#21 Hanuman » Сб, 10 ноября 2007, 12:49
БЫТИЕ 1:1-31
1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет пространство посреди вод, и да отделяет оно воды от вод.
7. И создал Бог пространство, и отделил воды, которые под пространством, от вод, которые над пространством. И стало так.
8. И назвал Бог пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберутся воды, которые под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11. И сказал Бог: да произрастит земля траву нежную; траву, сеющую семя, дерево плодовое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12. И произвела земля траву нежную, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила в пространстве небес для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15. И да будут они светильниками в пространстве небес, чтобы светить на землю. И стало так.
16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17. И поместил их Бог в пространстве небес, чтобы светить на землю,
18. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, в пространстве небес.
21. И сотворил Бог больших морских чудовищ и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, животных, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25. И создал Бог зверей земных по роду их, и животных по роду их, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над животными, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте её, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
6. Шесть дней или периодов времени, являющиеся последовательными состояниями возрождения человека, в общем следующие:
7. Первое состояние – предшествующее, включающее состояние от раннего детства непосредственно до возрождения; оно называется "безвидным", "пустым" и "тьмою". И первое действие, которое является милосердием Господним, обозначено Духом Божьим, носящимся над водами.
8. Второе состояние наступает, когда делается различие между тем, что исходит от Господа, и тем, что исходит от соби( человека. Исходящее от Господа называется в Слове "остатком", здесь это, главным образом, познания веры, полученные человеком в детстве, сохраняющиеся и не проявляющиеся до тех пор, пока он не достигает этого состояния. В наши дни такое состояние редко бывает без искушений, неудач и скорби, через которые все плотское и мирское, то есть относящееся к человеческой соби, приводится к бездействию и как бы замирает. Таким образом, то, что принадлежит человеку внешнему, отделяется от того, что принадлежит человеку внутреннему. Во внутреннем человеке пребывает остаток, сохраняемый Господом для этого времени и для этой цели.
9. Третье состояние – это состояние покаяния, в котором человек из своего внутреннего говорит благочестиво и набожно, творит добрые дела, похожие на дела милосердия, которые, однако, являются безжизненными, поскольку человек думает, что они исходят от него самого. Такие добрые дела называются "травой нежной", затем "травой, сеющей семя" и, наконец, "плодовым деревом".
10. Четвертое состояние наступает, когда человеком движет любовь и его озаряет вера. До этого времени, хотя он и говорил благочестивые слова и творил добрые дела, но делал это вследствие искушения и смятения, а не по вере и милосердию; поэтому теперь вера и милосердие зажигаются во внутреннем человеке и называются двумя "светилами".
11. Пятое состояние существует, когда человек говорит по вере и, поступая так, утверждается в истине и добре; производимое им тогда оживлено и называется "рыбами морскими" и "птицами небесными".
12. Шестое состояние существует, когда по вере и, следовательно, по любви человек говорит истину и творит добро; производимое им тогда называется "душою живою" и "зверем". И поскольку тогда он начинает действовать по вере и вместе с тем по любви, то становится духовным человеком, который назван "образом". Духовная жизнь такого человека услаждается и поддерживается тем, что относится к познаниям веры и к делам милосердия, которые названы его "пищею"; природная же его жизнь услаждается и поддерживается тем, что относится к телу и ощущениям; отсюда возникает борьба до тех пор, пока не воцарится любовь, и человек не станет небесным.
13. Не все возрождающиеся достигают этого состояния. Большая часть в наше время достигает только первого состояния; некоторые – только второго; иные – третьего, четвертого или пятого; немногие – шестого; и едва кто-либо достигает седьмого.
Внутренний смысл
14. В работе, которая следует далее, под именем Господа понимается единственно Спаситель мира, Иисус Христос; и Он называется Господом без добавления других имен. Повсюду на небе Его знают и поклоняются Ему как Господу, ибо Он имеет всякую власть на небе и на земле. Он также заповедал это своим ученикам, говоря:
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (Ин. 13: 13).
И после Его воскресения ученики называли Его "Господом".
15. Во всем небе не знают иного Отца, кроме Господа, ибо Они суть одно, как Он Сам сказал:
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14: 6, 8-11).
16. [Стих 1] В начале сотворил Бог небо и землю.
Древнейшее время здесь названо "началом", и в различных местах у пророков называется "днями древними", а также "днями вечности". "Начало" также включает в себя тот первый период, когда человек возрождается, ибо он тогда рождается снова и обретает жизнь. Поэтому само возрождение названо "новым творением" человека. Почти во всех местах пророческих писаний выражения "творить", "образовывать" и "соделывать" означают возрождать, хотя c различными оттенками в значении. Как у Исаии:
Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и соделал (Ис. 43:7).
Вот почему Господь назван Спасителем, Образователем от чрева, Творцом, а также Создателем; как говорится у того же пророка:
Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш (Ис. 43:15).
У Давида:
Народ сотворенный восхвалит Сущего (Пс. 102:18).
Также:
Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс. 104:30).
Что "небо" означает внутреннего человека, а "земля" - внешнего человека до возрождения, может быть видно из следующего далее.
17. [Стих 2] Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами.
До возрождения человек назван "землёй безвидной и пустой", а также "землей", на которой не было насаждено никакого добра и истины; "безвидна" означает, где нет никакого добра, а "пуста" – где нет никакой истины. Отсюда происходит "тьма", то есть недостаток разумения и невежество во всем, что относится к вере в Господа, и следовательно во всем, что относится к духовной и небесной жизни. Такой человек описан Господом у Иеремии:
Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света (Иер. 4:22-23).
18. "Бездною" являются вожделения невозрожденного человека и происходящие оттуда ложности, из которых он полностью состоит, и которыми он поглощен; и поскольку он не имеет совершенно никакого света, то подобен "бездне" или чему-то совершенно темному. Во многих местах Слова такие люди также называются "бездной" и "глубинами моря", которые "осушаются" или "опустошаются" прежде, чем начинается возрождение человека. Как у Исаии:
Восстань, мышца Господня, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? И возвратятся избавленные Сущим (Ис. 51:9-11).
Если на такого человека смотреть с неба, то он выглядит подобно черной массе, лишенной жизни. Эти же самые выражения также в общем означают опустошение человека, о котором часто говорится у пророков, и которое предшествует возрождению. Ибо прежде, чем человек сможет знать, что есть истина, и быть движимым добром, должно быть удалено все, что противится и препятствует этому; таким образом, старый человек должен умереть, прежде чем новый человек сможет быть зачат.
19. Под "Духом Божьим" понимается милость Господа, о которой говорится, что она "носится", как наседка над яйцами, над тем, что Господь скрывает и сохраняет в человеке, и что в Слове часто называется остатками или остатком, состоящим из познаний истины и добра, которые никогда не засвечиваются, пока внешнее не опустошено. Эти познания здесь названы "водами".
20. [Стих 3] И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Первое состояние наступает, когда человек начинает осознавать, что добро и истина являются чем-то высшим. Люди, абсолютно внешние, даже не знают, что такое добро и истина; поскольку они почитают за добро все, что принадлежит любви к себе и любви к миру; а за истину – все, что благоприятствует этим видам любви. Таким образом, они не знают, что почитаемое ими за добро на самом деле является злом, а почитаемое ими за истину в действительности является ложью. Но когда человек зачат заново, тогда он сначала осознает, что его добро не является подлинным добром, а затем, когда он более прибывает во свете, осознает, что существует Господь, и что Он есть само добро и сама истина. Что люди должны знать о том, что есть Господь, Он Сам учит у Иоанна:
Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8:24).
===================