Состояние тяжести и легкости на душе

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Ислам

#1 Марианна » Вт, 18 июня 2013, 1:33

О ТЯЖЕСТИ И ЛЕГКОСТИ НА ДУШЕ (СОСТОЯНИЯ КАБД И БАСТ)

Приходилось вы когда-либо вам испытывать тяжесть на душе, стеснение в груди, отсутствие настроения? А чувствовали ли вы когда-нибудь невероятную легкость на сердце, мощный подъем душевных сил, внутреннюю радость?

«Что за глупый вопрос, и то и другое и не один раз переживает каждый человек в своей жизни» скажете вы и, конечно же, будете правы. А как насчет такого вопроса: в чем, собственно, действительная причина подобных ощущений? Ведь не всегда упадок или подъем сил можно истолковать какими-то видимыми или объяснимыми причинами. Хотя, конечно, у нас падает настроение, когда что-то случается дома или на работе, когда происходят ссоры в семье или с кем-то повздоришь. Тогда как настроение наоборот поднимается, когда у нас происходит радостное событие: рождение ребенка, приезд близкого человека, получение премии и так далее. Однако бывает и такое, что на душе тяжело, хотя все вроде бы и в порядке; или же у человека куча проблем и вопросов, но он бодр и энергичен. Есть ли объяснение подобным явлениям в исламе? Мне кажется, многие в своей жизни не раз задавались подобными вопросами и хотели бы услышать ответ.

Кабд и баст. В действительности ислам дает объяснение этим явлениям, также как и многим другим. На самом деле тяжесть в душе и подъем сил ничто иное как проявление таких имен Всевышнего как аль Кабид и аль Басит. Эпитет аль Кабид происходит от слова кабд: сжатие, стискивание, сжимание в руке; тогда как имя аль Басит образовано от слова баст: разжимание, раскрывание, раскрытие ладони. В Коране сказано: «Аллах сжимает (якбиду) и отпускает (ябсуту)» (сура Бакара, 2/245). По сути дела все, что происходит во внешнем мире и внутри нас (также как и мы сами) является проявлением тех или иных имен и качеств Аллаха. Как говорил ибн Араби: «Сущий мир суть непрерывное и непрестанное проявление качеств Аллаха». Или как говорил имам Раббани: «Этот мир тень тени тени качеств Аллаха».

Причины возникновения состояния кабд. Известно, что Аллах ничего не делает впустую и напрасно, даже если мы и не можем, иной раз, это оценить. Соответственно ощущение внутренней тяжести и стеснения в груди возникает у людей не просто так. Иной раз это может быть следствием неправильных/неправедных действий, слов, мыслей и чувств самого человека. Иной раз это наказание за то, что человек не соответствует тому уровню (духовности, познания Всевышнего, прозрения) на котором он находится. Иногда это ощущение груза ответственности и сожаления о том, что люди никак не хотят познать истину, как было в случае с нашим пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Хотя, конечно, нередко бывает и так, что это Аллах подвергает своего раба испытаниям без видимых причин. Очень многое зависит от состояния самого человека: степени его духовного развития, понимания, осознания, силы веры и убежденности. Следует отметить, это состояние более ясно и четко проявляется у тех, кто живет с верой в Господа и старается к Нему приблизиться. Верующие люди, собственно, не только по-другому ощущают, но и по иному воспринимают и относятся к такого рода ощущениям.

Действия, которые необходимо принимать в этом состоянии. Если нас, на каком-то этапе жизни постигает состояние кабд (внутреннее сжатие, стискивание), то ученые рекомендуют делать следующее: во-первых, следует понимать и верить, что все от Аллаха, а значит это состояние проходящее. Во-вторых, вполне возможно, что мы сами послужили причиной возникновения такого состояния своими грехами и ошибками. Соответственно, следует делать тауба (покаяние) и истигфар (прошение прощения). В третьих, это состояние суть испытание на прочность, терпение и стойкость; причем иной раз оно может проходить на пределе наших возможностей. В этой связи, имеет смысл искать дополнительные «духовные ресурсы». В этой вопросе каждый, скорее всего, найдет то решение, которое более всего подходит персонально ему. Для кого-то выходом будет отдалиться на некоторое время от общества, предаться поклонению и размышлениям. Кто-то, наоборот, предпочтет больше и чаще стараться общаться с братьями по вере, и искать добрых наставлений и наказов. Другие найдут свою отдушину в усердном поклонении и радениях. Конечно, ученые мужи не предлагают нам таких, не приличествующих мусульманину, решениях как: «напиться и забыться», «пойти развлечься» и т.п. Хотя, к сожалению, большинство людей поступают именно так.

Преимущества и издержки «кабда». Как уже говорилось, Аллах ничего не делает зря. Подвергая нас этому состоянию, Он либо наказывает нас за грехи, либо испытывает нас на прочность либо выводит нас из состояния беспечности. Все это имеет как свои плюсы, так и свои издержки; определяющими здесь будут позиция и действия самого человека. Более того, есть ученые, которые считают, что состояние кабд в большинстве случаев несет больше преимуществ, чем состояние баст (легкости, душевного подъема). По их мнению, в состоянии кабд верующий человек более всего склонен обращаться к Всемогущему, молить и просить. Другие словами, состояние внутренней тяжести и стеснения, в итоге усиливают связь между рабом и его Господом. Тогда как в состоянии радости и легкости даже верующий человек больше склонен упиваться этим чувством радости и впадать в беспечность. Конечно, состояние внутреннего стеснения, мягко говоря, некомфортно. В этом состоянии человек может, иной раз, совершать опрометчивые и необдуманные действия, стремясь выйти из этого состояния; не говоря уже о том, что снижается активность человека и падает его продуктивность. Мне, время от времени, приходится слышать от некоторых мусульман, что, мол, пропало рвение, даже намаз не хочется совершать, делаешь все как из - под палки… Так вот, как говорят ученые, все это как раз и есть проявление того самого состояния кабд: Аллах проверяет будем ли мы совершать намаз, когда нам этого делать не хочется, станем ли мы совершать предписанное в состоянии отсутствия рвения. Причем, что касается конкретно намаза, по мнению ученых, еще неизвестно, какие намазы более ценные и более вознаграждаемые: те, что совершены в состоянии рвении, иле те, что совершены в состоянии внутреннего упадка; ведь во втором случае вознаграждение идет еще и за преодоление самого себя, своего «не хочу». Поэтому правильное понимание и правильный подход крайне важны для того, чтобы не просто «перетоптаться» в этом состоянии, а выйти из него достойно и получив преимущество.

Немного о состоянии баст. Как, наверное, уже заметил внимательный читатель, хотя статья посвящена обоим состояниям: кабд и баст, речь, все же, больше идет про кабд. Такой акцент не случаен, ведь нас больше беспокоит состояние, когда тебя словно сжимает и стискивает; тогда как состояние радости и подъема обычно мало кого беспокоит. Я предпочел фразу «мало кого беспокоит» вместо «никого не беспокоит», потому что есть все же люди, которые начинают беспокоиться, стоит им только почувствовать подъем, хотя таких, наверное, крайне мало. Так или иначе, баст - это состояние, когда человек ощущает легкость, мощный внутренний порыв, подъем душевных сил. Как и в случае с состоянием кабд, состояние баст может иметь видимые причины и предпосылки, а может и не иметь. В действительности же, по мнению ученых, состояние баст имеет гораздо больше издержек, чем состояние кабд. Согласитесь, когда человеку хорошо он расслабляется и радуется своему состоянию. Подобное отношение приводит к тому, что человек впадает в беспечность (речь, как и раньше, идет все же о верующих мусульманах), начинает видеть причину своих успехов и достижений в себе; теперь он гораздо меньше обращен к Господу. И если человеку естественно молить и взывать к Господу, когда ему плохо, то когда ему хорошо только железная воля может заставить обратиться к Аллаху с покаянием и мольбой. Кто-то, возможно, скажет: «погодите, какое покаяние и мольба, когда человеку хорошо?!» А можем ли мы быть уверены, что этот подъем не отстранит нас от поминания Аллаха или же не станет причиной, в результате наших неправедных действий, предметом сожалений и раскаяний? А как насчет того, что в суре Наср (Победа) сказано: «Когда придет к тебе помощь Аллаха и победа, и ты увидишь людей входящих в религию Аллаха сонмами; восславь же своего Господа восхвалением и проси прощения, ведь поистине Он – Принимающий покаяния». Давайте задумаемся: вот пришла помощь Аллаха, мусульмане вошли, наконец, в Мекку, люди толпами начали принимать Ислам… Казалось бы надо радоваться и ликовать, а Аллах говорит: «Восславь своего Господа, будь благодарным, проси прощения?!» Не иначе как Аллах хотел преподать урок своему пророку, а на его примере и всем нам. Не секрет, что когда дела идут хорошо и все получается, люди начинают терять бдительность и осторожность: перестают ощущать свою потребность в Господе, начинают приписывать успехи себе, а в запущенных случаях даже начинают считать себя источником успехов и достижений, пропадает смирение и покорность по отношению к Аллаху… Конечно, все, вышеперечисленное, не о пророке. Однако через пророка должно было показать пример всем остальным, и Аллах сделал свое наставление, а пророк показал пример того, как нужно вести себя подобных ситуациях. Вот и получается, что когда у нас все хорошо и дело спорится, нужно являть еще большее смирение и скромность в отношении Аллаха, восславлять Его восхвалением и просить прощения. Ведь ни у кого из нас нет гарантии, что сегодняшний успех и достижения не станут первым шагом к завтрашнему краху и падению во всех смыслах этого слова. Не зря Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) видя перед собой богатые трофеи, привезенные с Персии, говорит: «Я опасаюсь того, что это может стать истидраджем». (Истидрадж – наделение Аллахом грешников и неверных множеством благ в отсутствие заслуг и правоты с их стороны с целью увеличить их греховность и неверие, чтобы потом обрушить на них Свой гнев и наказание). Подобный подход мы видим и на примере Тарика ибн Зийада, победоносного завоевателя Андалузии: когда он вошел в сокровищницу дворца короля франков и увидел груды золота, серебра и драгоценностей; он наступил на них ногой и сказал, обращаясь к себе: «Тарик! Еще вчера ты был берберийским невольником, а сегодня ты – победоносный полководец, а завтра будешь гнить в сырой земле. Не забывайся!» Воистину, это достойные ученики своего учителя!

Хауф и раджа v.s. кабд и баст. Иной раз кабд и баст путают с несколько иными понятиями хауф (страх) и раджа (надежда). Хотя хауф и раджа могут вызывать у человека сходные ощущения подавленности и подъема, по мнению ученых это все же разные понятия. Наверное, следует напомнить читателю, что страх и надежда - это два противоположных и взаимоуравновешивающих друг друга фактора, между которыми и располагается наша вера (иман). Хотя тема страха и надежды, а также влияние, которое они оказывают на веру человека, заслуживает отдельного рассмотрения и, как минимум, отдельной газетной статьи, здесь я предельно коротко обозначу основные положения. Итак, в своей вере мы должны опирать и на страх и на надежду (хауф и раджа). Другими словами, наша вера предполагает, что мы должны страшиться таких вещей как потеря веры, заблуждения, искушения шайтана, наказание Всевышнего… Одновременно мы должны питать надежду в отношении таких вещей как помощь Аллаха, Его милосердие, всепрощение. Причем оба этих фактора должны быть сбалансированы таким образом, чтобы наш страх не приводил к отчаянию и потере надежды, а надежда не ввергала бы нас в состояние беспечности и расхлябанности. Всем известно, что страх вызывает внутреннее напряжение, тогда как надежда вызывает ощущение легкости. Однако страх вызывает ощущение беспокойства о будущем, а надежда пробуждает внутреннюю приподнятость от грядущих хороших перспектив; тогда как кабд - это стеснение и тяжесть на сердце уже здесь и сейчас, а баст - это легкость и душевный подъем в данный момент. Испытывать страх и питать надежду в руках самого человека, тогда как входить в состояние кабд и баст чаще всего нет. Хотя, конечно, иной раз человек может отчасти способствовать возникновению того или иного состояния, но это в гораздо и гораздо в большей степени напрямую зависит от Аллаха.

Кабд и баст как две стороны одной медали. Хотя эти два состояния кажутся противоположными друг другу, однако на деле все обстоит несколько иначе. Во-первых, эти два состояния как бы оттеняют друг друга. Одно состояние помогает лучше ощутить и оценить другое. Поэтому можно, наверное, даже говорить о неком единстве противоположностей. Во-вторых, одно состояние очень часто приходит после другого. Не зря, наверное, в суре Инширах (Раскрытие или Облегчение) говорится: «Воистину, с трудностью легкость. Поистине, вместе с трудностью – облегчение». Многим из нас приходилось в своей жизни, причем и не раз, сталкиваться с тем, что после поры невзгод и печалей приходила радость, и наоборот. В этом, видимо, мудрость земного испытания: Аллах проверяет, как мы себя будем вести в самых различных ситуациях: в горести и печали, в радости и веселье, в богатстве и в бедности, в сытости и в голоде… Таким образом, тестируется наша вера, наше терпение, стойкость, умение ждать и уповать на Всевышнего. Поэтому состояния кабд и баст можно рассматривать как некий важный инструмент в деле выявления наших возможностей и способностей. Конечно, все это имеет смысл и целесообразность лишь только при рассмотрении через подобную призму. А если рассматривать жизнь в этом мире как место получения удовольствий и наслаждений, то все вышесказанное во многом теряет свой смысл: хочется радости, веселья, легкости и совершенно не хочется тяжести в душе, стеснения в груди и внутреннего упадка. В соответствии с этим, изложенное выше не для всех может оказаться полезным или даже здравым, но братья и сестры по вере, хотелось бы надеяться, почерпнут что-то полезное и новое для себя. А для кого-то это, возможно, станет напоминанием.
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца


#3 Brittany » Вт, 18 июня 2013, 9:19

Марианна, пасип!)) интересная статья.
Любопытно то, что я пришла примерно к тому же не так давно. Вот только словами выразить не могла - всё на уровне ощущений.
Brittany
Аватара
Сообщения: 80340
Темы: 563
Зарегистрирован: Вт, 30 мая 2006
С нами: 17 лет 9 месяцев
О себе: июль

#4 Марианна » Вт, 18 июня 2013, 9:24

Nora, :smile: я тоже позавчера на эту тему размышляла и примерно к тому же пришла, статья только подтвердила.
Марианна F
Автор темы
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца


Вернуться в Религии и духовные традиции: Ислам

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php