Фея333 писал(а):И все-таки очень интересно, что происходит в человеке, когда он видит сцены насилия.
Почему людям нравилось, когда других убивали или пытали?
Почему это вызывало такой щенячий восторг?
Адреналин.
Но что такое жестокость? Человек начинает испытывать к действию отвращение или его завораживает, только тогда, когда он осознает его именно как жестокое. Т.е, как только оно начинает табуироваться. Пока табу нет, нет рамки, действие просто остается рядовым.
У чела, с его социальной структурой, появилось табу на убийство себе подобного - единоплеменника, соседа в обществе ( в случае римлян - гражданина), представителя того же класса, той же нации и т.п. - зависит от типа социума. Выходящее за рамки этого ограничения - под табу не подпадает, потому не классифицируется как "жестокость". Вот как у христиан, с их "ближними" - где чел выделен в класс подобных - с их табу на убийство. НО животные в этот клас самоотождествления социумом у него не входит, поэтому фермерство для него НЕ УБИЙСТВО. Табу нет, не осознается, не классифицируется как таковое - и соответствующих реакций не вызывает. У буддистов идет самоотождествление по критерию сансары - жизни, живого - и животные уже туда входят. Осознает ли чел, изготавливающий каракуль, что он "жестокий"? А вызывает ли какие-то соответствующие реакции, адреналин каракуль у носящего его? Нет, для него это естественно.
У римлян навряд ли обращение с рабами идентифицировалось как жестокость. Не осознавали они этого ТАК, нигде нет упоминаний, табу нет. Поэты, воины, эстеты, возлюбленные - все это проходило параллельно, никак не отражаясь. Мы режем свинью или празднуем, сидя за столом вокруг прожаренного трупа гуся - ЧТО, какие эмоции это вызывает? Животное дрессируют - методом поощрений и наказаний, лошадь, понукая работать и направляя в нужную сторону, подгоняют хлыстом. Так и с рабами. И КАК отличается реакция, восприятие у социального человека кучера с хлыстом - и офицера СС с хлыстом?

В чем разница? В том, что офицер СС затрагивает ТАБУ в мозгу человека - хлыст его для людей.
Т.е., у человека вызывает реакцию не само действие, а его АДРЕСАТ - в отношении кого.
Потому трибуны - там ведь гладиаторов РЯДИЛИ. Это был театр. Люди приходили наблюдать не так смерть рабов, которые и без того гибли и их сваливали в кучи без особого интереса, а ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ - сражений, битв, о всяких воинах, исторических событиях, мифах, сцены охоты и т.п. и т.д.
А у Калигулы - так там ведь еще и другие причины. Его восхождение к власти уже имело оппозицию и было сложным. Против него всю жизнь действительно велись заговоры. Попытка "быть хорошим", прекратить это путем задабривания - типа снижения налогов, раздачи подарков и т.п. - не увенчалась успехом. Ну, а дальше - по накатанной. Он пресекает заговор - родня, товарищи, единомышленники ополчаются на него и он пресекает очередной. В результате недовольных еще больше. И что тут сделаешь? Ты назначаешь чела, которому доверяешь, на должность - всегда есть недовольные, которые считают, что должность эта для них или для тех, кого назначили бы они. А назначенный оказывается тем, кто хочет бОльшего и ему уже нельзя доверять. Ты занимаешь сам - та же история. Ты одариваешь друга - для оппозиции это "разбазаривание на любимчиков", совсем не тех, кого "надо" одаривать. В результате ты назначаешь и одариваешь коня - как того, кому можешь доверять и кто больше заслуживает, надежнее, чем окружающие ЛЮДИ. "Пусть лучше ненавидят, лишь бы боялись", Но ведь его и убили в результате заговора, те, кого он приблизил как более заслуживающие доверия из всех остальных. Разве он оказался не прав?
