- Спойлер
- «Был такой случай: щенилась, впервые и очень мучительно, большая романская овчарка; щенята рождались мертвыми; собака, истерзанная болью, почти издыхала, и эта тяжелая картина вызвала совершенно ясное чувство сострадания у фокстерьера, тоже суки, но еще не рожавшей.
Маленькая, изящная собака поражала напряженностью своих ощущений; с тихим воем бегая вокруг овчарки, она слизывала слезы с ее измученных глаз и сама плакала; мчалась в кухню, хватала там кость и стремглав несла ее больной, бежала к людям и, тихонько, жалобно лая, прыгала на них, как бы прося о помощи, и все плакала – капли слезы из ее прекрасных глаз. Это было очень трогательно…»
Способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека есть характеристики эмпатии.
В отечественной психологии под эмпатией понимаются сопереживания, то есть постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование переживаний другого человека.
Различают следующие виды эмпатии:
• Эмоциональную, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека
• Когнитивную, базирующуюся на сравнении, аналогии и т.п. При этом эмоциональное состояние другого человека постигается не с помощью чувств, а с помощью разума, мышления
• Предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Такой вид эмпатии характерен только для людей с большим жизненным опытом и хорошим знанием психологии человека.
Сопереживание выделяется в отдельную форму эмпатии как переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним и сочувствие, переживание собственных чувств по поводу чувств другого.
Известный зарубежный психолог Карл Роджерс считает, что эмпатия – это умение воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, полностью исключая переживание собственных чувств.
Эмпатия рассматривается как способ общения с другой личностью и имеет несколько граней:
А) Вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома»
Б) Чувствительность к меняющимся переживаниям другого
В) Понимание того, что собеседник сам не осознает, так как понимание собственных чувств может быть для него травмирующим
Г) Сообщение собеседнику ваших впечатлений о его внутреннем мире
Эмпатическое понимание, эмпатическое слушание, по мнению Роджерса, является основой психотерапевтического процесса. Для этого нужно оставить в стороне свои переживания, свое собственное «Я». Для этого нужно быть достаточно сильной личностью, уверенным в себе человеком, который может, погрузившись во внутренний мир другого человека, без посторонней помощи «выбраться» оттуда без потерь для собственного психического здоровья.
Эмпатичность необходима не только в психотерапии. Способность понимать внутренний мир другого особенно важна для педагога, ведь он нередко выступает в роли психотерапевта для своих воспитанников, помогая решать кажущиеся им неразрешимыми проблемы. Педагог, обладающий эмпатическими способностями, быстрее устанавливает доверительные отношения со своими учениками и легче находит с ними контакт. А это, в свою очередь, облегчает решение задач воспитания и развития личности ребенка.
Эмпатия проя(вляется в стремлении не только понять другого, но и оказать ему помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Человек, согласно идее гуманизма, является высшей ценностью. По мере самопознания личности, она становится более чувствительной и способной принять уникальность каждого отдельного человека. Поэтому развитие эмпатии становится одним из ведущих признаков личностного роста человека.
Вслушивается устье).
Так внюхиваются в цветок:
Вглубь – до потери чувства!
Так в воздухе, который синь, –
Жажда, которой дна нет.
Так дети, в синеве простынь
Всматриваются в память.
Так вчувствывается в кровь
Отрок – доселе лотос.
Так влюбливаются в любовь:
Впадываются в пропасть.
Друг! Не кори меня за тот
Взгляд, деловой и тусклый.
Так вглатываются в глоток:
Вглубь – до потери чувства.
Так, в ткань врабатываясь ткач,
Ткет свой последний пропад.
Так дети, вплакиваясь в плач,
Вшептываются в шепот.
Так вплясываются…(Велик
Бог – посему крутитесь!)
Так дети, вкрикиваясь в крик,
Вмалчиваются в тихость.
Так жалом тронутая кровь
Жалуется – без ядов!
Так вбаливаются в любовь:
Впадываются в:падать.
(с)
http://psihograf.by.ru/azempatia.utf.html