katyava писал(а):dised писал(а):Это одно из заблуждений ДК. Гуна благости должна преобладать и в речи человека.
что такое гуна? Можно по-русски, а то такие термины наводят на мысли, что это не личное мнение человека, а термин из очередной книжки
Пока покажу такое толкование:
Гуны материальной природы
В ведах говорится, что все материальное мироздание и все живые существа находятся во власти этих трех состояний или настроений. Состояний этих три Благость (сатва-гуна), Страсть (раджа-гуна), невежество (тама-гуна). Эти три состояния влияют не только на сознание всех живых существ но и преобразуют идею материи в три состояния жидкое ,твердое, газообразное. Гунны влияют на наши интересы в жизни, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения в питании и определяют к какому обществу мы склонны.
Бхагавад Гита 14.6 Поскольку состояние просветления (Благости) чище двух других, оно позволяет видеть окружающий мир в менее искаженном свете и приносит чувство умиротворения. Просветление превращает душу в рабу знаний и благополучия. 14.7 Состояние возбуждения (раджа-гуна) вызывает потребность в чувственных наслаждениях. Возбуждение делает душу алчной, ненасытной и превращает её в рабу деятельности. 14.8 Состояние помрачения (тама-гуна) порождено тьмой, потому вызывает наибольшее помутнение сознания и скрывает истинную суть вещей. Помрачение делает душу рабой беспечности, лени и сна.
14.10 Иногда в сознании преобладает просветление, иногда возбуждение, а иногда помрачение. Между тремя состояниями иллюзии (материи) идет непрерывная борьба за превосходство. 14.18 Находясь в состоянии просветления, сознание переносится в высшие миры небожителей; пребывая в возбуждении, оно обитает в средних сферах (человеческом обществе); а попав в сети помрачения, перемещается в низшее полусознательное существование.
Далее в Бхагавад Гите 3.28 Кришна говорит Арджуне: О сильнорукий Арджуна, кто знает, что материя существует в трех состояниях: умиротворения, возбуждения и помрачения, что у каждого состояния есть своя движущая сила, а органы чувств и объекты чувств относятся к разным состояниям материи, тот не считает себя действующим. Он понимает, что любой орган чувств (ухо, кожа, глаз, язык и нос) управляется высшей силой и просто занят поиском своего объекта (звука, поверхности, образа, вкуса и запаха). Но подлинная жизнь души вне гунн материальной природы.
Бхагавад Гита 14.22 - 14.25 Всевышний сказал: Человека, на которого не действует ни одно из состояний иллюзии, можно отличить по многим признакам. В нем просветление, возбуждение и помрачение не вызывают неприязни, когда они появляются, и сожаления, когда уходят. Такой человек уравновешен в радости и горе, поскольку понимает, что эти ощущения возникают от соприкосновения чувств с их объектами и что материя в разных состояниях взаимодействует сама с собой. Он одинаково относится к радостям и печалям, потерям и приобретениям. Он понимает, что его родной дом — в мире сознания, а не вещей; для него комок глины, камень и слиток золота имеют равную ценность. Такой человек одинаково принимает осуждение и похвалу, бесчестие и почет. Он не теряет рассудка ни при каких обстоятельствах, одинаково относится к друзьям и врагам и безразличен ко всему, что у других вызывает навязчивую мысль обладать или отречься. Кто имеет названные качества, на того не действуют три состояния материи. В иллюзии нет настоящего счастья.
Добавлено спустя 23 минуты 54 секунды:Добавлю то, что узнавал ранее своими словами.
Гуна в переводе с санскрита означает "веревка". Душа, попадая в материальный мир связывается такими "веревками" и уже не может вырваться из их плена. Чтобы уйти обратно в мир духовный, к Богу, душе необходимо избавиться от воздействия гун материальной природы и выйти на трансцендентный уровень (святость).
По существу духовный рост представляет собой постепенный переход человека от гун невежества и страсти к гуне благости. В человеке есть все три гуны. И если влияние, например, гуны невежества уменьшается, то увеличивается на столько же влияние гун страсти и благости.
На этом основан метод избавления от плохих качеств. Как, например, в Христианстве считается, что если изгнать беса, то взамен ему придут семь новых. Т.е волевым усилием избавится от бесовщины (гуны невежества) человеку практически невозможно. Нужно заменять просто гуну невежества гуной благости (духовная практика) или хотя бы гуной страсти (какая-то трудовая деятельность, привязанная к плодам).
Допустим, человек не может справится с алкогольной зависимостью ( гуна невежества). Начав заниматься чтением молитв, священных писаний, посещением служб в храме, святых мест и мощей и проч., человек постепенно почувствует духовный вкус (благость), который вытеснит желание выпивать.
Любую деятельность человека (речь, работа, общение и.т.д), пищу, режим дня, образ жизни можно рассмотреть с т.з воздействия гун. Также любые материальные объекты, окружающего нас мира попадают под влияние той или иной гуны.
Т.к весь материальный мир соткан из разнообразных сочетаний трех гун.
Приведу примеры.
Родниковая чистая проточная вода находится под влиянием гуны благости. Выпивая такую воду, мы как бы загружаем внутрь себя благость.
Кофе, чай - гуна страсти.
Алкоголь - гуна невежества. Выпив спиртное, человек погружается в гуну невежества.
Раннее утро -гуна благости
День - гуна страсти
Вечер и ночь -гуна невежества
Поэтому молитвы лучше читать ранним утром.
Или человек, например, проводя ночь в чате форума, погружается в гуну невежества.
Кришна в 14 главе Бхагават Гиты говорит, что знание о гунах является самым главным для человека.
И, на мой взгляд, это действительно так. Ведь рассматривая свою деятельность, питание, образ жизни, отношения и.т.п с т.з гун, можно наглядно давать себе оценку: идешь ли ты по лестнице вверх к Богу или падаешь вниз.
Добавлено спустя 3 минуты 22 секунды:Переход на трансцендентный уровень возможен только из гуны благости.
Поэтому я лично скептически относится к утверждению СНЛ о том, что можно вытворять все что угодно, лишь бы удерживать внутри пресловутую любовь в душе.