#12 AlexeyPodnebesny » Вт, 21 октября 2008, 20:33
Хочется написать не о LOST, а о другом фильме, который посмотрел недавно, но не хочу создавать новую тему для этого. Посмотрел, бывает, что создают тему про фильм, а она не развивается, и это закономерно, поскольку мало таких фильмов, которые были бы достаточно глубоки. Поэтому не хочется плодить маленькие темы
К тому же, как правило, когда я пишу о фильмах, то пишу не только о фильме, а использую фильм как пример для анализа духовных законов. Поэтому какой конкретно фильм я анализирую, не так уж и важно. Это ведь не для киноманов, это не кинокритика, а поиски духовного смысла в увиденном.
И еще довод в пользу того, чтобы писать обо всем в одной теме: у меня уже сложился свой стиль, а один автор в одной книжке ведь пишет, правда?
Поэтому если бы была возможность, я бы изменил название этой своей темы на «Духовный смысл LOST и других фильмов». Про ЛОСТ нельзя не упомянуть: так уж получается, что после ЛОСТа я все фильмы так или иначе сравниваю с ним…
ЗЕРКАЛА
Фильм на уровне «Звонка» («The Ring» с Наоми Уоттс, конечно). Психологическая драма – хоррор – саспенс – мистика… На первом месте, все же мистика. Действительно очень страшный. Я когда начал смотреть, сидел чай пил, но не смог дальше – волосы вставали дыбом когда Сазерленд (Бен) ходил по коридорам с зеркалами, постоянно что-то происходит, эффекты очень мощные, их действительно нужно видеть, только «слушать» это кино не получится… Визуальный ряд очень хорош, напоминает «Сайлент Хилл», но страшнее. Эффекты выполнены с шокирующей натуральностью, но вместе с этим и очень тонко, с большим эстетическим вкусом, призраки – это призраки, их видно лишь на секунду, но от того, что видишь, испытываешь ужас. Хороший саундтрек (симфоническая музыка с компьютерными эффектами). Хороший актер – Кифер Сазерленд (давно его не было видно на экране, хотя актер очень талантливый). Фильм дорогой, кинокомпания – «ХХ век Фокс». Кончается все почти так же, как и в «Сайлен Хилл»…
Почему этот фильм так хорош, и почему он заслуживает рассмотрения с духовной точки зрения?
1. В этом фильме применен тот же подход, что и в LOST: необычные вещи не случаются с обычными людьми. Необычные духовные испытания связаны с мировоззрением и поступками человека.
Главный герой проходит не просто через череду испытаний его физической силы, крепости нервов, изобретательности и т.п. В его жизнь вмешивается мир духовный, это вмешательство обусловлено внутренним состоянием и опытом героя, и является духовным испытанием для него.
Так, сторож, который знакомит Бена с работой, ничего странного в зеркалах не видит, говорит только, что «ночью здесь жутко». Почему так происходит? Потому что он не прошел через то, через что прошел Бен. У него нет достаточного для этого опыта, он живет обычной рутиной, и рутина является его щитом, которым он закрылся от мира духа. Герой весь обнажен перед миром духа, он как оголенный нерв, улавливает и реагирует на малейшее воздействие. И он начинает ВИДЕТЬ. Бен прошел через страдания, разочарования, предательство жены, друзей, потерю любимой работы, и страдания, которые он перенес, сделали его духовным человеком.
Если человек проходит через страдания в материальном мире, это признак его избранности в духовном мире. Страданиями Бог отмечает Своих избранников. Но выбор и принятие решений всегда дело самого человека. Он может выбрать и сторону зла…
2. В фильме отражен духовный закон, согласно которому ЧЛЕНЫ СЕМЬИ, МУЖ И ЖЕНА, ИХ ДЕТИ – СВЯЗАНЫ!
Они связаны на тонком плане, духовно. Поэтому то, что происходит с душой одного, влияет на душу другого. Первыми это влияние ощущают те, кто наиболее близок к человеку, те, кто его любит. Поэтому первым увидел в зеркале то, что видит Бен, его сын. Маленький мальчик, который любит своего отца, и с которым его разлучила мама. Жена Бена, бросившая его, не видит ничего, хотя эти видения уже на экране ее выключенного телевизора. Дочка, любящая маму, тоже ничего не видит.
Гибель сестры Бена еще раз подтверждает эту мысль: гибнут те, с кем он связан духовно, в первую очередь те, кто его любит.
Сын Бена более восприимчив, поэтому демон овладевает им первым, и использует его, чтобы добраться до остальных. Здесь можно поднять вопрос о том, кто такие дети. Являются ли они более чистыми, ближе ли они к Богу? Они более чисты перед Богом, но они гораздо слабее, чем взрослые, их легко обмануть. В своем эгоизме они наивны и непосредственны, поэтому их грех невелик. Но поскольку знания о Боге у них нет, есть только интуитивное ощущение, они не могут эффективно противостоять злу, поэтому всегда во всех культурах детей тщательно оберегают от соблазнов. А мы сами сделали детей беззащитными перед злом из духовного мира, поскольку лишили их истинного знания о Боге, заменив его «здравым смыслом».
3. Когда Бен рассказывает о том, что в зеркалах видит призраков, то его считают сумасшедшим.
Это типичный ход: «нормальные» люди пытаются объяснить все с точки зрения психологии
А все «аномалии» из-за того, что сам герой «ненормальный»
- Просто у тебя тяжелый период в жизни, у тебя стресс, ты еще не пришел в себя после той перестрелки… Покажись профессионалу… - говорит Бену сестра.
- Что если в зеркалах мы видим другой мир? – говорит Бен жене.
На это жена пытается убедить его, что он психически болен: «Какое лекарство ты принимаешь?»
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ДУХОВНОГО МИРА – вот закон, по которому живут «нормальные» люди
Человек отстраняется от всего, что может напомнить ему о существовании иного мира, духовного мира, он строит вокруг себя стены из «психологии», «здравого смысла».
Но вот человек попадает в тяжелую жизненную ситуацию, которую не в силах решить с точки зрения «здравого смысла» и «психологии». Сначала он начинает пить. Алкоголь заглушает его разум, его «здравый смысл», вопящий о том, что «ничего этого нет»: что «Бога нет», «духовного мира нет», «любви нет!» И под влиянием алкоголя «здравый смысл» затыкается. После этого человек начинает видеть иной мир, который был рядом с ним всегда, просто глаза человека были зашорены ложными представлениями. (Кстати, «чертики зеленые» в глазах у допившегося до белой горячки алкоголика священники считают проявлением иного мира – это настоящие чёртики!).
4. Невозможно противостоять миру духовному оружием материального мира. Бен стреляет в зеркало, но трещины затягиваются.
5. Неподчинение жены мужу
Бен, чтобы спасти своих близких, приходит домой к жене и снимает и закрашивает зеркала
Служанка скулит от ужаса
Жена выкладывает стандартный набор упреков: «должна защитить детей», «сын уже начал странно себя вести», «не разговаривает со мной», «сидит один», «ты напугал детей», «не только тебе одному пришлось трудно», «подумай о нас».
Для зрителя очевидно, что Бен как раз и думает о них, хочет спасти их.
А жена обвиняет его во всем.
Бен на службе (он полицейский) застрелил кого-то и из-за этого был отстранен от работы. Он рассчитывал на поддержку жены, но она, как и все его друзья по работе, только осуждала его. Жена пытается отрицать это, приводит аргументы в свою защиту, но видя ее поведение, ясно, что она не понимает своего мужа, и думает не о нем, а о себе, о своем комфорте. Эгоизм, а не любовь в ее поступках. Она лишила его возможности видеться с детьми, и Бену приходится приходить в дом жены против ее воли, чтобы увидеть детей.
«Ты срываешься» - упрекает она его. «Да, потому что я надеялся, что ты поможешь мне, а ты осуждала меня, как и все».
Жена не должна так относиться к мужу.
Вся ситуация, в которой оказалась семья Бена, связана с тем, что жена предала мужа. Жена должна быть помощником мужу, а она стала врагом. Она прямо отвергает и давит в себе любовь к мужу. В первом эпизоде разговора о детях он обнимает ее, говорит, что любит, они целуются, но она через силу отстраняется от него и говорит «Я не могу». Она предает и убивает любовь. И только вмешательство в их жизнь зла из духовного мира заставляет ее вновь относится к мужу как к главе, заставляет ее подчиниться мужу.
Муж в итоге гибнет, спасая ее и детей. Но наверное и после этого она будет считать, что больше всего страдала она…
6. Причина. Откуда это зло?
Анна Эссекер – ее Бен находит в монастыре, она монахиня. Она объясняет ему все:
«Зеркала лишь окна в наш мир.
Меня ищут не зеркала, а то, что заперто внутри них.
Доктор считал, что заставив смотреть в лицо самому себе, он вылечит меня от шизофрении.
Теория доктора была неверна.
Вылечиться от шизофрении невозможно.
У меня была не шизофрения.
Со мной было НЕЧТО ИНОЕ.
И это нечто вышло из меня, и вошло в зеркала.
И с тех пор оно собирает души тех людей, которых убивает».
То, что побеждает зло монахиня, христианская монахиня, излечившаяся от духа зла в монастыре, и перед началом схватки со злом она читает молитву и сжимает в руке четки с крестом – символично. Бен в итоге гибнет и оказывается заперт в ином мире. Поэтому его нельзя назвать победителем. Побеждает зло все-таки монахиня, вера в Бога побеждает зло.
Вот такие смысловые звенья я нашел в «Зеркалах». Фильм слаб тем, что идея внутреннего изменения героев не проведена явно. Но все же она отражена: ведь только изменившись в своем отношении к мужу, признав, что он прав, жена Бена может противостоять злу. Если бы она продолжала упорствовать в своей гордыне и неверии, то погибла бы и сама, и сгубила бы своих детей.
Основной вопрос в фильме это вопрос не любви, а веры. Но это не менее важно. Поскольку любовь и вера не могут существовать по отдельности.