#115 keeper » Чт, 13 мая 2010, 14:17
Платон. Диалоги. "Федр":
Так вот куда привела нас речь о четвёртом роде исступления! В нём находится тот, кто, видя здешнюю красоту и воспоминая о красоте истинной (видимо нездешней - моё прим.), окрыляется, и, окрылившись, пламенно желает лететь ввысь... ...Такой восторг по самому происхождению своему лучше всех восторгов... ...Причастный такому исступлению любитель прекрасного называется влюблённым...
Но вспоминать на основании здешнего о тамошнем легко не для всякой души; это нелегко и для тех, чьё созерцание там было кратковременным, и для тех, кто ниспав сюда, подвергся бедствию, то есть, под влиянием чего-то чуждого уклонившись к неправде, забыл о виденных им некогда священных предметах. Остаётся немного душ, у которых ещё довольно памяти, да и те, видя какое-нибудь подобие тамошнего, так поражаются им, что выходят из себя и, не имея достаточно разборчивого чувства, сами не понимают, что значит их страсть...
...
Что же касается красоты, то она блистала, как сказано, существуя ещё там, с видениями; пришедши же сюда (видимо, воплотившись на Земле - моё прим.), мы заметили живость её блеска и здесь, и заметили это яснейшим из наших чувств. Ведь между телесными чувствами зрение считается у нас самым острым, которым, однако ж, разумность не постигается; иначе она возбудила бы сильнейшую любовь, если бы могла представить зрению столь же живой образ себя и всё достойное любви в себе. Ныне этот жребий принадлежит единой красоте; ей только суждено быть нагляднейшей и любезнейшей...
...
Принимая через орган зрения истечение прекрасного, которым увлажняется природа пера (перо имеется в виду то, которым оперяется душа, чтобы летать - моё прим.), он становится тёплым, а посредством теплоты размягчается всё, что относится к возрастанию и что прежде, находясь в состоянии затвердения, препятствовало росту.
Давно задумывался о значимости красоты, и нашёл удовлетворительный для меня ответ только у Платона. "Тамошняя" красота, то есть красота духовного мира, без примести телесной одержимости желаниями (к которым, конечно же, относятся и высшие желания, отражённые в пирамиде Маслоу), созерцалась нами до воплощения в бренном мире. И память о том созерцании возбуждается созерцанием земной красоты. Видимо, именно таким способом красота спасает мир.
Интересно, что, по моим чувствам, окрылённые ощущения от созерцания красоты материального мира, красоты человеческих качеств и поступков чем-то сильно похожи. Вероятно, подходя с теософической точки зрения, можно сказать, что духовная красота, спускаясь в материальный мир, дифференцируется (воплощается) в красоту материальных объектов, красоту человеческих качеств и поступков, имеющих дело с материальными (телесными) объектами и воплощёнными в теле живыми существами. Таким образом, идеальная красота, это некоторая Гармония, Целесообразность, Истина, Абсолютное Благо. Потому красота, встречающаяся в нашей материальной жизни, бессознательно или сознательно устремляет нас к Целесообразности и Истине.
На основе этого, если дальше порассуждать, станет понятно, что истинная красота - понятие вовсе не субъективное. Всё, что субъективно - имеет примесь человеческих чувств, и может уводить от истины, быть не целесообразным для продвижения (оперения) души.