Nora писал(а):Лесник писал(а):Нора, я думаю, что гадать нельзя просто потому, что это запрещено Священным Писанием. Вот прогнозировать погоду не запрещено, а вызывать духов, ворожить, колдовать - запрещено.. вот так просто.. не знаю, удовлетворит ли Вас этот ответ..
Речь идёт
не о гадании вообще,
а об астрологии.
Астрологические прогнозы построены на
расчётах. А не на ворожении, магии и вызывании духов.
Так же, как и метеопрогнозы.
Другое дело, что прогнозы могут не сбыться, как метео, так и астрологические))
Астрология лишает нас свободы выбора:
" В большинстве астрологических доктрин Личность Создателя заменена безличным космосом. Главное положение мировоззрения астрологов состоит в оккультном принципе точного соответствия между космосом и земной жизнью. Кратко это положение формулируется так: "Что на небе, то и на земле", или "Земля отражает небо".
Астрологам близка идея перевоплощения. Многие астрологи утверждают, что гороскоп отдельной личности определяется "долгом кармы", накопленным во время предыдущего существования. Это фаталистическое представление о бесконечной повторяемости событий распространяется равным образом и на судьбу целых наций, и на судьбу всей вселенной. Вселенная, по представлению астрологов, медленно, но неизбежно движется по пути исполнения космического предначертания судьбы. Для описания таких процессов астрологи иногда прибегают к религиозной терминологии.
Индивидуумы, народы и цивилизации появляются на свет, растут и терпят крах якобы в зависимости от движений и взаимного расположения светил. В этой фаталистической, безличной системе сил и влияний нет места для принципа свободы воли. Свобода человека, по мнению астрологов, - лишь иллюзия. Многие "звездочеты" видят и понимают эту проблему и пытаются справиться с ней, заявляя, что человек, узнавший свою "космическую судьбу" с помощью астрологических наблюдений, может использовать полученные знания и изменить свое будущее.
Астрологи хватаются за этот аргумент, пытаясь сохранить в себе чувство "властелина своей судьбы", но, строго говоря, такая точка зрения вступает в противоречие с основными положениями астрологии. С другой стороны, астрологи часто используют принцип космической предопределенности, чтобы снять с себя ответственность за свое, часто аморальное, поведение.
На фатализм астрологии, косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений указывали святые отцы Церкви.
"[Астрологи] приписывают небесным телам причину и того, в чем властно произволение каждого из нас, то есть причину расположений к добродетели или к пророку. С одной стороны, смешно оспаривать их, а с другой, поелику многие заражены сим заблуждением, может быть, необходимость требует не оставлять сего и в молчании. <...>
Но в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель - творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом, сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте, и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры! И о сем довольно. <...>
Сверх того, если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения; то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судьи, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновен в преступлении; ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость. А всех более обманываются трудящиеся над искусствами. Напротив того, земледелец соберет обильные плоды и семян не бросая в землю, и не точа косы; а купец обогатится, хочет ли того, или нет, потому что судьба соберет ему кучи денег. Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия" (3).
Преподобный Максим Грек обращается к Богу: "Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!"4
А вот что пишет блаженный Августин, епископ Иппонский: "Царства человеческие устраиваются вообще божественным провидением. Если же кто-либо приписывает это судьбе на том основании, что именем судьбы называет самую волю или силу божественную, такой пусть мысль удержит, но выражение ее исправит. Ибо, зачем ему не сказать сразу же того, что он скажет после, когда его спросит кто-нибудь, что он разумеет под судьбою? Ведь когда люди слышат это слово, они, согласно обычному употреблению его, разумеют под ним не иное что, как влияние известного положения звезд в тот момент, когда кто-либо рождается или зачинается. Это влияние некоторые представляют независящим от воли Божией, а некоторые утверждают, что оно именно на ней и основывается. Те, которые полагают, что звезды помимо воли Божией определяют, что мы будем делать, какие будем иметь блага или какие потерпим бедствия, должны быть предметом отвращения для всех, не только для исповедующих истинную религию, но и для тех, которые желают быть поклонниками каких бы то ни было, хотя бы и ложных, богов. Ибо подобное мнение к какому иному приводит следствию, как не к тому, что не нужно почитать или молить решительно никакого Бога? <...> Те же другие, которые ставят в зависимость от воли Божией положение звезд, определяющих известным образом, каким кто будет и что с ним случится доброго или дурного, те, если думают, что высшей божественной властью предоставлена звездам такая власть <...> наносят великое оскорбление небу: ибо по их представлениям выходит, что в своего рода светлейшем сенате небесном и блистательнейшей небесной курии определяется, что должны быть совершаемы злодейства. <...> Затем, какое место оставляется суду Божию о делах человеческих, которым придается небесная необходимость, когда Господь есть Господь и звезд и людей? Если же скажут, что звезды, хотя и получают власть от верховного Бога, определяют упомянутое не по своему произволу, а при известном сочетании неизбежных условий выполняют только Его повеления: в таком случае, не приходится ли о самом Боге думать то, что оказалось в высшей степени недостойным приписывать воле звезд? Скажут, что звезды скорее обозначают упомянутое, чем производят его, так что известное положение их есть как бы своего рода известная фраза, предсказывающая будущее, но не решающая его. Действительно, такого мнения держались некоторые довольно ученые люди. <...> Но в таком случае как это выходит, что они никогда не могли объяснить, откуда в большинстве случаев такая разность между близнецами в жизни, в деятельности, в приключениях, в занятиях, в искусствах, в общественном положении, и в других условиях жизни человеческой; так что многие люди посторонние в этом отношении бывают на них более похожи, чем сами близнецы друг на друга, хотя они в рождении бывают отделены самым незначительным промежутком времени, а зачинаются в одно совокупление, в один даже момент?" (5).
Действительно, астрология не в силах справиться с проблемой близнецов. Близнецы имеют один и тот же гороскоп (разница между временем их рождения может быть меньше четырех минут), но судьбы близнецов часто оказываются весьма непохожими и даже противоположными. Известно, что однояйцовые близнецы помимо поразительного внешнего сходства обычно имеют похожие характеры и склонности, подвержены одинаковым болезням и часто даже умирают вскоре друг за другом (речь, конечно же, идет о естественной смерти). Уже в античности естественнонаучное объяснение этому явлению дал Гиппократ: на близнецов одинаково влияет здоровье и состав питания матери во время беременности и кормления и они воспитываются в одинаковых условиях. Кроме того, как мы теперь знаем, однояйцовые близнецы имеют идентичную гинетическую программу. Одинаковый психотип близнецов бывает причиной того, что часто они избирают одну и ту же профессию. Однако известны примеры, когда жизненные пути даже и однояйцевых близнецов, разлученных в детстве, складывались по-разному. И уже вовсе никакого сходства не найти между "астральными близнецами", то есть людьми, появившимися на свет от разных родителей, но в одно и то же время в одном и том же месте.
В системе представлений астрологов есть много и других существенных изъянов; перечислим основные из них.
1. Фундаментальной проблемой астрологии является система авторитетов. Вся история астрологии представляет собой невообразимую смесь многобожия, мистицизма, гадания и псевдонауки. Где же авторитет, где надежный источник истины? На каком основании астрологи полагают, что их истолкование событий верно? Почему одно сочетание светил является добрым предзнаменованием, а другое - дурным? Похоже, что Марс был назван своим именем в честь древнеримского бога войны из-за своего красно-кровавого цвета. Соответственно "качества", которыми Марс (или вавилонский бог войны Нергал) наделяет того, кто родился, когда эта планета была в определенном положении, отражают представление о характере бога войны (агрессивная мужественность и т.п.). Интересно, что в китайской астрологии планетой войны считается Венера. Точно так же произвольно были установлены соответствия между другими планетами и персонажами мифологии. Похожим образом различные конфигурации звезд (созвездия), по внешнему виду напоминавшие различные предметы, людей и животных, наделили своими "магическими" качествами тех, кто родился "под ними" (Рыбы стали "водным" знаком с соответствующими этой стихии атрибутами, рожденному под знаком Тельца полагалось проявлять терпение и силу и т.п.).
Существует несколько противоречащих одна другой астрологических систем. Китайские и индийские астрологи интерпретируют картины звездного неба не так, как это делают их западные коллеги, да и в среде западных "звездочетов" есть определенные разногласия по поводу числа знаков зодиака. В своей книге "Астрология 14" Стивен Шмидт утверждает, что к знакам зодиака следует добавить созвездия Кита и Змееносца. Одни говорят, что знаков зодиака 8, другие считают, что их 10, а некоторые говорят, что их 24. Астрологи расходятся по поводу многих важнейших положений своего культа: по-разному рассчитывают и истолковывают "восхождения", "дома" (некоторые астрологи предпочитают иметь дело с равными "домами") и "аспекты" светил."