Нравственное здоровье детей

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

#21 ptiza » Пн, 25 августа 2008, 16:56

Нравственное здоровье, наверное, заключается в отсутствии зацепки за нравственность.
А то можно спутать и вместо воспитания нравственности привить ребенку идеализм в этом вопросе.
ptiza
Сообщения: 917
Темы: 2
Зарегистрирован: Ср, 13 декабря 2006
С нами: 17 лет 4 месяца

#22 Крыс » Сб, 30 августа 2008, 9:56

musiculia писал(а):но как изменить психологию массового учительства сложившуюся веками? Ведь один в поле(школе) не воин?

Изменить сразу не изменишь, постепенно, вырастить поколение, которое в лдям вообще в целом, не только в школе будет относиться по иному, ни в целях использовать для своих целей, а чтобы помогать. Т.е. когда все поменяют эгоизм на альтруизм. Это как программа максимум. А на сегодня надо ребенка учить справляться с той ситуацией, которая есть. Хамит учитель? Умей ответить. Не бойся наказания, не бойся проблем, бери ответственность на себя в любом случае и за все. А чтобы человек не боялся, родитель должен так подходить в своему ребенку, чтобы не пытаться самому за счет ребенка чувствовать свою власть. Это очень легко, за счет того, кто зависим от тебя. и это происходит и потом и дальше. Учителя издеваются над учениками, Начальники над подчиненными, сильные хулиганы над слабыми ботаниками. Но не стои закрывать ребенка от этого, чтобы он научился справляться с этим, он должен знать о существовании таких отношений, как власть и подчинение. И это задача родителей. Но как родитель, который сам не в состоянии отказаться от желаний власти, может научить ребенка не пытаться никого подчинять? Никак. Так что понятно, что родитель должен начать с себя, а это уже очень сложно, потому что желание власти сидит в эгоизме, когда человек хочет всего для себя, при этом не важно какими словами он все это разукрашивает (благо ли это для своих детей или может быть даже для всего человечества). Готов ли родитель отказаться от эгоизма? Большей нравственности нет, чем альтруизм.
Крыс
Аватара
Откуда: г.Алматы, Казахстан
Сообщения: 5391
Темы: 71
Зарегистрирован: Чт, 21 июля 2005
С нами: 18 лет 8 месяцев
О себе: любитель сыра

#23 Kasia » Чт, 4 сентября 2008, 15:39

Честно говоря, в семье мало говорим о Боге... к сожалению. Но иногда дети выдают такую информацию! Видимо, духовное воспитание происходит не только (не столько) на вербальном уровне.
В парке установлен танк - памятник "в честь освобождения..." Сын (7 лет) подбегает: "Мама, знаешь как танк называется? ИС!" Провожу ликбез:
- Да, назвали так в честь И.Сталина - он был правителем нашей страны в годы войны. На самом деле страшный человек - погубил миллионны людей, но в то время люди ему верили, шли в бой "За Родину! За Сталина!"
- Я б его.. я б его... в тюрьму посадил!!!
Но буквально через секунду:
- Мама, знаешь, - он не виноват, его страх его одолел, он несчастный человек.

А на днях задал вопрос: "Кто важнее - мама или Бог?" Спрашиваю "А сам как считаешь?" - "Мама, только ты не обижайся, но я думаю, что Бог важнее"
Kasia
Аватара
Сообщения: 1199
Темы: 23
Зарегистрирован: Ср, 18 июня 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев

#24 musiculia » Чт, 4 сентября 2008, 16:19

Согласна по поводу манипуляторства взрослых, о котором пишет Крыс, но не стала бы так категорично разделять на взрослых и детей. Вспомните детский фильм про "Красную шапочку": маленький ребенок очень умело манипулировал всеми няньками, до тех пор пока не остался один. Очень интересная тема по поводу эгоизма, хотя и тут не надо, на мой взгляд, делать подобное разделение. Хочу привести пример из школьной жизни, но сначала напомню ответ СНЛ одной из своих читательниц, по поводу детского эгоизма. В одной из своих первых книг СНЛ советовал родителям не бороться с проявлениями детского эгоизма, так как если ребенок "сломается"( то есть не будет отстаивать свое), то у него пойдет сильная программа самоуничтожения. Это, по мнению СНЛ, было связано с абсолютизацией чувства альтруизма у его родителей.
Теперь приведу свой пример. Сегодня на уроке (музыки) один из второклассников с большим воодушевлением отстаивал свои права по поводу того, как и чем ему заниматься. Все предлагаемые мною задания были им проигнорированы, и было явное нежелание что либо делать. Я не стала акцентировать внимание на его поведении, а продолжала вести урок, общаясь с другими ребятами. Наблюдая за всеми, мальчик был явно не доволен, даже обижен всеобщим увлечением и стал отвлекать своих товарищей. На мои замечания по поводу того, что он мешает остальным заниматься, ребенок не обращал никакого внимания. После урока я поговорила с классным руководителем, оказалось, что такое поведение у него постоянно и на других уроках. Родители плачут горючими слезами: мама мягкая, уступчивая - сама не в состоянии с ним справиться. Ребенок противоречит ей во всем. Чем сильнее "педагогическое" воздействие на этого ребенка со стороны учителей, родителей - тем хуже. Вот вкратце и вся ситуация.
Теперь попытаюсь ее проанализировать в свете предложенной темы. У ребенка очень твердая установка на отстаивание своего мнения по всем вопросам. На любое замечание взрослого у него выработан стойкий рефлекс защиты. Это не хорошо и не плохо, а только лишь один вариант решения конфликта. По большому счету, внутреннее состояние этого ребенка аналогично состоянию учителя - т.е меня, его родителей, других учителей. Как изменить эту ситуацию? Начать с себя. Я была не права, когда считала, что общее дело или задание, важнее чем ребенок, который находится в ужасном душевном состоянии: увлекая других, я еще больше подчеркивала разницу между ним и другими детьми (они хорошие - а он нет). Что надо было сделать? Во-первых - не терять чувства любви к этому ребенку. Во-вторых - дать возможность выразить свое настроение с помощью рисунка или ассоциации. Затем, спросить у других детей, были ли у них схожие чувства, то есть дать понять этому ребенку, что его душевное состояние - не исключение. А лучше, наверно, было бы привести пример музыки Л.В.Бетховена, у которого также бывали состояния "противоборства" со всем миром. К сожалению, правильный выход из сложившейся конфликтной ситуации приходит не сразу, очень часто, автоматически включается реакция защиты. Не защищаться психологически может только человек, наполненный чувством любви, а к альтруизму защита не имеет никакого отношения. Не надо абсолютизировать эти два понятия. Здоровый эгоизм необходим - как взрослым, так и детям. А что предприняли бы вы, находясь на моем месте?
musiculia
Автор темы
Сообщения: 32
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 17 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев

#25 ptiza » Пт, 5 сентября 2008, 12:53

дать понять этому ребенку, что его душевное состояние - не исключение. А лучше, наверно, было бы привести пример музыки Л.В.Бетховена,

Напомнило мне одну няню, которая пару раз пришла к моему полуторагодовалому тогда сыну. "Я ему в песочнице душу открыла, стихи читала, а он меня за волосы дернул! Вы еще с ним наплачетесь!" :-D
ptiza
Сообщения: 917
Темы: 2
Зарегистрирован: Ср, 13 декабря 2006
С нами: 17 лет 4 месяца

#26 musiculia » Пт, 5 сентября 2008, 13:36

В приведенном Вами случае, няня скорее всего и продемонстрировала пример зацепки за нравственность (Я ему стихи в песочницу - а он мне...). Никто не говорит о том, что воспитание это сиюминутный процесс, и ждать от маленького ребенка мгновенного изменения не надо. Я ставлю вопрос несколько по другому: может ли учитель, няня, родители и др. искать различные варианты решения конфликтной ситуации со своими воспитанниками?
musiculia
Автор темы
Сообщения: 32
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 17 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев

#27 actrisa » Сб, 6 сентября 2008, 4:27

Здравствуйте,Musiculia! Мне очень нравится Ваш вариант решения-с рисунками( добавила бы- с глиной и прочим подручным материалом). Но не каждый ребёнок станет это делать. Мне один маленький мальчик(3,5 года) сказал:"Я боюсь делать то,что мне трудно". И для него это признание было большим шагом вперёд, я считаю.
Интересно,кстати,что хотел делать Ваш ученик? И какое задание давали Вы? Может,тема урока как-то отражалась и в его занятии?
А что касается страхов-мне кажется,многим детям просто не хватает умения быть внимательными,самостоятельно вести поиск,находить решение,-отсюда и неуверенность в своих силах.
Как вариант решения- работать группами, чтобы каждый делал то,что ему по силам, или-попросить ребёнка быть помощником учителя,чтобы он не мешал остальным и чувствовал поддержку.
Мне кажется, тут нет идеального решения.Любая ситуация-только средство для развития ученика и учителя.
Про сохранение любви к ученику- однозначно.Если реально это сделать-все проблемы исчезнут, останется радость совместного творчества.
Но,мне кажется,это сделать очень трудно: как ни крути, а работа учителя развивает способности ребёнка, и подмена ценностей происходит незаметно.
actrisa
Откуда: Las Vegas
Сообщения: 168
Зарегистрирован: Вт, 26 декабря 2006
С нами: 17 лет 3 месяца

#28 musiculia » Сб, 6 сентября 2008, 10:24

Большое спасибо actrisa , что очень точно сформулировали проблему, которая для меня очень важна. В современной педагогике акцент на развитие способностей детей является наиболее распространенным. Формирование душевных качеств ребенка очень часто уходит на второй план. Умение ребенка работать в коллективе, команде, группе - необходимое коммуникативное умение, которое надо прививать ребенку с малых лет. То, что в приведенном мною случае ребенок не смог стать участником общей работы коллектива( по своим серьезным на то причинам) можно увидеть еще одну сторону конфликтной ситуации. Коллектив, с одной стороны, настроенный на развитие способностей( больше узнать, научиться, сделать) и личность, настроенная на обратный процесс(полное отсутствие какого-либо желания) с другой стороны. В большинстве случаев решением этой ситуации является осуждение поведения нерадивого ученика и его наказание, т.к. данная ситуация рассматривается с точки зрения большинства. И я своим поведением на уроке дала возможность большинству ребят осудить поведение мальчика, тем самым формируя негативное отношение к нему (он плохой, всем мешает заниматься и т.д.). Такое решение не привело к увеличению любви ни в моей душе, ни в душе мальчика, ни его одноклассников. С другой точки зрения, эта ситуация была необходима, чтобы понять, что развивая способности, надо не забывать о том, что все-таки главное в воспитании - это любовь. И если бы я своими действиями настроила ребят на помощь этому мальчику, то результат был бы лучше. По крайней мере не было бы отчуждения. Как все просто оказывается, если внимательно присмотреться к ситуации с разных сторон. Но в нас, также как и в наших детях, не сформировано это умение решать конфликт исходя из установки сохранения любви к оппоненту. Нас этому не учили. И мы, к сожалению, своими действиями учим их обратному.
musiculia
Автор темы
Сообщения: 32
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 17 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев

#29 actrisa » Сб, 6 сентября 2008, 17:42

Мне эта тема очень близка,хоть я и не профессиональный педагог.Ко мне время от времени обращаются родители с просьбой заниматься с детьми русским языком и литературой. И,конечно,подразумевается развитие духовности.И я всё время себе напоминаю,что знания и умения-не главное,что ребёнок приходит не для того,чтоб я его научила,а чтобы через меня научиться тому,что ему в данный момент нужно.Может,это всё похоже на общие фразы,но мне реально помогает. А мои дедушка и бабушка были учителями.И мне постоянно приходится бороться со своим желанием поставить образование на первое место.Может,точнее,не бороться,а уравновешивать его другими ценностями.Детки,конечно,помогают-как и в Вашем случае.А в сторону уйти и не заниматься этим-нельзя, такое у меня чувство.Спасибо Вам за тему, за Ваш опыт.
actrisa
Откуда: Las Vegas
Сообщения: 168
Зарегистрирован: Вт, 26 декабря 2006
С нами: 17 лет 3 месяца

#30 actrisa » Сб, 6 сентября 2008, 17:53

Ещё,мне кажется,все дети любят учиться,просто каждый делает это по-своему.И очень часто мешает страх-страх перед новым,страх не оправдать надежды, и т.д.У меня во время урока девиз такой:"быть рядом и помочь",-благо,группы маленькие,по два-три человека.Вам,конечно,сложнее.
Успехов!
actrisa
Откуда: Las Vegas
Сообщения: 168
Зарегистрирован: Вт, 26 декабря 2006
С нами: 17 лет 3 месяца

#31 musiculia » Сб, 6 сентября 2008, 18:40

Спасибо за поддержку и понимание. Труд педагога - это на самом деле нелегкий, полный противоречий труд, когда все накопленные знания и жизненный опыт проходят ежесекундно проверку на дееспособность. Но умение руководствоваться не только ими, а еще и внутренним ощущением, для меня было и остается очень важным.
musiculia
Автор темы
Сообщения: 32
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 17 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев

#32 musiculia » Ср, 10 сентября 2008, 12:42

В продолжение темы.... Сегодня на сайте прогрессивного искусства REDAR просмотрела фильм Н.С. Михалкова "12", и он произвел на меня сильное эмоциональное впечатление. На мой взгляд, в фильме осуществлена попытка соединения логики человеческой и Божественной в решении нравственного конфликта: взять на себя ответственность за принимаемые решения или нет. В этом фильме каждый присяжный заседатель, и зритель одновременно, должны решить этот конфликт прежде всего для себя. Каждый из них руководствуется своим опытом, знаниями, а главное, искренним желанием разобраться в этой ситуации. И когда всем становится ясно, что мальчик не виновен, как честные люди они принимают оправдательный приговор. Справедливость восторжествовала, но спасло ли это решение жизнь подростка?
Вот и Божественная логика, которая, на первый взгляд, кажется абсурдной, с пониманием дальнейших последствий для жизни, становится необходимой. Очень часто, мы не можем поступить нравственно, только по тому, что не умеем брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу другого человека, т.к. это ущемляет нашу жизнь. Как раз этому учит этот фильм. Может быть кто-то может поделиться своим опытом решения подобных ситуаций?
musiculia
Автор темы
Сообщения: 32
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 17 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев

Пред.

Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 15 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php