Все же на Черном море все не так печально, как на Балтийском
[spoiler'Сокровища' Балтийского моря. Иприт, люизит, арсенид и адамсит]Автор: Геннадий ЧАРОДЕЕВ
Запущенная полвека назад 'адская машина', начиненная сильнейшими ядовитыми веществами, начала отсчет времени до катастрофы, которая способна превратить весь балтийский регион в гигантский Чернобыль.
Только что вернувшаяся с Балтийского моря международная научная экспедиция подтвердила: покоящиеся со времен окончания Второй мировой войны на дне проливов Скагеррак и Каттегат более 300 тысяч тонн химических боеприпасов начали разлагаться. Это - нацистские запасы химоружия, доставшиеся союзникам и захороненные ими на дне Балтики: в первую очередь такие ядовитейшие вещества, как иприт, люизит, арсенид, адамсит. Боеприпасы топили целыми кораблями.
Морской экологический патруль, в который входят и российские океанологи, еще два года назад обнаружил в районе шведского порта Люсекил так называемые придонные концентрации отравляющих веществ, иприта и люизита, в сотни раз превышающие фоновый уровень. Новая экспедиция ученых, которая завершилась в эти дни, подтверждает печальное развитие событий на Балтике. Возглавил экспедицию руководитель Атлантического отделения Института океанологии РАН профессор Вадим Пака.
В течение шести дней специалисты исследовали захоронения в проливе Скагеррак и у датского острова Борнхольм. Исследования проводились с борта судна 'Профессор Штокман' с использованием специального телеуправляемого глубоководного аппарата. Точно установлено: в проливе Скагеррак захоронено химических веществ на площади около 10 квадратных километров. В обследованной зоне на глубинах до 215 метров обнаружены многочисленные 'химические мины замедленного действия'.
Специалисты опасаются залпового выброса химических веществ в воду. Это может произойти в результате коррозии снарядов, бомб, контейнеров.
Говорит один из членов научной экспедиции, вице-президент международного фонда 'Интерэкобалт XXI' профессор Николай Деревякин:
- Простой математический расчет, основанный на данных о толщине стенок боеприпасов и темпах коррозийного износа, позволяет предсказать, когда ждать большой беды. Залповый выброс может произойти в ближайшие пять лет. По предварительным данным, уже обнаружены утечки люизита. В грунте найдены следы иприта. Впервые установлено, что боеприпасы содержали ядовитый зарин.
По рассказам участников экспедиции, в районах опасных захоронений до сих пор ловят рыбу как ни чем не бывало. Там работают суда из Швеции, Дании, Германии и многих других стран. Удалось заснять на видеопленку затонувшее судно с химическими боеприпасами. Предстала страшная подводная картина - все вокруг кишит креветками и рыбой.
Что же может произойти в ближайшие годы? Первая взрывная волна этого экологического бедствия накроет Балтийское и Северное моря и население стран этого региона. Будет объявлен карантин, поначалу даже бессрочный, на ведение рыболовного промысла. Если учесть, что ежегодно в среднем здесь вылавливают 2,5 миллиона тонн морепродуктов, то ясно: будут затронуты интересы от 80 до 250 миллионов человек, причем как в Европе, так и за ее пределами.
Потери для бюджета в странах, 'живущих морем', специализирующихся на добыче, переработке и экспорте морепродуктов, будут неисчислимы. По некоторым прогнозам, если вынести за скобки Россию, прибалтийские страны могут недосчитаться до 30 процентов совокупного валового внутреннего продукта.
Границы зоны поражения будут расширяться, поскольку замкнутых экосистем не существует и круговорот воды в природе неизбежно распространит заражение на другие регионы планеты, считают ученые.
При этом речь идет не о расползающемся после аварии танкера нефтяном пятне, от которого дохнут рыба и птица. Катастрофа, с которой придется столкнуться всем без исключения, во много крат страшнее - отравляющие вещества, покоящиеся у побережья сразу трех скандинавских стран - Норвегии, Швеции и Дании, обладают скрытыми, притом исключительно сильными канцерогенными и мутагенными свойствами. Это грозит всплеском онкологических заболеваний.
* * *
Выход есть, и в Европе его знают - Все признают, что проблема по своему масштабу и сложности совсем не региональная, а глобальная, и решать ее надлежит всем миром, - заявил в интервью 'Известиям' вице-адмирал Тенгиз Борисов, отвечавший за научную часть экспедиции на корабле
'Профессор Штокман'. - Западные специалисты исходили из того, что при нейтрализации угрозы 'возможны варианты', и предлагали разные способы: поднять и перезахоронить суда на больших глубинах в открытом океане; вскрыть трюмы, содержимое вывезти и уничтожить; накрыть суда саркофагами наподобие чернобыльского. Эксперты 'взвешивали на аптекарских весах' каждый из этих вариантов и нашли их неприемлемыми по разным причинам: либо чрезмерно дорого, либо бесконечно долго, либо чересчур рискованно. В момент подвижки судна или грунта может произойти окончательная разгерметизация этих боеприпасов. Мы исходим из того, что трогать их нельзя, подчеркивает Тенгиз Борисов. В боеприпасах содержатся взрывчатые вещества, которые в морской воде образуют пикраты, чувствительные к ударам и толчкам. Российские ученые остановили свой выбор на методе 'капсулирования' судов прямо на морском дне. Предлагается закачать в эти суда бетон.
* * *
Справка 'Известий'.
В нашей зоне оккупации в 1945 году было обнаружено 35 тысяч тонн химических боеприпасов, или 12 процентов от общих запасов гитлеровской Германии. Наши военные не стали топить смертоносные снаряды в загруженных 'под завязку' трюмах кораблей, а рассеяли эти емкости по дну моря в районах порта Лиепая и датского острова Борнхольм. Нашим союзникам, США и Англии, досталась незавидная доля - избавиться от почти 270 тысяч тонн боеприпасов, содержащих 14 видов токсичных веществ, в основном иприт и люизит. Они их топили вместе с судами.
http://tostos.ru/Sokrovischa-Baltiyskogo-morya--I ... yuizit--arsenid-i-adamsit.html[/spoiler]