И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Наука, Философия, Этика

#1 gedeon » Вт, 1 июля 2008, 12:30

«Живое» - относительное, неизбежное, недостаточное
статья в журнале "Разум и биосфера"
Ежегодник "Дельфис-2007" материалы конференции "Этика и наука будущего"

И. И. Предчин, Москва, 3redchin@mail.ru
Официальный сайт И. Предчина http://predchin.ru/

В определении «живого» исходно наличествуют два подхода: субстратный и функциональный. Самоочевидно, что с точки зрения общей оценки второй подход (функциональный) поглощает первый. Поэтому в данном изложении дальнейшие рассуждения будут вестись с опорой именно на функциональный подход.

Энциклопедии трактуют «живое» как «термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделённых внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов... Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражительность, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды» [1, с.370, 371].

Из всего перечисленного в данном определении «живого» главным, безусловно, является указание на внутреннюю активность, каковая обуславливает всё остальное. Но «внутренняя» активность означает активность, отличную от «внешней», то есть самодеятельность. Из чего следует, что «живое» полагается «живым» тогда и только тогда, когда оно обретает способность противостоять Целому, порождающему оное «живое». Пока некая система в исполненной мере влита в Целое, то есть функционально неотделима от него, она не может именоваться «живой», ибо лишена такого определяющего признака «живого» как самодеятельность, включающую самовоспроизводство, саморегуляцию и прочие само-, каковые возможны только при функциональной обособленности от Целого.

В то же время бытует вполне устойчивое мнение, полагающее «живое» вершиной развития и, следовательно, ставящего его в «точку схода» путей развития Целого. Но тогда, о каком же противостоянии можно говорить? Таким образом, в определении «живого» необходимо совместить два условия. С одной стороны - функциональную обособленность от Целого, а с другой - помещение «живого» на вершину структурной пирамиды в роли системы предельной сложности того же Целого.

Ответ на данное противоречие предлагается искать в рамках предложенной автором концепции количественно-качественного перехода (к/к-переход) [2]. Из этой концепции вытекает, что всякая Сущность разделена на семь иерархически обособленных Уровней. (Уровень 1 - Бытиё. Уровень 2 - Плотьявляющий, Уровень 3 - Чувствоявляющий, Уровень 4 -Мыслеявляющий. Уровень 5 - Волюявляющий. Уровень 6 - Любовеявляющий. Уровень 7 - Единый). Из них действительное противопоставление Целому (Монаде) имеется лишь на двух Уровнях - 4 и 5. В их целочисленном пространстве подуровни образуют подобие целочисленному Уровню 2. Именно это позволяет появиться собственно понятию «самость».

Всякая Сущность характеризуется мерой исполненности Энергией, задающей либо полноту Восприятия
Спойлер
Восприятие - функциональное отношение, обусловленное полным энергетическим соответствием
наблюдателя и «наблюдаемого» (Воспринимаемого) ПВР - поля вероятных реализаций.
(исчерпывающее единство), либо наличие Системы наблюдения
Спойлер
Система наблюдения - целокупность Наблюдения Сущности. Восприятие подуровней Сущности при
сохранении несоответствия пространству целочисленной мерности.
- разрыва между мерой Энергии Ипостаси
Спойлер
Ипостась - функциональное место, на котором Сущность выступает как уникальная совокупность проявленных характеристик, Лицо.
, и мерой Энергии Управителя данной Сущности. Последнее - есть обязательное условие для «самости».

Если разрыв проходит по пространству Уровня 4, возникает то, что именуется Сознанием. Сознание охватывает пространство так называемой Вторичной реальности. Это реальность, составленная из Сущностей-подобий
Спойлер
Сущность-подобие - Сущности, образованные в пространстве Количественных координат, но по своей пространственной структуре подобные структуре целочисленного Уровня 2. Имеют место на Уровнях 4. 5 и 6.
. В роли Управителя Вторичной реальности выступает Разум.

Сказанное схематично представлено на рис. 1. Пространство возможного образования Сущностей-подобий выделено в общем пространстве подуровней тёмной окантовкой. Обозначенная в нём заливка соответствует пространству «самости»: от максимальной на Уровне 4 до минимальной па Уровне 6.

Наличие Сознания, как итога Системы наблюдения, присутствующей на Уровне 4, по определению означает отсутствие идеальных состояний. Потому всякая проявленная деятельность Разума определяет неполноту заполнения поля вероятных реализации Уровня 4. Идеальная реализация Разума - это его отсутствие. Будь это отсутствие - итог исполненно свершённого состояния или не задействованности

Изображение

вовсе. Более того, изначальным условием существования Сознания (и его Управителя - Разума) является обращённость внутрь себя - в пространство неидеальных реализаций. Потому что там, где идеальные реализации, там нет места Сознанию. В результате Сознание в избытке плодит искомую самообособленность в пространстве Уровня 4.

Следующий Уровень «самости» - Уровень 5. Когда разрыв Восприятия проходит по его пространству, возникающая внутренняя разделённость обуславливает такое свойство Сущности как Осознание
Спойлер
Осознание - функциональное отношение, порождённое внутренней разделённостыо восприятия Сущности на "верхнее» и «нижнее». Определяет наличие самости, обособленности, Ипостасности искомой Сущности. Принадлежит пространству Уровня 5 (Волюявляющему) предлежащей к рассматриваемой Сущности «горизонтальной» Иерархии.
. Осознание, как и Сознание, есть Система наблюдения, и потому есть противопоставление внутри себя. Главное его отличие от Сознания в том, что Осознание развёрнуто в пространстве Управителя той Сущности, чьё Сознание рассматривалось. (Но с уточнением: это «горизонтальный» Управитель, то есть Управитель Сущности этого же Уровня мерности, но имеющий на одну подуровневую координату Качество больше исходной.)

Таким образом, если Разум Управляет только Вторичной реальностью и составляющими ее Сущностями-подобиями и непосредственно реализовать свою самость во вне их не может, Осознание способно актуализировать в своём Поле возможных реализаций определённое сочетание осей категории Качество - Точку сборки
Спойлер
Точка сборки - Принадлежит Волюявляющему пространству. (1) функциональное место, определяющее точку ПВР, задающее пирамиду Реальности Ипостаси Сущности. (2) Олицетворяет Энергию Осознания искомой Сущности.
, каковая задаст условия Бития для Сущности подлежащего её Уровня. В их число входит и та Сущность, Сознание которой рассматривалось ранее. Таким образом, Осознание принадлежит уже другой Сущности, но исходная входит в неё как проявленная неотъемлемая часть.

Другими словами. Осознание - это способность посредством своего Управителя
Спойлер
Управитель - (1) функциональное место, определяющее предел Качественного (Энергетического) наполнения Сущности. Соответствует идеальной реализации рассматриваемой Сущности. Принадлежит пространству предлежащего к Управляемой Сущности Уровня, в ПВР которой представлен в виде к/к-перехода. Акт; (2) функциональное место в структуре Функциональной тетрады.
(Намерения) противопоставлять актуализируемую Реальность (Реальность Ипостаси) Реальности Монады. И этим заявлять о себе как о «живых». И если для Реальности Разума вершиной полагается то, что способно творить представления об иных Реальностях, то для Реальности Намерения - то, что способно творить сами иные Реальности. В приложении к определению «живого» это преобразуется в вывод: Сознание творит представлении о «живом», а Осознание есть само «живое».

Определение меры самости некоего «живого» можно обозначить через понятия самобытное и несамобытное. «Самобытное живое» есть Сущность целочисленного Уровня, обладающая функцией Управления Осознанием - Намерением. «Несамобытное живое» - есть Сущность, принадлежащая какому-либо дробному подуровню в рамках уже исходно установленного Уровня «живого» и присутствующая там в виде его проявленного участка Поля возможных реализаций. Соответственно, в системе оценки функциональных отношений «самобытно живая» Сущность -это функционально «живая», а «несамобытно живая» является «живой» лишь субстанционально.

В этом случае Ипостась, имеющая меру исполненности Энергии ниже Уровня 5, не является самобытно - функционально - «живой». В частности, это касается Сущностей Уровня 4 - пространства Разума. Иначе говоря, действительно, «мыслю - значит, существую», но не значит - являюсь живым! (В строгом - функциональном - смысле этого понятия.)

Структурный признак определения «самости» (а с этим и «живого») важен. Но определяющим выступает другой признак - способность к действию, ибо действительная (во всех смыслах этого слова) «самость» возникает там и только там, где возникает действие.

Что есть «действие»? Действие есть изменение Реальности пребывания рассматриваемой Сущности. Изменение Реальности пребывания связано с изменением положения Точки сборки и, как следствие этого, изменением пирамиды Энергии, восходящей к соответствующему к/к-переходу Уровня 5. При этом Разум (Уровень 4) не способен к проявленному действию. Как же тогда объяснить, казалось бы, повсеместно наблюдаемую зависимость реализаций Воли от Разума (а то и того больше - от чувств). Или, в общем виде, - как система подлежащего Уровня выступает управляющей реализациями Уровня ей предлежащего?

А происходит это за счёт того, что созданная Разумом из Сущностей-подобий Вторичная реальность выступает в роли промежуточного фильтра, устанавливая свою Реальность (Реальности Ипостаси) против Реальности целочисленного Управителя. Таким образом, будучи дробным Управителем, Разум «пропускает» через себя только ту меру Управителя целочисленного, что соответствует мере идеальных реализаций данного ФМ (функционального места) Разум. А точнее, той мере идеальных реализаций Вторичной реальности, которую этот Разум организовал в своём пространстве. Следовательно, Разум Управляет не Волей, а мерой и местом её проявления в пространстве, контролируемом Разумом.

Другой подход к определению «живого» построен на том, что всякая система может быть образована только из элементов, имеющих единую пространственную структуру. Например, 2-мерные из 2-мерных, 3-мерные из 3-мерных и т.д. Следовательно, «живое» (будучи 5-мерным) может быть образовано только из «живых» же систем, включая Сущности всех подуровней данного пространства. Это не противоречит провозглашённому принципу равенства структур, ибо в заданной системе всякий подуровень есть дробная мерность исходного целочисленного Уровня и определяет некую Количественную меру Качеств, выраженных по наличествующим в системе координатам пространства.

Потому, если в системе определена хотя бы одна Сущность «функционально (самобытно) живого», то, как минимум, субстанционально входящим в

Изображение

«живое» следует признать всю данную систему. Например, если в системе планеты Земля выделяется в качестве «функционально живой» система «человек», то, как минимум, вся система «планета» является «субстанционально (несамобытно) живой». Однако, если учесть, что по выраженности Качества (Энергии) Сущность человека несоизмеримо меньше Качества (Энергии) Сущности планеты, то ещё вопрос, является ли сам человек самобытно живой Сущностью относительно Сущности планеты Земля!? А если выстроить последовательность сравнений дальше - Солнечная система, галактика, не говоря уже о мироздании, то относительно них такое сомнение ещё более оправдано.

Для пояснения приведена схема функционального соотношения разных Иерархий, наличествующих в Сущности. Так, обозначения (а+1), а и (а-1) указывают на последовательность целочисленных Уровней Иерархии мерности. Она же - «вертикальная» Иерархия. Цифровой ряд обозначает номера подуровней исходного целочисленного Уровня а. Но в то же самое время это есть Уровни «горизонтальной» Иерархии. Если, исходя из предложенной схемы, предположить, что «живой» признана Сущность подуровня 4, то понятно целочисленное равенство этой Сущности, Сущностям всех остальных подуровней.

Однако проблемы определения «живого» сказанным не ограничиваются, поскольку пирамида самообособления - пирамида «живого», не есть вся пирамида Монады. Пространству ФО
Спойлер
ФО - функциональные отношения.
Воля (Уровень 5 Иерархии мерности), предлежат еще Уровень 6 и Уровень 7. Означает ли это, что достижение меры Энергии, превышающей Энергию Уровня 5, выводит Сущность из пространства определения «живого»?

Да - если оценивать этот «выход» изнутри пространства «живого». Нет - если смотреть на него с

Изображение

точки зрения, например, Сущности Уровня 6. В последнем случае «живое» оказывается одним из свойств Сущности Уровня 6. Оно может быть выражено в большей степени или в меньшей, но как в каждой точке координаты «высота» присутствуют точки координат «ширина» и «длина», так и на Уровне 6 свойство «живое» принадлежит каждой точке Поля реализации. То есть Сущности, мера Энергии которых превышает меру Энергии Уровня 5, обретают Качество, превышающее Качество «живого», и для них вся совокупность свойств «живого» есть лишь часть от их собственных свойств. И если рассматривать Развитие Сущности (будь то человек, планета или мироздание), то «живое» оказывается промежуточной ступенью на пути этого Развития.

К этому можно добавить, что если в пространстве Воли «живое» выделяется (обособляется) из другого «живого» же, то творится «живое» - как новое - в пространстве, где ФО Воля обращается в к/к-переход. То есть в пространстве Уровня 6 - пространстве ФО Любовь.

1. В целом проблема «живого» непосредственно связана с Уровнями 3, 4 и 5. На рис. 3 функциональные пространства этих Уровней выделены толстой тёмной линией. Из них реализации Уровня 5 являются функционально живыми. Реализации Уровня 3 - субстанционально живыми. Реализации Уровня 4 в такой системе отсчёта оказываются на особом положении. Они не входят в «субстанциональное живое», так как не способны поставлять Энергию для «функционального живого». Они не являются «функционально живыми», так как не обладают способностью Управлять Осознанием и порождать непосредственное действие. Сущности Сознания живы лишь в структуре Вторичной реальности. Поэтому их можно именовать как понятийное (вторичное
Спойлер
Вслед за Вторичной реальностью, в которой они пребывают.
) живое
. Соответственно, с одной стороны, они - зависимая от материального носителя иллюзия, мнимость. А с другой - самодостаточный мир.

Формально, реализации остальных Уровней не входят в систему определения «живого». Так, реализации Уровня 2 находятся вне определения, несмотря на то, что всякая система «живого» содержит эти Сущности. - По реализациям Уровня 2 в принципе нельзя определить, принадлежат они системе «живого» или не принадлежат. Они одинаковы и в живых системах, и в не живых. (На рис. 3 это пространство показано незатемнённым.)

Другой проявленный Уровень, также не входящий в систему определения «живого», - Уровень 6. Здесь ситуация обратная, описанной для Уровня 2. Всякая реализация Уровня 6 содержит не просто системы «живого», но функционального живого. Более того - она их творит. Однако, в силу того, что «живое» всё-таки входит в Уровни 6 и 7 как координата пространства, их пространства выделены тоном так же, как само пространство «живого».

В связи с этим должно обратить внимание на Уровень 1, который является проявлением Уровня 7 системы, подлежащей рассматриваемой. Следовательно, все реализации Уровня 1 относятся к пространству (точнее, пространственному состоянию), обладающему свойством «живое». По этой причине на рис. 3 данный Уровень выделен тоном вслед за Уровнем 7.

Таким образом, оставшееся незатенённым пространство Уровня 2 оказывается образованным из систем, включающим в себя «живое» (как и Уровень 6), но иного Качественного состава. Из этого следует, что всякая система определения «живого» относительна и в каждой Иерархии мерности (суть каждой Сущности-Монаде) есть пространство «живого» и в виде «функционального», и в виде «субстанционального». Хотя не в каждой из них есть «понятийное живое».

2. Всякая система в своём Развитии неизбежно достигает стадии «живого». Однако, продолжая Развитие, она проходит эту стадию. Потому «живое» предопределено как факт эволюции, но его «замыкающее» положение является таковым только при оценке снизу вверх - из системы самого «живого». Ибо, как и во всякой системе, Наблюдатель системы «живого» не может оценить меру Качества, превышающую его собственную на целочисленный шаг. То есть, имеющую на одну координату пространства больше.

3. «Живое» - это иерархическая система, по которой восходит Энергия к пространству Уровня 5. Поэтому определение «живого» является двухступенчатым: сначала определяется вершина пирамиды (система «функционально живого»), а затем в её рамках обособляется та или иная подсистема (как «субстанционально живая»). Если же рассмотрение исходно ограничено системой имеющей мерность меньше Уровня 5 заданной Иерархии мерности, то таковая Сущность не входит в собственно систему определения «живого».

Примеры:

Поскольку «функциональное живое» - это то, что обладает самодеятельностью, то, образно говоря, палец на руке не является «живым», будь он в составе руки или будь он лежащим свежеотрезанным отдельно на столе. Подобным образом кровь, сама по себе, не «функционально живая» Сущность. Но относительно системы «человек» она выступает в роли «субстанционально живого», и включает в себя «функционально живые» объекты, в частности, - лейкоциты.

Можно ли полагать живым ветер? Сам по себе ветер - это перетекание воздушных масс в гравитационном поле по градиенту плотности. В Иерархии мерности такая сложность системы соответствует Уровню 2. Однако, если в ходе усложнения структуры в вихревом потоке управляющими станут системы обратной связи (то есть будет достигнут Уровень 3 -«чувствование»), искомый вихрь перейдет в разряд «субстанционально живого». Но, опять же, это произойдёт в том случае, если будет наличествовать система иерархии, достигающая Уровня 5. Которая, в свою очередь, будет открыта на предлежащий ей Уровень «горизонтальной» Иерархии - в Осознание. В данном примере такой Иерархией может выступать Сущность планеты, и её Осознание выступит в роли необходимого «функционального живого».

К слову сказать, Осознание человека (через Пирамиду «живого») также входит в совокупность Осознания планеты в виде одного из дробных подуровней. Оно отличается лишь Количественной мерой выраженности тех или иных общих для всего органического живого Качеств. И, надо полагать, именно через это единство реализуется феномен управления погодой, демонстрируемый некоторыми людьми. Живое может взаимодействовать только с живым.

А является ли «живым» робот, воспроизводящий сам себя? Нет, не является, ибо до тех пор, пока не будет установлен прямой восходящий поток Энергии от Уровня 2 до Уровня 5, система не может реализовать свою «самость». То есть не является «живой». Если же предположить возможность создания искусственных систем, способных выполнять функцию преобразования Энергии и наращивания меры Качества, -то тогда они могут быть встроены в «живые» системы в роли «субстанционально живого».

Из числа примеров «понятийного живого» можно предложить систему письменной речи. Например: буквы, слога, слова, предложения. Подобным же образом разложится и устная речь через иерархию фонем и, даже, система восприятия образов. Но это уже область иных исследований.

Литература []
1. Новейший философский словарь. Минск, Книжный лом. 2003. С. 370. 371.
2. Предчин И.И. К/к-иерсход. Изд. Королёв А.В. М., 2007.
gedeon
Автор темы
Сообщения: 12032
Темы: 516
Зарегистрирован: Сб, 22 декабря 2007
С нами: 16 лет 3 месяца


#3 Татьяна » Вт, 1 июля 2008, 13:06

gedeon
Из числа примеров «понятийного живого» можно предложить систему письменной речи. Например: буквы, слога, слова, предложения.

Не обижайся только, Гедеон, но ты из любой живой письменной речи умудряешься сделать
"относительно живую"...даже Предчина... :hi-hi: ... после прочтения текстов в твоих интерпретациях в смысл въезжать не хочется, а только желание принимать участие в реанимационных мероприятиях почивающей в гедеоновской бозе грамотной русской речи... :wink: Прости, вредничаю....

... три листа текста это хорошо! ,.... а сказать-то чего хотел сам?
Татьяна
Аватара
Откуда: Черкесск
Сообщения: 2318
Темы: 6
Зарегистрирован: Вт, 23 января 2007
С нами: 17 лет 2 месяца

#4 gedeon » Вт, 1 июля 2008, 13:53

тект авторский, ошибки после распознования, сейчас только 2 странцы подправил
gedeon
Автор темы
Сообщения: 12032
Темы: 516
Зарегистрирован: Сб, 22 декабря 2007
С нами: 16 лет 3 месяца

#5 Ьoьoрaмa » Ср, 2 июля 2008, 0:30

Зашибись меня этот татарин отправил сюда почитать...
"сейчас только 2 странцы подправил". Лучче быуш не трогол ничо :-D

кстати, меня как-то забанили за "избыточное цитирование" в 2 строчки :?
Ьoьoрaмa
Аватара
Сообщения: 2946
Темы: 40
Зарегистрирован: Сб, 24 мая 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев
О себе: Враг №1

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#6 San-ia-Soone » Ср, 11 февраля 2009, 15:21

М-да. Предчину было бы полезно познакомиться с фразой, сказанной известнейшим советским физиком-теоретиком Я. И. Френкелем:

"Я лично не считаю необходимым писать свои книги суконным языком, тщательно вытравляя из них все, что может способствовать оживлению и лучшему усвоению излагаемого – порой сухого – материала. Право пользования метафорами не должно быть монополией поэтов; оно должно быть предоставлено и ученым."

Очень, знаете ли, не хватает. :)

p. s. не говоря уж, что в характеристике подобной писанины (pardon) должны обязательно фигурировать слова "палец" и высасывать "высасывать"...
San-ia-Soone
Аватара
Откуда: Оттуда...
Сообщения: 484
Темы: 10
Зарегистрирован: Сб, 18 декабря 2004
С нами: 19 лет 3 месяца

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#7 gedeon » Пт, 2 октября 2009, 5:02

drovosek
[url]http://gedeon1983.livejournal.com/tag/Предчин[/url]
gedeon
Автор темы
Сообщения: 12032
Темы: 516
Зарегистрирован: Сб, 22 декабря 2007
С нами: 16 лет 3 месяца

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#8 gedeon » Чт, 31 декабря 2009, 1:19

Ьoьoрaмa, :hi-hi:
gedeon
Автор темы
Сообщения: 12032
Темы: 516
Зарегистрирован: Сб, 22 декабря 2007
С нами: 16 лет 3 месяца

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#9 oldsatana » Чт, 19 мая 2011, 13:03

San-ia-Soone писал(а):p. s. не говоря уж, что в характеристике подобной писанины (pardon) должны обязательно фигурировать слова "палец" и высасывать "высасывать"...
Ну, это далеко не так.
Это написано сложным формализованным языком, и не буду говорить о всей модели (системе), но очень многое из нее интерпретируется даже с первого взгляда. Даже в тех самых естественных науках, если для кого-то происхождение подобных моделей кажется высосанным,а им требуется "пощупать".

Хотя, со своей стороны, могу сказать, что при чтении возникает какое-то странное ощущение "излишней пространственности". Вроде как качество передается через пространство. Возможно, такой способ позволяет "раскрыть", описать некоторые механизмы, взаимосвязи легче, там, где другим способом это недоступно (при чтении отрывка пару раз довелось столкнуться с такими моментами).
oldsatana
Аватара
Сообщения: 18168
Темы: 21
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 17 лет 11 месяцев

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#10 drovosek » Пт, 13 января 2012, 1:04

Официальная версия статьи «Живое» — относительное, неизбежное, недостаточное" И. Предчина 2007
( http://predchin.ru/raznoe/zhivoe.html )

читать, скачать
:smile:
(с картинками!)
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#11 Вилохвост » Пт, 13 января 2012, 1:07

drovosek писал(а):Официальная версия статьи «Живое» — относительное, неизбежное, недостаточное" И. Предчина 2007
( http://predchin.ru/raznoe/zhivoe.html )

читать, скачать
:smile:
(с картинками!)
нажал...

получил:

"The site is currently unavailable"

:(
Вилохвост
Сообщения: 1685
Темы: 24
Зарегистрирован: Вт, 15 ноября 2011
С нами: 12 лет 4 месяца

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#12 прав » Пт, 13 января 2012, 1:16

gedeon писал(а):«Живое» - относительное, неизбежное, недостаточное
статья в журнале "Разум и биосфера"
Ежегодник "Дельфис-2007" материалы конференции "Этика и наука будущего"

И. И. Предчин, Москва, 3redchin@mail.ru

В определении «живого» исходно наличествуют два подхода: субстратный и функциональный. Самоочевидно, что с точки зрения общей оценки второй подход (функциональный) поглощает первый. Поэтому в данном изложении дальнейшие рассуждения будут вестись с опорой именно на функциональный подход.

Энциклопедии трактуют «живое» как «термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделённых внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов... Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражительность, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды» [1, с.370, 371].

Из всего перечисленного в данном определении «живого» главным, безусловно, является указание на внутреннюю активность, каковая обуславливает всё остальное. Но «внутренняя» активность означает активность, отличную от «внешней», то есть самодеятельность. Из чего следует, что «живое» полагается «живым» тогда и только тогда, когда оно обретает способность противостоять Целому, порождающему оное «живое». Пока некая система в исполненной мере влита в Целое, то есть функционально неотделима от него, она не может именоваться «живой», ибо лишена такого определяющего признака «живого» как самодеятельность, включающую самовоспроизводство, саморегуляцию и прочие само-, каковые возможны только при функциональной обособленности от Целого.

В то же время бытует вполне устойчивое мнение, полагающее «живое» вершиной развития и, следовательно, ставящего его в «точку схода» путей развития Целого. Но тогда, о каком же противостоянии можно говорить? Таким образом, в определении «живого» необходимо совместить два условия. С одной стороны - функциональную обособленность от Целого, а с другой - помещение «живого» на вершину структурной пирамиды в роли системы предельной сложности того же Целого.

Ответ на данное противоречие предлагается искать в рамках предложенной автором концепции количественно-качественного перехода (к/к-переход) [2]. Из этой концепции вытекает, что всякая Сущность разделена на семь иерархически обособленных Уровней. (Уровень 1 - Бытиё. Уровень 2 - Плотьявляющий, Уровень 3 - Чувствоявляющий, Уровень 4 -Мыслеявляющий. Уровень 5 - Волюявляющий. Уровень 6 - Любовеявляющий. Уровень 7 - Единый). Из них действительное противопоставление Целому (Монаде) имеется лишь на двух Уровнях - 4 и 5. В их целочисленном пространстве подуровни образуют подобие целочисленному Уровню 2. Именно это позволяет появиться собственно понятию «самость».

Всякая Сущность характеризуется мерой исполненности Энергией, задающей либо полноту Восприятия
Спойлер
Восприятие - функциональное отношение, обусловленное полным энергетическим соответствием
наблюдателя и «наблюдаемого» (Воспринимаемого) ПВР - поля вероятных реализаций.
(исчерпывающее единство), либо наличие Системы наблюдения
Спойлер
Система наблюдения - целокупность Наблюдения Сущности. Восприятие подуровней Сущности при
сохранении несоответствия пространству целочисленной мерности.
- разрыва между мерой Энергии Ипостаси
Спойлер
Ипостась - функциональное место, на котором Сущность выступает как уникальная совокупность проявленных характеристик, Лицо.
, и мерой Энергии Управителя данной Сущности. Последнее - есть обязательное условие для «самости».

Если разрыв проходит по пространству Уровня 4, возникает то, что именуется Сознанием. Сознание охватывает пространство так называемой Вторичной реальности. Это реальность, составленная из Сущностей-подобий
Спойлер
Сущность-подобие - Сущности, образованные в пространстве Количественных координат, но по своей пространственной структуре подобные структуре целочисленного Уровня 2. Имеют место на Уровнях 4. 5 и 6.
. В роли Управителя Вторичной реальности выступает Разум.

Сказанное схематично представлено на рис. 1. Пространство возможного образования Сущностей-подобий выделено в общем пространстве подуровней тёмной окантовкой. Обозначенная в нём заливка соответствует пространству «самости»: от максимальной на Уровне 4 до минимальной па Уровне 6.

Наличие Сознания, как итога Системы наблюдения, присутствующей на Уровне 4, по определению означает отсутствие идеальных состояний. Потому всякая проявленная деятельность Разума определяет неполноту заполнения поля вероятных реализации Уровня 4. Идеальная реализация Разума - это его отсутствие. Будь это отсутствие - итог исполненно свершённого состояния или не задействованности

Изображение

вовсе. Более того, изначальным условием существования Сознания (и его Управителя - Разума) является обращённость внутрь себя - в пространство неидеальных реализаций. Потому что там, где идеальные реализации, там нет места Сознанию. В результате Сознание в избытке плодит искомую самообособленность в пространстве Уровня 4.

Следующий Уровень «самости» - Уровень 5. Когда разрыв Восприятия проходит по его пространству, возникающая внутренняя разделённость обуславливает такое свойство Сущности как Осознание
Спойлер
Осознание - функциональное отношение, порождённое внутренней разделённостыо восприятия Сущности на "верхнее» и «нижнее». Определяет наличие самости, обособленности, Ипостасности искомой Сущности. Принадлежит пространству Уровня 5 (Волюявляющему) предлежащей к рассматриваемой Сущности «горизонтальной» Иерархии.
. Осознание, как и Сознание, есть Система наблюдения, и потому есть противопоставление внутри себя. Главное его отличие от Сознания в том, что Осознание развёрнуто в пространстве Управителя той Сущности, чьё Сознание рассматривалось. (Но с уточнением: это «горизонтальный» Управитель, то есть Управитель Сущности этого же Уровня мерности, но имеющий на одну подуровневую координату Качество больше исходной.)

Таким образом, если Разум Управляет только Вторичной реальностью и составляющими ее Сущностями-подобиями и непосредственно реализовать свою самость во вне их не может, Осознание способно актуализировать в своём Поле возможных реализаций определённое сочетание осей категории Качество - Точку сборки
Спойлер
Точка сборки - Принадлежит Волюявляющему пространству. (1) функциональное место, определяющее точку ПВР, задающее пирамиду Реальности Ипостаси Сущности. (2) Олицетворяет Энергию Осознания искомой Сущности.
, каковая задаст условия Бития для Сущности подлежащего её Уровня. В их число входит и та Сущность, Сознание которой рассматривалось ранее. Таким образом, Осознание принадлежит уже другой Сущности, но исходная входит в неё как проявленная неотъемлемая часть.

Другими словами. Осознание - это способность посредством своего Управителя
Спойлер
Управитель - (1) функциональное место, определяющее предел Качественного (Энергетического) наполнения Сущности. Соответствует идеальной реализации рассматриваемой Сущности. Принадлежит пространству предлежащего к Управляемой Сущности Уровня, в ПВР которой представлен в виде к/к-перехода. Акт; (2) функциональное место в структуре Функциональной тетрады.
(Намерения) противопоставлять актуализируемую Реальность (Реальность Ипостаси) Реальности Монады. И этим заявлять о себе как о «живых». И если для Реальности Разума вершиной полагается то, что способно творить представления об иных Реальностях, то для Реальности Намерения - то, что способно творить сами иные Реальности. В приложении к определению «живого» это преобразуется в вывод: Сознание творит представлении о «живом», а Осознание есть само «живое».

Определение меры самости некоего «живого» можно обозначить через понятия самобытное и несамобытное. «Самобытное живое» есть Сущность целочисленного Уровня, обладающая функцией Управления Осознанием - Намерением. «Несамобытное живое» - есть Сущность, принадлежащая какому-либо дробному подуровню в рамках уже исходно установленного Уровня «живого» и присутствующая там в виде его проявленного участка Поля возможных реализаций. Соответственно, в системе оценки функциональных отношений «самобытно живая» Сущность -это функционально «живая», а «несамобытно живая» является «живой» лишь субстанционально.

В этом случае Ипостась, имеющая меру исполненности Энергии ниже Уровня 5, не является самобытно - функционально - «живой». В частности, это касается Сущностей Уровня 4 - пространства Разума. Иначе говоря, действительно, «мыслю - значит, существую», но не значит - являюсь живым! (В строгом - функциональном - смысле этого понятия.)

Структурный признак определения «самости» (а с этим и «живого») важен. Но определяющим выступает другой признак - способность к действию, ибо действительная (во всех смыслах этого слова) «самость» возникает там и только там, где возникает действие.

Что есть «действие»? Действие есть изменение Реальности пребывания рассматриваемой Сущности. Изменение Реальности пребывания связано с изменением положения Точки сборки и, как следствие этого, изменением пирамиды Энергии, восходящей к соответствующему к/к-переходу Уровня 5. При этом Разум (Уровень 4) не способен к проявленному действию. Как же тогда объяснить, казалось бы, повсеместно наблюдаемую зависимость реализаций Воли от Разума (а то и того больше - от чувств). Или, в общем виде, - как система подлежащего Уровня выступает управляющей реализациями Уровня ей предлежащего?

А происходит это за счёт того, что созданная Разумом из Сущностей-подобий Вторичная реальность выступает в роли промежуточного фильтра, устанавливая свою Реальность (Реальности Ипостаси) против Реальности целочисленного Управителя. Таким образом, будучи дробным Управителем, Разум «пропускает» через себя только ту меру Управителя целочисленного, что соответствует мере идеальных реализаций данного ФМ (функционального места) Разум. А точнее, той мере идеальных реализаций Вторичной реальности, которую этот Разум организовал в своём пространстве. Следовательно, Разум Управляет не Волей, а мерой и местом её проявления в пространстве, контролируемом Разумом.

Другой подход к определению «живого» построен на том, что всякая система может быть образована только из элементов, имеющих единую пространственную структуру. Например, 2-мерные из 2-мерных, 3-мерные из 3-мерных и т.д. Следовательно, «живое» (будучи 5-мерным) может быть образовано только из «живых» же систем, включая Сущности всех подуровней данного пространства. Это не противоречит провозглашённому принципу равенства структур, ибо в заданной системе всякий подуровень есть дробная мерность исходного целочисленного Уровня и определяет некую Количественную меру Качеств, выраженных по наличествующим в системе координатам пространства.

Потому, если в системе определена хотя бы одна Сущность «функционально (самобытно) живого», то, как минимум, субстанционально входящим в

Изображение

«живое» следует признать всю данную систему. Например, если в системе планеты Земля выделяется в качестве «функционально живой» система «человек», то, как минимум, вся система «планета» является «субстанционально (несамобытно) живой». Однако, если учесть, что по выраженности Качества (Энергии) Сущность человека несоизмеримо меньше Качества (Энергии) Сущности планеты, то ещё вопрос, является ли сам человек самобытно живой Сущностью относительно Сущности планеты Земля!? А если выстроить последовательность сравнений дальше - Солнечная система, галактика, не говоря уже о мироздании, то относительно них такое сомнение ещё более оправдано.

Для пояснения приведена схема функционального соотношения разных Иерархий, наличествующих в Сущности. Так, обозначения (а+1), а и (а-1) указывают на последовательность целочисленных Уровней Иерархии мерности. Она же - «вертикальная» Иерархия. Цифровой ряд обозначает номера подуровней исходного целочисленного Уровня а. Но в то же самое время это есть Уровни «горизонтальной» Иерархии. Если, исходя из предложенной схемы, предположить, что «живой» признана Сущность подуровня 4, то понятно целочисленное равенство этой Сущности, Сущностям всех остальных подуровней.

Однако проблемы определения «живого» сказанным не ограничиваются, поскольку пирамида самообособления - пирамида «живого», не есть вся пирамида Монады. Пространству ФО
Спойлер
ФО - функциональные отношения.
Воля (Уровень 5 Иерархии мерности), предлежат еще Уровень 6 и Уровень 7. Означает ли это, что достижение меры Энергии, превышающей Энергию Уровня 5, выводит Сущность из пространства определения «живого»?

Да - если оценивать этот «выход» изнутри пространства «живого». Нет - если смотреть на него с

Изображение

точки зрения, например, Сущности Уровня 6. В последнем случае «живое» оказывается одним из свойств Сущности Уровня 6. Оно может быть выражено в большей степени или в меньшей, но как в каждой точке координаты «высота» присутствуют точки координат «ширина» и «длина», так и на Уровне 6 свойство «живое» принадлежит каждой точке Поля реализации. То есть Сущности, мера Энергии которых превышает меру Энергии Уровня 5, обретают Качество, превышающее Качество «живого», и для них вся совокупность свойств «живого» есть лишь часть от их собственных свойств. И если рассматривать Развитие Сущности (будь то человек, планета или мироздание), то «живое» оказывается промежуточной ступенью на пути этого Развития.

К этому можно добавить, что если в пространстве Воли «живое» выделяется (обособляется) из другого «живого» же, то творится «живое» - как новое - в пространстве, где ФО Воля обращается в к/к-переход. То есть в пространстве Уровня 6 - пространстве ФО Любовь.

1. В целом проблема «живого» непосредственно связана с Уровнями 3, 4 и 5. На рис. 3 функциональные пространства этих Уровней выделены толстой тёмной линией. Из них реализации Уровня 5 являются функционально живыми. Реализации Уровня 3 - субстанционально живыми. Реализации Уровня 4 в такой системе отсчёта оказываются на особом положении. Они не входят в «субстанциональное живое», так как не способны поставлять Энергию для «функционального живого». Они не являются «функционально живыми», так как не обладают способностью Управлять Осознанием и порождать непосредственное действие. Сущности Сознания живы лишь в структуре Вторичной реальности. Поэтому их можно именовать как понятийное (вторичное
Спойлер
Вслед за Вторичной реальностью, в которой они пребывают.
) живое
. Соответственно, с одной стороны, они - зависимая от материального носителя иллюзия, мнимость. А с другой - самодостаточный мир.

Формально, реализации остальных Уровней не входят в систему определения «живого». Так, реализации Уровня 2 находятся вне определения, несмотря на то, что всякая система «живого» содержит эти Сущности. - По реализациям Уровня 2 в принципе нельзя определить, принадлежат они системе «живого» или не принадлежат. Они одинаковы и в живых системах, и в не живых. (На рис. 3 это пространство показано незатемнённым.)

Другой проявленный Уровень, также не входящий в систему определения «живого», - Уровень 6. Здесь ситуация обратная, описанной для Уровня 2. Всякая реализация Уровня 6 содержит не просто системы «живого», но функционального живого. Более того - она их творит. Однако, в силу того, что «живое» всё-таки входит в Уровни 6 и 7 как координата пространства, их пространства выделены тоном так же, как само пространство «живого».

В связи с этим должно обратить внимание на Уровень 1, который является проявлением Уровня 7 системы, подлежащей рассматриваемой. Следовательно, все реализации Уровня 1 относятся к пространству (точнее, пространственному состоянию), обладающему свойством «живое». По этой причине на рис. 3 данный Уровень выделен тоном вслед за Уровнем 7.

Таким образом, оставшееся незатенённым пространство Уровня 2 оказывается образованным из систем, включающим в себя «живое» (как и Уровень 6), но иного Качественного состава. Из этого следует, что всякая система определения «живого» относительна и в каждой Иерархии мерности (суть каждой Сущности-Монаде) есть пространство «живого» и в виде «функционального», и в виде «субстанционального». Хотя не в каждой из них есть «понятийное живое».

2. Всякая система в своём Развитии неизбежно достигает стадии «живого». Однако, продолжая Развитие, она проходит эту стадию. Потому «живое» предопределено как факт эволюции, но его «замыкающее» положение является таковым только при оценке снизу вверх - из системы самого «живого». Ибо, как и во всякой системе, Наблюдатель системы «живого» не может оценить меру Качества, превышающую его собственную на целочисленный шаг. То есть, имеющую на одну координату пространства больше.

3. «Живое» - это иерархическая система, по которой восходит Энергия к пространству Уровня 5. Поэтому определение «живого» является двухступенчатым: сначала определяется вершина пирамиды (система «функционально живого»), а затем в её рамках обособляется та или иная подсистема (как «субстанционально живая»). Если же рассмотрение исходно ограничено системой имеющей мерность меньше Уровня 5 заданной Иерархии мерности, то таковая Сущность не входит в собственно систему определения «живого».

Примеры:

Поскольку «функциональное живое» - это то, что обладает самодеятельностью, то, образно говоря, палец на руке не является «живым», будь он в составе руки или будь он лежащим свежеотрезанным отдельно на столе. Подобным образом кровь, сама по себе, не «функционально живая» Сущность. Но относительно системы «человек» она выступает в роли «субстанционально живого», и включает в себя «функционально живые» объекты, в частности, - лейкоциты.

Можно ли полагать живым ветер? Сам по себе ветер - это перетекание воздушных масс в гравитационном поле по градиенту плотности. В Иерархии мерности такая сложность системы соответствует Уровню 2. Однако, если в ходе усложнения структуры в вихревом потоке управляющими станут системы обратной связи (то есть будет достигнут Уровень 3 -«чувствование»), искомый вихрь перейдет в разряд «субстанционально живого». Но, опять же, это произойдёт в том случае, если будет наличествовать система иерархии, достигающая Уровня 5. Которая, в свою очередь, будет открыта на предлежащий ей Уровень «горизонтальной» Иерархии - в Осознание. В данном примере такой Иерархией может выступать Сущность планеты, и её Осознание выступит в роли необходимого «функционального живого».

К слову сказать, Осознание человека (через Пирамиду «живого») также входит в совокупность Осознания планеты в виде одного из дробных подуровней. Оно отличается лишь Количественной мерой выраженности тех или иных общих для всего органического живого Качеств. И, надо полагать, именно через это единство реализуется феномен управления погодой, демонстрируемый некоторыми людьми. Живое может взаимодействовать только с живым.

А является ли «живым» робот, воспроизводящий сам себя? Нет, не является, ибо до тех пор, пока не будет установлен прямой восходящий поток Энергии от Уровня 2 до Уровня 5, система не может реализовать свою «самость». То есть не является «живой». Если же предположить возможность создания искусственных систем, способных выполнять функцию преобразования Энергии и наращивания меры Качества, -то тогда они могут быть встроены в «живые» системы в роли «субстанционально живого».

Из числа примеров «понятийного живого» можно предложить систему письменной речи. Например: буквы, слога, слова, предложения. Подобным же образом разложится и устная речь через иерархию фонем и, даже, система восприятия образов. Но это уже область иных исследований.

Литература []
1. Новейший философский словарь. Минск, Книжный лом. 2003. С. 370. 371.
2. Предчин И.И. К/к-иерсход. Изд. Королёв А.В. М., 2007.
...как много нужно слов и "левых понятий",чтобы вести разговоры о различии объективного и чистой "субъективности"... .
прав
Аватара
Откуда: из грамотной Идеи Света
Сообщения: 1886
Темы: 34
Зарегистрирован: Вс, 27 ноября 2011
С нами: 12 лет 4 месяца
О себе: Рос с И я...

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#13 drovosek » Пт, 13 января 2012, 1:17

Вилохвост писал(а):нажал...
лови мух
в смысле жми заново! :wink:
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#14 Вилохвост » Пт, 13 января 2012, 1:21

нажал...

" И. И. Предчин. 2007 [1]"

а коррективы внесены?...
Вилохвост
Сообщения: 1685
Темы: 24
Зарегистрирован: Вт, 15 ноября 2011
С нами: 12 лет 4 месяца

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#15 drovosek » Пт, 13 января 2012, 1:26

Вилохвост писал(а):а коррективы внесены?...
нет.
это просто текст ТОЙ статьи.

ОБсуждений (пока) нет. :smile:
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#16 Вилохвост » Пт, 13 января 2012, 1:38

:ugu:
Вилохвост
Сообщения: 1685
Темы: 24
Зарегистрирован: Вт, 15 ноября 2011
С нами: 12 лет 4 месяца

Re: И. И. Предчин "живое" - относительное, неизбежное, недостато

#17 drovosek » Пт, 13 января 2012, 1:53

Вилохвост, это в смысле "ждём-с" ???

улита едет, когда-то будет :-D
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 10 месяцев


Вернуться в Религии и духовные традиции: Наука, Философия, Этика

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 10 гостей

Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php