Симон Соловейчик, «Педагогика для всех»

Список разделов Главное Воспитание

Описание: Теоретические и практические вопросы воспитания детей, родителей и друг друга.

#1 Айрим » Сб, 26 июля 2008, 22:01

«Семья противоположна театру: в театре быт за кулисами, а на сцене – высокий дух; в семье на сцене – быт, а за кулисами домашних явлений – дух»

имхо, толковая и пользительная книга

В последнее время появилось немало книг, посвященных воспитанию детей, как религиозно обоснованных, так и чисто утилитарных, направленных на решение конкретных задач. Издаются и разнообразные художественные произведения, затрагивающие темы семейной педагогики и воспитания маленького человека для Царствия Божия. Книга, о которой мы хотим рассказать, была издана достаточно давно – в середине восьмидесятых, и написана она автором невоцерковленным или даже совсем неверующим. И все же она заслуживает не меньшего внимания, чем другие подобные ей труды.

Автор «Педагогики для всех», Симон Львович Соловейчик, - известный в свое время педагог и публицист, отец троих детей, редактор издательства «Первое сентября» (ныне его место занимает сын). В своей книге он сделал ряд собственных открытий, а также систематизировал достижения предыдущих педагогов, стараясь восполнить тот недостаток семейной, домашней («нешкольной», неофициальной) педагогики, который все сильнее ощущался в советское время.

Соловейчик обладает необычайно глубоким, образным художественным стилем, который выводит его работы за рамки психологии и педагогики; в то же время это и не художественное творчество. Истинность его – в откровенности автора, в его «искусстве повивальной бабки», в его несомненном гомилетическом даре. Несмотря на некоторые спорные моменты, эту работу можно назвать основополагающей, так как она задает самый верный тон для всех подобных изысканий. Это книга-размышление, книга-собеседник, книга-зеркало, книга-правило. Удивительная точность формулировок, ясность прекрасного литературного языка, честность автора перед людьми и самим собой производят на читателя редкое и благотворное влияние – возводят его ум и сердце горЕ, то есть ввысь. По словам исследователя А. Русакова, «для Соловейчика жизненная ситуация — это не проблема, решение которой обсуждается, а притча, позволяющая точнее увидеть подлинную суть неразрешимых противоречий, непрерывного и неизбывного драматизма духовной жизни».

«Педагогика» Соловейчика действительно написана «для всех» - самые сложные мысли изложены самым простым языком. В книге отсутствуют сколько-нибудь специальные термины, что делает ее доступной даже для подростков. Это идеальное чтение для семьи, где есть неверующие домочадцы, а также для всех, кто работает с людьми – ведь законы психологии одинаковы для всех.

Известно, что самые простые вопросы на деле самые сложные.

«…Однажды… я задал себе вопрос: отчего это в одинаковых условиях в одних семьях вырастают хорошие дети, а в других плохие?»

Очень многие авторы пишут об ошибках воспитания, но совсем немногим удается показать, «в чем состоит само воспитание? Как выглядит воспитание безошибочное?»

В этом смысле книга Соловейчика одна из немногих позитивных от начала и до конца, именно поэтому она и дает самые реальные и действенные советы.

Современные педагогические концепции технологичны, они действительно (повинуясь спросу) стараются ответить на бесконечные вопросы родителей: «Что делать если ребенок…

… что делать, если ребенок непослушен, упрям, капризен, медлителен, неряшлив, грубит, плохо учится, ленится, грызет ногти, поздно приходит домой, вообще не выходит из дому, не читает, только и делает что сидит над книгой, курит, ворует, обманывает, связался с дурной компанией, не имеет товарищей, жаден, скрытен, скуп, застенчив, необщителен, труслив, несамостоятелен, безвольный, нечуткий, невнимательный, злой?»

Соловейчик прямо говорит, что «ответов на этом уровне не существует – они живут в другой сфере». Но для того, чтобы понять, нужно читать всю книгу целиком – она, безусловно, этого заслуживает.

Из главы «ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ»
Спойлер
Чего мы ждем от детей? Да радости, конечно, чего же еще. Из одних лишь надежд на будущее или из одного только сознания общественного долга мало кто стал бы обзаводиться детьми.

Можно порассуждать о том, что дети наше будущее, залог бессмертия; можно смотреть на мальчика как на продолжателя рода; можно растить детей в надежде, что они будут опорой в старости, - это все так. Но детному человеку дети доставляют радость, и этим все сказано.

Детного человека легко узнать: дети ему интересны. Для бездетного человека ребенок прежде всего объект воспитания. Протянув ребенку яблоко, такой человек обязательно напомнит: "Ты, кажется, забыл что-то сказать?" Он не получает радости от того, что у ребенка есть вкусное яблоко, его радует только воспитанность, он не знает других отношений с ребенком, кроме воспитательных, и школьнику он умеет задать лишь один вопрос: "Как учишься?"

Отчего одни люди всегда счастливые, сияют, а другие всегда несчастны, и никак их не уговоришь, что нечего им горевать?

Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно.

Свободе учат свободой, ответственности - ответственностью, добру и совести - добром и совестью, а счастью - счастьем.

Чтобы ребенок вырос естественно добрым и честным человеком, чтобы он не старался казаться лучше, чем он есть, приходится исключить принуждение из арсенала воспитательных средств. Принуждая, мы заставляем ребенка делать нечто такое, что не отвечает его сущности, - иначе его и не пришлось бы принуждать. (…) Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка к правде, приучает быть самим собой.



Для физической закалки и приучения к дисциплине солдатам необходимо тяжелое учение. Но духовные законы не те, что законы физического развития. Для закаливания тела нужно спартанское воспитание, а для закалки духа нужны идеалы, представление о счастье, здоровая нравственность.


Ошибка взгляда на детей как на солдат, которым тяжело в учении, но легко в бою, состоит в том, что под словом "воспитание" принимается одно лишь приучение. К чему приучили - то и будет. Воспитание смешивают с дрессировкой. Между тем приучение в воспитании, особенно сегодняшнем, играет сравнительно небольшую роль.

Человечность, сильный дух - вот что может и что должно дать воспитание.

Из главы «УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ»
Спойлер
Отец слишком строг с ребенком, маленький превратился в зверька, стал неуправляемым, а отцу кажется, что он еще и недостаточно строг. Он винит жену, тещу, ребенка, самого себя винит, но ему и в голову не приходит, что виноваты его убеждения. Он и знать не знает, что у него есть какая-то педагогическая вера и что она может быть совсем другой, что ее можно сменить.

Это объясняет, отчего одним людям советы по воспитанию идут впрок, а другим нет. Если советы противоречат (педагогической) вере отца или матери, то, конечно же, в них не будет толку.


Предположим, некий мальчик дурно вел себя во дворе: побил маленького соседского мальчишку. Тот пожаловался своему отцу, отец отправился к соседу - "приструни, мол, своего", и наш отец берется за ремень. Он порет сына, приговаривая:

- Не бей маленьких! Ты у меня на всю жизнь запомнишь, как маленьких бить!

Вопрос: чему учит отец? Бить маленьких или не бить маленьких?

Теперь мы можем ответить: неизвестно, научит ли он тому, чему хочет научить, но бить другого - научит наверняка.


Требуя от ребенка, я учу его требовать от родителей, от людей, от жизни. Не тому учу и не другому, а только требовать, наступать, из горла вырывать - дай! Делай, как я велю!

Добиваясь верха - учу добиваться верха.

Прошу - учу просить.

Уступаю - учу уступать.

Добиваюсь своего увлекая, шутя, с выдумкой - учу тому же своего ребенка.


В воспитании все видимо, и все – невидимо.

Физическим действиям мы учим наглядно, душевным - незаметно. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс обучения идет - мы учим добиваться своих целей определенными душевными движениями, как учат строгать определенными физическими движениями.


Если у нас не хватает способностей, не хватает сил, времени и дети не ангелы, если невозможно достичь и того и этого - и культурное поведение дать, и нравственную культуру, то надо каким-то из двух этих рядов поступиться. Сделать выбор. Отказаться от некоторых целей, поскольку мы в нынешних условиях не можем достичь их нравственными средствами, не посягая на ребенка.

Если мы выбираем первый, культурный ряд, но ничего не можем добиться от ребенка, мы становимся все злее, все нетерпимее, мы все меньше любим разочаровавшего нас ребенка, и он становится все хуже и хуже. Если же мы делаем второй выбор, нравственный, мы постепенно научаемся находить выходы, у нас развивается изобретательность, некая педагогическая хитрость, мы становимся лучше, даже не занимаясь самосовершенствованием, не думая о нем, - и лучше становятся наши дети.

Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы, лучше становятся и дети.

Из главы «СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ»
Спойлер
Увидав слова "Воспитание без воспитания", одна из читательниц воскликнула: "Что вы делаете! Вы лишаете людей единственного их наслаждения - наслаждения воспитывать, поучать, унижать воспитанием, утверждаться за счет детей! Вам этого не простят!"

Не надо переделывать ребенка. Не надо переделывать себя. Наши усилия должны быть направлены не на ребенка, не на себя, а на главное - на отношение к ребенку. Судьба ребенка зависит от отношения к нему.


Крестная. Фото Анатолия Данилова
Волны воспитания - это любовные волны, они идут не по умственному каналу "понимаю - не понимаю", а по душевному каналу "принимаю - не принимаю". Понимают - умом, принимают - душой. Чувствуешь, что к тебе хорошо относятся, и любое замечание стерпишь. Не любят тебя - и слушать не хочу, всегда готов к отпору. Даже справедливое не доходит до разума, не может преодолеть фильтр защиты. Поэтому речи одного человека доходят до нас, другого – нет.

Перед ребенком, как перед каждым человеком, огромнейшее количество информации. Если бы он всю ее воспринимал, он захлебнулся бы в ней. Но в его душе воздвигается невидимая и прочная плотина, загораживающая путь рекам сообщений и требований. В каком месте откроется шлюз, какая информация будет впущена в сознание? Это полностью зависит от того, как относится ребенок к нам. Если мы, родители, источник напряжения, неудобств, неудовольствия, опасности, ребенок загораживается от нас и ни одно наше слово не доходит. Мы - как радиостанция, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию. Силой разрушить плотину против информации невозможно, она лишь укрепится, эта плотина. Я принимаю сына или дочь такими, какие они есть, и тем удовлетворяю их первую потребность - потребность в безопасности и признании, потребность в правде. Если я оттолкну сына от себя, если буду досаждать ему своими замечаниями и укоризнами, то дом станет небезопасным для него. Вон из дому, туда, где принимают без всяких условий! И я потеряю влияние на ребенка. Он уйдет душой из дома, и все недостатки его лишь усилятся, а я останусь при своей благородной фразе - "я его воспитывал, я его учил хорошему". При благородной фразе и неблагодарности ребенка останусь я.

Предположим, что он очень плохой человек, мой сын. Но я принимаю его плохим, и он рано или поздно становится все лучше и лучше. Человек набирается ума лишь от тех людей, которые его принимают.

За вопросом "виноват?" или "не виноват?" скрывается вопрос "люблю" или "не люблю". Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними и не разговаривают. Какие могут быть разговоры? Он мне в душу плюнул, он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?

Веселого и благополучного ребенка все любят, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. И мы оставляем ребенка одного перед лицом жизни, перед лицом всех его неприятностей.

Отцовская критика - просто критика, материнская - отказ в любви (так кажется ребенку). Если отец отвернулся от меня - проживу, если мать отвернулась - пропал.

Замечательно, что легче всего принимают, больше любят и потому лучше воспитывают детей больных, отсталых и даже уродливых. В этом случае у родителей нет честолюбивых мыслей о совершенном ребенке, и начинается настоящее воспитание. Видали ли вы когда-нибудь женщину, у которой неизлечимо болен ребенок? На этих женщинах свет лежит, они всегда прекрасны! Их возвысила любовь и необходимость принимать ребенка таким, какой он есть.

Когда ребенок набедокурил, провинился, у нас есть две возможности: показать, что мы его меньше любим, что мы сердимся, негодуем; и показать, что мы по-прежнему или даже больше любим его, жалеем и разделяем с ним его неприятности. Тогда источником неприятностей и мучений совести будем не мы, родители, а сам проступок. Плохо то, что я плохо поступил, а не то, что родители узнали об этом и наказали меня. Родители всегда со мной в моих бедах.

Мы устаем от детей не потому, что они надоедливы, а потому, что мы общаемся с ними вполсилы, вполдуши.

Мы дергаем детей лишь потому, что сами мы, взрослые, недостаточно дисциплинированны. Чем слабее наш собственный пример, тем сильнее наши педагогические меры - и тем бессильнее они. Мы пытаемся мерами заменить пример, а это невозможно.

Вера в магическую силу своего собственного слова идет с тех пор, когда вся жизнь человека складывалась как система подчинений. Мы видим, что многие родители, как и раньше, учат своих детей и поучают; нам кажется - и у нас должно получаться. Но мы не замечаем, что в тех удачных семьях действуют и еще какие-то силы, которых у нас нет. Не на одном лишь "я сказал!" держится там воспитание.

Из главы «ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА»
Спойлер
Воспитание желаний - это не воспитание чего-то отдельного, не пресечение капризов, не борьба с потребительством, не обуздание разрушительной энергии, а воспитание всей личности ребенка.

Это чрезвычайно важно. Для воспитания – что душа понимается как цельное: душа болит, жаждет, хочет, страдает, принимает, радуется. У нее свои, характерные для нее свойства: в чистой душе не появится низкое желание, в слабой душонке редко благородное чувство. Цельность души, устанавливаемая из опыта народом-педагогом, народом-психологом, как раз и делает невозможным воспитание по модели «сад-огород» - прививать какое-то одно чувство в отдельности.

Воспитывать можно только всю душу в целом.


Никогда не будем оставлять детей одних! Особенно, если им трудно, если они запутались. Неприятности в школе, ссора с учителем, ссоры с товарищами, денежные затруднения подростков, любовные неприятности, сердечные мучения – не оставим детей одних, не будем переходить на сторону их противников, даже если дети неправы. Не будем пользоваться моментом, чтобы произнести торжествующее: «Я же тебе говорил? А кому я говорил? Я тебя предупреждал?!» Пусть дети надеются на нас, пусть не отчаиваются. Дети склонны к надежде, чувство безопасности подводит их, а мы, взрослые, склонны эти надежды разрушать: «На что же ты надеялся?» - говорим мы скептически запутавшемуся в школьных делах сыну.

Осторожнее. Хуже будет, если сын перестанет на что-нибудь надеяться.


…Именно потому, что любовь и страх – антиподы, только любовью можно победить страх – эта мысль была известна очень давно. Любовь – единственное педагогическое средство против невольного детского страха перед жизнью и, следовательно, против возможных пороков.


Но есть дети, есть люди, которых обстоятельства жизни заставляют постоянно отстаивать себя. Они привыкают разрушать, добиваться своих целей за чужой счет: темная душа, живущая в смятении, в скрытом или открытом страхе, лишь изредка освещаемая короткой радостью победы.


Радуйте ребенка, больше радуйте его!

…Не так-то это легко – обрадовать ребенка, развеселить, рассмешить. Я видал родителей, которым и в голову не приходит, что они обязаны радовать своих детей, как обязаны они кормить их, одевать и отправлять в школу.


Между тем, для воспитания важно не столько быть любимым, сколько любить… Мама любит ребенка? Но кто при этом воспитывается? Мама! А не ребенок. Если любовь – покровительство и заступничество, то мы можем развивать это чувство в детях, поддерживая всякую их привязанность к старой кукле, к щенку, к котенку, кА каким-то их камушкам и стеклышкам. Все, что любит ребенок, люблю и я, все мне так же важно и дорого. У мальчишки в карманах не «дрянь всякая», а то, что он любит. Почаще будем говорить ему: «Я знаю, ты это любишь», - идет ли речь о горбушке, о компоте, о рубашке; и почаще будем говорить о том, что нам нравится в нашем доме и вокруг дома, и почаще будем радовать детей неожиданным удовольствием, помня, что радость – первая ступенька к любви.


…Сочувствие есть воспитательный акт, одно из главных педагогических действий.

- Что мне делать? – спрашивает мама.

- Посочувствуйте ребенку.

- И все?

- Сердечное движение бывает дороже любых мер.


…Ни ум, ни руки не работают как следует, если не трудится душа.


Семейная педагогика похожа на дорогу в горах, за каждым поворотом которой возможна пропасть. Но там все просто: свернул, свалился вниз – и нет тебя, никаких проблем. А в педагогике человек может ухнуть в глубочайший душевный провал и жить дальше, и воспитывать, не подозревая о том, что его, человека, как бы и нет на свете, одна видимость.


…Тайная драма: родители совершают поступки, которые обычно совершаются под влиянием любви (заботятся о детях, ходят на родительские собрания, посещают с ребенком зоопарк, покупают все, что нужно, хлопочут) – но не любят! (…) Они любят не детей, а себя в образе родителей.


Можно спросить родителей: у вас дети, но чего мы хотим? Счастья иметь детей, счастья иметь благополучных детей или детского счастья? Эта едва заметная, маловажная на первый взгляд разница и есть та пропасть, в которую мы сваливаемся – и погибаем как воспитатели.


Вот этот комплекс мер, широко применяемых в домашней практике: Попрек, Упрек, Замечание, Оскорбление – ПУЗО. Воспитанием от пуза (простите за грубость!) любви не научишь, это невозможно.

Из главы «ВОСПИТАНИЕ ДУХА»
Спойлер
Несправедливо растить ребенка одного, без домашних друзей – братьев и сестер; эту коренную несправедливость нельзя углублять раздражением, которое вызывается тем, что такой ребенок требует постоянного внимания к нему. Ребенку-одиночке так же трудно, как и матери-одиночке.



Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить - облегчать совесть. Каждый раз, когда ребенок набедокурит, просто огорчимся - вместо того чтобы наказывать и стыдить. Совесть пробуждается от любви, при виде причиненных страданий. (…)Ребенок дурно поступил по своей слабости, а мы его браним за отсутствие совести, и укоры наши становятся несправедливыми.

…Детям передается не сама наша жизнь, они не могут оценить ее (да и мы - можем ли?), и не пример наш, не поведение, а наша вера в правду, наше стремление к правде, наш дух. Самый опасный человек для детей не тот, кто дурно живет, а тот, кто считает, что и все люди дурно живут, что правды и вовсе нет на земле. Стараясь внутренне оправдаться перед детьми, такие люди и убивают совесть в них.


Про детей иногда говорят, будто они не понимают добра - понимают! Но бывает, что добро, которое им оказывают, не содержит в себе правды, и значит, оно только притворяется добром. Если в добре нет правды - оно зло, и дети отвергают его.


Да, это не всегда легко - любить людей. А уголь в шахте добывать легко? А работать в грохоте ткацкого цеха легко? А рассчитывать движение космического корабля легко? Почему же мы, привычные к физическому и умственному труду, не хотим дать себе труда духовного, ленимся в самом важном деле человеческого бытия? Если с детства не воспитывается любовь к людям, то на всякое наше "так нельзя" подросток рано или поздно спросит: "Почему?" - "Да потому, что люди пострадают от этого!" - "Ну и что?" - спросит он, ухмыльнувшись, или удивится, глядя на нас честно-невинными глазами: "Ну и что? А мне какое дело? Пусть сами о себе и заботятся".

Пробить эту броню будет невозможно.


Когда мы объясняем дурное поведение выросшего сына тем, что мы сильно на него тратились, мы отчасти похожи на людей, охотно сознающихся в небольшой вине, чтобы скрыть серьезную. Наша истинная вина перед детьми - в полудуховном, в бездуховном отношении к ним. Конечно, легче признаться в материальной расточительности, чем в духовной скаредности.


Если можно поднять близкого человека на смех, то почему нельзя чужого и убить? Это ведь по сути одно и то же.


На наших глазах нужда в хорошем воспитании детей выходит в число первых социальных потребностей, и к детям начинают относиться с той же ревностью, как и к прочим элементам престижности. (…) Это довольно опасная стадия развития, потому что сами родители, люди вполне добропорядочные, иногда не замечают, что дети для них, их успехи и даже их судьба - лишь одно из средств для осуществления материально-престижных целей. Вполне естественно, что ребенок не выдерживает такой нагрузки, он не может быть элементом семейного благополучия, ему неуютно в неживом вещном ряду, и он это благополучие нарушает, если и не вовсе разрушает. Он сопротивляется - он не вещь, не средство для достижения престижных родительских целей.

Вот простой закон семейного воспитания: всякий прирост материального благосостояния должен сопровождаться таким же духовным приростом, иначе дети начинают голодать среди изобилия, им не хватает духовной пищи.

читать целиком - http://1001.vdv.ru/books/pdv/
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 2 месяца

#2 Айрим » Вс, 27 июля 2008, 14:35

из другого источника или "мама, купи собаку!" )))))

//...детях необходимо воспитывать труд. Когда есть домашние животные: скотина, птица,— то уход за ними по силам даже трехлетним детям и очень много дает в их трудовом воспитании. Там, где трудового воспитания детям не дают, потребность в попечении в детях все равно остается, и тогда она начинает компенсаторно перебиваться игрой, т.е. дети начинают играть в труд. Игровым образом они выражают свое попечение о куклах, о больных, о покупателях.

Дети незакомпьютеризованные и незателевизированные все-таки еще играют, но играют, к сожалению, во взрослые игры, хотя по природе своей души они должны были бы реально исполнять эту взрослую работу. Но мы ее не даем. Нужно дать им хотя бы животных в квартире. Но тут важно, чтобы ребенок обязательно о них заботился. Поэтому прежде, чем вы купите ребенку кошку или аквариумных рыбок или птичку, сначала удостоверьтесь: "А ты будешь ухаживать за ней или нет?"

Расскажу вам два случая. У нас в Волгограде живет одна мама, воспитывает она двух детишек. Запросили дети у нее (она тогда еще не была верующей) собаку.

Мама им отвечает:

— Но ведь за собакой нужно ухаживать — каждое утро ее надо по нужде выводить. Вы так сможете?

— Конечно, мама, сможем.

— Ну давайте потренируемся. Вот вам плюшевая собака. Теперь вы будете каждый день ее выводить и гулять с нею.

И вот в 6 утра оба ребенка (четырех и шести лет) поднимаются мамою и выпроваживаются на улицу. Грустные, клюющие носом сидят они до семи утра возле своей плюшевой собачки во дворе. Возмущенные соседи говорят ей: "Ты что издеваешься над своими детьми?" Но мама, не обращая внимания на соседей, каждый день продолжает их поднимать. И так длится в течение недели. В конце недели дети сами говорят:

— Мама, ты знаешь, наверное, собаку покупать не надо.

Или другой случай, который рассказывал отец Валериан Кречетов в своей лекции.

Однажды его малолетний сын подошел к нему и говорит:

— Папа, давай купим слона!

Озадачился папа, как ответить сыну, чтобы не уязвить и не запретить. Что же делать?

— Но ведь он же много ест.

— Ну так я буду ухаживать за ним. Я буду его кормить.

— Но ведь это надо очень-очень много кормить...

— А я буду все равно.

— Тогда, знаешь, давай поупражняемся, действительно ли это у тебя получится. Видишь, у нас какая большая семья, как нас много? Но все равно, даже все вместе, мы слона не составим. Мы составим всего "полслона". С сегодняшнего вечера ты будешь кормить нас. Значит, теперь каждый раз ты будешь накрывать трапезу и будешь убирать после нее.

Семья отца Валериана действительно большая, у него семеро детей, матушка, бабушка, а ребенку в то время было 6 или 7 лет.

И вот ребенок накрывает на стол, приносит с кухни все необходимые продукты. Взрослые и все остальные терпеливо ждут, пока он со всем этим управится, затем садятся кушать. После еды все уходят, а он еще долго-долго все это моет.

На четвертый день ребенок подходит так вкрадчиво к отцу и говорит:

— Папа, слона, наверное, покупать не надо.

— Почему так?

— Но ведь он же много ест...

Видите, какая педагогическая мудрость, вот мудрость находчивости, смекалки родительской, любящего родительского сердца. Родители должны знать, что прежде, чем заводить животное, надо серьезно подготовить к этому ребенка//
священник Анатолий Гармаев
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 2 месяца

#3 Айрим » Сб, 9 августа 2008, 17:38

Елена Всеволодовна Санаева:
«Если воспитывать с «бревном в глазу», то ничего хорошего из этого не выйдет. Дети очень чутки к фальши, они сразу увидят несоответствие между тем, что говорят им родители и как сами себя ведут.»


//Елена Всеволодовна Санаева – дочь известного киноактера Всеволода Васильевича Санаева и вдова актера и кинорежиссера Ролана Анатольевича Быкова. Ее сын – Павел Санаев – российский актер, режиссер, сценарист.

В свое время Елена Всеволодовна окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства) и дебютировала на экране в фильме «Генерал Рахимов». Затем последовали такие великолепные работы в кино, как «Приключения Буратино», «Пена», «Приключения Али Бабы и сорока разбойников», «Тайна черных дроздов», «Чучело» и другие.

Но в последние годы актриса больше занимается общественной деятельностью. Будучи вице-президентом Детского фонда имени Ролана Быкова, она устраивает акции и выставки, выезжает на фестивали детского творчества. Поэтому тема нашего разговора изначально была посвящена детству, вернее воспитанию детей.

– Елена Всеволодовна, Вы, конечно, согласитесь, что хорошее воспитание детей сегодня представляется одной из серьезнейших проблем современной общественной жизни. За пробелы в воспитании мы часто виним школу, дескать, эта она упустила, сконцентрировавшись на образовании и забыв о человеке. Или – улицу, «суровые законы» которой отнюдь не закаляют характер, а скорее развращают душу. Реже мы виним себя – не досмотрели! Хотя, конечно, воспитание начинается с семьи и в семье. Именно здесь в ребенке закладываются духовно-нравственные основы, растолковываются понятия добра и зла, честности и бесчестия, словом – созидается фундамент порядочности.

– Совершенно верно. Что бы школа не делала, если в семье ребенком не занимаются, или занимаются не весть как, то большого толку от этого не будет. Ребенок должен выйти на улицу уже подготовленным, он должен уметь правильно воспринимать то, что будет происходить вокруг него. А такое возможно только при изначально хорошем воспитании.

Правда, здесь существует еще одна очень серьезная проблема. Казалось бы, что может быть проще – объяснить ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя, на кого нужно равняться, а от кого «бежать подобает и отвращаться». Но ведь нужно сначала разобраться в себе, найти и искоренить в себе недостатки, или, по крайней мере, начать бороться с ними, и только потом уже приступать к воспитанию. Как Вы считаете?

– Господь сказал: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5).

– Если воспитывать с «бревном в глазу», то ничего хорошего из этого не выйдет. Дети очень чутки к фальши, они сразу увидят несоответствие между тем, что говорят им родители и как сами себя ведут. Соответственно, отношение к родительскому слову у них будет далеко неоднозначное. И сами они в будущем, скорее всего, будут вести себя также.

– Сегодня происходит много разводов. Семьи рушатся одна за другой. К чему это может привести, и что нужно делать?

– Очень много женщин одни воспитывают детей. Такое воспитание нельзя назвать полноценным. Мальчики, воспитанные матерью, часто не понимают, что такое семья, и, не зная отцовской руки, не представляют, что создавать семью – значит, брать на себя ответственность. И у девочек нередко наблюдается потребительское отношение к замужеству. Он должен мне дать, он должен заработать, он должен-должен-должен… И ведь совершенно правильно: он должен!.. А ты разве ничего не должна? Тебе нужно проявлять смирение, уважение к супругу, доверять ему, любить его, и сохранять упование на помощь Божию. Жениться или выйти замуж просто, сложнее – жить вместе, а еще труднее – создать семью. Это труд, требующий большого терпения как со стороны молодой женщины, так и со стороны мужчины. Представьте себе голый каменистый остров. Чтобы он ожил, заколосился, сюда нужно в горсти наносить землю и воду. Также строится и семья. Ошибки на пути неизбежны, но нужно учиться прощать. Истинная любовь есть всепрощающая любовь. Разве не сказал Господь: «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,– прости ему» (Лк. 17, 4)? В такой семье, я уверена, и дети получат настоящее воспитание.

– Святитель Феофан Затворник называл воспитание самым святым из всех святых дел. Русская Православная Церковь, православные иерархи, священники много времени и сил уделяют воспитанию детей и молодежи, в том числе православному воспитанию, которое не есть религиозное воспитание в чистом виде. По словам Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, лучшее, что может дать детям и молодежи Церковь – это чистота совести, милующее сердце и спасение души как залог вечного спасения человека.

– Мы видим, как Церковь заботится о своих чадах, как старается сохранить свое стадо и призвать еще невоцерковленные, но уже ищущие Бога души. Однако мир, лежащий во зле, обладает страшной разрушительной силой, которая уводит человека с истинного пути. Наша молодежь, наши девочки одурманены гламурными историями из глянцевых журналов и прочими светскими прибамбасами, носятся по закрытым тусовкам в поисках принца на белом коне. Недавно я разговаривала с одним человеком, который весьма преуспел в этой жизни. Так вот он ехал из Москвы в какой-то периферийный город делать предложение простой девушке из небогатой семьи. Он рассказал мне, что за «невесты» его окружали в столице. «Девочки осознают себя товаром, и стараются быть как можно более эффектными, чтобы продать себя подороже, – говорил мне этот человек. – Им не нужна семья, они не хотят рожать детей, а замуж им нужно выйти только для того, чтобы на деньги мужа жить в свое удовольствие, ничем не обременяя себя».

– Конечно, чтобы исправить положение, необходимо все силы положить на воспитание подрастающего поколения. Необходима целенаправленная политика государства, которое совместно с Русской Православной Церковью начнет прививать нашим детям основные духовно-нравственные понятия, лежащие в основе формирования цельной духовной личности.

– Дай-то Бог! Но а пока, что мы видим? Как-то в сердцах Ролан Анатольевич Быков, в очередной раз столкнувшийся с откровенным нежеланием чиновников обратить внимание на детство, сказал: «В нашей стране вместо утренней молитвы поют арию Мефистофеля». Мне кажется, что с тех пор мало что изменилось. Помню, десятилетнего мальчика спросили, как он живет, и он ответил: «Когда дома есть, что покушать, то хорошо, нет – плохо». И это на фоне диких плясок в Куршевеле!

Впрочем, есть люди, которые вопреки всему воплощают в жизнь замечательные, добрые идеи, умудряются делать хорошие детские фильмы, финансируют проекты, посвященные детству, разрабатывают детские благотворительные программы. Но все это – капля в море.

Последние 10-12 лет своей жизни Ролан Анатольевич хотел создать детский канал и разработать в рамках существующей государственной программы «Дети России» свою программу «Дети. Экран. Культура». Одна из его идей заключалась в организации видеоуроков в школе, благодаря которым дети, не выходя из-за парты, посредством кино могли бы попасть на Мойку, по которой ходил Пушкин, или в село Михайловское, услышать стихи великого поэта в прекрасном исполнении Смоктуновского.

Но в те годы все перевернулось вверх дном, и у людей помутилось в голове. Видимо, все-таки не было в советской стране крепких нравственных устоев. Ведь первое, что начали делать – отнимать детские дома, детские сады, дома пионеров, дома детского творчества. Вихрь, начавшийся с распадом страны, закружил всех, и стало не до детей. Ролан Анатольевич сказал тогда: «Наше государство сделало аборт»!

И на что только надеются люди? Голыми они пришли в этот мир, голыми и уйдут. Погрузят их на каталку, закроют простыней и увезут. И к чему тогда развеселое времяпровождение, многочисленные дома, машины, ночные клубы, рестораны, казино?..

– Позволю себе процитировать Евангелие: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6,19-21). Впрочем, и богатство не грех, если не превращать его в кумира. Сказано: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). Достаток – тоже Божий дар, которым нужно правильно и со страхом Божиим управлять, а не расточать его. Кто мешает сегодня богатым людям вкладывать деньги в отечественное детское кино? Но, увы, видимо, выгоднее показывать американские кинокартины, американские мультипликационные фильмы, приобщать детей к американскому образу жизни, лишая их своей собственной культуры.

– Это так сильно расстраивало Ролана Анатольевича! Он везде говорил о том, что 95 процентов мирового кинопроката – уже американский, и нам следует спасать отечественный кинематограф. Что касается детских фильмов, то даже тогда, в достаточно благополучные для детского кино времена, студию Горького ругали за то, что они мало делают для детей. А сегодня я снялась только в одной сказке, сыграла Бабу Ягу, но, думаю, проката не будет. Хотя, может быть, какой-нибудь канал и купит, чтобы показать фильм в шесть часов утра, когда все еще спят. Прокатчики не заинтересованы в детских фильмах, поскольку это жанровое кино, а значит, оно очень дорогое. И в результате, целое направление в воспитании детей выпадает. Недавно мне пришлось услышать мнение о том, что искусство не воспитывает, ибо в противном случае люди давно бы стали лучше. Мнение не новое. Когда-то я даже прочла ответ одного из наших отечественных литературных классиков, который возразил: «Откуда вы знаете?! Если бы не было искусства, то, может быть, люди были бы еще хуже!».

Уверена, испытав потрясение от настоящего искусства, люди делаются лучше. Сколько девчонок заливалось слезами над ролью Марецкой в фильме «Сельская учительница». А «Серая шейка»?! Как мы все переживали за уточку, что ее съест лиса, и как ликовали, когда Серая шейка спаслась! На этих фильмах, а не на «чипах и дейлах», «томах и джерри» мы учились сопереживать, любить, защищать слабых, противостоять злу. Хорошее детское кино, хорошие детские книги – вещи душеобразующие, и не уделять им достойного внимания – большой пробел в воспитательном процессе. Считаю, что таким же серьезным пробелом является и нежелание вводить в школах «Основы православной культуры» – нашей культуры, родной, жизнеутверждающей.

Иногда смотришь на все это противостояние, и руки опускаются. А потом вдруг появляется ясное понимание того, что ты не одна, что рядом с тобой Господь, Который любит тебя, как никто другой на свете и никогда не оставит, если ты полностью доверишься Ему. И приходит успокоение, уверенность, что все еще наладится. И не из таких бед выкарабкивались с Божией-то помощью!

– Елена Всеволодовна, в заключение хочу задать Вам традиционный вопрос: что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Жизнь – это путь, на котором неизбежны и потери, и обретения. Но как справиться с первыми и правильно распорядиться последними? Ведь потери и обретения бывают разные. Иной раз обретешь такое, что в пору плакать, а человек радуется, не понимая того, что происходит. То же самое касается и потерь, которые приводят нас в уныние, хотя, по большому счету, идут нам только на пользу. Поэтому в жизни нужен мудрый Наставник, Который просвещал бы нас, вразумлял, оберегал нас и наших детей от бед, напастей, не давал бы оступиться, помогал бы идти праведным путем. Помоги, Господи!

Записал протоиерей Александр Новопашин//
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 2 месяца


Вернуться в Воспитание

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php