jiva писал(а):Но у Лазарева получается, что человек сам не изменившись настолько чтобы быть подобием Бога, пытается изменить других по своему ущербному видению
Все очень просто. Вас толкнули в автобусе и наступили вам на ногу какой-то грубиян, которому быстрее нужно продвинуться к двери. Ваша реакция? Сделаете замечание. Потому что вам неприятно и такое поведение вы считаете неэтичным. Значит, себя считаете этичным и значит будете стараться учитывать интересы других в их желании иметь приятную поездку в автобусе. То есть, вы как бы объединились с теми, кто также как и вы едет в автобусе. Другой пример. Коллега по работе что-то сказала вам такое, что вы сочли за хамство. Вашей реакцией будет опять же замечание и выяснение - почему. Почему вы это делаете? Потому что считаете, что в приличном обществе не следует так себя вести. Поэтому, ваше замечание будет попыткой кого-то перевоспитать. Всего лишь попыткой. А будет ли человек учитывать ваше замечание или нет - это уже вопрос к его самовоспитанию. Адекватные люди учтут. Неадекватные - нет и будут всячески сопротивляться и даже продолжать грубить. В личной жизни - то же самое - стремление перевоспитать другого, чтобы человек учитывал общие (семьи) или личные интересы (внимание, подарки, приготовить завтрак, выслушать, понять, итд..) Да, мы сами не подобны совершенству, но знаем критерии того, что правильно, а что нет и каждый на своем уровне восприятия того, что правильно. Если это касается нравственности как таковой, то здесь рассматривается отношение человека к тому, чтобы он хотя бы сдерживал в себе животное начало, которое его толкает на грубость в отношениях. Потому что, принято считать, что животные тенденции - желание отобрать, изнасиловать, украсть, убить, избить являются недопустимыми в силу того, что это плохо и разрушительно для общества. И эту разрушительную во многих тенденцию приходится сдерживать и ограничивать полицией и тюрьмой. Вот так воспитывается сознательность граждан относительно прав других людей на благополучную жизнь.
Но есть то, что определяет политику государства в отношении того или иного права. Это идеология государственной политики. Коммунистическая идеология позволяла безнравственно уничтожать тех, кто этой идеологии не соответствовал. США и Европа определила идеологию относительно мирового Порядка и сокращения населения, что тоже включает в себя идею уничтожения тех, кто по каким-то критериям отбора не будет соответствовать.
Воспитание других, если это касается личных, дружеских, общественных взаимоотношений - есть попытки дать людям направление. Можно, конечно, вообще ничего людям не говорить и принимать все, что случается через людей, но это будет не совсем правильным, потому что реагировать нужно так, чтобы претензия была желанием помочь (юмор, кстати, или улыбка, "разооружает" любого грубияна) ему сдерживаться в желании быть "над всеми". И случай СН. Лазарева в самолете с матюкающимися пассажирами очень показателен в аспекте того, как необходимо доносить претензию, чтобы не было неадекватной реакции со стороны "отпетых" грубиянов и чтобы конфликт был сглажен нормальной, этичной просьбой не делать того, что вредит окружающим людям и детям в частности.