oldsatana писал(а):В реальности существует множество путей
Вот один из них .
У скаутов есть система испытаний, прошедший каждое испытание скаут получает значок и звание. например, провел ночь на дереве - "спящий леопард". Подобно этому можно ввести систему, отмечающую освоение учеником важного навыка , например, "цапель, держащий структуру", "филин, нежмурящийся от удара", "топ-хлопающий заяц", "инициативная рысь" . И т.д. Потом значки за технику, причем разных уровней - "освоивший макки", "постигший макки", "мастер броска через бедро", "виртуоз йоп-чаги". Также следует оценивать применяемые в бою навыки - "умеющий применять макки", "сочетающий удары и броски". потом значки за ладони, значки за ката, значки за умение комбинировать и придумывать новое... Чтобы получить пояс (орден, шеврон, желтые штаны) ученик должен набрать некий комплект значков, а собрав полный или достаточный набор орденов, переходит на следующий уровнь - мастерский. Такая система позволит оценивать людей очень разносторонне и индивидуально и количество оцениваемых плоскостей безгранично. Приведу такую аналогию - каждая плоскость - это мозаика, а значок - ее элемент. При таком подходе ученики (пришедшие в разное время, с разным опытом и способностями) могут начать с разных кусочков, но для пояса у каждого должна быть полная мозаика. На мастерском уровне мозаики могут быть разными. Кто-то - спец по первой ладони, кто-то - преимущественно борец, кто-то - ударник, кто-то лучше других фехтует. Кто-то - ревнитель традиций, другой - изобретатель нового. Кто-то хорошо дерется, а другой - хороший методист. Тогда снимается вопрос - почему черные пояса дерутся по разному и учат по разному. Да потому что каждый из них - одна или несколько граней боевого искусства . Ну а кто соберет все грани или паззлы - тому лично лиловую хакама с лампасами. Как я понимаю, во времена легенд так и было - мастера владели разными стилями, и ученики обучались у разных учителей, осваивая разные грани мастерства. Или же это можно сравнить с системой образования: ученические степени - средняя школа - все предметы обязательны, мастерские стпени-студенты-предметы на выбор, грандмастера-кафедры-по личным наклонностям и устремлениям;
Что дает такая система:
- возможность индивидуального (само)обучения и аттестации - у меня, например, растяжка плоховата, в линейной системе для меня на определенном этапе была бы закрыта возможность роста - ведь я не могу на экзамене продемонстрировать красивые высокие удары. Забьем на это и будем расти по линии "мастер нижних ног" до звания "бешеная моська - гроза тапочек"
- возможность четко выделить, кто есть кто в иерархии . Например, этот дядя - черный пояс, занет и умеет все алдони, но лично предпочитает шестую и все вопросы по ней лучше к нему. А вот этот - фехтовальщик, а за борьбой лучше идти вон к тому. А такой-то - не смотрите, что он зеленый пояс, зато знает наизусть все статьи ЮЮ и классно и интересно умеет все объяснять...
- возможность давать объективную разностороннюю оценку ученикам - у каждого свой "аттестат" с оценками
- значки - стимул при обучении детей, понятный критерий
- возможность "почетных" поясов, как и "почетных профессоров", ничуть не обесценивает поясов "настоящих"
- и т.д....
Думаю идею изложил понятно. Мне кажется такой путь достаточно перспективен, а то вон ЮЮ писал, что не знает, как ему присваивать дан "постижения истины"
Копирайт (с) .