ссылка ведет на Новый сайт, я там забанен навсегда, может кто скопирует сюда сообщение?
http://xn--80aagliw2b.xn--p1ai/ru/autho ... poznaniya/
добавил:
Спасибо Скво
Текст сообщения.
- Спойлер
- Болезненная радость познания
20 Сентябрь 2011
Здравствуйте, уважаемый Сергей Николаевич.
Рад был просмотреть видеозапись очередного Вашего семинара.
Все, что Вы говорите, принимаю с благодарностью, за исключением Ваших воззрений о Православии. Читал Ваши книги начиная с первой. Все это время думал: когда же Вы прекратите нападать на Православие? Но, похоже, Вы не прекратите.
Считаю, что Ваша проповедь о недопустимости для души срастаться с высшими человеческими ценностями, о необходимости диалектического мышления, предостережения о корысти в молитве и многое другое – крайне, крайне важно сейчас. Но то, что Вы говорите о Православии, это... Слушая Вас, очень хорошо наблюдать за своей реакцией (как страсти из глубины поднимаются): негодование – «Как можно так поступать – приписывать оппоненту (Православию) нелепые, глупые мысли, а потом с блеском их разоблачать?»
Православия Вы не понимаете. Вы – как тот человек, который делает суждение о таланте Карузо после того, как сосед напел его арию. Все, что Вы говорите до сих пор, это азы Православия, и любому прихожанину православной церкви об этом говорят на воскресной школе. Но в Ваших проповедях православные – дебилы, а священноначалие – вообще злодеи.
В Вашей критике Православия я не узнаю Православия, это какое-то придуманное Вами чудище, на фоне которого Вам хорошо самоутверждаться.
Вот для примера Православие: http://home.ural.ru/~hvs/otm.htm
Или письма игуменьи Арсении:
7 ноября 1870 года
«Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, – это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они.
И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать.
Я признаю в себе явным признаком нерадения, когда перестает болеть и бороться мое сердце, – это признак сильного помрачения. Когда же разгоняется этот мрак словом Божиим, то сердце болит, а без болезни просвещение души невозможно, – это будет мечтательность».
Или вот еще: «Рада я и благодарю Господа, что Он сподобил меня, недостойную, передать вам слово моей матушки, схимницы Ардалионы, слово, которое дает жизнь моей душе. ...Сила истины – это живая сила, сообщаясь душам, она их образует в один образ. Господь да укрепит нас всех и да поможет Он нам пребывать в Истине, которая – Он Сам, а путь к Нему в нас через нашу немощь, через полноту греховности нашей. Да, это не лживый путь, не выдуманный, не сочиненный, и Сам Господь сказал, чтоб не искать Его нигде, ни в каких состояниях, что Он явится Сам. И действительно является, принося мир, силу, свет в душу погибшую, немощную, темную. Когда же мы будем гоняться за состояниями, то будем ловить одну мечту.
Я крепко немоществую, и иногда унываю, но по опыту дознала, что когда немощь дойдет в душе до крайних пределов, так что никакого упования не останется ни на какое делание, ни на какой разум, то в эту минуту, только в эту минуту и чувствуется, духовно ощущается, особенная помощь Божия или, скорее, познание Его, и сила Его действий в душе. Я не заимствую силу нигде, боясь оживить свою самость, боясь этого яда, разлитого даже в каждом добре человеческом, и потому иногда изнемогаю под своею живою немощью. Но она-то ходатайствует мне ту живую Силу, которую единственно вожделевает душа моя. При таком состоянии большой страх объемлет душу, погибель в ней и во всем окружающем, а спасение – в Той Воле, которую она смеет постигать или насиловать своею просьбою. Страх наполняет ее до глубины».
Еще ее же письмо: «Господь посылает нам на земле скорби, и эти скорби нас отрывают от земли, или лучше сказать, от излишних пристрастий ко всему земному. Значит, и скорби – дар Божий. Отчего же не принимаем их с такою же благодарностью, как и радости? Не от греховности ли сердца нашего, неспособного отрешаться от всего и искать одной воли Божией? Если вы заметили, вообще я избегаю говорить о молитве, потому что сама не имею ее. Но вопросы ваши не хочу оставить безответными, выскажу свои понятия для того, чтобы вы поправили их, если в них усмотрите неправильность. Я сказала: "Ты Сам спасение души моей", – сказала и произношу эти слова по букве, веруя, что это так есть, но постижение их выше нашего мышления. Вы говорите: "Усвоение душою имени Иисусова есть уже спасение ее". Нет, это что-то не так. Спасение души в силе Божией, действующей чрез это Имя на нашу душу, усвоившую себе полное сознание своей греховности.
Хорошо сказал Владыка, чтоб не принимать мысли во время молитвы, а главное, чтоб не доверять им.
Когда сердце начинает сочувствовать уму, из состояния своего самопознания пришедшее в чувство духовного умиления, тогда различные разумения входят в душу, и все они прозябают не в уме, и потому называются не мыслями, а духовными разумениями, или видениями; бывают они неложны и невременны, но делаются достоянием души, выходя из ее состояния и вводя ее в разумения, превышающие ее естественную меру. Но все это Божие, а наше, единое нам свойственное, – это разумение своей греховности и вера в Господа, спасающего нас, Которого будем призывать в смирении, оставляя на Его волю самое спасение наше.
Во время правила я стараюсь удержать внимание исключительно в молитве Иисусовой. Иногда же, при большой рассеянности и невнимании, я обращаю внимание на чтение канонов Божией Матери и святым, но с тем, чтобы направить внимание к молитве, а не с тем, чтобы от молитвы обратить его к чтению. Когда же ум направлен к молитве, то можно внимать и чтению, не оставляя молитвы. Если б в молитве нашей было меньше чувственности, то все пополняло бы ее, а то иногда мешают ей и каноны, и богослужение, и нужны нам для собранности темные келии, как моя, что в саду, которую я называю своею "немощию", и молчание безмолвия. Но все это временные пособия, мне же ничто так не помогает, как самая жизнь. Хотя и поставлено целью жизни отречение, путь к которой – самоотверженное исполнение заповедей Божиих, но закон греховный направляет всякое действие к своей цели, и в этой борьбе сильно бедствует душа. Господь, врачующий немощь чувств горькими обстоятельствами жизни, по мере отречения сообщает душе невидимую силу и познание Его Промысла.
Там я учусь познанию немощи своей и познанию Господа, там отрешает Господь душу мою от дебелости и сообщает ей духовные разумения, так что и молитве я учусь самою жизнию. Думаю, что для молитвы нужна чистота души, а она приобретается самоотверженною деятельностию по заповедям Божиим».
Вот современное, иеромонах Василий (Росляков): «Через восхождение, погружение ума, соединенного с чувством, в слово молитвы, входим в Царство Небесное, которое внутри нас. Там Царство Духа, там наш дом родной, в который вселяется смиренная и умиленная душа, дивясь непрестанной милости Божией, покрывающей ее нищету и греховность».
Его же: «Монашество – бескровное мученичество. Мука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радости и приятные встречи, путь есть ощущение собственной силы и удовлетворение от преодолеваемых препятствий. Собственно же мука – это предстояние пред лицем собственной беспомощности и непрестанное лицезрение своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязание от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель. Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божиего и Тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это все совершается духовно так же реально и болезненно и мучительно, как и телесно».
За полчаса надергал цитат из Интернета, мог еще надергать вагон, стройный хор святых отцов. Вы это топчете и даже не понимаете, что топчете, а я Вас осуждаю и на Вас обижаюсь.
Вот я инженер. Если я вступаю в дискуссию по какому-нибудь техническому вопросу, но не владею языком оппонентов, не ознакомился с их трудами, то я в глазах моих оппонентов буду неадекватен. Как можно осуждать что-то, не разобравшись? Вы в Православии не разобрались, вы не слушаете записи Карузо, а судите по напевам Вашего соседа.
К чему я это пишу: мое мнение (может быть, оно ошибочно) – что то, что Вы говорите (исключая критику Православия), – крайне важно для всех, в том числе для современных православных, но эта критика...
Простите за длинное письмо. Это крик души.
Пусть Воля Божия и Его промысел будут с нами.
Важно.
ЗЫ. Ваш форум – это нечто... Самоутверждение, мечтательность, самодовольство. Правда, я сам такой.
С уважением, Вадим
19 сентября 2011 г. мне по электронной почте пришло это письмо, – в графе «Тема» было обозначено: «Моя критика Сергея Николаевича Лазарева – с болью и почти с любовью».
Вот мой ответ.
Я понимаю Вашу боль, но мне кажется, всё это – от непонимания.
Поясню. Если я критикую в Православной Церкви то, что мне кажется заблуждением, это еще не означает, что я прав, а кто-то виноват. Это всего-навсего означает, что я пытаюсь познать мир и разобраться в происходящем.
Когда человек считает, что он владеет абсолютной истиной, его критика превращается в уничтожение, его спор – в подавление оппонента. У такого человека появляются параноидальные черты. Сам он абсолютно невосприимчив к критике, потому что не может меняться. Действительно, зачем меняться, когда ты непогрешим?
Объявив себя Святой и непогрешимой, Православная Церковь поневоле оказалась в плену чисто человеческих заблуждений, проникших в религиозное мировоззрение.
Полная невосприимчивость к критике, нежелание и неумение меняться, мгновенное обвинение других и полная уверенность в собственной правоте – все это, с моей точки зрения, присуще тому человеку, который считает, что Православие право, свято, непогрешимо и обладает абсолютной монополией на истину. В нынешнее время такие тенденции становятся всё более опасными.
Я раньше заблуждался и думаю, что и сейчас многого не понимаю. И, тем не менее, я пытаюсь помочь себе и другим в познании мира. И Православной Церкви – тоже. Мне кажется, это нормально для человека познающего.
С благодарностью и уважением,
Автор
P.S. Церковь – это собрание верующих. Разве верующий не должен помогать своим собратьям и разве верующий не имеет право на собственное мнение? smile
Ответ: С.Н. Лазарев