Процесс осознаяния происходящего происходил с двух сторон. С одной стороны, что строить с другой стороны, что ушло?
Однажды Максим Горький заказал холст огромного размера на швейной фабрике для художника Павла Корина. У Корина был готов эскиз для карины "Русь уходящая" и многие известные художники готовы были быть у него в подмастерьях лишь бы он начал писать эту работу. Но этот холст, до сих пор, стоит, натянуным, в его мастерской и он чистый.
К эскизу были написаны потрясающие портреты. О том, как ему удалось уговорить ему позировать этих людей можно писать отдельную книгу.
Но, теим не менее, к картине Корин не приступил. Я думаю, это символично. При всех внешних переменах, которые переодически происходят на нашей территории с самых древних веков, не затрагивают базис, суть существования. (по крайней мере, пока). Поэтому и не смог приступить к этой работе Павел Корин.
Сам эскиз.
Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

"В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые..."
http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0korin_eskiz_uhodyasch_Rus.jpgДействие своей картины П. Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что в свою очередь способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.
"В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. В одном храме одновременно вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Уже одно только это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отображению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как "последний парад осужденных историей на небытие". Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал свою картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием"."
http://www.liveinternet.ru/users/ftg/post187860401/Эскизы

Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Нищий. 1933


Отец и сын. (С.М. и Ст.С. Чураковы). 1931
