#1 Stella » Пт, 17 апреля 2015, 11:50
не растите себе палачей!
«Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остаётся безплодной. Почему же безплодной? Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог», — писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Как в наше непростое время воспитать детей добрыми христианами, чтобы они не выбросили потом своих родителей, уважали?
Тяжело осознать своё служение Господу через воспитание детей в православном миропонимании. Тем более что наследие от родителей, чьё мировоззрение складывалось в советские безбожные времена, досталось не самое лучшее. Помню, когда я был ребёнком, кругом висели лозунги: «Всё лучшее — детям», «Дети — наше будущее». Такой вот диавольский перевёртыш, ибо при царе-батюшке говорили: «Старики — наше будущее». Удивляетесь? Но это правильно, ведь если старики — наше будущее, то мы, прививая детям уважение к старости, закладываем в их сердца евангельское милосердие. Мы все будем стариками, и как сами нынче относимся к своим родителям, так наши дети будут относиться к нам, когда состаримся. Вспомните рассказ К.Ушинского «Дедушка».
Сильно одряхлел дедушка. Плохо видит и слышит, руки и ноги дрожат от старости: несёт ложку ко рту — и суп расплёскивает. Сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать, запрятали за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Стали тогда кормить отца из старой деревянной миски. А у старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз он на полу и складывает что-то из щепочек. «Что ты делаешь, дитятко?» — спросила мать. «Коробочку, — отвечает, — как вы с тятенькой состаритесь, я буду вас из деревянной коробочки кормить». Отец с матерью покраснели. Перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Ребёнок — губка: что видит, то и впитывает. Думайте, что делаете и говорите, какой пример подаёте. А я, поверите ли, никогда не думал, что так сложно психологически будет крестить маленьких детей. Ситуация: принесли чадушко в храм и прыгают вокруг него «на задних лапках» — вся семья крутится вокруг маленького божка. Смотреть на это так больно! Ведь дитя в столь нежном возрасте уже психически больно — заражено бациллой себялюбия. Дальше — хуже: ребёнок возрастает, а между родителями ладу нет. Мама требует одно, отец — другое, бабушки-дедушки заласкали до безобразия. Дитя не знает, на кого ему ориентироваться, и, естественно, тянется к тому, кто его больше балует, потакает во всём. Как вести себя правильно, он не знает.
Немудрено, что дитяти год, а он уже ручкой замахнуться может и ударить мать или отца. Родители натянуто улыбаются и только лица отворачивают. Я им говорю: «А вы что, надеетесь, что когда он вырастет, по-другому будет себя вести? Напротив, он войдёт в силу, поймёт, что сильнее вас, что отныне волен делать всё что заблагорассудится — оскорбить мать, побить отца, забрать деньги, предаваться грехам». Он и во взрослую жизнь входит с таким пониманием о себе любимом, что он — пуп земли и все ему что-то должны. В многодетной семье есть хотя бы понимание, что их — братьев-сестёр — много и что нужно друг с дружкой считаться. В хорошей православной семье любовь распределяется равномерно, на всех детей. А если всё это море любви и забот обрушивается на бедную голову одного ребёнка — ничего хорошего из этого не получится. И создав со временем свою семью, такой ребёнок-эгоист будет требовать к себе повышенного внимания, даже не задумываясь о том, что другие домочадцы тоже хотят и достойны любви и забот. Конечно, бывает, что и единственный ребёнок в семье вырастает достойным человеком. Нужно так воспитывать дитя, чтобы оно знало, что существует семейная иерархия, чтобы чётко понимало своё место в ней, как раньше это было и в крестьянских, и в дворянских семьях.
Недавно прочёл книгу «Лебединая песня», рассказывающую о жизни семей, которые не смогли после революции уехать из России. Там у одной девочки мама умерла, и её увели к соседям. Глотая слёзы, она даже не решается спросить, что с мамой, потому что не смеет прервать разговор взрослых. Вот какое было воспитание! А сейчас дети беззастенчиво перебивают, вклиниваются в разговор. Взрослые ещё и умиляются: наш сыночек ведёт себя, как взрослый, — мужчина растёт. Вседозволенность — страшная вещь. Если ребёнок не знает и не понимает слово «нет» — из него вырастет чудовище. У него даже в голове не будет укладываться, что ему что-то может быть запрещено.
Я иной раз не выдерживаю: «Дорогие родители, что ж вы делаете? Вы же палача себе растите!» Смотрю, в глазах родителей испуг: мол, что же вы такое говорите, батюшка, о моём драгоценном ребёночке, — он вырастет и всё поймёт сам. В том-то и дело, что не поймёт, ибо привыкнет жить для себя и чужие желания или страдания не будут его трогать. Помните завет св.прав. Иоанна Кронштадтского: «Остерегайте детей своих со всей заботливостью от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из вас, кто не заботится о воспитании детей.
Сейчас много детей попадает в больницы с диагнозом «шизофрения». Знакомый врач рассказывал, что болезнь сложно определить, потому что они как бы нормальные. Единственное, что сразу привлекает внимание, — у этих детей начисто отсутствует понимание, что можно, а что нельзя. Они привыкли, что им всё простят, из любой сложной ситуации вызволят, спасут, что бы они ни натворили… Поэтому когда они попадают под сильное негативное воздействие, будь то алкоголь, наркомания или компьютерная зависимость, они быстро ломаются. Потому что не ведают, что есть границы, за которые нельзя переступать. Вот недавно освящал квартиру, так там малыш едва ли не на голове ходил, лез руками в чужие тарелки… Хозяева пояснили: «Мы воспитываем его по японской системе. Японцы до пяти лет разрешают детям делать всё, что им захочется». Я им: «Но ведь вашему ребёнку и после пяти лет предстоит жить среди людей… Кстати, в Японии всё с умом делают: ребёнка кладут на циновку, и он действительно делает всё что заблагорассудится, но в пределах этой циновки! Он не выйдет за её границы, потому что нельзя. И японский ребёнок прекрасно это знает». Кстати, у нас на приходе есть прихожане-корейцы. Их восьмилетний сын не бегает, не кричит, не безобразничает — как придёт в храм, так и стоит спокойно всю службу. Русские дети так не могут, потому что у них душа широкая, эту душу сузить бы: где-то — запретами, где-то — наказаниями. Но обязательно объяснить, почему что-то нельзя и за что наказан. Это с годами мы приобретаем опыт, умение анализировать, а дети не имеют абстрактного мышления, им можно сто раз сказать: «Не делай того-то, не ходи туда-то…» — всё без толку. У ребёнка возникает вполне обоснованный вопрос: «Почему нельзя?» Многие ли из нас удосуживаются ответить? Нет, мы просто налагаем запрет, считая, что этого достаточно. Вот где главная ошибка. А ребёнок мучается, ему трудно удерживать себя в рамках только из боязни наказания. И вырастают неврастеники.
Кстати, принципиально важно, чтобы муж и жена были едины в стремлении воспитать ребёнка достойным христианином. А бабушкам и дедушкам заказано вмешиваться в воспитательный процесс, как бы им этого ни хотелось: пользы — мизер, а смуту и разделение внесут. Вот меня с братом как воспитывали? Мы знали, что мама и папа едины, и безполезно жаловаться маме на какие-то действия или запреты отца, поскольку она тоже подчиняется воле отца — своего мужа — и всегда будет на его стороне. Также и папе жаловаться на маму было глупо. В итоге можно было получить от обоих… Что совершенно правильно. А ныне матери балуют сыновей, не дают отцам воспитывать их по-мужски. В итоге вырастает женоподобный мальчик, и все от этого мучаются. Раньше, если мы с братом что-то натворим, соседи могли и шлёпнуть, и родителям рассказывали о наших художествах. И родители воспринимали это как должное, ещё и извинялись. Сегодня попробуй тронь или сделай замечание чужому ребёнку — такое услышишь в ответ!
При воспитании ребёнка нужна полезная строгость. И ещё: обязательно молитесь за своё чадо и его учите молитве. Привычка к молитве и послушанию будет спасать его и вести по жизни. И если ваша семья действительно малая церковь, живёт нелицемерно, по-христиански, не стоит страшиться тлетворного влияния мира — двора, школы, института. Что бы он там ни увидел и ни услышал — с Божией помощью против всего выстоит. И ещё: что бы ни случилось с вашим чадом, какая бы ни стряслась беда — будьте рядом, сохраняйте тёплые, доверительные отношения. Если он перестанет вам доверять, замкнётся в себе — вы потеряете его.
Также невозможно воспитать православного христианина, если у него нет перед глазами примера исповедничества. Из житий святых мы знаем, что они пришли к святости потому, что взрослые рядом с ними — зачастую это были родители — были исповедниками веры Христовой. «Помните, как за отеческое благочестие Ноя и Лота были спасены их сыновья и дочери», — писал свт.Димитрий Ростовский. Наши дети сейчас не видят примеров послушания, милосердия, когда взрослые идут в детдома, приюты, богадельни… А взять воскресные школы! Детей там учат рисовать, петь, разъясняют Закон Божий, устраивают весёлые праздники, но это всё безполезно, ибо коли нет примеров милосердного отношения к сирым и убогим, то не происходит встречи с Богом. И мы ещё удивляемся, почему даже в православных семьях вырастают чёрствые, эгоистичные дети. Казалось бы, они правильно рассуждают, Евангелие знают, а душа остаётся холодной, уши, глаза и сердце — закрытыми. Ведь восприятие веры и воспитание души в детстве происходит через встречу с Богом, через исповедничество родителей. Ребёнок, впитывая это сердцем, становится сопричастным Божией любви, и душа вырастает христианкой.
Александр Раков