Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе Божьем
Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, — такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по Божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.
Находим, что детей нужно "любить и хранить, но и страхом спасать" -- а вот уже это определенная структура воспитания, а наказание ... это всего лишь одна из крайностей. Но в названии главы есть упоминание о страхе Божьем. И опять, если мыслить крайностями -- есть маленький страх, есть страх побольше, а есть совсем большой. Получается непонятно, если вспомнить, что "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."(1Иоан.4:18) Очевидно, что есть терминологическая путаница -- бытовое определение страха не годится для того чтобы объяснить что такое страх Божий и почему нужно детей воспитывать "в поучениях разных и в страхе Божьем". Обратимся к первоисточникам. Евангелия не содержат такого понятия как страх Божий. Это понятие упоминается в апостольских посланиях и в Ветхом Завете. Интересную информацию обнаружил, читая "Наставления преподобного Серафима Саровского": "Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай." Бытовое понимание страха это остановка действия, а в наставлениях уже диалектика -- не остановка вообще, а остановка того, что не соответствует воли Господа. Вот это и привлекло внимание.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/serafim-sarov.htm19. О страхе Божием
Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.
В уме его всегда должны быть напечатлены сии пророческие слова: работайте Господеви со страхомъ и радуйтеся Ему с трепетомъ (Пс. 2, 11).
Он должен проходить путь сей с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: проклятъ человeкъ, творяй дeло Господне съ небреженiемъ (Иерем. 48, 10).
Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сiе море, т. е. сердце со своими помыслами и желаниями, которые должно очищать посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, ихже нeсть числа, т. е. многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов.
Бойся Бога,- говорит Премудрый,- и заповeди Его храни (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.
Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.
Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.
На основе этого отрывка попробуем собрать определение
"страх Божий есть начало премудрости"
"путь внутреннего внимания" проходится "с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному"
страх Божий -- это начало премудрости, предельная осторожность и благоговение ко всему священному, не небрежность. В такой формулировке мало от привычного понимания страха, которое еще может быть пригодным (иногда) для разъяснения ВЗ, но для понимания того, о чем говорится в Домострое формулировки "страх это остановка действия" оказывается уже маловато.
Что в итого? -- наверное стоит понимать, какой пример родитель показывает своим детям. Что идет в первую очередь, а что во вторую. И тогда однозначного ответа на вопрос "Нужна ли порка в воспитании?" не получается -- страх как метод воспитания работает лишь на началах премудрости, а совершенная любовь изгоняет страх.