Во поле берёзка стояла .

Список разделов Прочее Беседка

Описание: Обсуждаем все, что угодно, не относящееся к тематике сайта. Просто живое общение.

#1 крыгл » Вт, 21 января 2014, 13:06

Зашёл тут разговор .О песенке .
Действительно странно .Песня древняя ,а популярность высокая .
следовательно песня ,находит отражение -отклик .

Интересно ещё и то что не сразу встретился весь текст песни .
Народ очевидно помнит только первые её куплеты .
что может быть то же показательно .

Вот песенка полностью.
Спойлер
Во поле береза стояла

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)

Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)

Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

Четвертую балалайку.
Пойду на новые сени.
Люли, люли, на сени. (2 р.)

Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)

«встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)

Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися. (2 р.)

Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься.
Люли, люли, оденься». (2 р.)

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. (2 р.)

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)

Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю. (2 р.)

Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три годочка. (2 р.)

Четвертую балалайку;
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени. (2 р.)

Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)

«встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)

Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися.
Люли, люли, утрися. (2 р.)

Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься...» (2 р.)
(ИМХО)

По сути он похожа на перевод девиза Гринча "Some dance to remember, some dance to forget".
Хотя не уверен что правильно перевёл (Те же танцы для запоминания ,те же танцы для забывания)
Но более развёрнуто .

Сами танцы.
Имеют количественно качественную основу .
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

Четвертую балалайку.
Пойду на новые сени.
Люли, люли, на сени. (2 р.)
То есть три гудочка превращаются в балалайку .

И применяются соответственно для пробуждения хорошего и уничтожения плохого
То есть одно и то же настроение-действие для разных-противоположных целей .

То есть фактически песня о некоем магическом обереге или настроении .
пробуждающем хорошее и отталкивающее плохое .

По сему очевидно до сих пор и известна

Добавлено спустя 1 час 12 минут:
Давайте .
Вот кстати Толстой примерно о том же ,о чём,возможно, песенка .
Спойлер
2 описания дуба:

1) На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

2) Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
То есть один и тот же объект -дуб
Вызывает разные эмоции
С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.
Но эмоции эти он вызывает -случайно .
А песнка очевидно ,на них концентрируется .Вызывает их,вызывает позитивное отношение ,уничтожая негатив
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца


Re: Во поле берёзка стояла .

#21 крыгл » Ср, 22 января 2014, 14:16

просто Соня писал(а):я б сказала: дело не в свободе, материи иллюзорной и трудноуловимой.
Ой ли ,Сонь .

а ведь со свободой очень просто .
Если немного подумать .
Смотрите .

Стоят два человека около пруда .
Один умеет плавать ,другой нет
Кто свободнее?

То есть свобода -это умение .

Стоят два человека около пруда .
Оба умеют плавать ,но у одного нет рук .
то есть свобода это способность .

Стоят два человека около пруда .
Оба умеют плавать ,но пруд огорожен .
Это возможность .
==================
то есть когда мы говорим о свободе ,можно учитывать равные совокупности -возможности ,способности и умения
И концентрировать на это закон .

--------------------
----------------
Теперь давайте смотреть что совместимо со свободой.
просто Соня писал(а):А несовместимы с ней добровольное холопство и тиранопоклонство.
вот вы садитесь на корабль и пытаетесь вмешиваться в его работу
капитан у вас тиран
а вы вмешиваетесь потму что не хотите быть холопом ?
что произойдёт с таким кораблём
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#22 Папа_Карло » Ср, 22 января 2014, 14:45

Решил посмотеть весь текст...интересно..

Спойлер
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.

Четвёртую балалайку,
Четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.

Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися.
Люли люли, проснися.
Люли люли, проснися.

Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся.
Люли люли, умойся.
Люли люли, умойся.

Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.
Люли люли, помолися.
Люли люли, помолися.
«Скопировано с сайта www.karaoke.ru»

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
......
Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.

экзистенциальная песня... :-D

Добавлено спустя 11 минут 15 секунд:
просто Соня писал(а):1. Уваровская триада не перестает томить меня своей гениальностью.

Не поленился...прочитал...Текст глупый. Нет, для определенного слоя-это шедевр. Для людей с плоскостым мышлением...у кого православие и поход в храм-это одно и то же..-это рывок в сознании. А так...плоско и глупо.

"Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений..."
Папа_Карло
Модератор
Аватара
Сообщения: 27502
Темы: 77
Зарегистрирован: Пн, 5 марта 2007
С нами: 18 лет 5 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#23 крыгл » Ср, 22 января 2014, 15:44

Папа_Карло писал(а):Решил посмотреть весь текст...интересно..
не пап
у вас одна часть текста
текст на минус
а там есть текст на плюс -с милым

отсюда собственно и заключение об уничижении плохого и увеличении хорошего-потому что имхо едвали гарем в песне -скорее она поёт о том что нравится -милее -это и есть жених

берёза же с гудками и баллалайками одна и таже
то есть
формирование настроения или отношения плохого к плохому и хорошего к хорошему
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#24 Прохор Отмотаев » Ср, 22 января 2014, 16:11

просто Соня писал(а):Так что дело не в том, "что есть свобода" и прочие "несрвершенства греческой и иной демократии".
А в том, что с ней несовместимо.
А несовместимы с ней добровольное холопство и тиранопоклонство.
Ну конечно, а ещё жадность и глупость.
И здесь по-разному бывало скажем у Пугачёва, Разина, Болотникова и многих других.
Приятственно до чего читать как Стенька градоначальника с колокольни о земь и бабу его и помечтать насчёт лужкова с собяниным в этом разрезе.
Прохор Отмотаев M
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 4073
Темы: 28
Зарегистрирован: Сб, 29 мая 2010
С нами: 15 лет 2 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#25 сиять » Ср, 22 января 2014, 17:15

эта песня об обряде общения с мертвыми
сиять
Фотограф года
Аватара
Сообщения: 6120
Темы: 50
Зарегистрирован: Вс, 2 января 2011
С нами: 14 лет 7 месяцев
О себе: 1,6180339887...

Re: Во поле берёзка стояла .

#26 крыгл » Ср, 22 января 2014, 19:00

сиять писал(а):эта песня об обряде общения с мертвыми
поподробнее бысиять
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#27 Miris » Ср, 22 января 2014, 19:24

крыгл, да и зачем Толстой логика? она всегда на эмоциях писала.

Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
крыгл писал(а):свобода равенство братство
и
православие самодержавие народность

просто определить

здесь не логика, здесь, мне кажется,ее попытка применить Закон Подобия в триаде.

Добавлено спустя 2 минуты 29 секунд:
У меня был топик сводящий свободу к категориям возможности ,способнсти и умению -это интересно но не сейчас .
был ли он у сони интересно .
=======
Впрочем проще .
вот у нас есть пара заповедей .
«Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»
Давайте сравним относительно их оба тезиса

есть восточная мудрость очень хорошая: свобода орла - в его крыльях, свобода узника - в его цепях. Вы, видимо, об этом хотели сказать.
Свобода обусловлена возможностями

Добавлено спустя 35 секунд:
сиять писал(а):эта песня об обряде общения с мертвыми
я когда прочитала в тексте о лопате тоже об этом подумала. :ninja:
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 20 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#28 крыгл » Ср, 22 января 2014, 19:34

я хз ир

у нас есть 2 тезиса которыми оперирует автор сони
1
Православие, самодержавие, народность"
2
либертэ, эгалитэ и фратернитэ то есть Свобода, равенство, братство

я дал основные заповеди христа
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

и спросил к чему они ближе ?
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#29 Miris » Ср, 22 января 2014, 21:37

крыгл, мне вот это место в том тексте понравилось
Уваровская же триада, троица живоначальная, собирает в единую подвижную конструкцию три власти, три силы: небесную (религия), земную (царь) и подземную, хтоническую, чьи корни ветвятся и уходят невесть куда, и питаются невесть какими подземными реками, и заплетаются, а может и цветут мертвыми белыми цветами в подземных пещерах, до каковых поди еще докопайся.

Это же совершеннейшее Мировое Древо, Arbor mundi, - верхний мир, средний мир, нижний мир. Верхний гадателен, средний созерцаем, нижний непрогляден и непостижим.

Это социальные ценности. Внешние.
А заповеди - внутренние ценности. они для того, чтобы человек принял их внутри себя.
Можно ли их сравнивать? можно ли сравнивать внешнее и внутреннее?

Только через символизм. И она проводит чисто символические аналогии - Древо: крона, ствол, корневая система.
(это к теме песенки: березка. и дальше Вы смотрите - дуб)
Мировое древо соединяет пространства и времена - верх и низ, прошлое и будущее. внутреннее(сокрытое) и внешнее (видимое).

Спойлер
Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.
http://ec-dejavu.ru/d/Derevo.html

http://allsymbols.ru/flora/mirovoe-drevo.html

Изображение Изображение
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 20 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#30 крыгл » Ср, 22 января 2014, 22:24

Stern писал(а):три силы: небесную (религия), земную (царь) и подземную, хтоническую, чьи корни ветвятся и уходят невесть куда
а мне чес гря не очень
потому что если выкинуть цветистость мы имеем

генотип -вместо хтонической-------прошлое
власть-----------------------------------настоящее
и цель развития ================будущее
=========
цветистости поменьше бы....всё вродь пояснее

Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд:
и с деревом яснее
это выбор

пйти направо-налево
кончить авиа или газовый институт

пойти в гос или частную фирму по образованию

и тд и тп
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#31 Прохор Отмотаев » Чт, 23 января 2014, 0:02

Какая свобода.
Толстой говорил, что человек это одни обязанности.
Свобода нужна чтобы развиваться.
Вобщем все по камерам.
Прохор Отмотаев M
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 4073
Темы: 28
Зарегистрирован: Сб, 29 мая 2010
С нами: 15 лет 2 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#32 Папа_Карло » Чт, 23 января 2014, 1:24

Прохор Отмотаев писал(а):Свобода нужна чтобы развиваться.
Вобщем все по камерам.

Свобода от чего?
Папа_Карло
Модератор
Аватара
Сообщения: 27502
Темы: 77
Зарегистрирован: Пн, 5 марта 2007
С нами: 18 лет 5 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#33 Miris » Чт, 23 января 2014, 9:10

крыгл писал(а):генотип -вместо хтонической-------прошлое
власть-----------------------------------настоящее
и цель развития ================будущее

один из вариантов трактовки триады. :yes:

крыгл писал(а):и с деревом яснее
это выбор

пйти направо-налево
кончить авиа или газовый институт

пойти в гос или частную фирму по образованию

отчего-то Вы пишете только о Древе Познания, о бинарной логике. Но, ведь, есть еще и Древо Жизни.
Очень мощный символ, который используется в песенке :smile: там не только логика, там - Жизнь, Свобода, Судьба (реализованная свобода).

Добавлено спустя 1 минуту 30 секунд:
Папа_Карло писал(а):
Прохор Отмотаев писал(а):Свобода нужна чтобы развиваться.
Вобщем все по камерам.

Свобода от чего?

от эфемерных иллюзий. :ninja:
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 20 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#34 lyaska » Чт, 23 января 2014, 9:53

крыгл писал(а):Интересно ещё и то что не сразу встретился весь текст песни .
Народ очевидно помнит только первые её куплеты .
что может быть то же показательно .
а может, народ и помнит только то, что сочинил сам? Ведь полная версия была сочинена татарином Ибрагимовым, дополнившим песню версией молодого любовника и старого мужа - и по сути, изменившему сакральный смысл песни
lyaska F
Аватара
Сообщения: 4623
Темы: 34
Зарегистрирован: Ср, 30 декабря 2009
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#35 Miris » Чт, 23 января 2014, 10:16

lyaska писал(а):
крыгл писал(а):Интересно ещё и то что не сразу встретился весь текст песни .
Народ очевидно помнит только первые её куплеты .
что может быть то же показательно .
а может, народ и помнит только то, что сочинил сам? Ведь полная версия была сочинена татарином Ибрагимовым, дополнившим песню версией молодого любовника и старого мужа - и по сути, изменившему сакральный смысл песни
:unsure: о, как. я и не знала. интересный факт. :ugu:
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 20 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#36 крыгл » Чт, 23 января 2014, 10:21

lyaska писал(а):
крыгл писал(а):Интересно ещё и то что не сразу встретился весь текст песни .
Народ очевидно помнит только первые её куплеты .
что может быть то же показательно .
а может, народ и помнит только то, что сочинил сам? Ведь полная версия была сочинена татарином Ибрагимовым, дополнившим песню версией молодого любовника и старого мужа - и по сути, изменившему сакральный смысл песни
интересно не знал

только насчёт сакрального смысла не понятно
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#37 lyaska » Чт, 23 января 2014, 11:06

«Заламывание» берёзы
Выражение «белую березу заломати», вероятней всего, ведет свое происхождение из древнего обряда, во время которого, в частности заламывали березу, нагибая ее ствол к земле и переплетая с травой.

«Семичный обряд», связанный по некоторым предположениям, с совершеннолетием, состоял в том, что «в четверг накануне Троицы девушки гурьбой шли в лес, выбирали молодую березку и „заламывали“ ее, то есть надламывали вершинку и украшали ее венком. Вокруг украшенного деревца водили хоровод. Из веточек и травы делали чучело кукушки и сажали его на верхушку березки. Затем девушки „кумились“, то есть целовались через завитый на березе венок, и после этого обменивались нательными крестами. Считалось, что „покумившиеся“ становились друг другу близкими родственниками. А ссора между кумами считалась тяжким грехом, который нужно было долго замаливать. Празднество завершалось всеобщим пиршеством — кумы угощали друг друга пирогами, курниками, пряниками и другими яствами, приготовленными специально к этому дню. Семичный четверг считался девичьим праздником. А взрослым и парням-подросткам в этот день полагалось уже с раннего утра ехать на ближайшую ярмарку в город или большое село — людей посмотреть и себя показать. Ученые-этнографы отметили, что семичные торжества, хотя и приурочены к Троице, практически не имеют христианских корней: это почти целиком языческий праздник, связанный с поклонением древних славян духам умерших предков. Это для них еще в дохристианскую эпоху юные девы заламывали березку, украшали ее венками и оставляли в лесу угощение, которым, по поверью, ночью приходили лакомиться умершие представители рода»[2].

Также указывают на существование обряда, связанного с тем же деревом, целью которого было обеспечение плодородия: молодую березу на краю поля срубали, с песнями носили по селу, а затем топили в реке либо же разрубали и разбрасывали по полю, передавая таким образом растительную силу дерева полю[3].

Восклицание «люли-люли» возможно, является свадебным, а также связанным с языческим богом любви и брака Лелем.
lyaska F
Аватара
Сообщения: 4623
Темы: 34
Зарегистрирован: Ср, 30 декабря 2009
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#38 Miris » Чт, 23 января 2014, 11:10

lyaska, :approve: оччень интересно.
про "люли-люли" читала и в других источниках :yes:

Это для них еще в дохристианскую эпоху юные девы заламывали березку, украшали ее венками и оставляли в лесу угощение, которым, по поверью, ночью приходили лакомиться умершие представители рода»

видимо, вот здесь кроется смысл, о котором сиять писала... тут лопата не лишняя. :ninja:
Тогда получается не лишним и образ старого, молящегося лопате...которого умывают помоями и которому рогожку подают...
и образ "старого" - это не образ старого мужа, а образ старой, отжившей жизни
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 20 лет 7 месяцев

Re: Во поле берёзка стояла .

#39 крыгл » Чт, 23 января 2014, 11:36

lyaska писал(а):
крыгл писал(а):Интересно ещё и то что не сразу встретился весь текст песни .
Народ очевидно помнит только первые её куплеты .
что может быть то же показательно .
а может, народ и помнит только то, что сочинил сам? Ведь полная версия была сочинена татарином Ибрагимовым, дополнившим песню версией молодого любовника и старого мужа - и по сути, изменившему сакральный смысл песни
ваш топик с заламыванием берёзы интересен
но не ясна ошибка
к тому же
Существует несколько вариантов текста песни различной полноты. В них описываются и порой варьируются (выделено курсивом):
Действия, предпринимаемые лирической героиней:
Я ж пойду, погуляю
Белую березу заломаю / Срежу с березы три пруточка, / Сделаю три гудочка (конец распространённого варианта песни), / Четвертую балалайку.
Пойду на новыя на сени, / Стану в балалаечку играти, / Стану я стараго (милаго) будити
Редкий куплет: Вы, гудки, не гудите, / Старого мужа не будите. / Старой спит с похмелья, / С великого перепою
Два варианта собеседника героини (могут присутствовать оба или только один):
Старый (борода седая) — 1-я половина песни
Милый (душа моя) — 2-я половина песни
Вещи, предлагаемые ею соответственно старому (оскорбительные) и молодому (почётные):
помои/умоечки/грязна вода (умойся), рогожка/онуча/рукотерничек/тряпица (утрися), лопата/заслонка (помолися), борона (расчешися), лапотки (обуйся), шубенка (оденься), дорожка (прогуляйся), камень/кирпичик/простокиша (удовися/подавися/захлебнися).
водица/ключева вода (умойся), полотенце/платочек (утрися), икона (помолися), гребешок (расчешися), башмачки (обуйся), кафтанчик (оденься), войди в терем (веселися).
Редкий куплет: сравнение достоинств молодого и старого.
не ясна разница
=========
=======
может у вас есть реальная ссылка на песню ?

Добавлено спустя 13 минут 43 секунды:
ДА ИНТЕРЕСНО
это семичная песня
то есть
Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»).
вот может по этому и была популярна ....

Семик[править | править исходный текст]

wikt: Семик в Викисловаре?
s: Семик в Викитеке?
commons: Семик на Викискладе?
Семи́к (Русалчин Велик день, Троица умерших) — седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи, откуда и название. Во многих местах с этого дня в сёлах ставили берёзки («Троицкое дерево»), а девушки «кумились». Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии (белор. Сёмуха) и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» церковным.
Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки»[3]). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям[25].
До сих пор в селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители, в подавляющем большинстве русские, идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажжённой свечой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с варёных куриных яиц.
На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла[источник не указан 211 дней] на Троицкую родительскую субботу.

но чес гря
пока не понимаю о чём тогда
http://ru.wikipedia.org/wiki/Семик

Добавлено спустя 7 минут 35 секунд:
Изображение
Кумле́ние — обряд инициации в цикле весенне-летних праздников восточных и южных славян, а также форма молодёжного союза.
Спойлер
Кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение, Семик, Троица, Духов день), иногда раньше — во 2-е воскресенье после Пасхи, т. н. Кумишное, Кумитное воскресенье, а порой и на Петров день[1][2]. Известны случаи кумления на Николу вешнего: «А на Миколу ходят в лес и кумятся девки. Придём в рощу, костёр разведём. Сковородку на камни поставим. Под сковородку каких-нибудь прутиков насобираем и жарим яишню» (сибирские переселенцы из Могилёвской губернии)[2].
Сам процесс установления отношений кумовства назывался кумиться, кумиковаться, семичаться (от Семик).
Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия; они кумились парами (очень редко — по четверо); изредка кумились все вместе, в том числе надевая поочередно один венок. В дополнение к этому (но обычно в другие дни, позже) могли кумиться девушки с парнями, парни между собой, женщины между собой, женщины с мужчинами и мужчины между собой, причем кумление между женщинами и мужчинами было изустно значительно шире, чем кумление парней с девушками.


Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляниях (Беларусь, 2008 г.)
Кумление обычно было срединным эпизодом сложного троицкого праздника, начинавшегося с установления (выбора в лесу, внесения в дом, украшения, наряжания) троицкого деревца (берёзки, ветки клёна и т. п.) или с обряжения «кукушки» (в южно-русских областях, кумление входило в состав обряда «крещения и похорон кукушки», см. «Крестить кукушку») и завершавшегося совместной трапезой девушек (иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумление), а также очень часто — гаданием с венками; на этом же этапе, как правило происходило и развивание березы, точнее завитого на ней венка, и собственно раскумливание. (См. Троица).
Основным способом кумления был следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот венок. В более общем смысле кумление состояло в обмене между кумящимися вещами, среди которых — кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы, яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях (ср. смоленское выражение кумиться на что-либо т. е. на мониста, кольца, платки и др.). На совместной трапезе, приготовленной в складчину с обязательной яичницей; в преодолении кумящимися некой пространственной границы, которую символизируют «ворота» из сплетённых веток соседних деревьев, большой «венок» типа обруча, образованный сплетенными вершинками соседних деревьев, через который приходят кумящиеся, обычный венок, завитый на дереве, через который девушки целуются, стоя по обеим сторонам от него (самый типовой случай), а также круг, образуемый шнурками крестиков, повешенных на ветку дерева, через который девушки целовались и обменивались вещами. Кумление сопровождалось клятвой: девушки целовали крестик, который висел в завитом венке. В Нижегородской обл. девушки вешали в венок яйцо и целовали его с двух сторон.
Заключённый союз был недолгим и разрывался через неделю или полторы (на Троицу, в петровское заговенье и др.) т. н. раскумливанием, состоявшим в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т. е. возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни, указывающие на разрыв связей: «Раскумимся, кума, раскумимся...» ). Вместе с тем иногда срок, на который заключался союз, оказывался более продолжительным (шесть недель, год, вся жизнь)[3].
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Во поле берёзка стояла .

#40 lyaska » Чт, 23 января 2014, 13:38

а вот еще из Троицкая суббота:
В эту субботу справляют летние поминки-тризны по усопшим предкам. Это главный весенне-летний поминальный день в России и на юго-востоке Белоруссии. На остальной территории Белоруссии больше поминали на Радуницу.
В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных. В народных обрядах Троицкой субботы сохранилось немало языческих реликтов, с которыми всегда боролась Церковь. К примеру, Стоглавый собор 1551 года так говорит о «суевериях» Троицкой родительской субботы:
"В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда скоморохи учнут играти во всякие бесовские игры, и они, от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманьщики и мошенники."
Считалось, что всю Троицкую субботу русалки выходят из реки, леса и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей ржи. А в полночь встревоженный водяной поднимал воду из реки так высоко, будто бы гора вырастала из воды, но, услышав народные песни, успокаивался, и вода опять входила в берега. Для защиты от него всю ночь вдоль берегов молодёжь жжёт костры. Всю троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок.
В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы. На Украине существовал интересный обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник.
В Карпатах с «клечаною суботою» связан обычай «просить прощения» у старших и самых младших членов семьи.
Кстати - а не от этого ли обряда заламывания березы произошла игра "Ручеёк"?..)

Добавлено спустя 15 минут 19 секунд:
крыгл писал(а):может у вас есть реальная ссылка на песню ?
вот еще интересно, об "участии" Ибрагимова и история песни - http://music-education.ru/vo-pole-beryoza-stoyala-chem-primechatel-na-istoriya-pesni-i-v-chyom-eyo-skry-ty-j-smy-sl/
lyaska F
Аватара
Сообщения: 4623
Темы: 34
Зарегистрирован: Ср, 30 декабря 2009
С нами: 15 лет 7 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Беседка

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 16 гостей

cron