Вместе с тем, надо отметить, что с самого начала в учении Белого Братства, помимо элементов айванховской идеологии, были использованы христианские и рерихианские сюжеты, буддийские и кришнаитские духовные практики, которыми в течение нескольких лет занимался Юрий Кривоногов. В целом в юсмалианском учении можно выделить четыре источника: йогу (жесткие диеты, распространенные в начале 90-х гг.), кришнаизм (медитативная практика), христианство и учение Рерихов (этика и мифология, связанная со скрытой от глаз людей Шамбалой – особым духовным миром, таинственным «белым братством» и «матерью мира», которая спасает человечество – подробнее о Рериховском движении см. статью в кн.: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2006, том IV). Из христианства Кривоногов, в частности, взял многие имена собственные (Христа, апостолов и Марии), идею троичности, которую наполнил иным смыслом, Воскресение бога на третий день и идею Страшного суда.
Белое Братство строило свою концепцию в русле общих теософских принципов, которые можно обозначить следующим образом.
1.Признание безличного Абсолюта или Первопричины, который находится на вершине иерархии духовных сущностей. Представителями высших ступеней иерархии, просвещенными или посвященными являются создатели мировых религий и многие философы и мыслители. Отсюда осознание единства всех религий, попытка совместить идеи всех религий, и соответственно стремление представить свое учение как новое и окончательное воплощение «мирового духа» и предыдущих пророков или евангельских персонажей и «учителей».
К примеру, основатели Белого Братства, решив создать собственное духовное движение, стали ассоциировать себя с персонажами из христианско-рериховской мифологии. Изначально Кривоногов объявил себя «Адамом», а Цвигун – «Еленой Рерих». Это соединение библейского с рерихианским получило и дальнейшее развитие: появилась «божественная дуада» - Иосиф и Мария Дэви. По отрывочным намёкам в текстах «Белого братства» можно понять, что в семейной паре Иосиф - Мария Дэви роль Христа была предназначена сыну Марины Цвигун. Одно время подросток жил вместе с ними, но потом вернулся к родному отцу. Вскоре после этого Марина получила новое имя – «Мария Дэви Христос», когда было объявлено, что 11 апреля 1990 г. в «Вифлееме» (Донецке) совершилась эксплантация (соединение) душ Иисуса Христа и Богоматери (Евы) и с тех пор её тело является вместилищем единого бога. Наконец за Цвигун закрепилось окончательное имя: Матерь Мира Мария Дэви Христос. В противоположность Марии Дэви, отцовское «божественное начало» в Кривоногове не было столь очевидным, оно по настоящему так и не было найдено. Кем только он не был: Адамом, Иосифом, Иоанном Крестителем, Илией, Давидом, князем Владимиром, Архистратигом Михаилом. В конце концов он стал Юоанном Свами. Кривоногов и Цвигун стали считаться воплощенными «божествами». Впоследствии Кривоногова сменил Иоанн-Петр Второй.
2.Осознание мира как единого энергетического пространства, в котором происходит постоянное движение сущностей – их духовная эволюция. Она происходит при помощи реинкарнации как упорядоченной сменой высшим «Я» человека различных смертных «оболочек», в которых это «Я», пользуясь как инструментами умом, эмоциями и физическим телом, получает возможность для расширения своего опыта и дальнейшего роста. Реинкарнация же предопределяется кармой – законом действия и ответного действия, обеспечивающим соблюдение принципа высшей справедливости во Вселенной. Циклы перевоплощений также играют большую роль и в учении Белого Братства. Что касается мирового развития, то он движется в рамках определенных циклов к Эпохе Водолея и 6-й расы. Идея о том, что духовно гармоничные люди перевоплотятся в 6-ю расу является общей для рериховского движения и Белого Братства. Воплощение в 6-ю расу произойдет в процессе некоего земного катаклизма – общей идеей является то, что произойдет смена земной оси и преображенное Белым Братством человечество займет свое место – высшей расы.
Особенность космогонии Белого Братства состоит в том, что в центре концепции мира стоит Мария Дэви Христос и планета Земля. Центр духовного мира или Энсоф является обителью Матери Мира, женско-мужского начала мира. Это начало воплощено в боге-личности Марии Дэви Христос. Центром материального мира, согласно воззрениям сторонников ВББ, является Земля, вокруг которой вращаются «сифироты» - все существующие во Вселенной звезды, кометы и планеты-спутники. Во Вселенной также существуют различные энергетические слои, в которые попадает душа после смерти тела и по мере постепенного «разуплотнения тела». Грешник по «космическому коридору» идет в нижние «сатанинские слои», то есть в Ад. Праведников же два Ангела ведут под руки через «огромную светящуюся трубу-тоннель» в «верхнее чистилище», где они приобретают «легкую форму духовного тела» и начинают вести блаженную жизнь. Душа освобождается от своего «плотного тела» только пройдя 49 циклов перевоплощений на земле (См. подробнее об этом: Мария Дэви Христос. Наука о свете и Его трансформации». «Крипто-Логос», Киев-Москва, 2003, с. 61-62).
3. В преддверии реинкарнации в 6-ю расу идеалом считается превращение всего человечества в единое гармоничное братство, в котором будут действовать одни для всех духовные общинные законы, а жизнь будет тем или иным образом регламентирована. Подобный идеал братства был в частности описан в одной из книг «Агни Йоги» Елены Рерих «Община». В изображении Елены Рерих община стала отражением коммунистического идеала с практически казарменной дисциплиной.
http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition27/01White.html