Список разделов › Прочее › Беседка
Зачем ему быть одновременно Фаустом и Воландом? Он пусть будет Воландом - это же его Творение. А за Фауста пусть будет Гёте.надоело писал(а):В Булгакове слишком много юношеского максимализма, коммунистическая система оставила свой след. он не может быть одновременно и Фаустом и WOLANDOM
Символ черного пуделя.
Описывая Воланда, Булгаков говорит о том, что его герой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее в романе этот символ встретится нам еще много раз, например на Великом балу у Сатаны.
Именно с изображением черного пуделя повесят на грудь Маргариты цепь в овальной раме, именно этот символ будет изображен на подушечке, положенной под ногу Королевы Бала. Так что же это за образ, который настойчиво повторяется автором?
Для того, чтобы раскрыть его смысл потребуется обращение к великому произведению Гете «Фауст». Первым толчком к замыслу образа сатаны в «Мастере и Маргарите», как предполагает в своей работе А. Зеркалов, была музыка - опера Шарля Гуно, написанная на сюжет И.В. Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Идея Воланда была взята из поэмы И.В. Гете “Фауст”, где она упоминается лишь однажды и в русских переводах опускается. Сам роман также перекликается с произведением И.В. Гете. Но перекличка, пронизывающая действие романа затеяна не для того, чтобы развлечь читателя. Трагедия И.В. Гете - точка опоры, начало отсчета. Имя Воланду досталось от гетевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда М. просит нечистую силу расстуритьсч и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идет!» В старинной немецкой литературе черта называли еще одним именем - Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие Варьете не могут вспомнить имени мага «… Может быть Фаланд?» В разговоре с бездомным и Берлиозом Воланд признается, что он «пожалуй, немец». Этим он опять будто отсылает нас к герою Гете. Связь двух великих произведений очевидна. У Гете Мефистофель является Фаусту в облике черного пуделя. Именно этот образ черной собаки, искусителя и предвестника смерти, появляется и на страницах романа Булгакова.
Во мноних странах черный пес служит знамением смерти; если человек увидит Черного Пса, это значит, что он или кто-нибудь из его семьи скоро умрет. Черные собаки-призраки играют видную роль в сложившихся в средние века и эпоху Возрождения представлениях о черной магии. Считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на Патриарших с тростью и набалдашником в виде головы пуделя). На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя Маргариты на Балу у Сатаны).
Представление о собаке, как о проводнике душ в загробный мир сложилось еще до нашей эры.
Так, Цербер в греческой мифологии -это подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербера он упоминается впервые у Гезиода. При пропуске теней в подземное царство Цербер ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает (одна из функций Воланда - вершить правосудие).
Итак, черный пудель - символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа Воланда и намекает на его функции в произведении.
Пчела в сиропе писал(а):Зачем ему быть одновременно Фаустом и Воландом? Он пусть будет Воландом - это же его Творение. А за Фауста пусть будет Гёте.надоело писал(а):В Булгакове слишком много юношеского максимализма, коммунистическая система оставила свой след. он не может быть одновременно и Фаустом и WOLANDOM
Смог бы Мастер написать роман об этой встрече?
То же самое можно сказать про Мастера и Мефистофеля, разве нет?надоело писал(а):Фауст поттому- Фауст, что он понял Мир.
WOLAND - потому WOLAND, что он игрок, Не могущий понять и увидеть насквозь противника- и не игрок вовсе.
надоело писал(а):Это как в шахматах. ... Там нет противнника. ты играешь сам с собой
Пчела в сиропе писал(а):
Я как раз и говорила о том, чтобы за Фауста и Воланда играли именно те, кто каждого знает лучше всех. И не знает другого. Может только почувствовать, увидеть. Со своей стороны, что совсем не значит, что именно так, как его знает другой. Живые люди. С живым человеческим умом.
Ну Булгаков то о Фаусте слышал. Значит, и Воланд.надоело писал(а):Они на то и WOLAND и Фауст, что ни никогда не видя друг друга, не слыша друг о друге, но в тоже время они знали друг о друге всё.
Сейчас этот раздел просматривают: 22 гостя