Российско-американский философ доказывает, что между русским художественным авангардом и социалистическим реализмом существовала глубокая связь — не в художественным приемах, а в политических целях.
- Спойлер
- Термин Gesamtkunstwerk был введен в обращение композитором Рихардом Вагнером в середине XIX века. В Википедии дано семь вариантов его перевода на английский язык. Столь же неопределенно это понятие на русском. Именно поэтому Борис Гройс использует его без перевода. Этот довольно широко используемый термин можно истолковать, например, как «совокупное или синтетическое художественное произведение». Этим понятием Вагнер стремился описать «искусство будущего», которое виделось ему как синтез, объединение всех видов искусств. Но в контексте книги Gesamtkunstwerk можно расшифровать скорее как «тотальное искусство Сталина», которое автор рассматривает в определенном смысле как наследника русского авангарда, ставившего своей целью ни много ни мало радикальное преобразование искусства. И для понимания его требовался новый человек. В этом смысле цели авангарда и советских вождей совпадали. А под искусством Сталина в данном случае понимается вся его деятельность как демиурга, творца советской истории.
Совпадение целей авангарда и советских вождей было неслучайным. Гройс отмечает, что советский проект был задуман как абсолютно искусственная конструкция, в которой человек должен был обрести новые черты. Его, так же как и все общество, предстояло создать в результате сознательных усилий революционного авангарда — тех, кто уже перековал себя и создал партию нового типа, являющуюся зародышем нового общества. И в этом смысле советский проект родственен искусству, причем именно авангарду, и отличается от всех других революционных проектов, таких, например, как Французская революция, вожди которой скорее стремились, как они считали, вернуть человека в его естественное состояние.
Те, кто задумал советский проект, пишет Гройс, предполагали, что «русский пролетариат будет освобожден от отчуждающего труда, которым он вынужден заниматься в условиях капиталистической эксплуатации, и превратится в коллективного художника, творящего новый мир и в то же время себя как художественное произведение». Точно так же авангард стремился создавать новый мир, неотъемлемой частью которого станет новое искусство. «Русский авангард рассматривал себя не как искусство критики, а как искусство власти, способное управлять жизнью российских граждан и всего мира». Знаменитые строки «Интернационала» «Мы наш, мы новый мир построим — кто был ничем, тот станет всем» вызывали одинаковый энтузиазм и у коммунистов, и у футуристов. Не зря Маяковский ставил эти слова рядом:
Только тот коммунист истый,
Кто мосты к отступлению сжег.
Довольно шагать, футуристы,
В будущее прыжок!
И тут-то пути партии и художественного авангарда разошлись. Еще Ленин говорил, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», то есть призывал ковать нового человека, не забывая о старых богатствах; Ленин был великий утопист, но свою утопию он хотел построить на крепком фундаменте. Сталин пошел дальше: он не терпел соперничества в борьбе за души людей, поэтому авангард и Сталин ужиться не могли. И кто из них более прав в этой борьбе за будущее человечества, обсуждать уже бессмысленно.
Контекст их соперничества изжит. Обращенные к Сталину обвинения, что он запретил и уничтожил авангард, бессмысленны — хотя бы потому, что авангард был не менее тоталитарен в своих художественно-политических устремлениях, чем Сталин. Авангардисты ведь тоже хотели сбросить Пушкина с корабля современности. И в этом смысле им просто не повезло, что среди советских вождей не оказалось их поклонников. Иначе, возможно, мы бы сейчас сокрушались о судьбе реалистов.
Как замечает Гройс, «все более и более настойчиво художники, поэты, писатели и публицисты авангарда комбинировали эстетические обвинения с политическими, прямо призывая государственную власть приступить к репрессиям против их оппонентов. Но по мере того, как стабильность советского режима стала все более очевидной и самые широкие круги интеллигенции, поначалу враждебные большевикам, стали переходить к их поддержке (что последними, естественно, приветствовалось), база авангарда стала неуклонно сокращаться».
Выбор социалистического реализма Сталиным, как считает, Гройс оказался более адекватным тем задачам, которые Сталин ставил перед своей властью, — задачам воспитания нового человека. При этом, как отмечает Грейс, социалистический реализм совсем не был тем, за что его принимали многие современники, — отражением традиционалистского вкуса масс, будто бы любящих подражание классике. Массам-то как раз нравились голливудские комедии, джаз и приключенческие романы, а не соцреализм, от которого за километр разило высокомерным менторством, скукой и «полным отрывом от реальной жизни, отрывом, по радикальности не уступавшим "Черному квадрату" Малевича». «В сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда и организовать всю жизнь общества в единых художественных формах, хотя, разумеется, не в тех, которые казались желательными самому авангарду».



Эль Лисицкий.

Татлин
Добавлено спустя 15 часов 49 минут:
"Как известно из истории, аллегория и метафора как и гипербола, впрочем, являются одним из способов делать политические намёки и послания, когда прямая вербализация намерений нецелесообразна или блокирована. Именно в такой ситуации и оказалось политическое руководство (клан Путина) России в преддверии ОИ «Сочи-2014». Что же поведало Миру это самое руководство в Церемонии Открытия?
Вы не поверите, но... о возврате к решениям XXII съезда КПСС."
"За время прошедшее от «последнего предупреждения Путину» («ковчег» Луи Виттона на Красной Площади, теракты в Волгораде и Евромайдаун на Укранине) отступиться от своей затеи (об этом ниже), прошло всего-то 2,5 месяца, и, после Церемонии Открытия ОИ Сочи-2014, становится понятно «где собака порылась».
О «незаметном» в церемонии Открытия Олимпиады.
Просматривая культурологические, политологические и конспирологические тексты анализа смыслового содержания Спектакля, который уже посмотрела населения Мира, я узнал много интересного ( тут, тут, тут и тут ), но был сильно удивлён тем, чему почему-то не придано никакого значения — концентрации «невысказанного» вокруг «числа 22». Дело тут в том, что в соответствии с дипломатическими канонами публичных действ, «фигуры умолчания» могут иметь равное или большее смысловое значение, нежели «образы демонстрируемого». О чём же я хочу сказать?
Все заметили, что историческое представление России как-бы обрывается Олимпиадой «Москва-1980»? Безвременье 22-х лет России от конца 1991г до начала 2014г умышленно не попало в описание исторического пути России от древних лет. Графическая, шрифтовая и символическая стилистика светового шоу после ВОВ-WoWII (слабоакцентированы звуком пикирующего бомбардировщика и запустением сцены) и декораций почему-то начинаются (!) 1960-ми гг, что проявляется в выезде на сцену ретроавтомобилей той эпохи - «Волги», «Чайки» и «Москвича». Опять всплывает «фигура умолчания» длиной 22 года, от 1939г (начало WoWII) по 1961г (XXII съезд).
Все заметили ГАЗ-21 «Волга» «народной» бежевой окраски и ГАЗ-13 «Чайка» «мудрой» партийной окраски? Все заметили «Дядю Стёпу» Колю Валуева в роли справедливого и сильного правоохранителя из Ленинграда, в белых одеждах «нравственной чистоты» регулирующего все движения на сцене? Все заметили бутафорские «украинские недомашины» ЗАЗ-965, «белоленточной» окраски с латвийскими номерами (едет на Дядю Колю с востока, изнутри страны) и «ЛГБТ-шной» розовой окраски (едет на Дядю Колю с запада), которые наш чистый и сильный регулировщик легко переворачивает, а «гопота», что была внутри немедленно разбегается, исполняя удивительные «грязные танцы»? Все заметили армаду сильных людей на «народных» мотоциклах «с Урала», которые поддерживают нашего регулировщика Дядю Колю?
Да, конечно, в означенном спектакле изначально имеется несколько слоёв смыслов, направленных на разную аудиторию. Давайте попробуем понять, что и какой аудитории предназначалось. Итак:
Массовому зарубежному зрителю —
- Спойлер
- Исторический вектор России на единство/суверенность её территории, культуры и истории (т.е. Росиия не исчезла и не потеряла себя). (Метафора переноса огня из Европы в уже существующую древнюю Русь-Скифию удалась. Акценты на разных войнах и революциях не делаются сознательно, чтобы не «смазать» этого посыла).
Элитам «Золотого Миллиарда» —
- Спойлер
- Неосвободившееся от ротшильдо-виндзорского «лотоса БритишПетролеум» единственное олимпийское «кольцо Америки» вкупе с намёком на «Уловку-22» (об этом ниже) и показательной дружбой с «евроизгоями», «европострадавшими» и «осью зла» (Турция, Греция, Иран и др.). (Метафора блестящая. Отсюда понятен неприезд некоторых мировых лидеров в Сочи — знали заранее и не хотели «позориться»).
Элитам Росии и стран СНГ-ЕЭП/ТС/ЕвразЕС —
- Спойлер
- Спектакль с Дядей Колей (последнее предупреждение либералам/гомофилам Украины, Балтии и России) и отсылка к решениям XXII Съезда КПСС, а также демонстративное взаимное доброжелательство к КНР (взаимная поддержка идей трансконтинентальных «шелкового пути» и ГлавСевМорПути). (либералы наёк поняли и засуетились как тараканы на свету — Улюлюко-Умыкаев хочет «застолбить» своё кресло попыткой договора с бартером иранской нефти, а дешёвая мелочёвка типа жидовки Гессен бежит на Запад).
Народу России, который не «средний класс» —
- Спойлер
- Насыщенность шоу и языческими дохристианскими, и христианскими, и, немного, мусульманскими символами. Очень много материалистических (иудаистско-атеистических и гностических) символов в довоенном послереволюционном периоде шоу, исчезающих после. Символ ребёнка-девочки, которой эти видения снятся, и которая проснувшись собирается продолжить вектор многовекового развития России, когда повзрослеет, есть аллегория преемственности. («фигура умолчания» о среднем классе очень характерно сигнализирует народу об идеале его будущего, когда место есть только трудящемуся и госслужащему, а рантье-буржуа исчезает как класс).
- Спойлер
- Сугубо мирный, соревновательный и неконкурентный, миротворческий характер всего действа. Концентрация на всём созидательном, разумном и планомерно-поступательном. Постулирование новых правил Большой Игры, где проигравший больше не теряет всё, как прежде, но мирно сосуществует с победителем до следующего Кризиса. Раскрытие будущего в потенциале солидарности и справедливости равноправного труда, отдыха и родительского счастья.
Добавлено спустя 5 минут 13 секунд:
http://supercar.ru/legend/retro-cars-on-the-opening-of-the-olympics-2014
Ретро-автомобили на открытии Олимпиады 2014
Добавлено спустя 7 часов 33 минуты:
http://www.nenovosty.ru/ceremoniya-otkrytiya-olimpiady-v-sochi.html
Церемония открытия Олимпиады в Сочи стала мощнейшим ударом по мировой Закулисе в эзотерической войне смыслов

Добавлено спустя 12 часов 8 минут:
начение влияния на мировую информационную среду такого масштабного и многосмыслового действа, как Открытие Олимпиады «Сочи-2014» трудно переоценить, как мы разобрались. Именно поэтому, зная неизбежность «смывания в унитаз», потраченных миллиардов долларов на «очернение» России в глазах массового мирового потребителя, элиты «золотого миллиарда» и объявили войну клану Путина в конце ноября 2013г. ханукой на Красной Площади. Именно поэтому не раньше, а точь в точь перед началом репетиций церемонии Открытия Олимпиады либеральными политическими силами были инспирированы теракты (спецслужбы англосаксов), евромайдан (те же плюс Брюссель) и «тайная» девальвация рубля (правительство Медведева). Конечно, либералы имели прозапас совсем иной сценарий Спектакля на случай, если клан Путина струхнёт.
Главный организатор всего, Костя Ёпрст (Константин Эрнст) чистопробный либерал, и почерк его работы вкупе с другими такими же театралами виден повсюду. Но, видно, даже не особо присматриваясь, и то, где были изъятия и правки в оригинальном (либеральном) сценарии, в том который был «прозапас». Правки эти, я уверен, делались самим Полковником, ибо стиль его аллегорий и метафор совсем иной. Да и закадровая озвучка «либретто» определенно родом из аппарата президента. Но не это главное, а именно то, что комбинируя «фигурами умолчания», метафорами и аллегориями, Полковник-редактор добился искомого эффекта: собрать «нужных» людей в «нужном» месте и в «нужное» время, при «нужных» обстоятельствах, чтобы в образах явить (т.е. объявить) нужное всем Решение!
Итак, что это за «нужные» обстоятельства мы себе представляем. Но вот, что за нужное Решение нам символизировали в Спектакле, и почему именно таким странным способом, стоит разобраться.