#24 musiculia » Чт, 4 сентября 2008, 16:19
Согласна по поводу манипуляторства взрослых, о котором пишет Крыс, но не стала бы так категорично разделять на взрослых и детей. Вспомните детский фильм про "Красную шапочку": маленький ребенок очень умело манипулировал всеми няньками, до тех пор пока не остался один. Очень интересная тема по поводу эгоизма, хотя и тут не надо, на мой взгляд, делать подобное разделение. Хочу привести пример из школьной жизни, но сначала напомню ответ СНЛ одной из своих читательниц, по поводу детского эгоизма. В одной из своих первых книг СНЛ советовал родителям не бороться с проявлениями детского эгоизма, так как если ребенок "сломается"( то есть не будет отстаивать свое), то у него пойдет сильная программа самоуничтожения. Это, по мнению СНЛ, было связано с абсолютизацией чувства альтруизма у его родителей.
Теперь приведу свой пример. Сегодня на уроке (музыки) один из второклассников с большим воодушевлением отстаивал свои права по поводу того, как и чем ему заниматься. Все предлагаемые мною задания были им проигнорированы, и было явное нежелание что либо делать. Я не стала акцентировать внимание на его поведении, а продолжала вести урок, общаясь с другими ребятами. Наблюдая за всеми, мальчик был явно не доволен, даже обижен всеобщим увлечением и стал отвлекать своих товарищей. На мои замечания по поводу того, что он мешает остальным заниматься, ребенок не обращал никакого внимания. После урока я поговорила с классным руководителем, оказалось, что такое поведение у него постоянно и на других уроках. Родители плачут горючими слезами: мама мягкая, уступчивая - сама не в состоянии с ним справиться. Ребенок противоречит ей во всем. Чем сильнее "педагогическое" воздействие на этого ребенка со стороны учителей, родителей - тем хуже. Вот вкратце и вся ситуация.
Теперь попытаюсь ее проанализировать в свете предложенной темы. У ребенка очень твердая установка на отстаивание своего мнения по всем вопросам. На любое замечание взрослого у него выработан стойкий рефлекс защиты. Это не хорошо и не плохо, а только лишь один вариант решения конфликта. По большому счету, внутреннее состояние этого ребенка аналогично состоянию учителя - т.е меня, его родителей, других учителей. Как изменить эту ситуацию? Начать с себя. Я была не права, когда считала, что общее дело или задание, важнее чем ребенок, который находится в ужасном душевном состоянии: увлекая других, я еще больше подчеркивала разницу между ним и другими детьми (они хорошие - а он нет). Что надо было сделать? Во-первых - не терять чувства любви к этому ребенку. Во-вторых - дать возможность выразить свое настроение с помощью рисунка или ассоциации. Затем, спросить у других детей, были ли у них схожие чувства, то есть дать понять этому ребенку, что его душевное состояние - не исключение. А лучше, наверно, было бы привести пример музыки Л.В.Бетховена, у которого также бывали состояния "противоборства" со всем миром. К сожалению, правильный выход из сложившейся конфликтной ситуации приходит не сразу, очень часто, автоматически включается реакция защиты. Не защищаться психологически может только человек, наполненный чувством любви, а к альтруизму защита не имеет никакого отношения. Не надо абсолютизировать эти два понятия. Здоровый эгоизм необходим - как взрослым, так и детям. А что предприняли бы вы, находясь на моем месте?