Предлагаю на рассмотрение:
- Спойлер
- Сейчас достаточно определённо можно утверждать, что практически весь мир живёт в условиях государственной организации управления в независимости от того, ощущают ли на себе отдельные самоуправляемые общественные образования (племена и общины) силу государственного воздействия.
В современных условиях уже невозможно представить себе организацию управления обществом другой формы. Многие смирились, а большинство и вовсе не представляет себе какого-либо иного склада жизни, кроме государственного. Так что же такое государство? В чём суть этого явления, так неотделимо сросшегося с нашими представлениями о необходимом общественном устройстве? Действительно ли оно является настолько необходимым, как это нам представляется? И, наконец, если оно так необходимо, тогда каким же образом наши предки управлялись в догосударственный период своего существования?
Государство понимается нами в различных значениях, а каждое из этих значений, в свою очередь, основано на каком-либо из признаков (территория, население, общий язык и культура и т.д.). Хотя эти значения и являются самостоятельными и каждое из них представляет государство в собственном смысле, в отдельности они не дают нам целостного представления о феномене государства.
С другой стороны, представление о государстве, как о совокупности указанных признаков, также не обеспечивает целостного представления о нём, не определяет его истинную природу и происхождение. Определение государства, как некоторой территории с общим населением, языком, культурой, системой управления и т.д. не отграничивает его от понятий страны или нации. Поэтому при выявлении природы государства внимание необходимо обращать на его существенные характеристики, которые определяют саму основу этого института. «Зри в корень», - как говорил Козьма Прутков.
Итак, в первую очередь, государство – это искусственная организация. А.С. Алексеев чётко подметил, что государство является единством в силу той искусственной юридической организации, которая дана ему людьми[1]. С ним солидарен и О.А. Новиков, утверждающий, что «церковь и государство изначально являются иноприродными явлениями»[3]. Неестественность государства заключается в том, что оно не является социальной данностью, а сознательно внедрено в общество для решения специфических задач.
То есть государственную форму жизни нельзя рассматривать как естественноисторически достигнутую ступень развития всякого общества, свойственную каждому народу.
Образование государства – это не естественный процесс, возникший или постепенно выросший сам из себя, а строго управляемое мероприятие. Укрепление государства, получившее в отечественной исторической науке название «централизация», есть ничто иное как узурпация власти замкнутой группой заинтересованных лиц. В угоду именно этой цели был брошен весь арсенал имеющихся средств и механизмов управления, начиная от внедрения религии, заканчивая прямыми завоеваниями племён и обложением их данью.
Во-вторых, государство – это политическая организация особого рода. Политическая, значит главной его целью является реализация решений, принимаемых специально уполномоченными на это высшими должностными лицами. Такое полномочие приобретается в силу принятия специальных законов, то есть посредством правового воздействия. Получается, что высокие управленцы создали для себя искусственную организацию, целью которой является управление обществом посредством осуществления политических решений, которые принимаются на основе созданных ими же правил (законов). Другими словами, государство – это неестественная организация, которая убедила общество в своей естественности, необходимости и невозможности существования в его отсутствии, а также в том, что общество должно подчиняться тем правилам, которые эта организация сама для себя установила.
В-третьих, государство есть правовая организация, то есть она самым непосредственным образом связана и обусловлена таким социальным явлением как право. И более того, право есть главный инструмент воздействия государства на народ. В отличие от обычая (общественного правила) право – это также искусственно внедрённое явление как и государство. Оно создано государством, является средством оформления политических решений и никогда не было чем-то существующим параллельно государству. Не право формирует государственную политику, а государственная политика облекается в правовую форму.
В-четвёртых, государство – это абсолютно замкнутая социальная организация, представляющая собой непрерывно действующий чиновничий аппарат, выполнение государственных функций для членов которого является постоянной и преимущественной деятельностью (то есть профессиональной деятельностью, профессией). Кастовая избранность и социальная замкнутость государственной организации обеспечиваются правом. Государство само для себя определяет, каким образом должен формироваться его управленческий состав и кто может претендовать на занятие высоких должностей. Поэтому неугодный государственному аппарату человек никогда не попадёт в его состав, а если это и случится, то вся государственная машина будет обращена против него.
В-пятых, государство – это самая безответственная организация. Последствия принятия государственных решений могут быть оценены и даже осуждены обществом. Но в независимости от этого ответственности за такие последствия государство перед обществом не несёт. Обществу не предоставлено право применения узаконенного насилия в отношении неугодных ему чиновников или всего государственного аппарата в целом. В этом проявляется существо права, как исключительно государственного инструмента воздействия на народ.
И, наконец, в-шестых, государство – это единственная организация, которая сама себе дозволила применять насилие на основании закона. При этом применение насилия – это главная отличительная особенность реализации государственных решений. Именно государству принадлежит монопольное усмотрение казнить и миловать по любым вопросам общественной жизни.
Таким образом, государство – это не территория, не общий язык и не общая культура. Государство – это искусственная замкнутая клановая политико-правовая организация, осуществляющая управление обществом на основании самостоятельно принимаемых правил (законов) посредством решений, обеспечиваемых узаконенным насилием (принуждением), ответственность за которые она несёт сама перед собой.
Мы выяснили, что государство в качестве основного рычага в своей деятельности опирается на силу, узаконенное насилие, и что народ (общество) лишён такой легальной возможности. Во всех государствах право на народный бунт не признаётся и преследуется под страхом смерти или иной ответственности. При этом общество наделяется теми рычагами «власти», право на использование и механизм действия которых определяет для народа само государство (референдумы, выборы и т.д.). В итоге получается игра в одни ворота, победитель в которой всегда заранее предопределён.
Многие светлые головы действительно верят в то, что без этих жёстких односторонних правил игры в обществе воцарятся хаос и анархия. На полном серьёзе выдвигаются предположения о том, что государственная форма организации жизни общества – это единственный возможный вариант, выбранный сознательно волей народа. А отсутствие всякой государственности – невообразимая в развитых, «цивилизованных» обществах ситуация, при которой нормальное поступательное социальное развитие вообще невозможно. Возражая самому духу этой точки зрения, хочется задаться вопросом: Если сторонники и выразители подобных убеждений действительно полагают, что уровень сознания «народных масс» настолько высок, что определённо не допускает иной организации общественной жизни, кроме как исключительно государственной (главной составляющей которой является аппарат подавления всякого сопротивления), то почему же он так низок, раз не позволяет народам существовать в условиях полной и сознательной самоуправляемости и самостоятельности при отсутствии всякого государственного начала?
В этой связи мы солидарны с А.П. Куницыным, который чётко понимал, что каждый свободный человек желает подчиняться исключительно законам собственного разума, а всякое другое законодательство допускает тогда только, когда оно проистекает из общих начал разума. Учёный допускал, что с другой стороны человек может подвергнуться законам противным разуму, но тогда он отрицает собственное своё достоинство, унижаясь до степени животного[2].
На протяжении всей истории государственного развития идёт и постоянно развивается непрекращающаяся борьба граждан за всё новые и новые права. Так для чего тогда нужно государство, если оно не может обеспечить этих элементарных прав? А дело как раз в том и состоит, чтобы всю организацию государственной власти представить в виде непрерывной борьбы между бюрократическим аппаратом и населением. В этом, если так можно выразиться, как раз и состоит идея государства, раскрывается вся его античеловеческая натура, обнажается истинная суть – исключительный узаконенный механизм насилия, подавления воли и мощнейшее средство достижения политических целей. Поэтому воображение в качестве целей создания государства – достижения всеобщего благоденствия – есть откровенное фарисейство и лицемерие. Благоденствие и государство – несовместимые категории разных порядков. Там где есть благоденствие, государственной организации не требуется и даже не осознаётся в ней необходимости. Иначе зачем государство, если люди живут в благоденствии? В государстве есть потребность только тогда, когда общественные нравы, устои и весь социальный строй оказываются неспособными обеспечивать устойчивость лада жизни. Когда бал правят невежество, преступность и насилие, которые необходимо резким образом ограничить. Но в условиях государства изжить эти пороки грубыми репрессивными мерами (насилие на насилие) невозможно. Здесь следует использовать более тонкие инструменты, вторгающиеся в сознание, психику человека.
Представления о невозможности общественной жизни в условиях отсутствия государственного устройства являются результатом длительной деградации человеческого сознания. Непонимание действительного назначения и существа государства как политического института является главной причиной выдвижения всяких юридических химер, наподобие демократии (управляемой или суверенной), правового государства, гражданского общества, либерального законодательства и др., безусловной целью которых является бесструктурное управление незрелыми умами, влияние на массовое сознание и формирование ложных представлений о жизни и управляющих ею процессах.
И покуда подобные воззрения на природу власти, права и государства будут господствовать в умах представителей политической элиты, что-либо изменить кардинальным образом в плане улучшения организации управления обществом не представится возможным, так как не ставится самой цели об этом.
Отбросив все иллюзии, стоит признать, что государство – это политическая организация, созданная (а не образовавшаяся) для облегчения управления людьми и реализующая свою волю через исключительную власть узаконенного насилия.
http://institutra.ru/trudi-inter-2008-07.php