dzadzen писал(а):Что такое слоить ?
CYOKK писал(а):Это та манера припарировать события, которые описала здесь Элиза:
Описанные Элизой ее чувства, ощущения и реакции на происходящие события после семинара у меня тоже вызвало ассоциации с неким "слоением". Т.е. вроде бы возникает чувство любви, а гири тянут вниз. За просветом накатывает темнота... Т.е. все попытки вырваться, пробиться, как бы обрываются, любовь разгорается и гаснет.
И это описание таких взлетов-падений в «сохранении чувства любви» одно из очень многих на форуме.
Думаю, что дело в том, что есть термин "любовь", "сохранять чувство любви", "увеличивать чувство любви" - но все-таки надо понять что же такое любовь, когда говориться, что Бог есть любовь, и мы должны исполнять единую главную заповедь, которая суть всего, а остальное есть ее пояснение, научение в ней: Возлюби Бога всем сердцем своим, и всем умом, и всею душею, и всей крепостию своей и возлюби ближнего своего, как самого себя.
Дело в том, что в понятие любовь в этом аспекте (любовь к Богу и ближнему, о которой говорится в заповеди) вкладывается не только лишь одно привычное нам чувство любви: Любовь к детям, любовь к любимому человеку, любовь к родителям, любовь к домино, любовь к сыру, любовь к кино... По инерции когда говорится нужно "сохранять любовь" мы концентрируемся на тех теплых, светлых чувствах, которые обычно мы испытываем к тому кого любим, что любим.
НО в духовном плане любовь не равна чувству. Чувство - это только первый маленький шажок, а дальше необходимо множество других постоянных шагов на пути. «Сохранить любовь» как чувство – это означает, просто не испытывать ненависти, уныния, злости; сохранить сочувствие, сострадание, теплоту… Это замечательно, но не достаточно. Только сделав это не оторвешься, гири нелюбви не отпустят.
Любовь в данном случае, это совокупность свойств, качеств которые человек должен у себя сформировать во внутреннем мире. В Библии строительство дома символизирует строительство человеком своего внутреннего духовного мира. И в Нагорной проповеди Иисус сравнивает жизнь человека с построением дома, т.е. что человек в течении своей жизни выстроил в своем духовном мире (в своем внутреннем мире). Те, кто слушает Его слова и исполняют, те строят дом на камне, которому не страшны ни разливы рек, ни ветер.
Человек создан по образу и подобию Божию, и должен их восстанавливать в своем внутреннем мире, уподобляться в этом Богу. Т.е. или человек формирует в себе определенные свойства и качества, которые уводят от Бога и являются греховными. Или же формирует в себе угодные Богу добродетели, свойства и качества, что в совокупности и составляет любовь.
На новом форуме мне очень понравилось сообщение:
Вопрос от Elena J. - 30 Мар. 2012 12:35: "Если обобщить, то остаётся инстинкт устремления к Богу и инстинкт к человеческому. На какие составляющие можно разделить инстинкт устремления к Богу?"
Ответ от Юлии Сергеевны - 30 Мар. 2012 16:21:
Смею предположить, если инстинкт к человеческому разделить, то получится:
Чревоугодие,
Блуд,
Сребролюбие,
Гнев,
Печаль,
Уныние,
Тщеславие,
Гордыня.
Следовательно инстинкт стремления к Богу:
Любовь
Умеренность
Целомудрие
Усердие
Терпение
Кротость
Смирение
Но для устремление к Богу, это единство со всем, что меня окружает в Боге.
Еще хотелось бы отметить очень важный момент в «сохранении любви» - человек подсознательно уповает только на себя: он сам «сохраняет», сам «чистит» свои грехи, своих потомков, сам решает, что ему еще исправить, как исправить. Он весь и полностью сосредоточен на своей воле; своей волей и по своему усмотрению себя приводит в порядок.
Тогда как: отрывок из проповеди
«А почему вот Бог одних изменяет, а других – нет? Почему с одним человеком происходит покаяние, а с другим – нет? А потому что один ненавидит в себе это качество – гнев, и всячески сопротивляется ему, всячески сдерживается, это первое. А второе – непрестанно молится Богу, чтобы, Господи, мне бы избавиться от этого гнева. Господь видит, что человек действительно хочет, тогда изливает на него благодать. Самому качества свои, свою греховность изменить на совершенство невозможно, это труд совместный с Богом. Есть даже специальный богословский термин – синергия. То есть две энергии в этом участвуют – энергия Божества и энергия человеческой души.»
Ниже, приведу выдержки из проповеди, которые очень емко и просто дают понимание и разъясние о том, что же есть любовь к Богу и ближнему:
- Спойлер
- Любовь – это совокупность всех совершенств. Она начинается с терпения. Вот это очень важно, понять, что любовь – это не есть чувство, это есть добродетель. Добродетель, т.е. любовь – это деятельная участие человека в жизни. Потому что не может человек ко всем пылать чувствами. Ну и бывает, что эти пылкие чувства приводят к браку, а потом из-за тюбика с пастой – развод, а чувства все есть. А почему? Терпения нет. Если нет терпения, то нет и любви. Потому что так не бывает, что была любовь и не было терпения. Любовь – это есть крыша, того здания, которое мы должны построить, а терпение – это еще не фундамент, это котлован этого здания. Причем котлован нужно строить глубокий, на глубину «промерзания» надо выкопать котлован. Т.е. это довольно долгая работа, поэтому и называется долготерпение. Просто разок потерпеть – это возможно, но этому нет цены, она слишком ничтожна. Очень важно, чтобы изо дня в день и всю жизнь, вот тогда это принесет свои плоды. Из этого терпения родится смирение, а вот смирение – это уже связующий материал, того здания, которое мы строим, крышей, которого, вершиной которого будет любовь, как совокупность всех совершенств. Вот только таким образом…
Потому что сам Бог есть любовь, и Он сможет нас взять к себе, если мы будем иметь таковые же свойства, поэтому мы должны это же свойство приобретать целенаправленно.
Мы этого касались – человек трехсоставен. Он – телесный, душевный и духовный. Конечно, человек един, но условно мы это разделяем, в силу того, что у него есть дух, душа и тело. И люди по тому, какая из этих составляющих в нем имеет преимущество, человек либо плотской, либо душевный, либо духовный. С точки зрения христианства, любовь – это есть не чувство, потому что чувства, все наши чувства, они душевного свойства и они зависят от многих вещей, прежде всего от состояния тела, прежде всего…
…И любовь – это есть свойство, которое не зависит от обстоятельств. Там, ну, кто-то плохой, ну, кто-то грубый, ну, кто-то злой, кто-то жулик, но я от этого не испытываю к нему ненависти, злобы, а испытываю к нему сочувствие…
…Более того, вот это свойство, которое есть любовь, к которому должен в своей жизни каждый человек стремиться, оно обусловлено такой вещью как добродетель. Потому что так не может быть и не бывает, чтобы человек из начала был бы носителем этого свойства любви. Потому что все люди грешные, а грех любой, он противоположен любви. И вот всякий грех, это есть направление в обратную сторону любви. И вот в заповедях Ветхого Завета это разделяется на две части: любовь к Богу и любовь к человеку. То, что противоположно любви к Богу, противоположно любви к человеку – это называется грех. И апостол Павел говорит, что любовь – это есть совокупность всех совершенств…
Совершенство – это свойство, свойство или можно сказать качество, которыми обладает данный человек. Почему называется совершенство? Потому что путь жизненный, направленный в ту сторону, которую нам открыл Христос, он имеет направление к любви. И еще Святые Отцы и Писание уподобляют это еще строительству дома. И вот если дом строится сначала котлован, потом фундамент, потом стены, потом перекрытия, потом крыша. И вот любовь это то, что сверху – крыша, то, что уже завершает строительство. Поэтому нельзя приобрести любовь, если ты не приобрел предыдущие совершенства.
Первое совершенство, которое человеку необходимо приобрести, Святые Отцы сравнивают его с раствором, который прикрепляет друг другу кирпичи, если мы возьмем кирпичи просто без раствора, то ударом кулака можно разнести любую стену, она сразу упадет. А если сделать дом без кирпичей – из одного раствора, он не будет такой прочный, как из кирпичей, но уже кулаком его не расшибешь. То есть все-таки это будет здание. И вот этим раствором является смирение. Это первейшее качество. А последнее качество это уже любовь, и вот в заповедях блаженства – начинается с "блаженные нищие духом", нищета духовная это есть как раз смирение, а завершается "блажени есте, егда поносят вам". То есть, человек тебя поносит, а твое отношение к нему от этого не изменяется. Потому что друг он тебе, враг ли ты все равно относишься, относишься к нему с любовью. Опять же повторяю, это не значит, что ты пылаешь к нему чувством (душевным чувством). Ты можешь его обходить за три версты, ты можешь и как-то избегать с ним общения, но у тебя нет к нему ни ненависти, ни злобы, ни желания отомстить и ничего. Ты просто относишься к нему с сочувствием, как к тяжело больному человеку. Ну, ведь если буйный, сумасшедший, лучше его обходить же стороной, собственно, даже для его же блага. Потому что если он тебя стукнет чем-нибудь по голове, потом в тюрьму сядет, это ни ему, ни тебе не нужно. Вот таков этот путь. И понятно, что вот родился обычный человек, все люди грешные, а грех – это направление от любви, повторю – и от любви к Богу, и от любви к ближнему. А надо нам изменить свою жизнь, которая заключается в том, чтобы мы из плотской, душевной перешли на жизнь духовную. И вот этот переход – это есть покаяние. Потому что для большинства людей покаяние это вот – не то съел, не то попил, не то дочитал. А покаяние это есть вообще изменение направления своей жизни. Полностью вектор меняет свое направление.
Если допустим раньше влюбленность принимал чувства, которые испытываешь к существу противоположного пола, который тебе нравится, и которым ты хотел бы обладать, на другое – на свойство, когда каждый человек тобою воспринимается как объект, которому можно было бы послужить. Этому помочь, этому ножки помыть, а потом насухо вытереть. А потом еще ладошками растереть, кремом, чтобы ножки его отдохнули, чтобы тепленько было ему. С готовностью. Не так вот – а почему я должен ведро выносить, я вчера выносил. А совершенно другой подход, чтобы все время искать возможность как бы еще кому послужить. Ну, во-первых, это завещание нам Христа Спасителя – то, что Я сделал, Ваш Господь и Учитель, то и вы должны делать друг другу. Но еще и потому, что в этом есть смысл жизни. Потому что если Господь пришел не чтобы ему послужили, а чтоб Ему самому послужить. Эти слова – "иди и ты твори такожде" они относятся вообще ко всему. То есть каждый, кто хочет быть христианином, он должен вести, как говорили Святые Отцы, христоподрожательную жизнь…
…Любовь это тоже деланье, потому что если любовь ограничить чувствами, которые я испытываю, то это как вера (мы все как будто верующие). Ну, понятно, что если наша вера в жизни никак не проявляется, то понятное дело, что она мертва. Потому что вера, вот тоже странно, это добродетель, это не просто чувство, что вот есть Бог над нами, вера это совсем другое. Вера – это добродетель…
Потому что любовь, она всегда очень тиха и кротка. Поэтому без кротости, смирения настоящей любви вообще быть не может. И вот если человек приобрел вот это свойство, своего сердца, любви, деятели любви, значит, он стал христианином. Значит он достиг того совершенства, к которому призывает Господь. Но на пути к этому нужно приобрести другие совершенно.
Ну, например, если человек болтлив, он должен потратить ни один год, для того, чтобы стать молчаливым. Потому что излишняя разговорчивость, она людей утомляет. Она пожирает время, всегда через это бывает повод к осуждению, к ропоту, к жалобам, к ябедничеству, очень вредная вещь. То есть нужно обуздывать свое желание. Гнев – надо победить это добродетелью противоположной, безгневием, вытеснить. Чтобы человек гневливый, понятно, если ты гневливый человек, даже если ты захочешь кому-то в чем-то помочь, то человек, когда с тобой столкнется, он через некоторое время очень пожалеет. Лучшее самому сделать или нанять кого-то, чем вступать в общение с этим таким гневливым человеком, потому что лишняя головная боль. Ну, и потом, человек не может достичь любви пока он жадный. Потому что как ты можешь послужить другому, если ему надо ноги мыть, а тебе мыла жалко или воды, или не хочешь после него стирать полотенце, или вытирать воду, которая разбрызгалась, или время на него свое тратить. Невозможно. Поэтому чтобы достичь любви, нужно сначала избавиться от жадности. И так далее. Вот человек идет вот по таким стопам совершенства. Почему называется совершенством? От слова "совершение", каждое дело оно имеет начало, середину и конец. Человек был гневливый, стал безгневен, вот он совершил этот путь.
Поэтому это называется совершенство. А вот когда все эти совершенства вместе собрались в дом, такое домостроительство, то совокупность всех совершенств и есть любовь. Потому что в любви есть и смирение, и послушание, и терпение, и безгневие, кротость, и нежадность, отсутствие сребролюбия, и молчаливость, и жертвенность. Любовь она предполагает, конечно, жертвенность, потому что любовь это есть постоянно жертва себя ради ближнего. Так Господь говорил – "что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне". Поэтому, когда мы служим ближнему, в этом мы служим самому Богу. А мы думаем, что Богу нужно свечки, записки, там Богу нужно водичку освящать, или Богу нужно чтобы мы куда-нибудь за тридевять земель поехали. Нигде про это ничего не написано. Он нейтрально относится ко всем нашим внешним проявлениям. Куда мы едим, во что одеты, что мы едим. Его интересует исключительно, в каком состоянии находится наша бессмертная душа. Он как наш Отец, понятно, Он заботится о том, чтобы мы были и сыти и обуты, и умели читать и писать, это все понятно, но все-таки для Него важнее, чтобы мы были добрые, а не злые, щедрые, а не жадные, терпеливые, а не раздражительные и так далее. И Он хочет, чтобы в результате той веры, которую Он нам дал, чтоб мы вот развили в себе добродетель. То есть наша жизнь должна быть деятельна, но внутренне. И вот это есть путь в Царство Небесное. Потому что, ну, как человек гневливый может стать кротким, только чудом божьим. Когда Господь своей благодатью, которую Он изливает на него, изменяет его внутреннюю сущность. С греховности, которая есть грех, на добродетель, которая есть кротость.
А почему вот Бог одних изменяет, а других – нет? Почему с одним человеком происходит покаяние, а с другим – нет? А потому что один ненавидит в себе это качество – гнев, и всячески сопротивляется ему, всячески сдерживается, это первое. А второе – непрестанно молится Богу, чтобы, Господи, мне бы избавиться от этого гнева. Господь видит, что человек действительно хочет, тогда изливает на него благодать. Самому качества свои, свою греховность изменить на совершенство невозможно, это труд совместный с Богом. Есть даже специальный богословский термин – синергия. То есть две энергии в этом участвуют – энергия Божества и энергия человеческой души.
Поэтому любовь, влюбленность – это очень такие естественные проявления человека, вообще всякого живого существа, даже насекомые, они испытывают нужду друг в друге, тянутся друг ко другу. Почему мы называем это духовная жизнь? Все живые существа, млекопитающие, они не имеют бессмертной души, кроме человека, в которого "Бог вдохнул дыхания жизней". Животные, они телесные – это как и мы, и еще душевные. В развитых животных, как в шимпанзе, у них есть те же самые чувства, что и у нас. Гнев есть – есть, зависть есть – есть, радость есть – есть. Это и в кошке есть и так далее. Но может ли кошка взять и поделиться своей пищей с другой кошкой? Только с котенком, потому что он свой. Поэтому когда какая-нибудь женщина или мужчина оказывают любовь к своим детям, это также естественно, как и для кошки.
Тарас Бульба говорил, "и волк любит свое дитя, но это все не то, братья". Николай Васильевич Гоголь вложил в его уста, своего героя, вот такие слова. Да, это все не то. Что такое духовная жизнь? Духовная жизнь – это проявление свойств, которые над животным миром. Вот, взрыв произошел, народ пошел кровь сдавать. Кабан для другого кабана будет кровь сдавать? Нет, у него даже нет такой потребности. Исключительно духовного свойства поступок. Человек тратит время, свою собственную кровь проливает, чтобы кому-то ее перелили, незнакомому человеку, вот собственно и все. И всякий духовный поступок, он связан с тем, что человек проявляет именно свою, либо человечность, либо даже сверх. Сверх это вот когда, как Господь говорил, "нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя". Вот готов за человека умереть, вот ты живи, а я вот за тебя кровь буду проливать. Вот это уже высшее проявление новых уже качеств, которые животному абсолютно невозможны, недоступны. Ну, и большинству плотских людей это совершенно невозможно. Чтобы полез куда-то, без приказа, на ДЗОТ грудью лег, чтобы тебя изрешетили, а чтоб те, кто там сзади останутся живы. Мне это надо? Кому надо – пусть и лезет на амбразуру. Но человек способный на духовный порыв, он это совершает, тем самым Богу угождает – то, что сделал одному из малых… Бог за меня умер на кресте, а теперь я за Бога. Пусть этот бог там в гимнастерке, контуженный, в окопе, но это тоже бог, пусть и с маленькой буквы. Я за него свою жизнь отдаю. Это поступок человеческий. Христианство, оно и понуждает человека из животного стать человеком. И вот чтобы стать человеком нужно достичь, в той или иной степени, совершенства, которое есть любовь.