, он часть пытается компенсировать утраты (если только может себе это позволить) строительством монументальных сооружений, символизирующих его величие. Обычно это памятники или храмы, здания, образцовые общины и учебные центры. Праздник окончен. Теперь обещанные воздаяния откладываются надолго, быть может, в будущие жизни, и заслужить награду можно только упорной работой. Это не только поддерживает активность учеников и не позволяет сбить их с толку, но и просто жизненно необходимо, поскольку поступление средств, довольно обильное в период экспансии, почти прекращается. Поэтому и назначение активно рекламируемых грандиозных строительных проектов в существенной степени сводится к росту земельной собственности лидера (общины или ашрама) или пополнению его казны.

Если потребности гуру во власти не удовлетворяются экспансией, то обычно он компенсирует это, добиваясь от своих адептов большего низкопоклонства и усиливая контроль и дисциплину путем жестких предписаний, диктующих, как им следует вести себя в повседневной жизни. Нуждаясь теперь, более чем когда-либо, в том, чтобы оставаться для учеников главной эмоциональной привязанностью, гуру устраняет все, что этому мешает. И хотя, казалось бы, тесная связь с учениками необходима гуру как никогда раньше, он не только не старается сблизиться с ними, а наоборот, еще более отдаляется и обособляется от них, так что даже свои распоряжения теперь он спускает по иерархической лестнице. Все чаще от него исходят утонченно-хитроумные и откровенно прямые предупреждения и угрозы по поводу пагубных последствий неповиновения ему и доверия к чужим. Все чаще можно услышать: "Отказываясь подчиняться гуру, ты обрекаешь на страдания бесчисленное число жизней"; "Как ты можешь рассчитывать на просветление или спасение, если ты непослушен и мало работаешь?", "Ты не должен осквернять себя общением с теми, кто духовно не развит" и т. д.

Хотя гуру по-прежнему призывает к единению всех людей, на деле он все сильнее изолируется от окружающих. Его проповеди — проповеди о любви, но он очень мало заботится о своих подопечных: они стали всего лишь инструментами для его амбиций. Все провалы своих мессианских устремлений и все неудачи гуру (сознательно или подсознательно) списывает на свое окружение. По мере того, как изоляция группы увеличивается, та же паранойя распространяется и на чужих, что в конце концов может послужить импульсом к насилию. Отколовшимся от группы, часто угрожают, их жестоко наказывают, а иногда и убивают. Эта стадия обычно завершается крупным скандалом или трагедией.

Авторитарные структуры, где власть лидера практически безгранична, формируют собственное представление о чувстве долга и единении, когда между своими и чужими возводятся громадные преграды. И пока холод отчуждения не вытеснил чувство единения, этот путь весьма эффективен для достижения поставленной цели.

Однако возведение этих жестких барьеров не укрепляет культы, а напротив, делает их весьма уязвимыми, поскольку их отношения с окружающим могут развиваться двояко: либо по пути прозелитизма, либо скатываясь к паранойе. Потенциал для насилия и злоупотребления в авторитарном культе всегда налицо, и не только потому, что любое слово лидера является законом, но также и потому, что все посторонние причисляются к категории "чужаков", что во все времена служило оправданием насилию".
Herzigov
Автор темы
Аватара
Откуда: Собяниновка
Сообщения: 643
Темы: 24
Зарегистрирован: Сб, 16 октября 2010
С нами: 13 лет 5 месяцев
О себе: штурмбанфлудер

Re: гуру

#97 Вилохвост » Сб, 17 декабря 2011, 15:45

пластинковертатель, мож чуток покороче?! суббота однако
не напрягай нас
Вилохвост
Сообщения: 1685
Темы: 24
Зарегистрирован: Вт, 15 ноября 2011
С нами: 12 лет 4 месяца

Пред.

Вернуться в Точка зрения

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php