#1 Миноритарий » Пн, 2 марта 2009, 11:12
Есть идея, господа и дамы!
Немного предыстории.
По моему глубокому убеждению, огромнейшее число обид, молчаний, конфликтов, размолвок, семейных драм и много еще чего плохого из-за неумения следить за "базаром".
Вот так вот кувалдой в лоб.
Вылетело слово, не придал значения, не заметил, обидел, не видел нужды виниться, ушло в подкорку, холодная войнушка. Хотя виновато слово или интонация.
Или так: несправедливо подозревали, задело за живое, замолчал-замкнулся, неправильно поняли, хотел бы уже сказать, но она теперь в молчанке, первоначальное все развеялось, а накатил девятый вал двусмысленностей, недомолвок, угадывания отношения, невольного ожидания худшего - в итоге скандал с неадекватными терминами, стыдно, что все из-за пустого.Что происходит?
Сказав слово, выразив себя, мы в следующую секунду свято увериваемся в непреклонной правильности сказанного (вырвавшегося), даже не пытаясь усмотреть в нем корень зла или причину разлада.
Самолюбие? Гордость? "Взрослость"?
Нам что, в конце концов, важнее??
А если конфликтуем с ребенком? Нестерпимо хочется быть правым? Легко! Но ценой чего? Доверия ребенка? Или планомерного отсекания в его характере "лишнего"? Вы - Господь Бог и все про все ведаете и даже знаете тайные желания всех?
Идея: в этой теме устраивать разбор полётов. Всяких. С мужем, с женой, с любовницей, с мамой, с детьми, с сослуживцами. Вроде тренинга.
Задачи:
1. Научить себя слышать и видеть себя со стороны. Что мы вкладываем в слова? Какую роль берем на себя: Гуру, Высокомера, Оценщика, Прокурора? Какие роли своими речами предлагаем другим: Учеников, Внимателей, Оцениваемых, Неумех? Имеем ли право на это? Почему же тогда говорим и ведем себя так?
2. Научиться достойно и умно реагировать на слова близких. Не часто ли первая попавшаяся эмоция выплескивается напалмом на другого? Вы хотели этого вреда? Научиться не вредить себе и своим близким. Не возвышаясь над ними Апостолом и не падая Рабом.
3. Научиться достойно и умно реагировать на слова и действия Чужих. Однажды пробежав нейронами по цепочке мыслей и воображаемых реакций, мы уже на 50% готовы к такой ситуации в реальности.
Научиться...
Сильно сказано! Кто будет учить? Какова технология?
А некому учить, кроме нас самих. А технологию предлагаю такую: заинтересованные форумчане придумывают оптимальное решение ситуации, а остальные анализируют и выбирают лучшее решение. В любом случае, из любых решений можно извлечь пользу, если под шапкой не пусто.
Но нужны законы нашего Тренинга. Нечто незыблемое и в этом смысле предлагаю вот что:
1. Уважение.
Участников любых рассматриваемых жизненных катаклизмочек, пусть это даже нашкодивший ребенок и возмущенный родитель, рассматривать с позиции уважения личности. Навязшее в зубах: "Осуждать поступок, а не личность". Уважение - разговор на равных, хотя права могут и отличаться.
2. Никогда не использовать чувство вины, как оружие. Только добровольная вина продуктивна для совести и духовного роста. Любые попытки ввести участника ситуации в виноватость считать неправомерными, поскольку образуется позиция сверху-вниз. Наша позиция - на равных. А если кто виноват, то поможем ему это понять, а не введем его в вину.
3. Не затрагивать достоинство участника ситуации. Прекрасно понимаю, что достаточно часто хочется возопить: "Хамло, мерзавец, подонок, свинья, эгоист, кобель, шлюха". И дело не в том, сколько раз мы имеем на это право, а в том, что эти эмоции и эпитеты НЕ КОНСТРУКТИВНЫ.
Наш диалог здесь подразумевает конструктивность: чтобы участник не просто понял, что вас нечто не устраивает, а чтобы ваши слова приблизили его к решению изменить себя, пересмотреть.
И даже, если в ситуации хулиган, ваша задача не выплеснуть свою ненависть, а сказать то, что отвернуло бы его от его намерений.
Если вы заинтересовались, то... остается самое трудное - моделирование ситуаций.
Можно напрямую брать их из жизни с минимальными комментариями, то есть ставить условие задачи, которое читающие должны принять. Скажем, если стоит условие заявить о проблеме отношений больному раком, минимально его травмируя, то эта минимальность - непреложное условие.
Можно было переносить сюда для разбора форумные конфликты, но с согласия главных участников.
Можно придумывать ситуации самим, скажем, как отвязаться от приставалы в баре, но тогда придется придумывать подробные условия и диалоги.
Еще одно условие тренинга: физическую силу придется исключить из аргументов, как нечто очень относительное. А также не иметь в виду помощь лиц, не подразумеваемых в диалоге.
Приведу пример об игре "Пятый угол", поясняющий разнообразие ненужных подходов по отношению к ребенку:
"Четырехугольная площадка расчерчивается квадратами, наподобие детских "классиков".Это Поле Отношений, построенное по координатам главных взаимных позиций Взрослого и Ребенка. Ребенок находится в самом центре. Взрослые - где-то внутри. Затем разыгрываются сценки, в которых каждый поочередно исполняет роли Родителяи Ребенка. Одна мама, например, в нескольких сценах повторяла одно и то же: "Ужин готов", и каждый раз, как и я, оказывалась в каком-нибудь из углов. Подсознайки-контексты выходили такими:
Виноватая: "Соизволь, сделай милость, покушай, лапочка, хоть это и не совсем то, что
ты любишь".
Отстраняющая: "Как видишь, я выполняю свою функцию. А вообще, шел бы ты к
бабушке".
Сверхопекающая: "Не вздумай отказываться, ешь все до крошки, это полезно".
Обвиняющая: "Марш к столу, паразит!"
Нам с вами труднее, поскольку все "подсознайки" нам желательно выразить не интонацией, а словом. А, может, наоборот, проще...