#8 Svastha » Чт, 8 апреля 2010, 14:26
Если человека, хоть что-нибудь слышавшего об Аюрведе, спросить, что это за наука, он обычно отвечает, что это древняя система индийской медицины. Но такое определение не совсем верно. Аюрведа не имеет к Индии почти никакого отношения. Просто индийцы, в силу своей консервативности и почитания традиций, смогли сохранить и донести до нас это знание, лишь некоторая часть которого действительно связана с медициной. Настоящие корни Аюрведы скрываются в одном из философских учений древних ариев. Для того, чтобы понять, как зародилась эта наука, нужно вернуться примерно на 30-35 тысячелетий назад, к тем временам, когда существовала прародина современного человечества – Арктида или Гиперборея.
Древние манускрипты говорят о том, что некогда на территории Северного Заполярья существовала цивилизация высоко духовных людей. Это был очень гармоничный мир - процветающая цивилизация очень высокой культуры, этики и морали, религии и искусства. Предания древних ариев говорят о том, что у обитателей Арктиды был высокий рост, хорошо развитое и гармоничное тело, светлые волосы и голубоватый цвет кожи и глаз. Они обладали необыкновенной памятью, глубоким интеллектом, невероятной интуицией и способностью к ясновиденью. Такую силу им давало глубочайшее стремление найти связь с Богом и узнать законы, в согласии с которым живет все сущее.
Гиперборейцы не стремились развивать промышленность и наращивать технический уровень жизни, не создавали сложных механизмов, машин и летательных аппаратов. Они сознательно избегали технократического пути развития, поскольку знали, что простая жизнь и возвышенное мышление - это самый лучший способ следовать законам Вселенной.
Они жили в гармонии с миром и природой, знали законы эволюции сознания, не были агрессивны и ни с кем не враждовали. Гиперборейцы не убивали животных и птиц и не ели мяса. Они понимали, что каждое живое существо находится на определенном уровне эволюции сознания, и насильственная смерть не позволит животным перейти на более высокую ступень. Они знали и о том, что человек - это клеточка Вселенной, что он может быть счастлив только тогда, когда у него открыто сердце, и о том, что роль человека в этом мире – развитие и распространение любви. Только любовь может привести человека к Богу, и только она поможет человеку существовать в гармонии с другими видами жизни.
В те же времена в районе современного экватора, в Индийском океане, на огромном материке, называемом Ланка, развивалась другая цивилизация, принципы существования которой были прямо противоположны образу мышления гиперборейцев. Это была цивилизация дравидов, которую современные ученые иногда называют Лемурией. У этой цивилизации была огромная колония на территории нынешней Центральной и Южной Америки. Удивительные строения, пирамиды и огромные аэродромы с рисунками, указывающими направление полетов – это лишь жалкие остатки этой цивилизации, это все, что дошло до наших дней.
Древние предания говорят, что жителями Лемурии были люди небольшого роста, очень худощавые, с иссиня-черным цветом кожи, маленькими глазами и черными курчавыми волосами.
Цивилизация ланкийцев развивалась, по-видимому, так же, как развивается сейчас наша цивилизация, то есть в заботе исключительно о внешнем комфорте и в пренебрежении духовным развитием. Ланкийцы, или дравидийцы, не признавали вмешательства Бога в земные дела и не искали с Ним связи. Превыше всего они ставили человека, считая его царем природы и всячески превознося его разум и способности. У них было множество поводов для гордыни, поскольку уровень их технического развития превышал всякое воображение.
Они владели мощным оружием, которое современные ученые, возможно, назвали бы ядерным оружием. В их распоряжении были летательные аппараты, называемыми виманами, с помощью которых они могли перемещаться не только над землей, но и на разные планеты. Их дома были оборудованы необыкновенной техникой, в том числе и управляемой человеческим голосом. Их медицинские познания, особенно в области хирургии, были поистине фантастическими – они совершали сложнейшие операции и могли надолго продлевать жизнь человека за счет пересадки органов. Происходило это на таком уровне, о котором современная медицина может только мечтать. Они умели воздействовать на определенные точки на уровне центральной нервной системы, воздействие на которые стимулирует рост тканей и потерянных конечностей. Однако чрезмерная гордыня и сильная зависимость от их технических возможностей дравидийцев привели к тому, что произошедшая космическая катастрофа ослабила их цивилизацию гораздо больше, чем цивилизацию гиперборейцев.
Глобальная космическая катастрофа, в результате которой прародина древних ариев и материк Ланка погрузились под воду, произошла примерно 30-32 тысячелетия тому назад. Невозможно сказать, что именно тогда произошло. Может быть, на магнитный полюс Земли повлияла гибель планеты Фаэтон, может быть, Земля столкнулась с какой-то кометой или изменилась орбита самого Солнца, что, в свою очередь, привело к изменению угла наклона оси планеты. Скорее всего именно эти события способствовали возникновению легенд о всемирном потопе и Ноевом ковчеге.
Согласно преданию, эта катастрофа унесла большую часть населения планеты. Жизнь на Земле изменилась, сместились климатические пояса, началось резкое похолодание, и жить на территории бывшей Арктиды стало невозможно. Территорию нынешней Европы и Азии покрыли ледники, и Уральский хребет стал единственным путем, по которому спасшиеся во время катастрофы гиперборейцы смогли мигрировать в другие районы планеты. Пути миграции пролегли к району нынешнего экватора, и эти пути примерно известны.
Один из них проходил через Скандинавию, Валдайскую возвышенность и истоки Волги, которую в те времена называли священной рекой Ра. Эта культура тесно связана с финно-угорскими и древнеславянскими народами дохристианского периода. Их философия, религия, знания в различных областях науки, в том числе и медицины, созвучны ведической культуре, а необыкновенная схожесть санскрита с древнеславянским языком поражает современных лингвистов. Одна из ветвей арийской цивилизации осела и очень долгое время жила относительно недалеко от Петербурга, в районе от Валдайской возвышенности до Ладоги, а на месте, где сейчас расположен Санкт-Петербург, находилась известная школа мудрецов.
Другая ветвь ариев сначала расселилась в районе Среднего и Южного Урала. Постепенно одна из общин сместилась на Ближний Восток, где создала Авестийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места, а другая - направилась в Юго-Восточную Азию.
Продвигаясь по Уральскому хребту из мест своей прародины, арии не имели возможности расселиться на равнинах, поскольку в результате таяния гигантских ледников (одного – на территории Европы, другого – в районе Сибири) с обеих сторон хребта образовались обширные болота. Некоторые группы ариев образовывали небольшие колонии на пути своего продвижения, и теперь археологи находят остатки построенных ими городов.
Попав в экстремальные условия существования и превратившись в кочевой народ, арии были вынуждены изменить некоторые принципы своего существования. Они были вынуждены охотиться, чтобы добыть себе пищу. Они начали употреблять мясо (многие современные физиологи считают, что именно в тот период, начав употреблять животную пищу, человечество нанесло себе колоссальный урон). Ариям пришлось научиться защищаться от врагов, которыми кишели окружающие болота - от ядовитых змей, гигантских насекомых и неких человекоподобных существ-людоедов (ракшасов), которых ученые сейчас называют неандертальцами. Эти хищные существа, гигантского роста и огромной физической силы, были не очень развиты умственно, но зато обладали огромной интуицией и необычными возможностями. Например, они могли становиться невидимыми (обладали способностью отводить взгляд), дифференцировать любые виды жизни на расстоянии 5 км по их запаху, сканировать мысли и намерения других живых существ. Такие противники были чрезвычайно опасны, и ариям пришлось стать настоящими воинами для того, чтобы защищать свою жизнь. Впоследствии арии почти полностью уничтожат ракшасов, а некоторых из них приручат и будут использовать в военных походах. Вполне вероятно, что именно о них были сложены легенды первых славян, которые называли ракшасов лешими. Сейчас этот вид жизни практически исчез с территории нашей планеты, однако до сих пор их стоянки обнаруживают на Алтае, Кавказе, в Сибири и даже в Карелии. Некоторые из современных исследователей именно этих существ называют “снежным человеком”.
Шло время. С изменением образа жизни некоторые философские воззрения ариев подверглись определенной трансформации, и многие знания, которыми они прежде обладали, были утрачены.
Достигнув Юго-Восточной Азии, арии столкнулись с дравидийцами, которые к тому времени переселились со своего затонувшего материка на побережье Юго-Восточной Азии.
Ко времени встречи двух цивилизаций дравидийцы уже потеряли свою былую мощь, поскольку утратили большую часть своих технических возможностей. Они мигрировали в Юго-Восточную Азию, частично – в Австралию, Индонезию и Северную Африку, где именно в те времена образовалось государство Египет.
Между представителями двух разных цивилизаций и двух разных мировоззрений происходили столкновения, переросшие в длительную войну, сведения о которой дошли до нас в древнем эпосе “Рамаяна”. Война длилась долго, но в конце концов обе цивилизации слились воедино.
Культура, наука и искусство образовавшейся арийской цивилизации начали интенсивно развиваться на новом месте. Свою цивилизацию арии называли Бхарата-Варшей или Ариавартой. Это было могущественное богоцентрическое общество со столицей Хастинапуром, расположенным на месте нынешнего Дели. Культура этой цивилизации распространилась по всей планете и оказала благотворное влияние на все народы. Философия, религия, наука, искусство, социология, этика и медицина систематизировались и адаптировались к условиям существования и уровню мышления разных наций. Происходила систематизация знаний, создавались новые философские системы, строились необыкновенные храмы и города. В пору своего расцвета Бхарата-Варша представляла собой конгломерат из сорока четырех государств, управляемых мудрыми и справедливыми правителями.
Все эти государства жили по законам удивительно гармоничной общественной системы, называемой варнашрама-дхармой. Согласно этой системе все люди, в зависимости от способностей и образа жизни, разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные категории (ашрамы). Общество по аналогии сравнивалось с телом человека: брахманы считались головой общества, кшатрии — его руками, вайшьи — его желудком, а шудры — ногами.
Первый класс - брахманы были учителями, врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот человек, для которого процесс познания, развития и размышлений был превыше любых других объектов материального мира. У него должен был быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце. Его необходимыми качествами были честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мыслей.
Другой класс общества — кшатрии были прирождёнными лидерами, руководителями и воинами, которым по самой своей природе нравились поединки, спортивные состязания и боевые искусства. Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым — такими должны быть качества кшатрия. Призванные защищать граждан от внешних врагов и преступников, кшатрии должны были иметь сильное желание управлять. Однако, в отличие от современных руководителей, обычно эксплуатирующих своих подчинённых, кшатрий должен был в первую очередь хорошо знать нужды людей и заботиться о благе своих подданных. Кшатрии несли огромную ответственность за всё общество и обычно советовались с брахманами, которые подсказывали им, как лучше поступить в тех или иных обстоятельствах.
Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. Их задачей было развивать необходимую для земной жизни материальную основу. Они контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством, строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали только достойные методы и презирали мошенничество и обман. Вспомним хотя бы наших купцов, слово которых было дороже жизни.
Четвёртый социальный класс — шудры. Они являлись прирождёнными ремесленниками, любили дело, которое выполняли, были очень трудолюбивы и вкладывали в него всю душу. О таких людях мы обычно говорим, что у них “золотые руки”.
В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы и никогда не пытались изменить своего социального положения. Они считали это бессмысленным. В одной из Пуран есть такая история:
Однажды некий царь, возвращаясь из военного похода, попросил одного сапожника починить ему обувь. Сапожник за одну ночь сшил ему новые сапоги, чем приятно поразил царя. Царь воскликнул: “Я хочу наградить тебя. Проси всё, чего пожелаешь!” Сапожник ответил: “Мне ничего не надо. Я люблю свою работу, и денег, которые я зарабатываю, вполне хватает на жизнь. Мне нечего у тебя просить”. Однако царь желал как-то отблагодарить сапожника, поэтому предложил: “Хочешь, я сделаю тебя царём на один день?” Сапожник задумался: “Вряд ли из этого получится что-то хорошее. Однако почему бы и не попробовать. Интересно узнать, каково чувствовать себя царем”. И когда сапожник согласился, царь посадил его на трон и приказал своим придворным выполнять все приказы и пожелания сапожника. Сапожник долго ломал голову, что бы такое придумать. Внезапно его осенила хорошая, как ему казалось, идея. Он воскликнул: “Слушайте мой первый указ! Пусть с этого дня все деньги в нашем государстве изготавливают только из кожи”. Тогда царь помрачнел и, стащив сапожника с трона, сказал: “Ты прав, лучше будет, если ты вернёшься к себе и будешь шить сапоги, а царские заботы пусть будут уделом царя”.
Варнашрама-дхарма являлась богоцентрической социальной системой, позволяющей каждому человеку, выполняя свой долг, двигаться по пути духовной эволюции. Для этого общество было разделено на четыре ашрама — четыре ступени жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяса.
Через несколько месяцев после рождения ребёнка родители обычно приглашали опытного брахмана, который по специальным астрологическим таблицам, линиям на ладонях и стопах ребёнка и родинкам на его теле составлял гороскоп, раскрывающий основной потенциал этой личности и её кармические задачи. Родителям указывались ключи к воспитанию ребёнка, принадлежность его к той или иной варне, его слабые и сильные психологические места, рекомендуемый род занятий и предрасположенность к определённым болезням. По достижении пяти лет ребёнка отдавали в специальную школу — гурукулу, которая обычно находилась при монастыре, где в течение 20 лет он постигал науку своей варны. Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Этот период жизни назывался брахмачари. Ученик подчинялся жёсткой дисциплине школы, во всём подчинялся своему наставнику, проходил суровые испытания (особенно это касалось кшатриев). Ему запрещалось иметь отношения с противоположным полом и покидать стены монастыря без сопровождения.
После получения образования человек переходил на следующую ступень своей жизни, которая называлась грихастха-ашрам. Обычно он женился и, становясь домохозяином, переходил к выполнению своих социальных обязанностей в соответствии со своей варной. Когда он достигал преклонного возраста и у него рождались внуки, он становился ванапрастхой. Это означало, что он мог, с согласия жены, прекратить работать и заняться духовными практиками, изучением священных писаний и размышлениями о сути бытия.
Когда человек чувствовал приближение смерти, он принимал статус саньяси. Покидая дом, он отправлялся в святые места, в лес или в горы, где мог полностью сконцентрироваться на духовной практике и в полном сознании подготовить уход из этого мира. В это время он отказывался от материальной помощи родственников и, странствуя, принимал только пожертвования от других людей. Такие практики были необходимы для развития отречения от объектов материального мира. Саньяси мог стать странствующим проповедником и передавать свои знания и опыт другим людям. Арии очень уважительно относились к саньяси и не отказывали им в крове и пище.
Таким образом, система варнашрама-дхарма предоставляла каждому человеку возможность постичь основы жизни посредством четырёх составляющих: камы, артхи, дхармы и мокши. Посредством камы каждому предоставлялась возможность постичь материальные наслаждения, проходя все формы её проявления: от самой низшей — чувственной, до самой высокой — возвышенной любви к Богу. Посредством артхи каждому предоставлялась возможность научиться трудиться в соответствии со своими способностями и обеспечить таким образом свою семью всеми необходимыми материальными благами. Дхарма означала выполнение своего социального долга в соответствии со своей варной, и религиозного долга — в соответствии со своим ашрамом. Мокша означала выполнение кармических и духовных задач нынешнего воплощения для перехода на следующую ступень духовной эволюции.
Религиозно-философская школа вайдьев, которая стала основой для развития Аюрведы, появилась еще во время миграции ариев. Тогда понятие “вайдья” еще не было синонимом слова “целитель” или “лекарь”. Это просто была группа людей, живших очень уединенно, в основном в пустынных местах, в лесах или горах, местах со спокойной атмосферой и гармоничной энергетикой. Они по крохам собирали то знание, которое к тому времени уже почти утратили арии. Они изучали, как влияет на человека движение планет, как на него реагируют определенные растения, как взаимодействуют с телом, душой и отдельными органами камни и минералы. Вайдьи видели, что человек зависит от планетных, лунных, циркадных (суточных) и других циклов, что для него не проходят бесследно смена климата и времен года. Они видели, что каждый орган в человеке сопричастен определенному растению или животному, работая на одинаковых с ним частотах.
Вайдьи изучили и описали около 7 тысяч различных растений, зная не только их состав, но и их действие. Они знали, когда и в каком месте, в какую лунную фазу, в какие сезоны нужно собирать растения, и как правильно их готовить и сочетать. Они говорили, что если вы возьмете шесть растений или же шесть металлов и минералов и будете в процессе приготовления лекарства соединять их в различной последовательности, вы получите 36 разных соединений, 36 видов лекарств. Соответственно, вы сможете воздействовать с их помощью на разные болезни. Таким образом можно манипулировать десятком растений и лечить сотни болезней.
Вайдьи постепенно восстанавливали знания гиперборейцев и собирали их в единую систему. Вайдьи восприняли и то знание, которое сохранилось у цивилизации дравидов – например знания хирургии, методы иглоукалывания и гирудотерапии (известно, что вайдьи выполняли сложнейшие пластические и нейрохирургические операции). И так, постепенно, начала формироваться наука, которую вайдьи тогда еще не называли Аюрведой. Они называли ее расаяной.
Философия вайдьев основывалась на том, что человек является клеточкой Вселенной, и если человек не будет жить в естественных взаимоотношениях со Вселенной, он не будет счастлив. Человек полностью подобен Вселенной, - говорили вайдьи, - в нем есть все, все виды энергий, которые присутствуют в космосе, все пять первоэлементов, все стихии, даже самые высшие силы, даже сам Бог. Если у человека закрыто сердце, он не будет способен любить. Если он не будет способен любить, он всегда будет страдать, потому что никогда не будет удовлетворен.
Согласно их воззрениям, человек связан не только с живыми объектами Вселенной, но абсолютно со всеми космическими телами. Поэтому всё, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и всё, что происходит внутри человека — отражается на окружающем мире. Следовательно, говорили вайдьи, надо повышать своё чувство ответственности за всё, что исходит от нас, и учиться различать добро и зло, чтобы не подпадать под плохое влияние. Каждый человек имеет свою уникальную программу развития, у каждого человека есть определенная дхарма, долг перед своим государством, родом, планетой, на которой он живет, и перед Богом. Каждый человек в своей жизни должен постоянно учиться, проходить всевозможные испытания, выполнять определенные уроки. Постигая наконец свою природу, он должен отдавать всю свою энергию, все свои силы на служение общему благу.
Вайдьи не декларировали, а утверждали своим собственным примером, примером своей жизни, что человек может жить, не болея и не старея, очень долго и счастливо. Изучая строение человеческого тела, они нашли так называемые энергоинформационные центры, или чакры, и определили, что каждая чакра характеризуется своей определенной частотой, которая соответствует энергоинформационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. На Земле это проявляется в соответствии ритмов растительного, животного и минерального царств, и вайдьи учитывали этот закон его во всех сферах жизни. Только по закону соответствия они использовали пищу, травы, составы и другие препараты для исцеления болезней в самой начальной их стадии. Но самое главное, они показали: корень всех болезней лежит в том, что у человека закрыто сердце.
Вайдьи утверждали: человек должен жить с открытым сердцем, потому что это его естественное состояние. Если он открыт, то человек будет жить гармонично. Конечно, они имели в виду не физическое сердце, а анахата-чакру, то есть “сердечный”, главный центр энергетического тела человека. Они говорили: даже если у человека есть какие-то пороки, он все равно должен жить в соответствии со своей природой и не скрывать их, потому что, скрывая пороки, человек никогда от них не избавится. Если человек, стремясь стать лучше, не добивается успеха, он не должен оставлять усилий и не должен закрывать сердце, потому что при этом он оборвет энергоинформационный обмен со Вселенной. Как только человек закрывает свое сердце, активизируются различные пороки: гордыня, зависть, жадность, злоба, ненависть, которые не только начинают разрушать его тело, порождая многочисленные болезни, но и оказывают разлагающее влияние на всё общество в целом.
Причиной многих пороков человека является то, что человек не умеет соизмерять. Ему всегда кажется, что он достоин большего, что если он приобретет побольше материальных благ или денег, жизнь изменится к лучшему. Он забывает о том, что каждому человеку выделена своя доля, и тот, кто берет большую, чем ему дается, никогда не будет счастлив. Тот, кто приходил к вайдьям и спрашивал: “Что мне делать, почему я болею?”, — слышал непривычные для нас ответы: “Ты болеешь, потому что ты слишком жаден”. Или: “Ты завистлив и слишком гневлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут”.
Люди заметили, что вайдьи странным образом сохраняли свою молодость даже в очень преклонном возрасте. Они были активны, никогда не оставляли свою социальную деятельность по болезни и всю жизнь очень много делали для других. Лишь перед самой смертью у них внезапно появлялись признаки старости, и они умирали. За два-три года до смерти они уходили из общины в леса, в горы, предавались интенсивным духовным практикам и уходили из мира, сжигая свое тело с помощью внутренней энергии, которую в системе йоги называют энергией кундалини.
Со временем слава о философско-религиозной школе вайдьев, основателей системы медицины, стала распространяться по всей планете, потому что культура и искусство цивилизации, которую создали арии и дравиды, постепенно завоевали почти весь мир. За много тысячелетий до гибели арийской цивилизации вайдьи были уже известны как целители, и к ним стали обращаться за помощью.
Но знания вайдьев не были систематизированы в полной мере до момента появления на Земле Дханвантари - необыкновенной личности, через которую явил себя Сам Господь. Дханвантари пришел специально для того, чтобы систематизировать и утвердить знания Аюрведы, накопленные многими тысячелетиями у древних вайдьев. Тогда и была создана “Дханвантари Самхита”, самый древний из всех известных сейчас на Земле канонов Аюрведы. Впоследствии школы, идущие от Дханвантари, образовали восемь направлений медицины, которые, по сути, и стали источником медицинского знания как на Востоке, так и на Западе.
Знания, переданные Дханвантари, на протяжении долгого времени были доступны лишь узкому кругу людей – не только потому, что невежественные люди, получив к ним доступ, могли бы нанести вред себе и другим, но и потому, что мастерство вайдьев со временем стало для них способом иметь средства к существованию. Вайдьи передавали свое знание по цепи ученической преемственности - только посвященным людям, свои детям и доверенным ученикам, излагая его в стихах не только для того, чтобы его было легче запомнить, но и для того, чтобы заключающаяся в них информация не подвергалась искажению. Языковой строй санскрита – языка, на котором слагались, а затем записывались каноны, - таков, что извлечение одной буквы или слога из предложения, или малейшее нарушение ритма резало бы слух точно так же, как фальшивая нота в стройной игре оркестра. Кроме того, в ведической традиции существовали способы запоминать огромное количество информации без искажений.
Одним из величайших представителей традиции вайдьев был мудрец Бхарадвадж, который, согласно канонам, передал знание Аюрведы шести лучшим ученикам. Ученики составили каноны, посвященные традиции Кайя-чикитсы – терапии или лечении внутренних болезней медицины, использующая в своих практиках растения, минералы, цвета, звуки и запахи. Лучшим из учеников считался Агнивеша, который не только составил самый известный из канонов Кайя-чикитсы, но и стал странствующим лекарем, несшим знание Аюрведы по всей Земле.
Наследником культуры дравидов был мудрец Агастья, которого считают одним из величайших продолжателей знаний дравидов в области хирургии и мармавидьи (акупунктуре).
Бхарата-Варша просуществовала много тысячелетий, но пять тысяч лет назад стала распадаться на более мелкие государства и постепенно разрушилась совсем. Гибель Ведической цивилизации была связана с тем, что где-то внутри нее зрели различные пороки, которые привели к большим и малым войнам, разложению общества и разрушению всей социальной системы.
С распадом ведической цивилизации учение Аюрведы практически исчезло. Но в начале нашей эры появились удивительные личности, которые восстановили и записали древние тексты Аюрведы. Этими древними каноническими текстами являются прежде всего три канона – “Чарака самхита”, “Сушрута самхита” и “Аштанга Хридая самхита”. Обычно их называют Брихат-трайей, собранием главнейших текстов Аюрведы.
Чараку, записавшего “Чарака самхиту”, считали воплощением Агнивеши, лучшего ученика Бхарадваджи. Чарака следовал традиции Кайя-чикитсы, и, так же, как и Агнивеша, принадлежал к школе чарана, или чарака, школе странствующих целителей. Об авторе этого знаменитого аюрведического трактата известно очень мало. Даже время, когда был записан трактат, точно неизвестно, хотя большинство ученых склоняется к мысли, что его окончательный вариант относится к I веку н.э. Чарака, объединивший в своей работе множество самых значимых трудов по медицине и свой личный опыт, считал себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд - его пратисамкрита - переложением. Но текст и судьба “Чарака Самхиты” говорят об авторе как о незаурядной личности и яркой фигуре в мире науки. Дело в том, что Чарака жил в то время, когда труд Агнивеши был довольно широко распространен. Некоторое время они существовали параллельно, но трактат Агнивеши со временем был забыт, а строки “Чарака Самхиты” стали учебником, которым и по сей день пользуются тысячи учеников Аюрведы. “Чарака Самхита” - это подробное описание методов обследования, диагностики и лечения различных заболеваний, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур - панчакармы, основоположником которой считают Чараку, и рецептуры многочисленных лекарственных составов. Здесь содержатся подробные предписания о том, как применять, собирать, правильно сочетать и готовить лекарственные средства. В трактате перечислено более 500 наименований лекарственных средств растительной, минеральной и животной природы, подробно классифицированных на 50 категорий согласно теории пяти первоэлементов и их терапевтическому действию.
Какова, согласно Чараке, природа человека? “Человек состоит из шести сутей (дхату) - земли, воды, огня, воздуха, эфира и Божественной энергии. Земля - это облик человека, вода - его влага, огонь - его тепло, воздух - прана, эфир - его аура, а его внутренняя сущность - Любовь. Как проявляется Творец в этом мире, так проявляются в человеке ум, речь, ярость, щедрость, счастье, красота, увлеченность и все чувства... Тамас — ослепление человека, свет - его знание. И тот, кто видит в себе весь мир, а себя - во всем мире, владеет истинным разумом. Поистине, тот, кто видит в себе весь мир, знает, что он сам порождает свое счастье или несчастье” (Шарирастхана, 5. 1-7).
От действий человека зависит его благополучие, знание или неведение, здоровье или болезнь. Человек живет множество раз, и смертен он также многократно. Он многократно рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от неведения, и от ряда перевоплощений и от телесных недугов. “Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени - вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней - в подобающем использовании разума и чувств, и уважение времени. Действия в добродетели приводят к счастью, а в невежестве и страсти – к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются... Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падет жертвой болезней”. (Шарирастхана 2.39-47)
Чарака предупреждает об опасности техногенного развития цивилизации и последствий, которые может породить неправедность человека. “Коренная причина всех нарушений - неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми”. “Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели - честность, скромность и праведность”. Там “приходят в ненормальное состояние воздух и огонь; и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней” (Виманастхана, 3.- 6,20,4).
Аюрведа, согласно Чараке, это знание, предназначенное для всех, хотя цель ее изучения может быть разной в зависимости от нрава и рода занятий людей: “Аюрведу следует изучать: брахманам — чтобы нести благо всем живым существам, правителям — чтобы защитить себя и свой народ, торговым людям — чтобы достичь процветания. Все могут изучать ее ради обретения добродетели, пользы и удовольствия” (Шарирастхана 1.82-85.).
Вторым из главнейших трактатов Аюрведы считают Сушрута Самхиту. Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой Старшим, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова - секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера - способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно лишь предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции. На рубеже I-II веков н.э. Сушрута Младший, названный своими родителями в честь великого ученика Дханвантари, восстановил, записал и дополнил трактат. Сушрута Младший был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он основал школу, в которой сотни учеников постигали науку Шалья-чикитсы. Существует множество исторических свидетельств того, что школа Сушруты славилась далеко за пределами Индии.
"Сушрута самхита" - это знание о предназначении человека на Земле и о важности сохранения здоровья, независимо от того, зачем оно нужно - для наслаждений этой или следующей жизнью, или для достижения Бога. Здоровье – это естественное и совершенное состояние человека, основой которого является согласованное единство человека и Вселенной, сознания и тела. Исток всякой болезни – разрушение этого единства, начинающееся прежде всего с сознания, с мысли.
Силы и способности организма, которые дают ему жизнь и поддерживают его процессы, — это микрокосмические двойники сил, которые составляют и поддерживают Вселенную. Вселенная и человек едины, и что применимо к макрокосму, применимо и к микрокосму. Разрывая связь с окружающим миром, человек нарушает равновесие “внутреннего” и “внешнего”, и остается в одиночестве. Каждая клетка нашего тела – целый мир, который способен строить, разрушать, поглощать. За одной клеткой стоит группа клеток, образующая организм. Функционирование всех клеток скоординировано, они находятся в гармонии друг с другом, и все наши органы действуют слаженно. Каждый элемент входит в состав более крупного и столь же совершенного образования, но при этом более крупное образование не ограничивает более мелкое. Так формируется и вся космическая реальность. Меньшее, большее и еще большее связаны друг с другом так, что нарушение чего-то одного влечет за собой нарушение всего остального.
Теряя ощущение родства со всем сущим, нарушая нравственные принципы, переставая стремиться к познанию, творчеству, заботе о других, человек отделяет себя от источника силы, питающего его здоровье. Неведение в вопросах питания и гигиены приводит его к недомоганиям этой жизни, а неведение смысла жизни и правильных средств его осуществления может стать причиной болезней и несчастий, продолжающихся в будущих существованиях. Если человек думает, что его жизнь ограничена телом и целиком зависит от внешней среды, если он думает, что его окружает враждебный мир, наполненный вирусами, стрессами и конкурентами, он становится гораздо более уязвим для заболеваний. Неверное понимание своей природы, отождествление себя с телом или должностью, приверженность искаженному мировоззрению становятся питательной средой для недугов.
Плотное и тонкое тело человека связано со Вселенной бесчисленными каналами. Сушрута упоминает артерии (дхамани), вены (сира), лимфатические сосуды (расаяни), мельчайшие капилляры (расавахини), полости (асайя) и пространства внутри тела (шарирачхидра). Тело человека буквально сплетено из таких каналов. Описывая их, Сушрута упоминает и каналы нади, относящиеся не к плотному, а к “тонкому” телу. Каналы нади (которые можно дословно перевести как "ток") обеспечивают постоянную связь человека со Вселенной и связывают между собой так называемые жизненные точки или мармы - особые зоны как плотного, так и тонкого тела. Согласно “Сушрута самхите” марма – это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал – мышц, сосудов, связок, костей и суставов, являющееся также проекцией информационных и энергетических каналов (стхула и нади). На тонком плане марма зоны связаны с первоэлементами Вселенной - стихиями “земли”, “огня”, “воды”, “воздуха” и “эфира”. Сушрута перечисляет 107 марм, описывает их местонахождение, название, номер, размер, классификацию, признаки прямого и полного повреждения, последствия тяжелого повреждения и симптомы при слабом повреждении точки.
Движение веществ, энергий и жизненного воздуха по каналам тела похоже на плавное течение реки. Но что происходит, если это течение нарушает сильный ветер, если потоку преграждает путь нагромождение камней, если сильная жара высушивает реку? Если в марма зонах накапливается энергия, она препятствует свободному течению энергии по каналам. Если движение по каналам тела затрудняется или прекращается, в них начинают скапливаться яды, например, отмершие клетки и жир в виде “бляшек” на стенках кровеносных сосудов. Скопившись в одном месте, яды начинают распространяться по другим, свободным каналам, которые перестают выполнять свою непосредственную работу и портятся. В том месте, где "испорчены" все три доши, развивается патология и, как любое живое существо, начинает бороться за выживание. В стремлении выжить в неестественных условиях клетки создают независимую подсистему, не согласованную с космическим ритмом. Так возникает болезнь - физическая или умственная, поскольку болезнь ума - это тоже создание собственной реальности, не согласованной с более крупной системой.
Кроме описания теории марм, трактат Сушруты знаменит уникальным описанием и классификацией хирургических инструментов. В названии инструментов упоминаются львы, медведи, тигры и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих животных обращался умелый хирург, приступая к операции. Таким образом Сушрута описал сто двадцать пять различных инструментов, и разрешал хирургам изобретать новые инструменты для нужд каждого отдельного случая. Исследователей, воспроизводящих описанные Сушрутой хирургические инструменты, поражает их полное соответствие современным достижениям медицинской техники.
В VI веке появилась еще одна удивительная личность. Это был Вагбхата, создатель “Аштанга Хридая самхиты”, или восьмеричной тантры, которая до нашего времени является универсальным учебником аюрведической медицины. Вагбхата в своем каноне объединил все направления Аюрведы, и сыграл для ее развития почти такую же роль, что и Дханвантари, некогда принесший на Землю эту науку.
Вагбхата родился в Синдхе в семье вайдъев; его отец, Симхагупта, был очень известным аюрведическим специалистом, заслуживший титул “вайдьяпати”. Лекарственные рецепты и терапевтические методы, создателем которых считается Симхагупта, упомянуты во многих позднейших трактатах. Дядя Вагбхаты, Равигупта, был прославленным врачом и автором медицинского канона “Сиддхасара”. Вагбхате с ранних лет были открыты секреты Аюрведы - отец учил его правилам сбора растений в соответствии с местом и временем (лунным и циркадным ритмами), а Вагбхата помогал отцу готовить лечебные порошки и бальзамы. Позднее он был отдан на обучение духовному наставнику, известному аюрведическому врачу Авалоките, под руководством которого изучал философию, астрологию и аюрведическую натуропатию. Авалокита очень сильно повлиял на формирование мировоззрения Вагбхаты. Сам он был рожден в брахманской семье, но исповедовал буддизм, и в своем мировоззрении старался не следовать жестким рамкам. Вагбхата в своем духовном развитии прошел тот же самый путь.
Однажды, когда Вагбхата уже был практикующим врачом, тяжело заболела дочь правителя Синдха. Многие известные целители брались за ее лечение, но не добивались успеха. Принцесса постепенно угасала. Тогда во дворце появился Вагбхата. Установив диагноз редкого заболевания, он приступил к лечению принцессы и через две недели поднял ее на ноги. Правитель, уже не веривший в выздоровление дочери, был настолько счастлив, что подарил Вагбхате часть своего царства. В пятидесяти километрах к северу от современного Хайдарабада, в округе Карачи (Пакистан), по приказу царя был построен город Махаджанху, ставший столицей царства Вагбхаты. С этого времени его стали именовать титулом “Раджариши”, о чем упоминают комментаторы Джеджата, Нишчалакара и Д.Ч. Бхаттачарья. Махаджанху стал центром изучения Аюрведы. Ученики Вагбхаты собирали и переписывали все известные каноны арийской и дравидийской медицины, которые затем были собраны в библиотеке Хайдарабада. Почти все эти сокровища (около 80%) погибли в огне пожара во время мусульманского нашествия в XIII веке. Тысячи студентов обучались Аюрведе в Махаджанху. Сюда были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии. Фактически Вагбхата создал уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство. Эта удивительная страна просуществовала только около сорока лет. После вторжения саков Махаджанху была разрушена, а Вагбхата бежал в город Уджайну, где жили такие прославленные поэты и ученые, как Калидаса и Варахамихира.
Имя Вагбхаты связано и со знаменитым Наландским университетом, обучаться в котором съезжались студенты со всех стран мира. В этом университете Вагбхата провел шесть или семь лет жизни, и, возможно, именно здесь он начал записывать свой знаменитый труд “Аштанга Хридая Самхиту”. Написание канона он закончил в Керале, городе, находящемся в Южной Индии, где провел последние годы жизни. Там же он стал основателем восьми медицинских династий традиции Аштавайдья, каждая из которых занималась развитием одного из восьми разделов Аюрведы. Династии врачей при лечении болезней опирались главным образом на “Аштанга Хридая самхиту”. Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только наследники этих медицинских династий, но и дети других брахманских семей. Эта традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более, чем где-либо в Индии. “Аштанга Хридая самхита” это не только прославленный классический труд Аюрведы, но и связующая нить между индийской и тибетской традициями, поскольку она стала основой знаменитого тибетского трактата “Чжуд Ши”.
Еще один древнейший труд представляет педиатрическое направление Аюрведы и называется “Кашьяпа Самхита”. Написанный мудрецом Кашьяпой, он представляет собой подробнейший свод предписаний по родовспоможению и уходу за матерью и новорожденным и указания по воспитанию детей.
I-IX столетия стали “золотым веком” классических трудов Аюрведы. В это время был создан знаменитый трактат по диагностике “Мадхава нидана”, подробнейший словарь лекарственных средств “Бхавапракаша нигханту” и “Шарнгадхара самхита”, описывающая классическую аюрведическую практику пульсовой диагностики. Свое развитие в трактатах и комментариях получили хирургическая, терапевтическая и педиатрическая традиции Аюрведы, появились работы, посвященные марматерапии, были созданы труды, посвященные лечению не только людей, но и животных. Но примерно с XIV-XV столетий в развитии Аюрведы наступил серьезный кризис и ее письменная традиция практически прервалась вплоть до XX века, когда знания древних ариев оказались как нельзя более востребованными.
(по И.И.Ветрову)