О непривязанности к результату.

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

#1 Martin » Пт, 19 декабря 2008, 8:43

Мир людей пропитан корыстью.
Мудрые говорят об отказе от корысти личной.

Попробуем разобраться что же такое бескорыстие. Как оно эволюционирует.

Некто услышал что бескорыстие это хорошо. Трудился, трудился и все раздал... в таком случае зимовать трудновато. Значит что-то себе нужно оставлять.

Следующий вариант. Некто трудится, себе оставляет необходимый минимум, остальное отдает .... вокруг некоторое количество лентяев осело. Опять не слишком хорошо.

Следущий трудящийся не мудрит, долг исполняет. Домашние не в восторге. Этот самый долг вгоняет в безрадостное существование. Что-то опять не так идет.

Чего не хватает? -- Труд должен быть радостным.

И получается ,что непривязанность к результату совсем не запрещает пользоваться результатами трудов. Потому что если результат отдать и за это цепляться, то это уже привязанность к конкретному результату. Если стараться оставить, то и это тоже привязка.

Тогда же как отделить потребительство от нестяжательства?

Цветисты речи немудрых, которые держатся буквы Вед, о Партха;
они говорят: "Вне этого нет ничего иного"

Их души полны желанием, высшая цель их -- рай, перевоплощение для них -- плод деяний, все их действия и обряды направлены лишь к достижению удовольствия и власти.

Для тех, кто прикован к утехам и власти, чьи мысли скованы этим учением, для тех недоступен решительный Разум, твердо устремленный на Самадхи.

Веды поучают о трех гунах; поднимись над ними, о Арджуна; будь свободен от двойственности, постоянно пребывай в гармонии, равнодушный к обладанию, преисполненный Единым.

Для просветленного Брамина Веды не более полезны, чем для местности затопленной водой, полезен малый пруд.

Взирай лишь на дело, а не на на плоды его; да не будут побуждением твоим плоды деятельности, но и бездействию не предавайся.

Бхагавад-Гита, из беседы второй, именуемой: Йога путем Санкхьи
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца


Re: О непривязанности к результату.

#3 Oksanka » Сб, 20 декабря 2008, 21:23

Martin писал(а):Чего не хватает? -- Труд должен быть радостным.

:approve:
да, и лучше получается. когда с радостью
Oksanka
Аватара
Откуда: Питер
Сообщения: 1820
Темы: 58
Зарегистрирован: Чт, 16 декабря 2004
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: ;)

#4 Napalm » Вс, 21 декабря 2008, 9:31

Martin писал(а):Чего не хватает? -- Труд должен быть радостным.
Ну ты луну не открыл сим утверждением))
А слабо определить методы превращения труда обычного и не особо радосного в труд радосный?)))
Napalm F
Аватара
Сообщения: 19705
Темы: 280
Зарегистрирован: Ср, 8 декабря 2004
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: Zlata

Re:

#5 Oksanka » Вс, 21 декабря 2008, 19:46

Napalm писал(а):
Martin писал(а):Чего не хватает? -- Труд должен быть радостным.
Ну ты луну не открыл сим утверждением))
А слабо определить методы превращения труда обычного и не особо радосного в труд радосный?)))

а, так это еще Платон сказал: нужно к делу, которое ты делаешь относится так, как будто ты его делаешь поледний раз.

хотя мне это мало помогает, если например нужно мыть полы. Я просто врубаю любимую музыку и с танцами в бой :-D

еще не знаю какую роль это играет... но когда к труду приступаешь приодетой, чтоб самой себе нравиться - получается лучше :hi-hi:
Oksanka
Аватара
Откуда: Питер
Сообщения: 1820
Темы: 58
Зарегистрирован: Чт, 16 декабря 2004
С нами: 19 лет 4 месяца
О себе: ;)

#6 immortelle » Вс, 21 декабря 2008, 19:51

Martin
может быть, правая рука не должна таки знать что делает левая
трудишься
и раздаешь не заботясь
Бог о тебе позаботится
бываетчто хочешь отдать а они не берут
бывает что не очень хочешь отдать - а попросили "дай пож-ста"
если Богу довериться, то как-то с этим проблем не возникает
immortelle

#7 лука » Пн, 22 декабря 2008, 5:23

Napalm писал(а):А слабо определить методы превращения труда обычного и не особо радостного в труд радостный?)))
В труд нужно внести элемент творчества и личной заинтересованности

Моешь полы то не полы моешь свое тело прибираешь печенку там селезенку чистишь или с ДУШИ ГРЯЗЬ убираешь как тряпкой обиды смахиваешь....
Или разгружаешь вагон сахара -то не мешки ворочаешь то карму отбрасываешь перерабатываешь
Или сидишь в кабинете пришел проситель-Удивился опять пришел... а дай-ко я так решу проблему что б он более не появлялся ну разве что с коробкой конфет и благодарностью
лука
Аватара
Сообщения: 659
Темы: 1
Зарегистрирован: Пт, 21 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#8 Дезинфекция » Пн, 22 декабря 2008, 6:13

...
Дезинфекция
Сообщения: 3726
Темы: 57
Зарегистрирован: Пн, 14 июля 2008
С нами: 15 лет 9 месяцев

#9 katyava » Вт, 23 декабря 2008, 11:51

а мне нравится мыть полы - потому что сразу становится свежо и чисто - приятно :smile:
katyava
Аватара
Откуда: C-Петербург
Сообщения: 1801
Темы: 29
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

О помощи

#10 Martin » Пт, 26 декабря 2008, 10:11

Споём душевно и с любовью
В формате форумских затей...

Деятельность есть свойство человеческое, но мудрые советуют не привязываться к плодам деятельности
Бхагавад-Гита

2:47 Взирай лишь на дело, а не на на плоды его; да не будут побуждением твоим плоды деятельности, но и бездействию не предавайся.

Качество деятельности... значение все же имеет. И как действовать тоже.

Нашел интересное место в Законах Ману:
из главы I
81. В век Крита дхарма четвероногая и полная, также и истина; никакой выгоды не было людям от а-дхармы.
82. Но в другие (века) из-за (стремления к) выгоде дхарма теряет постепенно по ноге; и из-за воровства(caurika), лжи(anrta) и обмана(maya) дхарма исчезает четверть за четвертью.
83. Свободные от болезней, достигающие всех целей (люди) в век Крита живут по четыреста лет, но в Трета и прочих их жизнь уменьшается на одну четверть.
84. Жизнь смертных, упоминаемая в Веде, желанные результаты жертвенных обрядов и сила одарённых телом, распределяются соответственно веку.
85. Одни дхармы в век Крита, другие в Трета и Двапара, иные в век Кали, соответственно укорочению веков.
86. В век Крита объявили главным аскетизм, в Трета -- знание, в Двапара же -- жертвоприношение, в век Кали -- одну щедрость.

Дхахма -- этика, высший закон
а-дхарма -- отрицание дхармы, неэтичность, беззаконие

Дхарма выглядела по разному в разное время.

аскетизм -- смирение потребностей тела,
знание ... надо полагать, это знание о сути
жертвоприношение -- для современного человека это пожертвовать на храм, свечку поставить.

щедрость -- сначала и не поймешь... можно предположить, что это известная "отдача" в терминах ДК? Мне кажется что это достойная версия.

И тогда выстраивается цепочка:
1. в какой-то момент аскеты стали стремиться приобретать вещи;
появилось чувство собственности и воровство вещей

2. Через знание учились изготавливать вещи;
вещизм укреплялся... знания стали подменять ложью

3. Способность пожертвовать часть, сделалась противовесом чувству собственности и вещизму;
ложь привела к обману в торговле -- стали "шило на мыло менять"

4. Щедрость как отказ от чувства собственности

....помощь вещами несовершенна. На вещи легко появляется чувство собственности.
Значит... помощь "эфимерная": словами, делами, теплыми чувствами... наверное лучше будет.

Бхагавад-Гита о действии:
3:25 От привязанности к действию действует немудрый, о Бхарата; мудрый же должен действовать без привязанности, ради блага.

3:26 Мудрый не должен смущать невежественных людей, привязанных к действию, но, действуя в гармонии со Мной, должен каждую деятельность делать привлекательной.

Щедрость, помощь, отдача ... творятся в Гармонии...
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

Три ступени

#11 Martin » Вс, 4 января 2009, 9:14

Произошло некое событие. И нужно реагировать...
И человек учится правильно отреагировать на событие. Учится от необходимости.

Если событие повторяется часто, то человек набрав опыт решения проблемы, учится извлекать пользу (если возможно это).
И ... как дальше? -- на первый взгляд непонятно, как отказаться от пользы извлеченной. Как "не привязываться" к результату.

Но вот пример:

Когда то в школе использовались розги. Для того чтобы "стимулировать" процесс обучения.
Если ленивый ученик не понимал того, что учиться необходимо, то подключалось "физическое" стимулирование умственной деятельности.

Но в современной школе от розг отказались. Хорошо это или нет... существуют разные мнения.
Некоторые родители стимулируют процесс обучения своих чад примерно так: Если год будет без троек, то чадо получит ... велосипед, байк, итд (в зависимости от возможностей родителей) -- иногда способ "заинтересовать" через корысть срабатывает.

Но хороший педагог знает что лучший способ обучения когда сам процесс обучения доставляет радость. Когда каждый урок в радость, тогда и другие способы стимулирования ... розги, велосипеды, "конфеты" не требуются.

Но радость бывает разной. Можно вспомнить сцену из "Республики ШКИД" когда учитель словесности распевал с учениками песенки о курсистках... И дальше этого обучение не двигалось. Значит не какая угодно радость годится для создания правильного процесса обучения. Высшая радость есть Путь.
(Подробнее в теме О Радости)

В терминах ДК:
Произошла какая-то ТС.

Вначале учимся принимать ситуацию. С любовью. И учитель тут -- необходимость.

Потом действовать, то есть учимся приводить себя в порядок на волне, порожденной ТС. То есть извлекаем пользу.
И ... опять проблема как перейти на следующую ступень. Как отказаться от ожидания результата. И извлечения пользы.

Во первых ТС это вовсе не ТС... а просто событие
Во вторых .... радоваться тому что можно научиться чему-нибудь новому.

Радость Пути... но самому найти ее непросто.
Значит приходит понимание того что нужно отойти от малого эго...
но это уже другая история...

Три ступени: необходимость, польза, Радость.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

три ступени

#12 Juliette » Вс, 4 января 2009, 10:26

про три ступени очень интересно.
мой опыт немного другой.
сначала острая боль, потом открыте этой боли, потом глубокая, мягкая радость.
мне кажется, что ваше описание более логическое.
мой опыт скорее чувственный. :wub:
Juliette
Сообщения: 2677
Темы: 30
Зарегистрирован: Ср, 10 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Логика + Чувство

#13 Martin » Вс, 4 января 2009, 17:10

Чувство и логика... Интуиция это чувство или логика? Обычно говорят что чувство, но из интуитивной идеи можно выстроить логическое рассуждение, предполагая, что ответ приблизительно известен. И получается, что интуиция -- это чувство, в котором может содержаться знание.

А привычная логика мне представляется как незадачливые строители:
Постановили. Строим дом.
И строят ... чего-нибудь да построят. Бывает что и "повезёт".

А вначале ... архитектор делает эскиз, потом макет. Группа инженеров делает проект ... а только после, в соответствии с проектом, строится здание.
Чем руководствуется архитектор? -- наверное разные архитекторы работают по-разному. Но мне кажется, что каждый из них включает чувства. Пытается сразу представить здание уже построенным. И отталкивается от этого образа, прорабатывая последовательно отдельные детали. От крупных элементов к мелким.

Но здание строится иначе: вначале фундамент, потом стены, потом крыша, коммуникации, внутренняя отделка...

Когда все кусочки рассуждений сведены в систему, то система рассуждений обретает логичность.

Опыт чувственный или логический? -- наверное действительно можно сказать "более логическое описание", или "скорее чувственный опыт".
... мне казалось что выстраиваю логику рассуждения из ощущений, то есть из чувств...
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#14 Juliette » Пн, 5 января 2009, 9:38

это правда.
просто мне никогда не удавалось перевести чувственный, интиутивный уровень в логическое заключение.
как-будто какого то звена в цепочке не хватает.
все мои "знания" всегда оставались на уровне чувственного опыта.
потом уже, читая книги или чьи то рассуждения, понимаю про что это, если такой опыт уже раньше был на уровне чувства.
а если нет, то вообще не понимаю, о чем речь.
как раз ваше рассуждение про три ступени было понятно :yes:
правда у меня эти ступени наверное вот такие:
острая боль -- мягкая боль -- глубокая радость.
но чувствуется, что речь идет о чем то похожем :smile:
Juliette
Сообщения: 2677
Темы: 30
Зарегистрирован: Ср, 10 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

#15 Martin » Пн, 5 января 2009, 10:43

Можно предположить так: Раджас, Тамас, Саттва ...
Но я не слишком погружался в тему Индуизма, надо эту версию проверить.

Единый, Двойственность, Три Гуны, Четыре Варны.
Можно предположить, что есть общие закономерности.

"Три ступени" ... начинались как попытки осмысления сна, но мне уже думается, что любое действие проходит эти три стадии.

Мне кажется, пример с обучением в классе, содержит еще информацию, которую не написал.
В классе работает преподаватель.
Именно он помогает перейти от необходимости и извлечения сиюминутной пользы, к радости и интересу к познанию.

Можно "присесть за парту" и немного пофантазировать...
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#16 Juliette » Пн, 5 января 2009, 22:13

Мартин,
похоже, мне надо сесть за парту и узнать хоть немного об Индуизме.
потому что мне ничего неизвестно про
Раджас, Тамас, Саттва
и про
Единый, Двойственность, Три Гуны, Четыре Варны

учителей у меня не было (или я не умела их распознать), но часто бывали попутчики и соученики, которые знали больше, понимали лучше и могли очень помочь :smile:

про переход от пользы к радости вы хорошо сказали. :rose:
польза сиюмиютна.
истинная радость постоянна. :yes:
Juliette
Сообщения: 2677
Темы: 30
Зарегистрирован: Ср, 10 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

#17 Martin » Вт, 6 января 2009, 8:11

Возможно мне не стоит претендовать на роль учителя Индуизма. Но думаю, что могу изложить некоторые вещи, которое привлекли внимание так, как понимаю

Размышляя над примером про группу учеников, пришел к выводу что преподаватель, учитель есть необходимость для успешного обучения. Без преподавателя обучение в школе будет для большинства учеников почти невозможным делом, а для остальных значительно замедлится.
А если вся жизнь есть школа.... то нужен учитель, а в свою очередь учитель тоже человек и нуждается в своем наставнике и т.д. И тогда традиция востока, почитание гуру не есть нечто устаревшее и оторванное от жизни, так как для успешного обучения учитель необходим.
И тогда ... основа почитание иерархии, необходима для правильного понимания что такое есть Буддизм -- это цепочка учителей восходящих до самого Творца
... слово Учитель встречается и в Евангелии неоднократно.
Различные традиции а суть одна.

Знатоки говорят что суть Индуизма изложена в Бхагават Гите.
Но любой текст еще нужно понять...

Как мы понимаем, Творец Сущего -- один. Всё в нем, поэтому Единый.

Но во всем проявленном найдем два начала.

Три Гуны: Раджас, Тамас, Саттва -- это свойства Пракрити.
Чую вопрос: что такое Пракрити? Обычный перевод Природа.
Пракрити -- это то из чего эволюционирует материя

Пракрити проявляется трояко, как Раджас, Тамас, Саттва. Эти проявления называются Гунами, они одновременно и субстанция и свойства.

Гун -- три. А варн четыре. Слово "варна" переводят то как "сословие", то как "каста". Изначально варна означала не касту, а деление людей по качествам. А качества определялись сочетанием гун. То есть принадлежность к варна изначально не привязывалась к факту рождения в той или иной касте.

Внимательный, при желании, может найти языковые параллели для терминов Раджас, Тамас и Саттва.

Раджас -- активное начало, "движение"
Тамас -- "инерция"
Саттва -- "равновесие", "умиротворение"

Фразу "Раджас, Тамас, Саттва" в предыдущем посте тогда можно прочитать так:
Возбуждение, Торможение, Умиротворение.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#18 Орландо » Вт, 6 января 2009, 10:59

Juliette писал(а):но часто бывали попутчики , которые знали больше, понимали лучше и могли очень помочь
Juliette
Вот как интересно иногда складываются обстоятельства.
Встречаешь человека и он представляется, допустим, сатаной. А ты настраиваешься на его душу и видишь насколько она ранима и безззащитна. То как он себя называет его личный выбор. Может у человека есть причины. Кто может знать всё до конца.
Или, например, происходит встреча с пророком, но не возникает сонастроенности. Конечно это еще обо всём не говорит. Но .....
Орландо
Аватара
Сообщения: 1021
Темы: 4
Зарегистрирован: Ср, 30 апреля 2008
С нами: 15 лет 11 месяцев

#19 Zabava » Вт, 6 января 2009, 16:37

Martin писал(а):Раджас, Тамас, Саттва

Мне это вот что напомнило)
Есть у меня интересная иллюстрация "Управление чувствами".
Колесница. Пять буйных коней в упряжке- чувства, кучер с хлыстом - разум, а в повозке ездок - душа. Тоже, кстати, троица.

Martin писал(а):Возбуждение, Торможение, Умиротворение.

Это и есть процес управления чувствами.
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2550
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев

Re:

#20 Juliette » Ср, 7 января 2009, 4:33

Орландо писал(а):
Juliette писал(а):но часто бывали попутчики , которые знали больше, понимали лучше и могли очень помочь
Juliette
Вот как интересно иногда складываются обстоятельства.
Встречаешь человека и он представляется, допустим, сатаной. А ты настраиваешься на его душу и видишь насколько она ранима и безззащитна. То как он себя называет его личный выбор. Может у человека есть причины. Кто может знать всё до конца.
Или, например, происходит встреча с пророком, но не возникает сонастроенности. Конечно это еще обо всём не говорит. Но .....

Oрландо

а вы глубоко правы, что за каждым самым страшным преступлением кроется личная, глубокая боль, и когда это понимаешь, перестаешь судить, и действительно ощущаешь странную близость к человеку. Даже Каин убил Авеля от боли, что Бог его не заметил.
мне это очень понятно :) просто мои убийства были на тонком уровне в виде ревности или зависти, но суть то таже самая!

а иногда самый правильный человек настолько закрыт в своей правильности, что его самые хорошие слова вызывают противоречие.

загадка!
Juliette
Сообщения: 2677
Темы: 30
Зарегистрирован: Ср, 10 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Закрытая книга

#21 Martin » Ср, 7 января 2009, 11:34

.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

След.

Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 14 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php