Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

#1 Монархист » Вс, 5 июня 2011, 2:34

До 5-го класса я учился без троек. Но с 5-го класса стал запускать с начала математику, а потом, с 7-го класса, всё покатилось по наклонной, кроме языка и литературы.
Спойлер
(По ним я хоть и ничего не учил уже, но свои "4" и "5" имел). Знания перестали прилипать к голове - не хватало любви. В 5-6-м классах каждый день знаменовался боями с пьяным отчимом, а с 7-го мы переехали от него на новую квартиру.

И в первой школе, в 5-м и 6-м классах, и особенно во второй школе, в 7-м и 8-м классах, я входил в т.н. "отрицалово" на задней парте ("галёрке"). Это подразумевало курение на переменках, выпивка после уроков, ну и дураковалянье на уроках. В 70-е годы учителя уже двоек в табель не ставили и натягивали двоечникам тройки, чтобы после 8-го класса выкинуть их в ПТУ. В 60-е годы, - да, - действительно, оставляли на второй год, но в моё время этим только пугали: что, мол, будишь ты сидеть, великовозрастное дитяте, среди деточек, меньше тебя на 2 головы и они с тебя сметься будуть.

Но пока я не об этом. Вспоминаю, кого из одноклассников уважали. Понятно, что в "передовую обойму" уважаемых входили ребята физически сильные, способные отжаться на турнике 20 раз и схватывающие любые темы уроков на лету. Такие мальчики в своих семьях росли в любви и имели в жизни конкретную цель.

Но были и такие пацаны, к-е по урокам ни в зуб ногой, однако от природы обладали физической силой и могли постоять за себя. Их не только в классе боялись, но и уважали. Позднее я скажу, в чём это выражалось, а пока я опишу-ка этих двоечников из задних парт.

Нужно отметить, что у них была неплохая наследственность. Ну вот в 4-м классе я дружил с полным дубарём по всем предметам, Сашей Д., но за себя он мог постоять всегда. Его воспитывала мать-одиночка по профессии, милиционерша, работала в детской комнате милиции.

В 7-м - 8-м классах, в другой школе, у нас образовалась гоп-компания долбомахов, к-м абсолютно были все уроки ....
В неё входил такой себе Рома, мама его в райисполкоме инструктором работала, грек по национальности. А старшая сестра его уже в Греции жила. Он был поздним ребёнком. Потом он служил во внутренних войсках, зэков охранял. Ещё после армии я с ним здоровался и беседовал о жизни. Он хвастался тем, как он имел зечек на этапах через решётку. После армии он нашёл своё призвание в жизни где-то на зоновском конвое. Скоро пойдёт на неплохую спецпенсию. Квасит каждый день, здоровье пока есть, но нос сизый. Перестал с ним дружить, т.к. он постоянно зовёт к выпивке, а мы живём с ним до сих пор в одном дворе.

Ещё там был один товарищ, широкоплечий детина, выкуривавший по пачке в день по прозвищу "Пыж.к". :smile: Отчим его был главредом украиноязычного литжурнала, к-й в советские годы популяризировал украинскую литературу. Сейчас этот Пыж.к стал торгашом на базаре, почти мой коллега. Остальные персонажи менее колоритны в этой компании.

Т.е. эти мои друзья с "галёрки", "отрицалово", были из семей далеко НЕ неблагополучных. Их деградация была падением с более высокой кармической ступени, а не инерционным накатом по нисходящей.

Так вот, у всех у них тогда был авторитет в классе.

Прошло 13 лет после школы. В 1994-м году я готовил с 7-классниками обычной средней школы свой дипломный спектакль. В институте я был активным участником ныне почившей в Бозе Партии славянского единства Украины, председатель областной ячейки этой партии, к-й также учился со мной в одном интституте на историка, был женат на учительнице языка и литературы. Она была и классная руководительница и я ставил этот спектакль как бы с её содействием. (В начале 90-х все театральные коллективы в клубах приказали долго жить вместе с самими клубами).

И что интересно? В 1994-м году уже всё было не так! Тупых бездельников никто в классе не уважал, над ними уже смеялись и за глаза, и в лицо. Даже если они могли за себя постоять. Авторитетом среди одноклассников в 1994-м году пользовались только схватывающие знания на лету отличники. И сила на авторитет уже не влияла!
Я разговаривал по этому поводу с этой супругой нашего председателя, т.к. я мог ошибаться и это могло быть моё субъективное мнение. И она подтвердила мою догадку - всё было так! За 13 лет в школах много изменилось. Рухнули старые критерии и стереотипы мальчишеской авторитетности.

И это хорошо! :approve: Каждое новое молодое поколение становится выше по ступенькам эволюции, чем предыдущее... За короткий промежуток этого не видно. Но за десятилетия разительные перемены к лучшему бросаются в глаза.

Спойлер
Мне ещё есть что сказать, но нет времени.
А посему продолжение следует. И меня не пугает то, что эта тема может, а скорее всего-таки это и произойдёт, повиснуть куском д..... :attack: :fly:
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 5 месяцев


Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#3 Music_DJ » Вс, 5 июня 2011, 2:39

А мне кажется сейчас все мешалось. Нельзя однозначно сказать, что изменилось. Где-то сила, где-то ум... :yahoo:
Music_DJ
Откуда: Москва
Сообщения: 7407
Темы: 168
Зарегистрирован: Сб, 19 сентября 2009
С нами: 14 лет 7 месяцев

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#4 Монархист » Вс, 5 июня 2011, 4:00

Когда я учился, у нас было немало евреев. Ест-но, они учились хорошо и могли хорошо травить байки, когда отменялся урок, т.е. пересказывали прочитанные фантастику и приключения. А в то время дефицита фантастики и приключений (кино и книг) - это было немало. :approve: Но их за это не уважали.

И наоборот. Редко, но были евреи борзые, к-е плохо учились, но за оскорбление своей персоны могли дать в репу. И их уважали.

Т.е. один лишь ум не давал никаких гарантий раньше, что тебя будут уважать. Уважали только за силу.

Ты же сам признал, что, когда ты учился, уважали и за силу, и за ум. А это уже прогресс и сдвиг в лучшую сторону. Лет через 20 в школе будут уважать за один ум, а лет через 40 - за ум, доброту и отзывчивость. :grin:
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 5 месяцев

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#5 tatpit » Вс, 5 июня 2011, 10:25

Монархист писал(а):лет через 40 - за ум, доброту и отзывчивость
:crazy: Что-то долго...раньше всё это будет... :smile:
tatpit
Сообщения: 34783
Темы: 168
Зарегистрирован: Вс, 22 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#6 Y-ina » Вс, 5 июня 2011, 10:46

Монархист писал(а):И что интересно? В 1994-м году уже всё было не так!
Это ваши наблюдения за двумя конкретными ситуациями, а их миллионы. И дело вообще не во времени и пространстве. В каждом классе/группе своя атмосфера, потому что везде люди разные.
У кого-то вообще нет умных мальчишек в классе (у нас не было, например :hi-hi: )
Y-ina
Сообщения: 30030
Темы: 113
Зарегистрирован: Вт, 17 октября 2006
С нами: 17 лет 6 месяцев
О себе: горный скорпион

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#7 Монархист » Пн, 6 июня 2011, 1:01

Ещё в советских школах учителя, особенно евреи :smile: , использовали для усмирения галёрки вот такой "педагогический приём" - они находили среди двоечников наиболее слабое звено, к-е не отличалось, скажем так, живостью ума и делали ему оскорбительное замечание типа:
-Такой-то (фамилия), ну тебя давно пора определить в школу-интернат для умственно отсталых детей.

Класс тогда весело хихикал в адрес запустившего предмет двоечника и это унижение его личности на некоторое время его усмиряло.

Обычно хорошо подвешенным языком из двоечников владели те, кто растрынькивал наработки предков и кому было ещё что растрынькивать. Т.е. у кого родители были хоть на одну ступень выше на социальной лестнице, чем простые рабочие. Дети рабочих, насколько я помню, всегда понуро опускали взгляд и не могли достойно парировать учительское оскорбление. К детям рабочих относился и я.

Это сейчас я понимаю, что, нивелируя моё достоинство и авторитет и апеллируя в своих шутках к большинству класса, учителя боролись за контроль над ситуацией на уроке. Но что мешало им придумывать новые тактики и заготовки против тех двоечников, которые бодро парировали их выпады и они тогда ретушировались и смотрели на их проделки сквозь пальцы.

Учительница математики, такая себе Эксман, часто говорила мне, что меня давно пора сдать в интернат для умственно отсталых. А я не знал, что ответить, и класс весело смеялся надо мной: "Ну, действительно, пора уже. Дурачок же ведь". :grin:

И один мой одноклассник, Валерка, по национальности татарин, сын военных, пожалел меня и посоветовал ответить ей таким встречным вопросом на этот её выпад:
-А вы там уже преподавали?

И вот наступил час Х. Я что-то там не так сделал и Эксман (фамилия чуть изменена) тут же сказала мне:
-А ведь тебя пора в спецкласс для психически слабоумных оформить.
Класс пока бесшумно начал расплываться в улыбках, как я тут же ответил ей так, как меня научил Валерка:
-А вы в этом спецклассе раньше уже преподавали?

И тогда в классе вместо весёлых смешков повисла гробовая тишина. Класс с нетерпением ждал, куда подует ветер. Эксман также опешила от такого нахальства и после минутной паузы констатировала:
-А ты научился говорить, такой-то (моя фамилия).

Больше она этот "педагогический приём" не использовала. По крайней мере, в мой адрес.

Т.е. для пацана в советские годы очень важна была острота ума и хорошо подвешенный язык. На бытовом уровне это уважалось.

Были и ещё моменты на других предметах, когда мне удавалось подсечь учительский выпад и это тоже приносило свои плоды в копилку авторитетности.

Например, такой себе Павел Иванович, учитель украинского языка и литературы и одновременно он вёл урок коммунистического воспитания, как-то, глядя в окно и не заметив меня в числе присутствующих, произнёс:
-А куды цэ наш такой-то (моя фамилия) идэ?
-Пить надо меньше! - тут же не растерялся я.
И класс разразился хохотом в адрес учителя, а он что-то оправдывался, что он вообще не пьёт и т.п. Но это уже было не важно. Эффект был достигнут.

Учительница химии в 7-8-м классах вообще являла собой апофеоз восхваления находчивости, наглости и пронырливости. (Сейчас сброшу про неё рассказ в своём подфоруме). И всегда хвалила тех, кто не терялся в нужное время в нужном месте.

Конечно, ни она, да и никто другой, не понимали того факта, что и хорошо подвешенный язык при отсутствии знаний - это остатки былого величия от той любви предков (родителей), к-я была вложена в ребёнка.
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 5 месяцев

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#8 Монархист » Пн, 6 июня 2011, 1:06

Y-ina писал(а):Это ваши наблюдения за двумя конкретными ситуациями, а их миллионы. И дело вообще не во времени и пространстве. В каждом классе/группе своя атмосфера, потому что везде люди разные.

Конечно, я не владею информацией, что было во всех пятистах тысячах советских школах.
Но я учился в двух школах, ПТУ, был знаком с ситуацией в соседних классах и какие-то общие тенденции из своего опыта извлечь всё же могу.

Ну не встречал я классы в моё время в 70-х годах, где бы тупая физ. сила и к месту сказанное оскорбление в адрес менее мобильного одноклассника не давали бы авторитет и уважение :on_the_wall: .

А вот одни лишь знания и эрудиция, не подкреплённые силой, такого эффекта и авторитета точно не давали.
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 5 месяцев

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#9 Монархист » Чт, 9 июня 2011, 22:38

Были, конечно, учителя, от которых после школы на всю жизнь остались приятные воспоминания, но их было очень мало. Почему-то.
Одна из них по русскому языку и литературе. Фамилия - Полевая. Имя-отчество забыл, к сожалению.
Когда я запустил уже все предметы, то по литературе я всё равно хорошо писал сочинения и она их отмечала. Её предмет не хотелось запускать, даже когда башка совсем не варила. На уроках литературы я обычно отсаживался от "отрицательной группы" и адекватно принимал участие в происходящем на уроке.

Из "отрицалова" у нас был один гад по фамилии Череда (фамилия изменена) и его побаивались трогать учителя, т.к. он умело мог от их подколок отвертеться.
Однажды на математике в 8-м классе этот Череда развлекался тем, что плевал на линейку и потом эти слюни мазал об воротник впередисидящей девочки. А девочка эта была неблагополучная и внешне очень некрасивая. Она уже пристрастилась к ночной жизни и допрыгалась до того, что её изнасиловали какие-то 3 баклана. Был суд и им дали по 5 лет. Череда кого-то из посаженных знал и рассказывал нам о подробностях суда. В частности, запомнился из его рассказа такой фактец. Когда судья объвил приговор, один из подсудимых выкрикнул такую фразу (не хотелось бы этого писать, но, увы, проза жизни):
-За что вы меня на 5 лет? Она создана для того, чтобы с**ать, а вы меня за это на зону!?

И теперь Череда делал ей мелкие пакости как бы в отместку за посаженного друга. А я тогда сидел на "галёрке" вместе с Чередой и прямо за этой девочкой. И, когда Череда обмазал слюной ей почти весь воротник, она пожаловалась этой Эксман, учительнице. Поскольку я сидел сзади, то в этом Эксман обвинила меня, а не Череду. А я не мог тогда сказать правду, что это не я. Мешали или принципы улицы, что стучать нельзя, или меня в очередной раз опять заклинило. Этот случай был сразу после того, как я удачно ответил Эксман на её выпад про спецшколу для умственно отсталых, что она там преподавала, и теперь Эксман мне вовсю мстила. Вот мол, такой-то (моя фамилия), действительно полный дурачок и профан, его уже не в спецшколу бы надо, а в психбольницу. До чего докатился - слюньми девочек обмазывает.
А класс весело смеялся надо мной.

По-другому реагировала на подколки Череды Полевая.
Запомнилась такая сцена. Однажды на уроке литературы с задней парты раздались стоны. Это один товарищ приставал с шутливой имитацией гомосексуальной любви к тому Валерке, что посоветовал мне, как отвечать Эксман. Валерка был хрупкий, маленький и худой татарин и поэтому этими стонами он хотел, вероятно, привлечь внимание учительницы, чтобы тот одноклассник по прозвищу "Голый" перестал это делать. Полевая это услышала и отреагивала:
-А что это с задней парты раздаются такие звуки, как будто происходит какой-то один из двух процессов, которым не положено происходить в классе?
Середа тут же ответил (у нас союз "что" на югах произносится с блатцой как "шо", а в России - "чё", так вот излюбленным коньком Череды было тупое шоканье):
-А шо второе?
Но Полевая не растерялась и парировала:
-А ты знаешь первое? Назови мне первое и я тебе назову второе.

И Череда смолк, т.к. и позориться нельзя перед классом, называть процесс, и не шокнешь.
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 5 месяцев

Re: Критерии мальчиш. авторитетности - раньше и теперь

#10 Монархист » Пт, 17 июня 2011, 21:05

Ещё, кроме выставления неугодных учеников психами или умственно отсталыми, в арсенале советских педагогов был призыв осудить неугодных всем классом другими методами. Например, - это уже в младших классах, - учительница давала задание сделать на следующий урок стенгазету с критикой учеников таких-то таких-то и лучшие стенгазеты с клеймящими стишками вывешивались в классе. Такие кампании травли в подсознании всегда порождали у всех (не думаю, что только у меня) гаденькие мысли: " Хорошо, что хоть меня всей кучей не травят", "Хоть бы мне так и оставаться хорошим". Эти мысли были у меня до 5-го класса, когда я пытался быть "хорошистом". А потом мне стало всё .......

А бывало, что травля моральная переходила после уроков в физическую. Помню, как мы в 3-м классе на двух девочек из неблагополучных семей сначала рисовали "Молнии" и писали стишки, а потом гонялись за ними после уроков. Хорошо, хоть я сам в толпе никого не ударил. Однажды я был близок к этому. Мы, пацаны-третьеклассники, гнались за девочкой "из стенгазеты" после урока по неработающему рынку и я уже поравнялся с ней и хотел её ударить, как она совершила последний спурт и, к счастью, оторвалась от нас. (Она ходила на легкоатлетическую секцию).

Но всё-таки был в моём детстве и один положительный пример педагогики. И было это не в школе, а в пионерлагере между 4-м и 5-м классами.

Была в нашей группе одна некрасивая и неуклюжая девочка, страдавшая ночным энурезом. Каждое утро она выносила на просушку свой матрас и простыни. На ужине ей не разрешали пить кофе и чай перед сном. Естественно, детям она, мягко говоря, не нравилась и с ней никто не общался. Все называли её пренебрежительно "Ссакля". И был у нас один воспитатель, тогда высокий и красивый парень лет 18 (после пионерлагеря он сразу призывался в армию), к-й вдруг при мне назвал её по имени и без раздражения и осуждения. Тогда меня это очень удивило, т.к. я и подумать не мог, что такое несчастное забитое существо, да ещё и обо....шееся, можно называть по имени. :wacko:
Это была даже как бы первая моя встреча при СССР с носителем чувства любви. :rose: Как это ни смешно и глупо звучит. У меня даже фотка той 5-й группы пионерлагеря сохранилась с его фото. :wub:
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 5 месяцев


Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 10 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php