Альбрехт Дюрер "Меланхолия"
"Центральная фигура гравюры — крылатая женщина сидит, подперев левой рукой лицо, в другой руке она держит раскрытый циркуль. Рядом на мельничном жернове сидит поникший ангелочек с записной книжкой. У ног женщины свернувшись клубком лежит унылая собака.
Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат, 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, а также, что удивительно, в каждой четверти и даже сумма угловых чисел равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I»"
"Магический квадрат Дюрера
Фрагмент гравюры Дюрера "Меланхолия"Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Квадрат Альбрехта Дюрера). Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырех четвертях, в центральном четырехугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514)"