Засучи рукова. В чём проблема то собственно? Почему бы с себя не начать. Ты бы обратил внимание, что мыслишь. Тебе нужно снять ответственность? Нужно списывать беды на дьявола? Отбирают игрушку! Хватит – вырос!!!
Не глупи. Причина рождения в соответствующем теле, городе, стране… Расписывать нечто подобие «эгрегоров» -
грешных мыслителей интереса нет.
Я не вижу в них проблем. Проблемы в православных – моё суждение. Не раз раскрытое. Твоего не видел.
Тёмных описывал. Ты присутствовал. Под систему Лазарева они не попадают. Система не доросла, да и ей это не нужно.
Выкрутасов ненависти к людям. Знаешь кто на него похож? Марк Твен спрятал некий опыт в художественный рассказ «Таинственный незнакомец». Всё тебе открыто, просто кто-то не хочет ничегошеньки знать.
Прошло несколько дней, и Сатана появился снова. Мы всегда ждали его с
нетерпением, с ним жизнь была веселее. Он подошел к нам в лесу, где мы
впервые с ним встретились. Жадные до развлечений, как все мальчишки, мы
попросили его что-нибудь нам показать.
- Что ж! - сказал он. - Я покажу вам историю людского рода - то, что вы
называете ростом цивилизации. Хотите?
Мы ответили, что хотим.
Мгновенным движением мысли он превратил окружающий лес в Эдем. Авель
приносил жертву у алтаря. Появился Каин с дубиной в руках.{422} Он прошел
совсем рядом, но, как видно, нас не заметил и непременно наступил бы мне на
ногу, если бы я ее вовремя не отдернул. Он стал что-то говорить брату на
непонятном нам языке. Тон его становился все более дерзким и угрожающим.
Зная, что сейчас будет, мы отвернулись, но услышали тяжкий удар, потом стоны
и крики. Наступило молчание. Когда мы снова взглянули в ту сторону, -
умирающий Авель лежал в луже крови, а Каин стоял над ним, мстительный и
нераскаянный.
Видение исчезло, и длинной чередой потянулись неведомые нам войны,
убийства и казни. Затем наступил потоп. Ковчег носился по бурным волнам. На
горизонте, сквозь дождь и туман, виднелись высокие горы. Сатана сказал:
- Цивилизация началась с неудачи. Сейчас будет новый зачин.
Сцена переменилась. Мы увидели Ноя, упившегося вином. Потом Сатана
показал нам Содом и Гоморру. Историю с Лотом он назвал "попыткой отыскать во
всем свете хотя бы двух или трех приличных людей". Потом мы увидели Лота и
его дочерей в пещере.
Дальше последовали войны древних иудеев. Они убивали побежденных и
истребляли их скот. В живых оставляли только молодых девушек, которые
становились военной добычей.
Мы увидели, как Иаиль проскользнула в шатер и вбила колышек прямо в
висок спящему гостю.{423} Это было совсем рядом; кровь, брызнувшая из раны,
потекла красной струйкой у наших ног, и мы могли бы, если бы захотели,
коснуться ее пальцем.
Перед нами прошли войны египтян, греков и римлян. Вся земля залита
кровью. Римляне коварно обошли карфагенян; мы увидели ужасающее избиение
этих отважных людей.{423} Цезарь вторгся в Британию.{423} "Варвары, жившие
там, не причинили ему никакого вреда, но он хотел захватить их землю и
цивилизовать их вдов и сирот", - пояснил Сатана.
Народилось христианство. Действие перенеслось в Европу. Мы увидели, как
на протяжении столетий христианство и цивилизация шли нога в ногу, "оставляя
на своем пути голод, опустошение, смерть и прочие атрибуты Прогресса", как
сказал Сатана.
Святая Инквизиция появилась на сцене ("Еще один шаг по пути Прогресса!"
- сказал Сатана). Тысячи изувеченных еретиков, терзаемых палачами в
застенках, многие тысячи обвиненных в волшбе и ереси и сжигаемых на кострах.
И посреди этих чудовищных будничных зрелищ ослепительный галаспектакль во
тьме, освещенной факелами, - избиение во Франции христиан христианами в ночь
святого Варфоломея.
Войны, войны и снова войны, по всей Европе и во всем мире. По словам
Сатаны, эти войны велись во имя династических интересов, для захвата новых
земель, иногда же - чтобы подавить народ, который был слабее других. "Ни
разу, - добавил он, - завоеватель не начал войну с благородной целью. Таких
войн в истории человечества не встречается".
- Ну вот, - заключил Сатана, - мы с вами обозрели прогресс
человеческого рода до наших дней. Кто скажет, что он недостоин всяческого
удивления? Сейчас мы заглянем в будущее. Через год или два у нас будут
Бленхейм и Рамийи.
Он показал нам эти две страшных бойни.{423}
Он показал нам сражения, в которых применялись еще более грозные орудия
войны и которые были еще ужаснее по числу погубленных жизней.
- Вы можете убедиться, - сказал он, - что человеческий род - в
постоянном развитии. Каин прикончил брата дубиной. Древние иудеи убивали
мечами и копьями. Греки и римляне ввели латы, создали воинский строй и
полководческое искусство. Христиане изобрели порох и огнестрельное оружие.
Через два-три столетия они неизмеримо усовершенствуют свои орудия убийства,
и весь мир должен будет признать, что без христианской цивилизации война
осталась бы детской игрой. И тогда народы и страны всего нехристианского
мира станут добычей коронованных бандитов Европы. Они их захватят и в обмен
дадут им блага цивилизации.
Через девять лет от сего дня родится прусский властитель{424}, который
прикарманит Силезию; потом он ввергнет народы в разрушительную кровавую
схватку, покажет себя предателем и негодяем, за что и получит прозвание
"Великий". А через шестьдесят лет родится на свет корсиканец, который утопит
Европу в крови. Он тоже получит прозвание "Великий". Чуть ранее Англия
примется заглатывать Индию. А в юности корсиканца во Франции произойдет
революция, кровавые жертвы которой заставят забыть о Варфоломеевской ночи.
Войны будут идти и все последующее столетие. Разбойничьи войны - каждая
начата с преступными целями. Английская королева будет царствовать
шестьдесят лет и будет вести более шестидесяти войн, распространяя
цивилизацию и получая немалую прибыль. Позарившись на алмазные копи более
слабой страны, Англия не без ловкости их прикарманит. Позарившись на золотые
прииски другой слабой страны, англичане попробуют сцапать их по-разбойничьи,
а потерпев неудачу, объявят войну и тогда уже захватят и прииски и всю
страну в целом.
Китайцы захотят избавиться от христианских миссионеров, восстанут и
перебьют их. За это придется платить - наличными и территорией. Китайцы
озлобятся и еще раз восстанут против оскорблений и гнета пришельцев. Тогда
возникнет возможность проглотить весь Китай, и коронованные пираты ее не
упустят.
Хотите, я покажу вам весь этот кровавый спектакль, чтобы вы убедились
воочию, сколь преуспела цивилизация с тех каиновых времен?
Тут Сатана залился бесчувственным смехом и принялся издеваться над
человеческим родом, хотя и отлично знал, как задевают нас эти слова. Никто,
кроме ангела, так не поступит. Страдания для ангелов ничто, они о них только
слыхали.
И я и Сеппи не раз уже пробовали с осторожностью, в деликатной форме
объяснить Сатане, насколько неправилен его взгляд на человечество. Он обычно
отмалчивался, и мы считали его молчание согласием. Так что эта речь Сатаны
была для нас сильным ударом. Наши уговоры, видимо, не произвели на него
сколько-нибудь заметного впечатления. Мы были разочарованы и огорчены,
подобно миссионерам, проповеди которых остались втуне. Впрочем, мы не
обнаруживали перед ним своих чувств, понимая, что момент для этого
неподходящий.
Сатана продолжал смеяться своим бесчувственным смехом, пока не устал.
Потом он сказал:
- Разве это не крупный успех? За последние пять или шесть тысяч лет
родились, расцвели и получили признание не менее чем пять или шесть
цивилизаций. Они отцвели, сошли со сцены, исчезли, но ни одна так и не
сумела найти достойный своего величия, простой и толковый способ убивать
человека. Кто посмеет обвинить их, что они мало старались? Убийство было
любимейшим делом людей с самой их колыбели, но я полагаю, одна лишь
христианская цивилизация добилась сколько-нибудь стоящих результатов.
Пройдет два-три столетия, и никто уже не сможет оспорить, что христиане -
убийцы самой высшей квалификации, и тогда все язычники пойдут на поклон к
христианам - пойдут не за верой, конечно, а за оружием. Турок и китаец купят
у них оружие, чтобы было чем убивать миссионеров и новообращенных своих
христиан.
Тут Сатана снова открыл свой театр, и перед нами прошли народы
множества стран, гигантская процессия, растянувшаяся на два или три столетия
истории, бесчисленные толпы людей, сцепившихся в яростной схватке, тонущих в
океанах крови, задыхающихся в черной мгле, которую озаряли лишь сверкающие
знамена и багровые вспышки огня. Гром пушек и предсмертные вопли сраженных
бойцов не стихали ни на минуту.
- К чему все это? - спросил Сатана со зловещим хохотом. - Решительно ни
к чему. Каждый раз человечество возвращается к той же исходной точке. Уже
целый миллион лет вы уныло размножаетесь и столь же уныло истребляете один
другого. К чему? Ни один мудрец не ответит на мой вопрос. Кто извлекает
пользу из всего этого? Только лишь горстка знати и ничтожных самозваных
монархов, которые пренебрегают вами и сочтут себя оскверненными, если вы
прикоснетесь к ним, и захлопнут дверь у вас перед носом, если вы постучитесь
к ним. На них вы трудитесь, как рабы, за них вы сражаетесь и умираете (и
гордитесь этим к тому же вместо того, чтобы почитать себя опозоренными).
Само присутствие этих людей - удар по вашему человеческому достоинству, хоть
вы и страшитесь это признать. Они не более чем попрошайки, которых вы из
милости кормите, но эти попрошайки взирают на вас, как филантропы на жалких
нищих. Такой филантроп обращается с вами, как господин со своим рабом, и
слышит в ответ речь раба, обращенную к господину. Вы не устаете кланяться
им, хотя в глубине души - если у вас еще сохранилась душа - презираете сами
себя за это. Первый человек был уже лицемером и трусом и передал свое
лицемерие и трусость потомству. Вот дрожжи, на которых поднялась ваша
цивилизация. Так выпьем же, чтобы она процветала и впредь! Выпьем, чтобы она
не угасла. Выпьем, чтобы...
Тут он заметил, как глубоко мы обижены, на полуслове оборвал свою речь,
перестал так жестоко смеяться и, сразу переменившись, сказал:
- Нет, давайте выпьем за здоровье друг друга и забудем про вашу
цивилизацию. Вино, которое пролилось нам в бокалы, - земное вино, я
предназначал его для того, прежнего тоста. А сейчас бросьте эти бокалы.
Новый тост мы отметим вином, которого свет не видывал.
Мы повиновались и протянули к нему руки. Новое вино было разлито в
кубки необычайной красоты и изящества, которые были сделаны из какого-то
неведомого нам материала. Кубки эти менялись у нас на глазах так, что
казались живыми. Они сверкали, искрились, переливались всеми цветами радуги,
ни на минуту не застывали в неподвижности. Разноцветные волны сшибались в
них, идя одна на другую, и разлетались брызгами разных оттенков. Больше
всего они походили на опалы в морском прибое, пронизывающие своим огнем
набегающий вал. Вино было вне каких-либо доступных для нас сравнений. Выпив
его, мы ощутили странное околдовывающее чувство, словно вкусили с ним
райский восторг. Глаза у Сеппи наполнились слезами и он вымолвил
благоговейно:
- Когда-нибудь и мы будем там, и тогда...
Мы оба украдкой глянули на Сатану. Должно быть, Сеппи ожидал, что он
скажет: "Да, придет такой час, и вы тоже там будете", - но Сатана словно о
чем-то задумался и не сказал ничего. Я внутренне содрогнулся, я знал, что
Сатана слышал, что сказал Сеппи, - ничто сказанное или хотя бы помысленное
не проходило мимо него. Бедный Сеппи смешался и не закончил начатой фразы.
Кубки взлетели вверх, устремились в небо, словно три лучистых сияния, и там
пропали. Почему они не остались у нас в руках? Это было дурным
предзнаменованием и навевало грустные мысли. Увижу ли я снова свой кубок?
Увидит ли Сеппи свой?
До сего дня я не знаю. Я промолчал, как и Сеппи. В некоторых случаях
вредно допытываться - если вы хотите сохранить душевный покой. Я не уверен,
что Сеппи увидит свой кубок, у него тоже сомнения, увижу ли я когда свой -
для того есть причины. Потому мы смолчали и не стали заглядывать в будущее
за пределами этой жизни.