Ключничество — изначально, статус человека на Руси, заключившего договор личного найма, без наличия специального договора. Почему ключничество могло повлечь за собой холопство.
Сегодня, в христианской среде, в этот термин, как в выразительный и яркий архаизм, все чаще вкладывается иное, уже религиозное содержание. В этом новом контексте, ключничество — культурно-религиозный феномен в русском Православии, в определенно уничижительном смысле характеризующий носителей эклектичной, на самом деле псевдоправославной духовности, чаще облаченной в архаичные формы.
Ключничество, как мировоззрение, родственно религиозному сектантству со своим стандартным набором заблуждений, но чаще в лоне самой Церкви и с непременным упором на истинность Православия. При этом, околоцерковные традиции и полуязыческие верования и практики подменяют ключнику христианское богословие и догматику, а псевдоправославный миф, подменяет собой историю Церкви.
Ключничество воспринимается и передается среди православных верующих, лишенных здравых духовных ориентиров и отличающихся общей неграмотностью в вопросах веры и благочестия. Оно содержит веру, в мистическое содержание древней формы и преданий, предъявляемых как единственно возможная истина, при этом, данные форма и предания могут быть отнюдь не древними, но лишь позиционируются таковыми.
Содержание [убрать]
1 Ключничество и религиозный постмодернизм
2 Основные признаки радикального псевдоправославного ключника
3 Термин "ключничество" и аналогичное мировоззрение в иных Церквях и конфессиях
4 Ключнические сайты
5 См. также
Ключничество и религиозный постмодернизм
Ключничество, как архаичная религиозность, по своему внешнему антуражу, может напоминать религиозный постмодернизм, но, в отличие от последнего, которое более напоминает хобби, оно, явление более внутреннее, духовное, порой доходящее до фанатизма, в то время как религиозный постмодернизм явление поверхностное, неглубокое и стремится к форме ради самой формы.
Ключничество, в отличие от религиозного постмодернизма, при всей схожести внешнего антуража и критериев их "благочинности", не имеет природы "усталости от цивилизации". Ключник, в отличие от религиозного постмодерниста, в равной степени может быть и "цивилизованным" горожанином, и "темным" крестьянином, никогда не видевшем даже телефона.
Для ключника религия не хобби, он ею живет, почему в нем всегда сильна своеобразная духовная составляющая. И если религиозным постмодернизмом чаще увлекаются неофиты-миряне, то ключничество распространено даже среди потомственных священнослужителей. В современной урбанистической среде ключничество внешне практически не отличимо от религиозного постмодернизма, и чаще всего предстает как крайнее его проявление.
Основные признаки радикального псевдоправославного ключника
http://ecclesiopedia.com/index.php?title=Ключничество