Werewolf писал(а):Любовь к Богу рождает желание, масштаб желания рождает всю человеческую деятельность, а когда человек говорит, что он будет повторять только имя Бога и любить его, отказываясь от остального, это все равно, что он хочет оставить голову и отрезать тело, которое больше не нужно. Есть голова, есть мозг, есть кишечник, который переваривает, есть руки, есть ноги, есть различные ступени развития и существования. И отсекать вторичное ради первичного - это, как подобно матери, которая отрекается от своих детей. В какой то степени кришнаизм проблемы помогает решить, а дальше идет увлечение поверхностными формами и отсутствие изменения внутренних со всеми вытекающими проблемами.
Задело за живое, когда читал.
Захотелось поделиться знаниями по этому вопросу.
СНЛ тут правильно сказал, что существуют разные ступени развития.
В соответствии с Ведической философией есть четыре касты, которые изначально не были привязаны к рождению в определённой семье, а определялись по преобладанию гун; а так же есть разные жизненные уклады. Жизненный уклад брахмачари хорошо подходит для людей в касте брахманов. У этих людей преобладающей является гуна благости. Таких людей очень мало. Они могут оставить всё мирское и посвятить свою жизнь занятию духовной практикой, живя за счёт общества. Для людей других каст больше подходит вести семейную жизнь (грихастха). Это жизненный уклад, в котором допускается занятие сексом, да и то исключительно для зачатия детей. Семейный человек полностью посвящает себя духовной практике примерно лет в 50, когда у него уже вросли дети. А до этого духовная практика не должна быть в ущерб выполнению своих обязанностей домохозяина. Семейная жизнь не противоречит занятию Бхакти-йогой (которую СНЛ назвал кришнаизмом). Так же не требует аскетического образа жизни занятие Карма-йогой.
Вероятно СНЛ сделал такой вывод исходя из внешних наблюдений за вайшнавизмом (кришнаизмом). Сейчас в России не так уж много квалифицированных духовных учителей и зачастую неофитов учат те, кто сам ещё не всё знает и понимает. К таким людям прислушиваются, им пытаются подражать. Поэтому нередко неофиты в результате такого обучения занимаются духовной практикой в холостую и в конце концов терпят разочарование. Но тут надо вспомнить одну мудрую поговорку: "Не ошибается только тот, кто ничего не делает". Вайшнавизм подтвердил свою эффективность тысячелетиях практики, сомневаться в действенность этого метода не приходится. Но при неправильной практике сложно рассчитывать на высокие результаты в духовном развитии.
Вообще рассуждения СНЛа насчёт "решения проблем с помощью кришнаизма" и об отречении от всего остального кроме преданного служения Богу выглядит довольно материалистично. В Ведической философии человек отождествляется не со своим материальным телом, а с бессмертной духовной душой. Эта душа по своей природе является вечной слугой Верховной Души(Бога) и поэтому высшим счастьем для неё является преданное бескорыстное служение Богу. Следовательно в первую очередь человек должен стремиться восстановить свои личные любовные отношение с Богом. Следовательно есть смысл отбросить всё остальное и полностью посвятить себя преданному служению Богу в том случае, если это целесообразно(см. вышесказанное о кастах). Решение своих проблем с помощью кришнаизма вообще недопустимо. Вайшнав воспевает святые имена, чтобы доставить удовольствие Богу. Если человек начинает повторять святые имена с целью очиститься от кармы, чтобы меньше страдать, решить свои проблемы, то это уже не бескорыстное служение и оно вряд ли приведёт к духовному развитию.
Как бы там ни было, желаю С.Н.Лазареву посерьёзнее изучить Ведическую философию, прежде чем в следующий раз высказываться о ней.