#103 OrthoDox » Пн, 30 июня 2008, 17:55
Литтл Ю.
Раз уж заговорили о воскресении мертвых с точки зрения христианской доктрины, приведу то, что есть у меня.
Фома Аквинский_Compendium theologiae ad fratrem Raynaldum Lib 1.
Перевод моего личного производства, так что извиняйте за глючность (если есть).
§ 152. В каком смысле отделение души от тела происходит согласно природе, и в каком противно природе.
... отделение души от тела происходит не акцидентально, но согласно природе. Ведь тело человека составлено из противоположных [начал], но все такого рода является по природе тленным. Стало быть, человеческое тело по природе тленно. Но если душа бессмертна, как показано выше, с гибелью тела должна оставаться отделенная душа. Таким образом, кажется, что душа отделима от тела по природе.
Итак, надлежит рассмотреть, каким образом это соответствует природе, а каким – противоречит природе. Выше показано, что разумная душа, превышая модусы прочих форм, превосходит способность всей телесной материи, что доказывается ее мыслительной операцией, которую она имеет без тела. Стало быть, для того, чтобы телесная материя была подобающим образом прилажена к ней, надлежало, чтобы телу было добавлено некоторое расположение, благодаря которому материя становилась бы подобающей такой форме. И как только Бог мог дать начало этой форме через сотворение, так только Он мог придать человеческому телу это превосходящее телесную природу расположение, которое сохраняло бы тело как таковое в нетленности, чтобы, таким образом, оно подобало непреходящей душе; а также устроить так, чтобы расположение это оставалось в теле человека до тех пор, пока душа тянется к Богу. С отвращением же души человеческой от Бога через грех соответственно и тело человека теряет такое сверхъестественное расположение, непреходящий характер которого обеспечивает подчинение душе , и, таким образом, человек подпадает под необходимость умирания. Стало быть, если смотреть с точки зрения природы тела, смерть естественна, если же с точки зрения природы души и расположения, которое было изначально сверхъестественным образом вложено в человеческое тело, она акцидентальна и противна природе, ибо по природе союз души с телом.
§ 155. О том, что мы не воскреснем в прежнем модусе жизни.
И хотя люди воскреснут нумерически те же самые, однако они будут обитать не в том же жизненном модусе. В самом деле, в настоящее время они имеют тленную жизнь, тогда же будут иметь нетленную. В самом деле, если природа в порождении человека стремится к вечности, то тем более к этому стремится Бог в возрождении человека. Ведь природа стремится к вечности постольку, поскольку приводится в движение Богом. Но по восстановлении воскресшего человека обретается вечность не вида, поскольку это уже имело место посредством непрерывного порождения, но вечность индивида. Стало быть, воскресшие люди будут жить в вечности.
Кроме того. Если бы воскресшие люди оставались во власти смерти, то отделенные от тел души не будут пребывать без тел вечное время, ибо последнее, как сказано выше, противоречит природе души. Стало быть, они должны будут воскреснуть снова, и это будет означать [согласно условию], что после второго воскресения они опять умрут. Следовательно, таким образом смерть и жизнь одного человека, повторяясь, будут бесконечно вращаться по замкнутому кругу, что представляется бессмысленным. А значит более подобающим будет положение дел, когда люди будут получать бессмертие уже при первом воскресении.
И в то же время победа над смертью не приводит к специфическому или нумерическому изменению. Ведь смерть по своему собственному понятию не может выступать специфическим отличием человека, так как представляет из себя некоторое претерпевание, но она как бы замещает видовое отличие человека (ponitur loco differentiae hominis), и точно так же, как посредством того, что человек именуется разумным, подразумевается его надлежащая форма, так посредством того, что он именуется смертным, подразумевается составленная из противоположностей природа человека – ведь материальные вещи не могут получить определение без материи. Но смертность не устраняется через отнятие материи, ибо душа воспринимает [по воскресении] не небесное или воздушное, как было показано выше, но человеческое, составленное из противоположностей тело. А нетленность приходит от божественной силы, и благодаря этому душа станет господствовать над телом настолько, что оно не будет подвержено гибели. Ведь вещь приходит к существованию тогда, когда форма господствует над материей.
§ 157. Что однако при этом воскреснут все органы.
И хотя воскресшие [люди] не будут пользоваться таковыми, однако у них будут по прежнему присутствовать органы, предназначенные к пользованию таковыми вещами, поскольку без них тело воскресшего не будет совершенным (integrum). Более подобающим поэтому является соображение, согласно которому восстановление воскресшего человека, которое будет обусловлено непосредственно Богом, чьи дела совершенны, означает восстановление природы полностью. Стало быть, таковые органы будут присутствовать в воскресших не для соответствующих актов, но для цельности их достойной сохранения природы...
§ 158. Что не воскреснут органы с некоторыми изъянами
Сходным образом воскресшие тела будут подлежать освобождению от всех присущих им по природе изъянов. Ведь такого рода изъяны умаляют совершенство природы. Следовательно, если является подобающим, что по воскресении человеческая природа полностью восстанавливается Богом, то, как следствие, надлежащим будет и устранение таковых изъянов.
Кроме того. Таковые изъяны проистекали от изъянов природных сил, которые выступали порождающими началами человека. Но в воскресении из действующих сил остается только божественная сила, в которой нет изъяна. Стало быть, таковых изъянов, которые суть в порожденных людях, не будет в людях, восстановленных воскрешением.
§ 159. Что воскреснет только то, что принадлежит истинной природе.
Сказанное о совершенстве воскресших надлежит надлежит отнести и к тому, что принадлежит истинной природе. Ведь то, что истинной природе не принадлежит, по воскресении не будет обретено; в противном случае, если вся пища, которая превращается в плоть и кровь, была обретена бы по воскресении, надлежало бы, что размер воскресших будет бесконечным (immoderatam). Истина же всякой природы соответствует ее виду и форме. Стало быть, и части человека, согласующиеся с их видом и формой, будут наличествовать в воскресших в полном составе. Но будет обретено не все то, что естественным образом было в этих частях, а только то, что обеспечивает достаточную полноту вида частей (quantum sufficiens erit ad speciem partium integrandam).
При этом, однако, если человек обретет не все из того, что в нем материально имелось, это не приведет к тому, что он будет нумерически не тем же самым человеком или же каким-то несовершенным. В самом деле, очевидно, что в течение этой жизни человек остается нумерически тем же самым от начала и вплоть до конца, однако то, что материально содержится в нем и подпадает под вид частей, не остается нумерически тем же самым, но мало-помалу течет и проходит. И если даже огонь остается одним и тем же благодаря тому, что касается дерева и пожирает его, то и человек является совершенным, когда сохраняется вид и должное количество вида.
§ 160. Что Бог восполнит в обновленном теле все то, что отсутствовало в силу его материальности.
Как не все из того, что материально было в теле человека, Бог вложит вновь в восстановленные тела воскресших, так Он восполнит в них и нечто из того, что материально там отсутствовало. В самом деле, если характер природы таков, что тот достаток, который должен был бы образовывать совершенное количество в мальчике, и которого ему не хватает, добавляется ему только из чуждой материи, путем поглощения пищи и воды, и вследствие этого он не перестает быть нумерически тем же самым, что был; то тем более божественная сила восполняет то, чего меньше у получающих от внешней материи, чего им в этой жизни не хватает для полноты естества органов, или должного количества. Таким образом, хотя некоторые в этой жизни и лишены каких-то органов, и еще не достигли совершенного количества (perfectam quantitatem nondum attigerint), то, в каком бы количестве [не находились] мертвые, то божьей силой они обретают по воскресении должное совершенство и органов, и количества.