1. Определяющим в развитии личности является деятельность самой личности.
2. Определяющим в развитии личности является влияние Свыше (Божественное нас ведёт).
Являюсь сторонником второй точки зрения. То есть - действительное развитие личности определяется влиянием Свыше, деятельность личности же в развитии себя - следствие этого влияния Свыше. Сначала личность не пробуждена (её не интересует развитие), потом личность подводят к пробуждению (она начинает практиковать различные способы развития и эксперементирует считая, что она развивается самостоятельно), потом личность понимает, что её ведут Свыше (её деятельность в развитиии лишь спонтанные проявления этого водительства).
В этом основываюсь на нелинейном времени и цикличности.
Нелинейное время :
Цикличность :
Если рассмотреть нашу цикличность с точки зрения нелинейного времени, то получается, что весь цикл (снижение степени единства с Божественным - максимальное отдаление от Божественного - увеличение степени единства с Божественным - возврат в Божественное) существует одновременно.
В будущем мы уже есть (с более высокой степенью единства с Божественным, то есть - с более гармоничным мировоззрением и, как следствие, с более гармоничными личностными качествами). То есть, более гармоничная личность в будущем уже существует (в этой инкарнации и последующих). Так же как существует и возврат в Божественное.
Что же тогда наша Жизнь во Вселенной (как совокупность всех инкарнаций)? Это Цикл существующий всегда (в одновременности).
И видимая последовательность существования (течение времени) в этом Цикле - последовательное и размеренное движение нашей точки восприятия (точки внимания Высшего Я). Эта точка внимания Высшего Я - Искра Божья, Присутствие Вечного во временно данном, самосознание в личности.
Что есть недеяние? Осознание вечной частицы в личности - себя (Божественного в человеческом по СН) плюс осознание того, что развитие является следствием регулирования степени единства с Божественным, которое личности неподконтрольно. Следствием чего является снижение активности в личностном - происходит окончание активных эксперементов с саморазвитием. Это окончание экспериментов с саморазвитием заменяется на восприятие того, как в личности появляются новые вопросы и приходят новые ответы (изменение мировоззрения). Ну а мировоззрение меняет всё в личности - мышление, эмоциональность, поведение. Это не ничегонеделание. Это делание как естественный отсев всего лишнего при понимании того, что определяющее этого делания находится в надличностном.
Недеяние - уменьшение работы со следствиями.
Это не совсем пассивность, как это может показаться, это созерцание за активностью и пассивностью в личности (подъём над противоположностями), это "над", "вне". Это получается не абсолютно (потому что мы вовлечены в личностные процессы пока отрабатываем карму), но в некоторой степени это присутствует.
Приход к недеянию - естественный процесс (практиками не достигается), который является следствием постепенного смещения концентрации с человеческого на Божественное (с личности на истинного себя в личности).