#1 Birma » Чт, 3 апреля 2008, 17:21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту ФЗ
“Об информационно-психологической безопасности”
Возможности науки и техники в настоящее время позволяют создавать средства и методы для информационного воздействия на системы управления живых организмов, изменяющие их функционирование. Потенциально возникает большая социальная опасность применения технологий искусственного изменения поведенческих реакций человека, ограничения свободы его волеизъявления, а также воздействия на состояние здоровья человека, групп людей и в целом населения. В обществе нарастает психологическая напряженность в связи с предполагаемым использованием некоторыми государственными организациями, корпоративными группами и отдельными людьми специальных средств и методов воздействия на психику человека. Так, например, в информационно-аналитическом обзоре Московского комитета экологии жилища “О преднамеренном использовании антигуманных средств спецтехники в РФ”, представленном в Прокуратуру РФ и Государственную Думу РФ, говорится о массовых обращениях отдельных граждан к ним с целью найти защиту. Ответ Прокуратуры г. Москвы (от 30.12.96 № 32-5-14-95) характерен: “К сожалению, принять какие-либо меры прокурорского реагирования по фактам, приведенным в представленных Вами документах, не представляется возможным из-за отсутствия законодательной базы по затронутой Вами проблеме. Вместе с тем, разделяя Вашу озабоченность, в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации представлена подробная информация по всем вопросам, содержащимся в обращении, а также высказанных Вами в устной беседе. В частности, направлены наши соображения о необходимости создания законодательной и нормативной базы по указанному вопросу”.
Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности чрезвычайно актуальна для России и мирового сообщества в целом. Она непосредственно связана с вопросами национальной безопасности. Так, например, в США с 50-х годов интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику. С 70-х годов исследовательские программы проводят в лучших лабораториях университетов всего мира: США, Германия, Австрия, Франция, Италия, Япония, Израиль, Китай и др. В опубликованных в США результатах исследований авторитетной комиссии Американского Физического общества за 1993 год делается вывод, что подобные системы вооружений (Psychophysical Arms System) могут эффективно использоваться для решения обширного круга военных задач. Они могут быть использованы для создания принципиально новых средств и методов ведения войны, в том числе для создания стратегического оружия нового вида.
По данным СВР России, приведенным на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ “Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности”, такое информационное оружие имеет целью, в том числе, “массовое распространение и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов, вызывающих недовольство или панику среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп”.
Сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др. Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия.
Эти факты свидетельствуют о необходимости разработки как национального законодательства, так и норм международного права, направленных на защиту психики человека от негативных информационно-психологических воздействий.
Концепция законопроекта базируется на следующих основных положениях.
— Любой человек, находящийся на территории Российской Федерации, должен быть защищен от негативных информационно-психологических воздействий на его психику.
— Обеспечение информационно-психологической безопасности является одной из важнейших задач государства.
Для реализации этой задачи должна быть разработана государственная политика и создана государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности. Законопроектом определены основные направления государственной политики, а также структура государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности, ее основные задачи и функции.
Средства, используемые государственной системой, должны обеспечить достаточный уровень защиты от негативных информационно-психологических воздействий. Законопроект предусматривает использование таких инструментов государственного регулирования, как обязательное лицензирование деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности, обязательная сертификация средств и методов обеспечения безопасности, экспертиза в целях выявления негативных информационно-психологических воздействий, контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности.
Важнейшей обязанностью государства в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности является информирование граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного управления о наличии угроз информационно-психологической безопасности и мерах, принимаемых для их нейтрализации, а также организация обучения людей методам защиты от негативных информационно-психологических воздействия на их психику. Особенность негативных информационных воздействий состоит в том то, что они могут быть выявлены только в результате специальной экспертизы. Для выявления опасности должны разрабатываться и использоваться специальные стандарты безопасности — утвержденные в установленном порядке параметры информационно-психологического воздействия, не вызывающие негативных последствий для психики человека. Экспертиза должна быть доступна любому человеку, поэтому законопроект устанавливает, что такая экспертиза может проводиться в заявительном порядке (по заявлению лица, подвергшегося воздействию, или лица, действующего в его интересах), а также по поручению органов государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности в порядке контроля.
Учитывая обеспокоенность общества по поводу возможного бесконтрольного применения специальных средств и методов негативного информационно-психологического воздействия и в целях более эффективного контроля за обеспечением информационно-психологической безопасности, законопроект предусматривает наряду с государственным и гражданский контроль.
Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда применение государством специальных средств и методов воздействия на психику людей может быть оправдано, таким образом реализуется принцип государственной монополии на использование таких средств.
Координацию деятельности органов, входящих в государственную систему обеспечения информационно-психологической безопасности, и реализацию отдельных направлений государственной политики в данной области осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган.
В случае принятия Федерального закона “Об информационно-психологической безопасности” должны быть:
— внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (корреспондирующие со ст.17 указанного Федерального закона);
— внесены изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (корреспондирующие со ст.17 указанного Федерального закона);
— внесены изменения и дополнения в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (корреспондирующие со ст.12 указанного Федерального закона);
— внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты о федеральных органах власти, органах власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, включенных в систему обеспечения информационно-психологической информации (корреспондирующие со ст.9 указанного Федерального закона);
— приняты нормативные документы по лицензированию деятельности организаций и лиц, связанной с выявлением, и нейтрализацией негативных информационно-психологических воздействий, обучением защите от таких воздействий, реабилитацией лиц, подвергшихся негативным информационно-психологическим воздействиям (ст.12); по сертификации средств и методов обеспечения информационно-психологической безопасности (ст.13); по экспертизе в целях обеспечения информационно—психологической безопасности (ст.14).
В целях подготовки проекта закона были проведены Конференции по информационно-психологической безопасности в гг. Москве, и Санкт-Петербурге (1996 и 1997 гг.), г. Уфа (1999 г.), Конференция по информационно-психологической безопасности избирательных кампаний в институте психологии РАН (Москва, 1999 г.), “круглые столы” в различных научных, общественных и государственных организациях, издано множество статей и монографий по проблеме. (См., например, монографии членов рабочей группы: В.Н.Лопатин “Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности”, 1998 г., — 158 с.; А.А.Тер-Акопов “Безопасность человека”, 1998, — 194 с.; В.Д.Цыганков, В.Н.Лопатин “Психотронное оружие и безопасность России”, 1999, — 152 с.; Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. “Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне”, 1995. — 416 с.; А.А. Бухтояров “Психоэкология реальности”, 1999, — 95 с.; В.Е.Лепский и др. “Проект Концепции информационно-психологической безопасности РФ”, 1997, — 20 с.). Проведен анализ законодательства 32 зарубежных стран с целью изучения опыта регулирования правоотношений в области информационной психологической безопасности.
Проект Федерального закона дважды рассматривался на заседаниях Экспертного Совета Комитета Государственной думы по безопасности (1998, 1999 гг.), его положения обсуждались на парламентских слушаниях (1999 г.) на научно-практической конференции в рамках V Международного Форума “Технологии безопасности” (2000 г.), проект опубликован для обсуждения в бюллетене “Безопасность” (1999 г.) и выставлен в Интернете. Высказанные в ходе обсуждения предложения и замечания, в основном, учтены в данной редакции законопроекта.
В работе над законопроектом принимали участие: Лопатин В.Н. — депутат Государственной думы РФ второго созыва, председатель подкомитета по законодательству в сфере информационной безопасности, к.ю.н. (руководитель рабочей группы); Абакумова О.В. — юрисконсульт Центра исследований проблем геополитики и безопасности РАЕН; Бурцев В.К. — канд. техн. наук, ст. научн. сотрудник Государственного межотраслевого центра системных исследований; Бухтояров А.А. — зам. директора Института психоэкологии РАЕН; Волченко В.Н. — д-р тех. наук, профессор МГТУ им. Баумана; Волчинская Е.К. — канд. экон. наук, консультант аппарата Комитета Государственной думы по безопасности; Гримак Л.П. — д-р псих. наук, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; Иванов А.Б. — руководитель Информационного центра по правам человека; Канюка В.К. — канд. биол. наук; Лепский В.Е. — канд. псих. наук, зав. лабораторией Института психологии РАН; Никитин Г.И. — д-р. техн. наук, зам. нач. отдела ГОСНИИАС; Панарин И.Н. — нач. отдела ФАПСИ; Русалкина Е.Г. — зам. директора Института компьютерных психотехнологий РАЕН; Рябов В.А. — зав. лабораторией “Бюро экологической безопасности человека” МИМАИ МАИ; Смирнов И.В. — д-р. мед. наук, директор НИИ психоэкологии РАЕН; Степанов А. М. — д-р мед. наук, ген. директор Института метааналитических исследований, профессор; Тер-Акопов А.А. — д-р юрид. наук, проф. Военного университета; Хлуновский А.Н. — д-р. мед. наук, зав. лабораторией боевых и стрессовых повреждений ЦНС ВМА им. Кирова; Шевченко А.В. — гл. специалист Минздрава России; Фархтдинов Р.Т. — канд. социол. наук, председатель ГК по делам молодежи республики Башкортостан.