Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Наука, Философия, Этика

#1 Zabava » Пн, 21 февраля 2011, 19:18

Григорий Саввич Сковорода.

Великий украинский философ Григорий Сковорода до самой смерти жил странствующей жизнью, чем дал редчайший пример гармонии слова и дела, науки и жизни. Он учил, как жил, а жил, как учил.

Афоризмы Сковороды.


У истины простая речь.

«Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам. Воздух и солнце всегда с тобою».

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребит во зло.

Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.

Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.

Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.

Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысяч дураков.

Без зерна орех ничто же есть, а без сердца - человек.

Весьма немалое дело узнать себя.

Всё сложное - неправда!

Для того нам внушается тьма, чтобы открылся свет.

Если кто попал в ров или бездну водяную, не должен думать о трудности, но об избавлении.

Если хотим измерить небо, землю и моря, должны, во-первых, измерить себя.

Какое мучение трудиться в несродном деле.

Без желания все тяжело, даже самое легкое.

Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное - нетрудным!

Всякому сердцу своя есть любовь.

Говорить правду легко и просто.

Господь, во всеблагой милости своей, сделал все нужное несложным, а все сложное - ненужным.

Добрый ум делает легким любой образ жизни.

Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.

Знаешь ли ты, какое лекарство принимают ужаленные скорпионом? Тем же скорпионом натирают рану.

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери.

Любовь возникает из любви; когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю.

Zabava
Автор темы
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2551
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 10 лет 3 месяца


Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#3 krona » Пн, 21 февраля 2011, 19:27

Сковорода - это огромная глубина. По поводу Сковорды есть потрясающая монография Владимира Эрна, читается на одном дыхании. "Г. Сковорода. Жизнь и учения".
krona

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#4 Zabava » Пн, 21 февраля 2011, 20:50

krona, спасибо, я найду почитаю. Совсем недавно его открыла для себя.
Zabava
Автор темы
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2551
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 10 лет 3 месяца

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#5 Дежанейров » Пн, 21 февраля 2011, 21:37

Изображение
Дежанейров

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#6 Zabava » Пн, 21 февраля 2011, 22:15

Дежанейров, :smile: , а другие изображения есть?
Zabava
Автор темы
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2551
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 10 лет 3 месяца

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#7 Samersen » Пн, 21 февраля 2011, 22:49

Samersen
Аватара
Сообщения: 32067
Темы: 765
Зарегистрирован: Сб, 15 октября 2005
С нами: 12 лет 11 месяцев

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#8 krona » Пн, 21 февраля 2011, 23:01

Нашла монографию:
"Сковорода - глубокий и принципиальный противник той безличной, бесцветной и бессодержательной мысли, которая в моде в наши дни. Его мысли всегда рождаются из душевного опыта. Сковорода - бесстрашный и оригинальный сторонник экспериментальной метафизики, которая враждбнейшим образом относится ко всякой школьной, т.е. схоластичекой философии. Вся жизнь Сковороды есть огромный и глубоко инетересный метафизический эксперимент, и его философия есть не что иное, как логическая запись этого эксперимента. Мы можем критически относиться к постановке этого эксперимента, мы можем критиковать философию Сковороды с точки зрения недостаточно адекватного выражения всех результатов того, что открыл ему и на что логически обязывал его жизненный опыт. Но мы не можем отнять у философии Сковороды его метафизической документальности. Если Шеллинг совершенно правильно говорил, что "поэзия есть документ философии", то можно сказать, что Сковорода в целом, т.е. и в своей жизни, которая была основой его мировоззрения, и в своем мировоззрении, которое было философсикм раскрытием жизни, есть глубоко ценный философский документ, и с этой точки зрения я пытаюсь истолковать его философию в нижеследующем изложении." (Владимир Эрн).
krona

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#9 krona » Вт, 22 февраля 2011, 0:23

О символе.

У Сковороды есть учение о трех мирах и двух натурах.

Первый мир - макрокосм, в который входят материальное и идеальное бытие. Это мир "обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир миров и есть великий мир."

Второй - микрокосм - это мир человека - "мирок или человек"

Третий мир - мир символичный - Библия.

Две натуры: видимая (тварь) и невидимая (Бог). То есть все три мира состоят из двух "единосоставляющих естеств" - материя и форма. Форма сродни платоновским идеям. Божие естество есть форма.

Рассудочное познание схематично и понятийно, схеы и понятия не явлются конкретными, рассудок отвлекает человека от внутреннго переживания бытия, закрепляет познанное в понятии или схеме, которым нет соотвествия в бытии, так как всякое бытие дается только во внутреннем опыте. И если мы хотим вести речь о конкретном, живом человеческом опыте, рассудочные понятия и схемы должны быть отброшены.

Возможность понимать внутренний живой опыт, по мнению Сковороды, дает символ, так как в нем живет живой опыт. Символ, по своей сути, есть натуральный, синтетический и конкретный язык внутренней мысли, который вырастает из живого опыта.

Символическое приобретает у Сковороды антропологический окрас. Для Сквороды важно, в первую очередь, самопознание, которое есть начало мудрости, именно через себя, через переживание своего внутреннего бытия, человек способен познавать что-либо еще. То есть если мы хотим измерить море, небо и прочее, мы должны сначала измерить себя собственною мерою, эта мера не будет относительной, она будет абсолютной и цельной, всецело нашей, внутренней, доступной внутреннему опыту, именно эта мера и будет символом. Символ - это то, что открывает мысли истину.

Не умея видеть все в символах, человек видит только феноменальную сторону вещей, только видимость. Таких людей Сковорода называет идолопоклонниками, видя вещи только посредством схем и понятий, человек вовлекается в обман, как своим умом, так и сам весь превращается в ложь. "Божественное начало в разные века и разные народы изображали фигурами, монументами. Но подлость, видя изваянные или нарисованные в почетных местах фигуры и не проникши в тайно образуемое ими богопочтение, ухватилась за ничтожную сень образов, и погрязла в ней".

При этом, не стоит путать символ с символикой и эмблематикой. Символика, эмблематика - это формы изложения. Но, если мышление человека символично, эмблематика может иметь большое вспомогательное значение, то есть будет выражать истинное через аналогии, притчи, уподобления и т.д.

Символ все-таки не является именно языковым выражением живого опыта, в отличие от символики и эмблематики, поэтому, я бы сказала, что символ позволяет человеку этот живой опыт как бы схватить.
krona

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#10 Zabava » Вт, 22 февраля 2011, 9:54

Samersen, krona, спасибо вам :smile:

Вот еще нашла о жизни Сковороды.

Украинский философ. Его еще называют украинским Сократом. Удивительный человек, проживший интересную и сложную жизнь.
В одном из разговоров Лев Толстой сказал: "Много в его мировоззрении есть удивительно близкого мне. Я недавно еще раз его перечитал. Мне хочется написать о нем. И я это сделаю. Его биография, наверное, еще лучшая за его произведения, но какие красивые и произведения!"

Григорий Саввич был настоящим философом, причём он приступил к изложению своей системы впервые после сорока лет. Он
создавал свои философские диалоги, трактаты, притчи, а последние двадцать пять лет жизни стал проповедовать свое философское учение, странствуя по Украине в образе «старичка», бродячего философа-наставника. Свои трактаты, письма Сковорода чаще всего подписывал так: «старец», «старчик», «пустынник». В этих странствиях Сковорода путешествует с мешком на плечах по существу, как нищий; с ним всегда неизменная флейта-сопилка и посох.


Родился он в семье малоземельного казака в селе Чернухи Полтавской губернии 3 декабря 1722 года.

В 16 лет Григорий поступает в Киево-Могилянскую академию, где с 1738 по 1741 год он «превзошел сверстников своими
успехами и похвалами». Но учение его было прервано вызовом в Петербург. Чудесный голос подростка заметили приближенные
императрицы Елизаветы, и киевский школяр стал одним из двадцати четырёх штатных певчих императорской капеллы в столице.
Но, к изумлению окружающих. Сковорода не оценил такой чести. В 1744 году он получил увольнение от должности певчего,
и со званием придворного уставщика возвращается в Киев, в родную академию, где и продолжает учебу. Григорий еще не раз удивил
современников нежеланием делать карьеру. По одной из легенд, сам митрополит советовал талантливому студенту принять сан священника,
в будущем это сулило престижные посты, вплоть до ректора училища, а то и архиерея. Для того чтобы избежать нежеланной судьбы, он
притворился сумасшедшим (Сковорода нарочно изменил голос, стал заикаться).

После того как Григорий Саввич в возрасте 28 лет окончил академию, он «возжелал видеть чужие края» и несколько лет
странствовал по странам Запада. Сковорода знал латынь, греческий, польский, немецкий и церковнославянский языки, изучил
философские труды древних и современных авторов... В 1750 году Сковорода выехал в Венгрию в качестве церковного певца,
вместе с неким генералом Вишневским, ехавшим туда с дипломатическим поручением. В течение трех лет Сковорода посетил
Австрию, Польшу, Германию, Италию, часто странствуя пешком. Везде, где было возможно, он внимательно присматривался к местной жизни,
посещал лекции в университетах. Итоги путешествий по свету он подвел в одном из своих трактатов:

«Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам. Воздух и солнце всегда с тобою».

В 50-60-е годы Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал около пятидесяти песен и стихотворений,
создал цикл басен под названием «Басни харьковские», сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях
в противовес морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Сковорода прославляет человека «малых желаний» и ограниченных материальных потребностей. У Сковороды начинает складываться цельная философская система, учение. Особенность этого учения состоит в том, что при отрицательном отношении к миру, погрязшему в корыстолюбии, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу просвещения, культуры, нравственности и морали. Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал. Питался Григорий Саввич, по свидетельству его ученика, фруктами, зеленью и
молочными продуктами. Мяса и рыбы не ел — «не по суеверию, а по внутреннему своему расположению». Спал не больше четырех часов в сутки.
Zabava
Автор темы
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2551
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 10 лет 3 месяца

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#11 Zabava » Вт, 22 февраля 2011, 10:12

Еще такой удивительный момент. Сколько не искала, не нашла в его биогорафии ни одного упоминания о женщинах.
Где-то вычитала, что он совершенно не имел ни каких отношений с ними, ни любовных, ни платонических.
Возможно это как-то в плюс считается для духовного человека. Но вот, почитав его произведения, подумалось, суховаты они.
Все таки, когда мужчина окрылен любовью к женщине, стихи, проза наполнены красками.
Zabava
Автор темы
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2551
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 10 лет 3 месяца

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#12 krona » Вт, 22 февраля 2011, 23:52

Zabava писал(а):Еще такой удивительный момент. Сколько не искала, не нашла в его биогорафии ни одного упоминания о женщинах.
Была у него одна роматническая история. Эта история описана в повести "Майор" Срезневского. Несмотря на то, что это повесть, в ней есть достоверные факты, которые совпдают с тем, что говорил о Сквороде его любимейший друг и биограф Ковалинский.
История относится к концу шестидесятых годов.
Так вот история:
Сковорода набрел однажды на хутор, в котором встретил молодую девушку. Сковорода поселился недалеко от хутора, и однажды у этой девушки заболел отец. Пасечник, у которого жил Сковорода (либо у него, либо рядом, вобщем жил он где-то на пасике близ хутора), сказал девушке о том, что Сковорода умеет лечить, и девушка обратилась к нему за помощью. Так завязалось их знакомство. Отец девушки, ведя различные беседы со Сковородой, привязывается к нему и желает, чтобы тот стал заниматься с его дочерью. Скворода приступил к занятием с девушкой (звали, видимо, ее Елена Павловна) и постепенно привязался к ней. Одновременно с этим он продолжает общение с ее отцом, чтение Библии. В итоге он становится почетным членом семьи, а девушка, судя по описанию истории, в него влюбляется. Видя это, отец девушки ведет беседу со Сковородой относительно их женитьбы. Но для Сковороды женитьба все равно что оседлость, какова ему, не была присуща, так как он уже принял жизненное решение - странствовать. Потому у Сковороды начинаются длительные мучения на сей счет, несколько раз он порывается покинуть хутор, но привязанность к семье (отцу и его дочери) останавливают его. В итоге, он решается на женитьбу, становится женихом и наступают приготовления к свадьбе. В день свадьбы Сковорода становится под венец, но..... .............убегает из под венца и отправляется в странствия. В этой повести сообщается еще о том, что через несколько лет девушка вышла замуж, чему Сковорода, узнав об этом, был очень рад.
Больше, вроде, ни в чем подобном замечен не был. :ninja:
krona

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#13 krona » Ср, 23 февраля 2011, 0:56

Zabava писал(а):Возможно это как-то в плюс считается для духовного человека. Но вот, почитав его произведения, подумалось, суховаты они.
Все таки, когда мужчина окрылен любовью к женщине, стихи, проза наполнены красками.
Мне кажется тут дело не совсем в этом. Философия - это не поэзия и не лирика, для философа важно верно изложить ту истину которая ему открылась или которую он нашел путем логических измышлений, причем изложить верно, не потеряв ее сути, зачастую в философии это делается за счет ущимления красоты языка. Например, для философии принципиальное различие имеют такие понятия, как "вещь" и "предмет" (особенно в Средневековой философии). Потому, кстати, человеку занимающемуся какой-нибудь зарубежной философией и не знающему языка, приходится зачастую достоточно трудновато, так как он имеет дело с переводной литературой, а переводчики не особо заморачиваются на том, что для философии синонимичные значения зачастую являются далеко не синонимычными, соотвественно мысль переведенная зачастую теряет свой смыл.
Скворода, несмотря на то что писал и стихи и прозу, всегда стремился выразить в верном слове переживаемую им истину и в принципе, переживаемые экстатические состояния. Я слегка упоминула его учение о символе, так как для него важно было верно внутренне познать то или иное, познать через символ, схватить внутреннее бытие и в дальнейшем, по-возможности, отобразить это на бумаге, что крайне сложно, так как нельзя позволить языку увлечь за собой и увести от истинного значения той или иной мысли или слова ( а язык это умеет :smile: ). Для него внешнее феноменально, но за этой феноменальностью стоит истинное духовное, то есть здесь мы сталкиваемся с его учением о двух натурах, с его дуализмом, то есть мир видимый и мир невидимый (божественный). Для Сковорды есть познание, которое скользит по поверхности бытия, то есть по его феноменальной представленности(первая натура), а есть познание в Боге (вторая натура). Но именно через первую натуру, через феномен, мы переходим ко второй натуре, к истине, к познанию в Боге (Это по Сковороде) Таким образом, если мы предполагаем, что Сковорода, как и всякий нормальный философ, испытывал глубокую ответсвенность за свое изложение, то язык Сковороды (то, что написано на бумаге) - это и есть первая натура, в данном случае, столкновение с феноменом, через который мы уже должны перейти ко второй натуре, к истинному пониманию вещей (так и хочется назвать эту вторую натуру ноумен, но не стоит всвязи со Сковородой). Именно поэтому феноменальное отображение переживаний Сковороды (независимо от того проза это, стихотворениеили еще что-то) должно быть крайне правильным, ни одного лишнего слова, ни одного лишнего оборота, в противном случае, через такой феномен мы можем впасть в лож. Тем более для Сковороды было важно выразить суть через эмблематику.Вот как-то так мне кажется. Не зря ведь он так долго не писал :smile:
Не зря , например, Спиноза, написал "Этику, доказанную геометрическим способом."И она, действительно, вся состоит у него из теорем, доказательств, аксиом, лемм, со схемами, угалми отражения и т.д. Но это не умаляет его языковых возможностей, просто он посчитал, что именно таким образо сможет донести суть своего этического учения.
krona

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#14 krona » Ср, 23 февраля 2011, 1:49

Zabava писал(а):Все таки, когда мужчина окрылен любовью к женщине, стихи, проза наполнены красками.
Можно еще один небольшой комментарий?

Мне вот кажется, что Сковорода испытывал нечто большее нежели любовь мужчины к женщине, нечто такое, что давало ему более огромные крылья. Во всяком случае, вполне возможно, что любовь для него не имела пола, была просто любовь души, которая его окрыляла, и в другом он не нуждался.

Вот несколько выдержек из его писем к Ковалинскому:

"Я пошел прогуляться по саду. Первое ощущение, которое я осязал сердцем моим, была некая развязность, свобода, бодрость... Я почувствовал внутри себя необычайное движение, которое преисполнило меня силы непонятной. Некое сладчайшее мгновенное излияние наполнило мою душу, от чего все внутри меня загорелось огнем. Весь мир исчез передо мною, одно чувство любви, спокойствия, вечности оживляло меня. Слезы полились из очей моих и разлили умилительную гармонию во весь мой состав."

Или:
"Многие спрашивают, что делает Сковорода? Я о Господе радуюсь, веселюсь о Боге Спасителе моем. Вечная мать - святыня питает мою старость."

Огромнейшее значение для него имела дружба, слово "дружба", иногда он писал с большой буквы в письмах. Вот еще отрывок его письма Ковалинскому:

"Признаюсь тебе в своей любви: я бы любил тебя, если б даже ты был неграмотен (или невежественен, здесь просто греческое слово стоит, которое вроде так должно переводиться), если б ты даже был простым мужиком, - за чистоту твоего духа, за устремленность твою к делам достойным, не говоря уже о другом. А теперь видя тебя в занятиях греческим языком (нужно ли говорить до какой степени я его люблю)...у меня подымается такая любовь к тебе, что она растет со дня на день, так что ничего в жизни нет для меня сладостнее и дороже, чем забота о тебе и тебе подобных".

Или:

"Никому дружба не доставляет столько радости, сколько мне. Это единственное сокровище мое и единственная утеха...Нет ничего сладостнее и дороже для меня, чем душа меня любящая, - больше мне ничего не нужно. И забота моя, и утеха моя, и слава, и жизнь - не бессмертна ли? - в дружественной душе , в душе меня любящей, в душе меня помнящей. Она для меня желанне чем пирамиды, чем Мавзолеи, чем прочие царские сооружения."

Еще:
"...Я же буду не только счастливым, но и блаженнейшим, если у меня будут друзья. Что удивительного, если нет для меня ничего слаже, чем общение с другом? Только бы Бог укрепил меня в Своей добродетели, только бы сделал меня мужем честным и другом Самому Себе. Ведь люди хорошие - Божьи друзья, и только таковым надлежит высший дар чистой Дружбы".
krona

Re: Украинский философ Григорий Саввич Сковорода

#15 Zabava » Ср, 23 февраля 2011, 15:07

krona, огромная благодарность тебе :wub:

krona писал(а):Но для Сковороды женитьба все равно что оседлость, какова ему, не была присуща, так как он уже принял жизненное решение - странствовать.

Именно это для него и нестранно) Он Стрелец. И в его натальной карте очень сильно выражен этот стрельцовский дух, стремление к странствиям, к философии, к познанию мира. Я ведь как на него "набрела". В одной натальной карте знакомого нашла стеллиум планет в знаке Стельца, т.е. это скопление планет, аж 4 штуки. Сидела и думала, что ж это должно быть. Видимо сильно выраженные стрельцовские качества. За примерами залезла в поисковик и вот в первой же ссылке наткнулась на гороскоп Сковороды, где было именно то, что я искала. И стало ясно и понятно, что такое положение в гороскопе, это философ и бродяга до мозга костей.
И именно то, что некоторые области жизни он для себя ограничил, то же общение с женщинами, не имение детей. Вся его энергия пошла в высокое творчество.

krona писал(а):"Я пошел прогуляться по саду. Первое ощущение, которое я осязал сердцем моим, была некая развязность, свобода, бодрость... Я почувствовал внутри себя необычайное движение, которое преисполнило меня силы непонятной. Некое сладчайшее мгновенное излияние наполнило мою душу, от чего все внутри меня загорелось огнем. Весь мир исчез передо мною, одно чувство любви, спокойствия, вечности оживляло меня. Слезы полились из очей моих и разлили умилительную гармонию во весь мой состав."

Я читала этот момент)
Это то, что можно назвать пробуждением Кундалини. Многие люди идущие духовным путем, проходили через такой опыт.

Еще раз спасибо за цитаты.

Возможно таким отрывочком можно сказать о Сковороде.

"Безумный в миру, ибо отверг безумие мирское.. Странник, да что скитается по Миру.. и живущий в нем, но не от мира сущего.. не о мирском радеющий.. Хоть и смотрели на него как на обычного, но лишь не многие, подобные ему, узнавали в нем человека.. Человека Пути.."
Zabava
Автор темы
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2551
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 10 лет 3 месяца


Вернуться в Религии и духовные традиции: Наука, Философия, Этика

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость