#1 DoriNoriOri » Пн, 4 октября 2010, 8:17
Тема с одной стороны навеяна темой Mase «Кому мы молимся», а с другой – осознанием факта, что молитвы, предлагаемые Лазаревым, принципиально отличаются от молитв православных.
У СНЛ молитвы суть формулы аутогенной тренировки, самовнушения, основаны на внушении, что желаемое уже вполне доступно молящемуся, что он уже обладает им: «Господи, ради любви к Тебе я готов (настоящее время) отказаться от …», «Боже, вся моя жизнь и любое человеческое счастье – это средства для накопления любви к Тебе» (тоже в настоящем времени), «Я люблю (уже, сейчас) Бога во всех» и т.п.
Православные молитвы построены на основе смирения, чувстве греховности, негодности, падшести того состояния , в котором молящийся находится в настоящий момент. Поэтому это не утверждения («я готов», «я люблю»), а просьбы, именно мольбы : «..прости нам долги наши..», «не введи нас во искушение..,избави нас от лукавого», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», «Пресвятая Богородице (святителю отче Николае, святая блаженная старице Матроно, ангеле Господень) моли Бога о нас». – всё в надежде на будущее помилование, а не на якобы уже имеющиеся духовные дарования и милости.
Разница принципиальна: молитвы СНЛ, имхо, не без гордыни. А она, по словам всех святых и старцев православия, есть главный тормоз духовного прогресса и причина его отсутствия (готов подтвердить это, как молившийся этими молитвами почти 10 лет), вот как об этом говорит Паисий Святогорец:
"Гордость отделяет нас от Бога
- Геронда, я чувствую, что со мной не всё в порядке. - Нашла причину? Когда ты приходила в прошлый раз, я видел, что ты мыслишь правильно и действуешь с рассуждением, потому и Христос тебе помогал. Может, ты из-за этого впала в гордость, и потому Христос отнял у тебя Свою благодать?
- Да, геронда, так, наверное, и есть.
- Когда мы перестаём понимать, что преуспеваем с помощью Божией, и начинаем думать, что достигаем всего сами, тогда Бог отнимает Свою благодать, дабы мы поняли, что наши только желание и усилие, а сила и результат зависят от Бога. Как только мы осознаём, что преуспеваем с помощью Божией, у нас сразу открываются глаза, мы смиряемся, плачем о своём падении, Бог нас жалеет, снова подаёт Свою благодать, и мы идём дальше
- Когда человек впадает в гордость, Божественная Благодать отходит сразу же?
- Естественно! Ты что думаешь, что для того, чтобы Денница из Ангела превратился в диавола, потребовалось много времени? Всё произошло во мгновение ока. Лишь только у человека появится помысел, что он что-то из себя представляет, как Благодать Божия сразу отходит. Что общего у Благодати Божией с гордостью? Бог есть смирение. А когда Благодать Божия отходит, то приходит диавол и помрачает человеку ум. Потом человек может испытать и внешнее нападение от бесов, а внутри у него образуется духовный мрак.
Гордый не имеет Благодати Божией, а потому существует опасность того, что он - не дай Бог - может пасть великим падением Такой человек отделён от Бога, потому что гордость - плохой проводник, изолятор, который не пропускает Божественную Благодать к человеку и отделяет нас от Бога»
И ещё:
"Гордость - опора страстей
- Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?
- Если мы не видим преуспеяния в подвиге - значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.
- Геронда, мне кажется, что я с каждым днём становлюсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?
- В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в человеке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап - это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отнимает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало - значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше человек продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои недостатки и несовершенство, а это - прогресс.
- Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?
- Что наш Бог - Ваал? (См.3Цар.18,26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью прогоняешь Его помощь.
Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.
Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога помочь нам избавиться от какой-либо страсти и не получаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть - гордость. Поскольку мы не видим гордости, то Бог попускает оставаться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда получим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице."
(5-й том "Слов", «Страсти и добродетели»)
...............................