deleted core

Список разделов Прочее Беседка

Описание: Обсуждаем все, что угодно, не относящееся к тематике сайта. Просто живое общение.

#1 Ашикирахо » Сб, 16 марта 2013, 10:21

deleted core
Ашикирахо
Автор темы


#21 Ашикирахо » Сб, 16 марта 2013, 13:16

я не признал его первейшим. я предложил дать ему НАГРАДУ за это(корону в твоем описании)
вот ведь как подтасовывают на ходу а!
Ашикирахо
Автор темы

#22 Ашикирахо » Сб, 16 марта 2013, 13:17

да эта симпатичная, все нравится.
Ашикирахо
Автор темы

#23 Gulnara ABU » Сб, 16 марта 2013, 13:18

Изображение
утка по-пекински, вот чего он хочет!!!!!
Gulnara ABU

#24 Brittany » Сб, 16 марта 2013, 13:27

Ашикирахо писал(а):я не признал его первейшим. я предложил дать ему НАГРАДУ за это(корону в твоем описании)
вот ведь как подтасовывают на ходу а!
:huh:

Ашикирахо писал(а):а зачем делить! блистательные возможности димитрига не оставляют сомнений. а ему живется ой как не просто в карелии. пусть берет он корону! :wub:

Раз корона у Д., значит, он первейший! Ты отошёл на второй план. Сам. Я ничего не подтасовала.
:ninja:
Gulnara ABU, по-пекински и конфи - это ж разные блюда...
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 19 лет 2 месяца
О себе: июль

#25 Gulnara ABU » Сб, 16 марта 2013, 13:33

конфи не ела. у нас такое не готовят.
Gulnara ABU

#26 Ашикирахо » Сб, 16 марта 2013, 13:34

нет. не значит. я же написал: дадим корону дмитригу, потому что ему плохо живется. значит здесь корона - как мат ценность, гуманитарная помочщь. но НЕ ОТРИЦАЕТ величие дмирига.
Блин. ну ты тормозящая:
вручали двум оскароносным фильмам первый приз. и говорят: фильмы одинаково хороши, вам придется делить золотую статуэтку на двоих. а один говорит: вот этот второй, победнее меня будет, поэтому отдайте ему одному золото - пусть будет ему помощ.
Ашикирахо
Автор темы

#27 Gulnara ABU » Сб, 16 марта 2013, 13:36

:-D :-D :-D :lol: :lol: :rzhach: :rzhach:
Gulnara ABU

#28 Samersen » Сб, 16 марта 2013, 13:36

Ашикирахо, корона это всё ерунда, а вот утку дмитригу уже не отдашь!
Samersen
Аватара
Сообщения: 32002
Темы: 765
Зарегистрирован: Сб, 15 октября 2005
С нами: 19 лет 10 месяцев

#29 leon » Сб, 16 марта 2013, 13:44

Ашикирахо писал(а):ухожу с форума до конца великого поста.

В чём я лично сомневаюсь. :-D
leon
Аватара
Сообщения: 6625
Темы: 91
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 20 лет 7 месяцев

#30 Ашикирахо » Сб, 16 марта 2013, 13:54

самерсен утка такая вещь, которая самому нужна - ну какой дмитриг?
Ашикирахо
Автор темы

#31 Brittany » Сб, 16 марта 2013, 14:12

Ашикирахо писал(а):вручали двум оскароносным фильмам первый приз. и говорят: фильмы одинаково хороши, вам придется делить золотую статуэтку на двоих. а один говорит: вот этот второй, победнее меня будет, поэтому отдайте ему одному золото - пусть будет ему помощ.
А вот брешешь, не было такого! :-D
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 19 лет 2 месяца
О себе: июль

#32 Дежанейров » Сб, 16 марта 2013, 14:14

Nora писал(а):А вот брешешь, не было такого!
:wacko: Петербург.....
Спойлер
это не Днепропетровск
:crazy: :-D
Дежанейров

#33 Синтипулькин » Сб, 16 марта 2013, 14:38

Nora писал(а):Раз корона у Д., значит, он первейший! Ты отошёл на второй план. Сам. Я ничего не подтасовала.
:-D открою Вам страшную тайну, милая Nora: Корононосный Король редко бывает первейшим, т.к. это - самая слабая фигура... (Ашикирахо больше нравится роль Серого Кардинала, а отдувается за всё - пусть Их Королевское Величество)
Изображение
:-D
Синтипулькин
Аватара
Откуда: Братск. Сибирь.
Сообщения: 2719
Темы: 8
Зарегистрирован: Вс, 20 марта 2011
С нами: 14 лет 5 месяцев

#34 Ашикирахо » Сб, 16 марта 2013, 14:50

:rzhach: :approve:
Ашикирахо
Автор темы

#35 Brittany » Сб, 16 марта 2013, 15:02

Синтипулькин писал(а):(Ашикирахо больше нравится роль Серого Кардинала, а отдувается за всё - пусть Их Королевское Величество)
:shock: Ах вон оно что... :unsure:
Дежанейров, :ninja:
Спойлер
Тут, может.."сердец хрустальный перезвон"! И ты здесь ни при чём. :ninja:
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 19 лет 2 месяца
О себе: июль

#36 Синтипулькин » Сб, 16 марта 2013, 17:04

Nora писал(а)::shock: Ах вон оно что... :unsure:
ой... а вы действительно не знали, что как правило Государством правит совсем не Король? :grin:
Синтипулькин
Аватара
Откуда: Братск. Сибирь.
Сообщения: 2719
Темы: 8
Зарегистрирован: Вс, 20 марта 2011
С нами: 14 лет 5 месяцев

#37 Gulnara ABU » Сб, 16 марта 2013, 17:08

они в шахматы не умеют играть :-D :-D
Gulnara ABU

#38 Синтипулькин » Сб, 16 марта 2013, 17:18

Gulnara ABU писал(а):они в шахматы не умеют играть :-D :-D
понимаю вашу иронию. :-D когда то давно я тоже считал, что в шахматах самая слабая фигура это пешка, пока не узнал, что всякая (перспективная) пешка - это потенциальный ферзь! :smile: (слабым Величествам таких невероятных возможностей даже близко не дано) :?
Синтипулькин
Аватара
Откуда: Братск. Сибирь.
Сообщения: 2719
Темы: 8
Зарегистрирован: Вс, 20 марта 2011
С нами: 14 лет 5 месяцев

#39 Gulnara ABU » Сб, 16 марта 2013, 17:40

:smile: :angel:
Спойлер
Главная » Зороастрийские тексты на пехлеви
КНИГА О ШАХМАТАХ [ЧАТРАНГ-НАМАГ]

Объяснение игры в шахматы и изобретение игры в нарды
Персидская легенда о шахматах (VI в.)

Перевод с пехлеви и комментарии А.А. Амбарцумяна

Предлагаемое читателям сочинение “Книга о шахматах”, известное также под названием “Объяснение игры в шахматы и изобретение игры в нарды”, является древнейшим текстом, рассказывающим о происхождении шахмат и нардов. Оно было написано в Иране в VI веке в период правления царя Хосрова I Аноширвана (531-579 гг.) из династии Сасанидов. Эпоха его правления отличалась значительным расцветом науки, культуры, литературы и искусства в Иране. В 529 году византийский император Юстиниан упразднил знаменитую Афинскую Академию, некоторые греческие ученые и философы переселились в Сасанидскую империю и нашли себе применение при персидском дворе. Сасанидской Персии довелось стать связующим культурным мостом между Индией и арабо-европейским западом. Персы вывезли из Индии некоторые известные литературные сочинения и перевели их с санскрита на среднеперсидский язык (язык пехлеви), которые в свою очередь были переведены со среднеперсидского на арабский. Так в результате контакта Ирана с индийскими княжествами оказалась в Иране индийская игра в шахматы. Вскоре с ней познакомились в арабском мире, затем в Европе и в России. Не случайно русское слово шахматы арабо-персидского происхождения и восходит к персидскому шах “царь” и арабскому глаголу мат(а) “умер”. В Индии и Иране сохранилось несколько легенд о происхождении шахмат. Наиболее ранней из них и вероятно наиболее достоверной является легенда, изложенная в данном среднеперсидском (пехлевийском) сочинении VI века.

Во имя Бога.

(1) Рассказывают, что во времена царствования Хосрова Аношаг-Рувана* великий государь и царь индийский Сачидхарм**, для того чтобы испытать разум и мудрость жителей Эранской страны (Эран-шахр)*** и также чтобы извлечь от этого собственную выгоду, послал шахматы (чатранг) в паре по шестнадцать фигур из изумруда и по шестнадцать фигур из красного яхонта. (2) Вместе с этими шахматами он послал тысячу двести верблюжьих вьюков золота, серебра, драгоценных камней, жемчугов, одежд и девяносто слонов. Снаряжено им было также нечто весьма ценное, и со всем этим отправлен им был Татрагатвас, избранный между индийцев.
* Хосров I Аноширван (сын Кавада) - иранский царь из династии Сасанидов, правил в Иране с 531 по 579 гг.
** Сачидхарм - предположительно имя царя, правившего в VI веке на севере Индии в Каннаудже (город в современном штате Уттар Прадеш). По иному прочтению - Девсарм, или Девасарм.
*** Эранская страна, Эран - среднеперсидское название Ирана, бытовавшее до завоевания Ирана арабами в VII веке.

(3) В послании было написано так: “Поскольку вы обладаете саном царя царей и посему подобает вам царствовать над всеми нами, так и надлежит мудрецам вашим быть умнее мудрецов наших. Если вы не раскроете сути этих шахмат, то пришлите дань и подать”.

(4) Царь царей потребовал три дня срока, но никто из мудрецов Эранской страны не смог раскрыть сути этих шахмат.

(5) На третий день Вузург-Михр, сын Бохтака*, поднялся (6) и сказал ему: “Будьте бессмертны! До сего дня я сути этих шахмат не стал раскрывать с той целью, чтобы вы и все те, кто живет в Эранской стране, узнали, что самый мудрый человек в Эранской стране - это я. (7) Суть этих шахмат я без труда раскрою и взыщу с Сачидхарма дань и подать, да еще создам и пошлю Сачидхарму нечто, чего он раскрыть не сумеет, и за это возьму я дань дважды. Не сомневайтесь в том, что вы достойны сана царя царей и наши мудрецы умнее мудрецов Сачидхарма”.
* Бузург-Михр, сын Бохтака - советник сасанидского царя Хосрова I Аноширвана. О его деятельности сохранились скудные сведения. По арабским источникам его звали Бурзой. Известно также, что он был придворным врачом персидского царя и именно его отправил царь в Индию для сбора санскритских сочинений. Предполагается, что появление в Иране шахмат связано с его поездкой в Индию. Бузург-Михру приписывается также назидательное сочинение под названием “Памятная книга Бузург-Михра” - своеобразная среднеперсидская краткая переработка индийско-христианской “Повести о пустыннике Варлааме и индийском царевиче Иоасафе (Билаухаре и Будасфе)”.

(8) Царь царей трижды произнес: “Да здравствует Вузург-Михр, наш Татрагатвас!”. И приказал он дать Вузург-Михру двенадцать тысяч драхм.

(9) На другой день Вузург-Михр позвал к себе Татрагатваса и сказал: “Сачидхарм уподобил эти шахматы боевому полю (карезар). (10) Он уподобил его двум (противоборствующим) сторонам, каждая из которых возглавляется предводителем (хвадай). Короля (шах) уподобил центру (или сердцу войска) (мадайан); ладью (рах*) левому (хойаг) и правому (дашнаг) флангу; ферзь (фразэн) уподобил начальнику боевых колесниц (артештаран-салар); слона (пил) начальнику тыла (пуштибан-салар); коня (асп) начальнику конницы (асваран-салар); пешек (пайадаг) всей пехоте, располагающейся в переднем строю (пэш-разм)*”.
* Рах - букв. “колесница”.
** В основу игры в шахматы положена четырехчленная структура индийского войска: ср.-перс. чатранг “шахматы” (перс. шатрандж) происходит от санскр. чатур-анга “шахматы; состоящий из четырех частей; войско, состоящее из четырех боевых единиц - боевых слонов, боевых колесниц, конницы и пехоты”. Древнеиндийское войско было устроено по принципу, отраженному в сложном санскритском термине хасти-ашва-ратха-падатам “слон-конь-колесница-пеший”. Порядок, при котором пехота занимает первый ряд, а слон, конь и колесница - последовательно второй ряд, напоминает принцип построения боевых фигур в шахматах. Деление войска, существовавшее в Индии, напоминает четырехчленную структуру войска легендарного доахеменидского и домидийского Ирана - Арианы царя Виштаспа, покровителя Заратуштры (VII-VIII вв. до н. э.), состоявшую из пехоты (карван, пайган), погонщиков слонов (пилбан), всадников (сторбан) и колесничих (вардйундар) (Айадгар-и Зареран - Сказание о Зарере, §27).

(11) Тогда Татрагатвас расставил шахматы и стал играть с Вузург-Михром. Вузург-Михр выиграл у Татрагатваса три партии (даст), и по этой причине всю страну посетила великая радость.

(12) После этого Татрагатвас встал (13) и сказал: “Будьте бессмертны! Бог дал вам такое чудесное дарование, такую славу, могущественность и победоносность, что вы станете властелином Эрана и не-Эрана. (14) Несколько индийских мудрецов с большим усердием и трудом создали эту игру в шахматы, и была она прислана сюда, и никто не смог раскрыть ее. (15) Однако ваш Вузург-Михр по прирожденной мудрости своей легко и без труда раскрыл ее. (16) И этим он намного приумножил богатствами сокровищницу царя царей”.

(17) На следующий день царь царей призвал к себе Вузург-Михра. (18) И сказал он Вузург-Михру: “О, наш Вузург-Михр! Что это за вещь, о которой ты сказал, мол, сделаем и Сачидхарму отправим?”.

(19) Вузург-Михр сказал: “Из правителей этого тысячелетия самым деятельным и мудрым был Ардашир*, и эту игру я назову по имени Ардашира - нардами (нэв-ардашир). (20) Доску для нардов я уподобляю земле Спандармад**. (21) Тридцать камней (мухраг) я уподобляю тридцати суткам: пятнадцать белых я уподобляю дню, а пятнадцать черных я уподобляю ночи. (22) Пару игральных костей (гарданаг) я уподобляю вращению звезд и вращению небосвода. (23) Один (эк) на кости уподобляю тому, как един Ормазд, ибо он сотворил все благое. (24) Два (до) уподобляю небу*** и земле****. (25) Три (сэ) уподобляю (сферам) благомыслия, благословия, благодеяния, иными словами, (сферам) мышления, речи и действия*****. (26) Четыре (чахар) уподобляю четырем элементам, из которых сложен человек, и четырем сторонам света: востоку, западу, югу и северу. (27) Пять (пандж) уподобляю пяти светящим объектам: солнцу, луне, звезде, огню и сиянию, идущему с неба. (28) Шесть (шаш) уподобляю шести дням Гаханбара, в которые было совершено творение******.

* Имеется в виду царь Ардашир I, сын Папака, основатель династии Сасанидов, правивший в Иране с 224 по 240 гг. Ардашир одержал победу над Парфией и восстановил персидскую власть во всем Иране. Согласно поздней легенде Ардашир I был сильнее других в игре конное поло (чобэган), в верховой езде (асварих), в игре в шахматы (чатранг) и в игре в нарды (нэв-ардашир) (Книга деяний Ардашира, сына Папака, гл. II, §12). Однако это, по-видимому, анахронизм, так как во времена Ардашира I, шахмат в Иране еще не было. В среднеперсидском светском сочинении “Хосров, сын Кавада, и его паж” (§ 15), паж персидского царя Хосрова I Аноширвана говорит, что превосходит своих сверстников в игре в шахматы (чатранг), игре в нарды (нэв-ардашир) и в игре в шашки (хаштпай).
** Спандармад - имя ангела-хранителя, с помощью которого бог Ормазд сотворил землю. *** Букв. мэног - мир небесный, духовный.
**** Букв. гэтиг - мир земной, материальный.
***** По представлениям зороастрийцев в круги рая и ада входили три сферы, связанные с мышлением, речью и поступками человека. В раю - это сферы благомыслия, благословия и благодеяния, а в аду - это сферы зломыслия, злословия и злодеяния. В них пребывают после смерти соответственно праведники и грешники. Сходным образом построены системы рая и ада в "Божественной комедии" Данте А.
****** Дни Гаханбара - это шесть праздничных дней, в которые бог Ормазд сотворил мир. В первый день, Мэдйозарм, он сотворил небо; во второй день, Мэдйошем, он сотворил воду; в третий день, Пайдишах, он сотворил растения; в четвертый день, Айахрим, он сотворил скот; в пятый день, Мэдйорем, он сотворил землю; в шестой день, Хамаспамадэм, он сотворил человека.

(29) “Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд дал (каждое) творение земному миру. (30) Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно связан с небесными силами (мэноган), он движется и передвигается под влиянием семи (планет)* и двенадцати (зодиакальных созвездий). При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. (31) И когда с помощью костей все (камни) вытесняются, это напоминает людей, которые все так или иначе оставляют этот земной мир. Когда же (камни) ставятся вторично, это напоминает людей, которые при воскресении из мертвых (рист-ахэз) вновь оживают”.
* Согласно системе К. Птолемея (II в.) вокруг Земли вращаются семь планет.

(32) Когда царь царей выслушал эти слова, обрадовался и приказал приготовить подобающим образом двенадцать тысяч тазийских* коней, всех одной масти, убранных золотом и жемчугом; двенадцать тысяч избранных юношей Эранской страны; двенадцать тысяч доспехов семисложных; двенадцать тысяч булатных мечей кованых по-индийски; двенадцать тысяч поясов с семью камнями; и все остальное, что необходимо для двенадцати тысяч людей и коней. (33) Назначил он над ними начальником Вузург-Михра, сына Бохтака, и в назначенное время благополучно и с помощью бога отправил в Индию.
* По традиционному толкованию - тазийский то же что и арабский.

(34) Когда великий государь и царь индийский Сачидхарм увидел (игру) такого рода, то попросил у Вузург-Михра, сына Бохтака, сорок дней времени. (35) Никого из ученых Индии не оказалось, кто смог бы раскрыть правила игры в нарды. (36) Тогда Вузург-Михр повторно взыскал с Сачидхарма столько же много дани и подати, и благополучно и с великой славой вернулся в Эранскую страну.

(37) Объяснение сути шахмат заключается в том, что силой ума, и как было сказано мудрецами, и разумом победа одерживается, так что основы этой игры познаются разумом.

(38) Игра в шахматы заключается во внимании и стремлении к сохранению своих фигур, в большом стремлении взять фигуру другого, и в отказе от нечестной игры в надежде взять фигуру другого. (Следует) использовать всегда одну фигуру, а остальные держать в запасе, довольно внимательно следить за игрой и учитывать все то, о чем написано в “Книге установлений” (Эвэн-намаг)*.
* Несохранившееся сасанидское руководство по военному делу.


Закончена в здравии и радости.

Дополнительная литература:
Орбели И., Тревер К., Шатранг. Книга о шахматах, Л. 1936 (перевод текста сс. 49-52).
Семенов Г. Л., Нарды в Иране и в Средней Азии // Эрмитажные чтения 1986-1994 годов памяти В. Г. Луконина (21.1.1938-10.IV.1984), Санкт-Петербург, 1995, сс. 44-49.

Текст переведен с пехлеви в 1997. Впервые опубликован в Интернете 01.03.2000.
Внимание: ссылка на переводчика при цитировании и пересказе содержания обязательна.
Copy Right: Arthur Ambartsumian, 2000
Gulnara ABU

#40 Brittany » Сб, 16 марта 2013, 19:07

Синтипулькин писал(а):Корононосный Король редко бывает первейшим
Я прочла сначала: Коротконосый Король! :cool:
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 19 лет 2 месяца
О себе: июль

Пред.След.

Вернуться в Беседка

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 16 гостей

cron