То, что я сперва приняла за буйный расцвет сатанизма - оказалось уже давно известной, но живучей ересью Маркиона.
МАРКИОН СИНОПСКИЙ (+ок. 160 г.) бесспорно – самый значительный ересиарх II века, создатель первой гностической системы, которая стала доступной широким массам.
Против Маркиона высказывались Ириней Лионский
http://mystudies.narod.ru/library/i/ire ... /4ah34.htm
и
Епифаний Кипрский
http://khazarzar.skeptik.net/books/epip ... ium/42.htm
Против маркионитов,
двадцать второй и сорок второй ереси
Κατὰ Μαρκιωνιστῶν κβ’, τῆς δὲ ἀκολουθίας μβ’
Contra Marcionistas, haeresis XLII
Подробно о Маркионе и его учении:
http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_06.html
Маркионистский вариант христианства реконструировал немецкий ученый Деллингер (1799-1890), в основном, на основе упоминаний Тертуллиана. Выяснилось, что Маркион отталкивался от страшно преувеличенных им идей ап. Павла:
1. от проповеди в Афинах о Неведомом (апафатическом) Боге;
2. от различения закона и благодати.
"Разделение закона и Евангелия – отличительное и первоначальное дело Маркиона" – указывал Тертуллиан. Бог Ветх.Завета, познаваемый из Его закона не может быть Богом благодати и любви. Это – "дикий и воинственный судия", несправедливый и немилосердный. Данный Им закон только порождает грех и обнаруживает бессилие человека. Все Его создания находятся в извечной вражде и обречены на гибель. Следовательно, сам Бог закона – всего лишь неумелый Демиург. "Демиург зол и злы Его творения". Даже обещанный Им Мессия придет как воитель-насильник, чтобы поработить землю иудейскому народу. Этот Мессия и есть антихрист, предсказанный апостолом Павлом (1 Фесс.).
Но Павел проповедовал о "Неведомом Боге", возвышенном и безгневном, который есть "Бог Лучший", который "кроток, утишающ, благ и всеблаг." Он – Бог искупления, который спасает и освобождает нас от оков мира сего. Его невозможно бояться. Его можно только любить.
В 15-й год царствования имп. Тиберия этот Неведомый миру Бог явился в мир, в Капернаумской синагоге, приняв видимое тело Иисуса. Т. о. Иисус не рождался, не был младенцем, но просто явился, как Бог в мнимом теле человека.
Он явился, чтобы разрушить закон и пророков и все дела Демиурга Иудейского, и спасти людей, которым Он принес божественную любовь. Он не был узнан Демиургом Иеговой и успел раскрыть людям истинный гносис (тайну истинного Бога). И тогда иудеи распяли Его, как врага своего Иеговы. И снова они не знали, что Он лишь мнимо умер. И сошел во ад, чтобы освободить всех, взывающих к Нему. Кого? Уж конечно не ветхозаветных "праведников" и прочих рабов Иеговы, а тех кто боролся с Его тиранией и был погублен Его законом: т. е. каинатов, язычников и прочих детей Каина (вспомним сходную трактовку этого образа у Байрона).
Между тем, вскоре после мнимой смерти Спасителя, апостолы-иудаисты во главе с Петром сговорились написать поддельное Евангелие. Но Иисус призвал 13-го апостола – Павла (!) – и раскрыл ему истину, и послал к своим (т. е. к язычникам). Павел всюду проповедовал, что благодать отметает закон, а Новый Завет Ветхий. Иудеи ненавидели Павла и поклялись убить его. Они выдали его во время гонения Нерона, а послания его исказили своими вставками.
Истинное учение Христа и Павла сохраняют только Маркиониты чужие (как и Сам Христос) в этом мире Демиурга, гонимые и преследуемые иудействующими. Они ничего не ждут от этого мира, а потому соблюдают строгую аскезу – вплоть до отрицания брака (который ведет лишь к продлению существования падшего мира). Состоящих в браке, поэтому, нельзя даже допускать к крещению. А стремиться следует лишь к мученичеству, которое для христианина есть освобождение от мира зла. Не следует жалеть свои тела, т.к. они не воскреснут. Только души соединятся с духовным Отцом. Они-то и образуют истинную Церковь, которой дан единственный истинный апостол – Павел.
Т. о. все еврейское в Церкви должно быть отвергнуто. Христианство – принципиально новая религия, не связанная ни с чем предшествующим. Необходимо очистить ее от всего постороннего и прежде всего от иудаизма.
Это был апофеоз христианского антисемитизма. И после этого нас уверяют, что гностические системы – иудейская диверсия против христианства (Н. Бутми!).
Эти свои идеи Маркион обосновал в 2-х главных сочинениях:
1. "Антитезы" (или "Противопоставления"), где оба Завета противопоставлялись в вопиющем противоречии, так что Бог Нового и Бог Ветхого Завета выглядели действительно разными Богами;
2. "Канон" – первый опыт систематизации Священных книг (еще до Татиана!). Богодухновенными Маркион признал 10 (исправленных им самим) посланий Павла и Евангелие от Луки, которое он очистил от истории Рождества Христова (чтобы иудеям не чем было хвалиться).
Отметим при этом, что сам Маркион обладал блестящим язвительным слогом. Вот образец его антисемитской проповеди: "Оставьте пастухов при их стадах (Лк. II 8, 15-17). Пусть волхвы не утруждают себя столь дальним путешествием (Мтф. II, 1-11). Да будет Ирод человеколюбивее, чтобы Иеремия не хвалился пророчеством своим (Мтф. II, 16-18). Не приносите Младенца в Храм! Не доверяйте Его рукам Симеона, чтобы дряхлый старик не уронил Его. Заставьте молчать эту старую ведьму пророчицу, чтобы она не заколдовала Малыша ..." (и т. д. по Тертуллиану).
Но несмотря на весь этот гонор, было что-то трагическое в фигуре Маркиона. Он явно чувствовал, что несмотря на успех своего дела, истинное христианство – не у него в общинах. Незадолго до смерти, говорят, он вдруг стал проситься обратно в Римскую Церковь и даже обещал принести публичное покаяние. Но ему ответили, что прежде он должен вернуть Церкви всех, кого соблазнил в свою ересь. Этого он сделать не успел – умер (по Тертуллиану "Прескрипции" 30).
Да и вряд ли он уже мог что-то изменить.
Основанная им церковь переживала период расцвета до начала III века. Потом на Западе начался ее упадок. На Востоке же (особенно в Сирии) она сохранилась в виде отдельных общин до VI века. Против нее выступали свт. Василий Великий и Иоанн Златоуст. Эти церкви имели свои храмы, свою епископскую преемственность, своих мучеников, девственниц и даже монахов. Верующие вели аскетическую жизнь, были суровыми постниками и презирали смерть. Они использовали многочисленные апокрифы, практиковали повторное крещение и женское священство.
С III-IV веков они активно смешивались с манихеями, а с V-VI вв. (особенно в Сирии) – с монофизитами, которые также как маркиониты отвергали святые иконы. Ок. 690 г. эта взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси.