Офтопить не хочется .Поэтому вывожу топиком .Тема по моему интересная ,не простая и важная .
Зацепился я вот за это выссказывание .
Сразу вспомнился Невзоров ,который выводит говорящих лошадей ,но пока не преуспел .....почему то .Марк Омаров писал(а):
что у буддистов есть коан - присуща ли собаке природа Будды? Т.е. имеет ли собака внутри себя Божью искру? Да. И когда-нибудь собака путем эволюции сама станет подобной Богу.
Впрочем это всё курьёзы .
Но я бы начал именно с простой дефиниции предложенной Марком .
Вопрос.
Чем отличатся "божья искра" от "природы Будды"?
Самое лучше образное описание божьей искры(в смысле предложенном выше Марком ) ,на мой взгляд,встречается у Пелевина .
Пелевина сложно цитировать .Мы сразу цепляем что то новое и нужное– Бог в этой апории является казнящим и казнимым, но не только. Он является толпой вокруг эшафота, самим эшафотом, топором, каплями крови на топоре, базарной площадью, небом над базарной площадью и пылью под ногами. И, разумеется, он является этой апорией и – самое главное – тем, что сейчас ее слышит…
В конце приводимой под спойлером цитате ,если интересно можно обратить внимание на тождество КОАН=АПОРИЯ .
Это момент важный технологически .
- Спойлер
- – Меня в сикхизме привлекают не его внешние атрибуты. Меня восхищает его духовная сторона, особенно бесстрашие перехода от опоры на живых учителей к опоре на книгу.
– Но ведь так же обстоит и во многих других религиях, – сказал он. – Просто у нас вместо Корана или Библии – Гуру Грант Сахиб.
– Но нигде больше к книге не обращаются как к живому наставнику. Кроме того, нигде нет такой революционной концепции Бога. Меня больше всего поражают две черты, которые радикально отличают сикхизм от всех остальных религий.
– Какие же?
– Во-первых, признание того факта, что Бог создал этот мир вовсе не с какой-то возвышенной целью, а исключительно для своего развлечения. На такое никто до сикхов не отваживался. И, во-вторых, богонаходительство. В отличие от других систем, где есть только богоискательство.
– А что это такое – богоискательство и богонаходительство?
– Помните эту апорию с казнью на площади, которая часто приводится в комментариях к сикхским священным текстам? Кажется, она восходит к гуру Нанаку, но полной уверенности у меня нет.
Сикх выпучил коричневые глаза и сразу сделался похож на рака.
– Представьте себе базарную площадь, – продолжала я. – В ее центре стоит окруженный толпой эшафот, на котором рубят голову преступнику. Довольно обыкновенная для средневековой Индии картина. И для России тоже. Так вот, богоискательство – это когда лучшие люди нации ужасаются виду крови на топоре, начинают искать Бога и в результате через сто лет и шестьдесят миллионов трупов получают небольшое повышение кредитного рейтинга.
– О да, – сказал сикх. – Это огромное достижение вашей страны. Я имею в виду улучшение кредитного рейтинга. А что такое богонаходительство?
– Когда Бога находят прямо на базарной площади, как сделали учителя сикхов.
– И где же он?
– Бог в этой апории является казнящим и казнимым, но не только. Он является толпой вокруг эшафота, самим эшафотом, топором, каплями крови на топоре, базарной площадью, небом над базарной площадью и пылью под ногами. И, разумеется, он является этой апорией и – самое главное – тем, что сейчас ее слышит…
Я не уверена, что такой пример можно назвать апорией, поскольку в нем нет неразрешимого противоречия – хотя, может быть, оно как раз в том, что Бога находят посреди крови и ужаса. Но у сикха этот термин не вызвал возражений.
Совсем иначе обстоит дело с природой Будды
Природа будды, согласно буддийской доктрине, обусловливает возможность объекта или существа (саттва) достигать состояния буддовости, просветления.
- Спойлер
- Природа будды (санскр. बुद्धधातु, Buddha-dhātu IAST, кит. упр. 佛性, пиньинь: fó xìng) — одна из важнейших буддийских доктрин, в основном характерная для махаянских школ, и особенно для школ дальневосточного буддизма.
Природа будды, согласно буддийской доктрине, обусловливает возможность объекта или существа (саттва) достигать состояния буддовости, просветления. Она имеет смысл только для существ и объектов, обладающих сознанием, а в соответствии с более конкретным определением — способных испытывать страдания. Философия буддизма считает природу будды, присущую существам, имманентной, изначальной, несозданной и неразрушаемой; в сущности, она является нирваной (освобождением), скрытой в потоке сансары (страданий).
Данная доктрина тесно связана с буддийской доктриной Так Приходящего (Татхагатагарбха), опирающуюся на понятие Дхармадхату (санскр. धर्मधात), непреходящего основания всех вещей и явлений.
Отсюда мы можем предположить что само устройство человека ,именно человека предназначено для этого.
5 пальцев на руках или вертикальная ось позвоночника именно этой цели и служит .
Возможность состояния буддовости ,предполагает конструкцию в которой Бог себя осознаёт ,или взаимодействует или как угодно ,но здесь мы выходим на понимание другой интересной цитаты
Подобие очевидно и есть возможность буддовости ,просто потому что буддовость не уместилась бы в человеке если бы конструкция для этого не предназначаласьБог создал людей по своему подобию
=========
Теперь продолжим разбор предлагаемых тезисов по христианской традиции .
"Искра божья"-бог отец
"Природа будды"-бог сын
Достижение состояния буддовости -дух святой (правдо только относительно сына ,полагая что понятие Духа выходит за эволюционные рамки ,впрочем не знаю.)
==========
Вывод .
Смысл этого коана (или апории ?)
медитативная (или размышление ?)фиксация на разнице между человеком и собакой .
Убрав тождественное -останется природа Будды .
http://advaitaworld.com/blog/zen/1368.html
Вот это описание коана наиболее близко к изложенному выше .